"Падежные окончания имен существительных", 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Волкова Ирина Петровна

Урок построен на основе принципов здоровьесбережения. Ситуация общения позволяет каждому ученику, независимо от его подготовки к уроку, проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы  (предложенные ключи-подсказки, выбор творческого задания). на уроке используются различные формы работы: коллективная, парная, самостоятельная, групповая. Чередование видов деятельности (эвристическая беседа, работа с кластером, цифровой диктант со взаимопроверкой, инсценирование, комментированное письмо, декодирование текста, словарная работа, творческое задание) способствует снятию усталости и активизирует познавательную деятельность учащихся. Здоровьесбережению способствует и использование на уроке приёмов технологии встречных усилий (лови ошибку, кластер, театрализация).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon padezhnye_okonchaniya.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 5 классе

Аттестуемый педагог (ФИО)___Волкова Ирина Петровна___________________________

_____________________________________________________________________________

Предмет________русский язык__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Возраст учащихся: класс (группа)          5 класс МБОУ СОШ №3 города Кузнецка

Тема: Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 – го склонения 

           

Тип урока:  урок обобщения  и систематизации знаний. 

                      Экскурсия в аптеку

Общедидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Цели урока:

1.  образовательные: 

  • создать условия для закрепления знаний учащихся о типах склонения имён существительных и их падежных окончаниях; способствовать формированию умения определять склонение и падеж существительных ед. числа;
  1. развивающие 
  • способствовать формированию коммуникативной компетентности через  составление высказываний с помощью опорных слов,  схем, комментированное письмо, работу с диалогом в парах и театрализацию; формированию социальной компетентности  в процессе заочной экскурсии в аптеку;
  • способствовать расширению кругозора учащихся.
  1. воспитательные
  • способствовать формированию у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, добиваться осознания  учащимися, что лекарственные препараты применяются по назначению врача.

Оборудование:  средства мультимедиа, презентация, динамическая схема «Типы склонения существительных», карточки для комментированного письма,  конверты с разрезанным на реплики диалогом для работы в паре, баночка с витаминами для проведения физкультминутки.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний
  3. Основной материал ( новые сведения)
  4. Применение знаний.
  5. Итог урока
  6. Рефлексия

Ход урока

                Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Настрой

2  Лови ошибку: падеж и вопросы

Кто догадался, с чем мы сегодня будем работать?

Но не только

Проверка готовности учащихся  к уроку

2. «Зарядка для ума» и  орфографическая минутка. Слайд 3 

- Сегодня у нас необычный урок, мы с вами отправимся на экскурсию. А  вот куда? Об этом вы узнаете, решив задачу:    

ЗДАОРПТОВЕЬЕКА    

- Прочитайте 2 зашифрованных слова: 1-е обозначает состояние человека, 2 - е – медицинский  пункт.

- Запишите слова в тетрадь, поставьте в них ударение, подчеркните безударную гласную.

- Можно ли проверить написание безударных гласных?

- Как связаны эти  слова?

-Как говорится в стихотворении С. Михалкова «Чудесные таблетки»:

Для больного человека

Нужен врач, нужна аптека.

Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в аптеку. Слайд 4

3. Работа со схемой (кластером)

- Итак, мы подходим к аптеке, а на дверях вместо расписания работы  схема, которую надо восстановить. Слайд 5

( На магнитной доске хаотично расположены карточки:    

На слайде появляется восстановленная схема.

Ребята, с чем еще нам предстоить работать?

- Итак,  входим в аптеку. И что же мы видим? Слайд 6

Входишь – чисто и светло.                                  Всюду мрамор и стекло

За стеклом стоят в порядке                                 Капли, мази, порошки –

От коклюша, от ангины,

От веснушек на лице,

И, конечно, витамины –

Витамины: «А», «В», «С»!

( На слайде в режиме слайд – шоу представлены фото аптеки изнутри)

4. Цифровой диктант. Слайд 8

- Определите, к какому склонению  или же множественному числу относятся имена существительные и запишите цифрами.  (на слайде появляется цифровой шифр для диктанта)

- Капли, микстура, мазь, вата, бинт, таблетки, пластырь, смесь, витамины (на слайде меняются фото медицинских  средств, учитель называет их)

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте запись с помощью ключа. Поставьте на полях цифру, соответствующую количеству допущенных ошибок.

Ключ: 4 1 3 1 2 4 2 3 4  (Ключ появляется на сладе)

Хорошо, с этим заданием мы справились. молодцы

Ребята, а зачем нам нужно знать падежи и склонения?

Слайд 9

- Да, в аптеке  можно купить средства почти от всех болезней.

Но нельзя сказать  врачу:

 - Дайте средство мне от лени!

 От «могу, но не хочу»!

 (открывается название лекарства «Отленин»)

Хорошо бы это средство

Побыстрей изобрели.

Чтобы все лентяи с детства

Принимать его могли.

- Как вы думаете, как получилось такое название лекарства?

6.  Работа с поговоркой

- Пока такого средства нет, будем сами бороться с ленью. Прочитайте на слайде народную мудрость: «Болезнь хуже лени». (По щелчку)  Найдите ошибку и обоснуйте свой ответ 

- Действительно, правильно говорить: «Лень хуже болезни» (По щелчку)  Запишите это предложение в тетрадь.

7.Динамическая физкультминутка:  «Витамины»

 Детям предлагается представить себя витаминами и выполнить их движения. Учитель  выполняет манипуляции баночкой с витаминами,

Трое учащихся восстанавливают схему у доски, остальные в тетради

Учащиеся у доски озвучивают схему.

Учащиеся внимательно слушают учителя, смотрят фотографии на экране

Дети делают запись в тетради в соответствии с цифровым шифром

Учащиеся осуществляют взаимопроверку

Дети предлагают свои варианты названия лекарства

Дети имитируют движение витаминов в баночке. (Вращения корпуса, прыжки на месте)

III. Основной материал.

Ребята, мы с вами вспомнили падежи, склонения. А зачем нам надо знать эти грамм категории?

Как можно получить лекарства в аптеке?

- Запомните, большинство лекарств отпускается только по рецепту врача.

Слайд  10. У нас тоже есть рецепт, только в нём не названия  лекарственных препаратов, а правила  правописания. Вы их, конечно, знаете. Расскажите друг другу , если кто-то забыл, вам поможет схема.(на слайде открываются схемы)

1. Работа со схемами в парах, сначала самотоятельно

- Прочитайте первую схему.

- Ко второй схеме поставьте вопросы, начиная со слов: какое?,      в каких? 

Чтобы правильно писать окончания

1 учащийся читает вслух (Существительные 1 склонения в дательном  и предложном падежах и существительные 2 склонения  в предложном падеже имеют окончание Е.)

(Какое окончание имеют существительные 3 склонения в Р., Д., П. падежах? В каких падежах существительные 3 склонения имеют окончание И?)

  1. Применение знаний.

1. Работа по карточкам. 

- а теперь я предлагаю вам составить словосочетания, поставив существительные из скобок в нужном падеже. Обозначьте склонение и падеж. Проверьте окончания по схеме.

-

Прочитайте записанные словосочетания. Где можно встретить эти выражения?

Физкультминутка для глаз. Слайд 11

А сейчас немного отдохнем и последим, что будет происходить на экране. Офтальмотренажёр «Гость из зеленой аптеки»

2.  Беседа.

- Эта бабочка прилетела к нам не случайно. Она принесла нам вести из «Зелёной аптеки». А что называют «зелёной аптекой»? Слайд 12

- Где они растут? (Фото по щелчку)

- Какие лекарственные растения вы знаете?

-  слайд Посмотрите на эти растения, прочитайте названия.

 - Что вы знаете об их лечебных свойствах?

3. Работа с диалогом. Слайд 14

-  Вот и упрямый Фома из стихотворения С. Михалкова очень удивился, когда увидел эти растения. Не  поверив в их лекарственные свойства, он решил расспросить о них аптекаря.

- Составьте диалог Фомы и аптекаря.

- Проверьте, правильно ли вы составили диалог. Слайд 15+театрализация

(индивидуальное задание для пары учащихся, им дается готовый диалог)

- Уважаемый аптекарь, здесь явно ошибка!  Это же сорняк! – воскликнул Фома.

-  Этот сорняк – пастушья сумка. В её семенах  лекарство, которое останавливает кровь.

- А белена? Она же ядовитая!

- Да, но из её листьев готовят средство от боли.

- Ну, а ландыш?

- Из цветов ландыша делают капли. Они помогают при болезни сердца – объяснил аптекарь.  

 

- Что нового вы узнали о лекарственных растениях?

-Подумайте, почему нельзя самостоятельно использовать для лечения лекарственные растения? 

 - Найдите существительное 3 склонения –, стоящее в предложном падеже - 1 вариант, 2 вариант – сущ 3 скл.в родит.падеже

- Просклоняйте названия лекарственных растений (по рядам) 

5. Работа с деформированным текстом. Слайд 17

- А сейчас мы познакомимся с народным рецептом. Расставьте предложения так, чтобы получился текст, и узнайте, из какого растения можно приготовить лекарство от кашля.

 Срезать у неё в.рхушку с хвостик….

  Получится неглубокий горшочек.

  Чёрную редьку хор.шенько промыть.

  Удалить часть мякот..

  Накрыть в.рхушкой – крышк…

  В него положить две ложк.. мёд..

  Принимать по столовой ложк.. перед едой.

  Подождать, когда ре.ька пустит сок и смешается с мёд…

Запишите текст в тетрадь, вставляя пропущенные окончания существительных или на листочках

- Для тех, кто затрудняется, даются глаголы - ключи: Промыть, срезать, удалить, получится, положить, накрыть, подождать, принимать.

6. Творческое групповое задание

- А для тех, кто хочет проявить творчество, у меня есть особое задание – составить рекомендацию по профилактике гриппа «Защити себя от гриппа»

Задание выполняется учащимися с комментированием

Ответы детей

(В рекомендациях по применению лекарственных препаратов)поэтому их надо внимательно читать

Учащиеся следят глазами за движением  насекомого

Ответы детей

(Это лекарственные растения)

     Ответы детей

(в лесу, в поле, на лугах и пустырях)

Ответы детей

Ответы детей

Работа в парах с разрезанным на реплики диалогом

Учащиеся проверяют правильность выполнения задания по слайду

Ответы детей

Двое учащихся у доски обыгрывают составленный диалог

Ответы детей

Ответы детей

Учащиеся находят и называют вслух предложения, проверяют себя по слайду.

Самостоятельная работа учащихся

V. Итог урока. Слайд 19

- Продолжите предложения:

Я узнал…

Мне удалось …

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я могу похвалить себя за

VI. Рефлексия

- На полях поставьте ту отметку, которую, по вашему мнению, вы заслужили на уроке.

- У кого отметка совпала? У кого она выше?

-Я тоже хочу поставить вам отметки за хорошую работу на уроке и угостить вас витаминами. Спасибо за работу на уроке!

Учащиеся высказывают своё отношение к сведениям, полученным на уроке.

Домашнее задание:

  1. - Запишите диалог Фомы с доктором без слов автора (по карточкам с готовым диалогом), найдите  существительные, определите их склонение и падеж

Учащиеся выслушивают инструкцию по выполнению домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок "Написание падежных окончаний имен существительных". 5 класс.

В материале представлен конспект модульного урока....

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных 5 класс

Представлена разработка урока с применением технологии развития критического мышления.Рассмотрен материал об особенностях склонения существительных на -ий, -ия, -ие....

10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Методическая цель урока:  показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Безударные падежные окончания имен существительных»

Конспект урока по русскому языку на тему "Безударные падежные окончания существительных". Комбинированный с использованием программы Smart Notebook....

Дидактические материалы по русскому языку для уроков в классе с полиэтническим составом. Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Дидактические материалы по русскому языку  для уроковв классе с полиэтническим составом.Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных»....