Технологическая карта 7 класс "Обобщение и систематизация О-Ё после шипящих во всех частях речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Абсалямова Айман Утаровна

Место урока в изучаемой теме: Обобщение и систематизация правописания О-Ё в корнях, суффиксах, окончаниях слов во всех частях речи

Цель урока: обобщить в единую систему знания по теме, выработать алгоритм дифференциации О-Ё после шипящих

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta.docx41.01 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Тема урока: Буквы О, Е после шипящих.

Место урока в изучаемой теме: Обобщение и систематизация правописания О-Ё в корнях, суффиксах, окончаниях слов во всех частях речи

Цель урока: обобщить в единую систему знания по теме, выработать алгоритм дифференциации О-Ё после шипящих

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Организа

ционный

Чтение вслух по слогам 6 словарных слов с проговариванием орфограмм( с последующим записыванием их в тетрадь в классе и дома)

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку

Приветствие учителя, настрой на работу

2.По следам домашних заданий

Создание проблемной ситуации

Повторение изученного ранее учебного материала

Организация проверки знаний

Организация работы на развитие мыслительных процессов обучающихся (памяти и внимания)

Определить части речи с орфограммой О-Ё, записать в 5 столбцов

«Встретились как-то таинственный Шёпот и подозрительный Шорох. Шорох шёл по чащобе и был чем-то очень разражён. «Что случилось с малышом? У него шоковое состояние!» – подумал Шёпот и смущённо поинтересовался об этом у Шороха. «Меня все боятся!» – ответил Шорох. «Ну что ты, дружок, это совсем не так! Я скажу тебе что-то очень важное, но сначала помоги мне разобраться, почему мы с тобой так похожи, а пишемся по-разному», – прошептал Шёпот».

Работа с адресными индивидуальными заданиями

Тесты Сергеевой

№44-48

Самостоятельная работа по изученному материалу( группыБ иВ получают деформированный текст, а группа А –без пропусков орфограмм-просматривают и подчёркивают трудные случаи)

«о-ё в суффиксах наречий,прилагательных,существительных

(Текст№2 выписать по проблемам1.в корне слова2.в окончаниях слов 3 в суффиксах слов 4.отдельно-глаголы, причастия и заимствованные слова с суффиксом ЁР

Анализ языкового материала под руководством учителя

Образовывают от заданных слов  причастия о-ё

Лишить ,вооружить, кипятить, замочить, коптить решить, поразить, окружить

Составляют с ними словосочетания:

Выполнение самостоятельной работы

Осознанное построение письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание

Осознанное построение письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание

Осознанное построение письменных речевых высказываний

Осуществление самоконтроля

Выделение и осознание того, что уже усвоено, и того, что ещё необходимо повторить и закрепить; осуществление самоконтроля

Выделение осознание того, что уже усвоено, и того, что ещё необходимо повторить и закрепить

3.Интрига

Создание проблемной ситуации

Организация диалога с обучающимися по анализу языкового материала

Работа с таблицей

Сущ.

Прил.Прич

Нареч.глагол

горош…к.волч..к

груш…вый освеж..нный

певуч… иссеч..т

узелоч…к

свеж…нький

тягуч…

рубаш…нка

плюш…вый копч..нный

свеж…подстриж..т

кореш..к

свинц…вый

хорош…

  • Вставить пропущенные буквы.
  • Объяснить написания.
  • Что объединяет все слова с пропущенными буквами?
  • Почему в одном случае Е, а в другом – О?

  • Что по поводу изученного материала говорят ваши учебники?
  • Слайд №1:
    5 класс
    § 124
    6 класс § 68 
    7 класс
    § 128
  • Почему мы опять обращаемся к этому сочетанию частей речи? Ребята, а что нам надо знать для того, чтобы решить проблему урока? На какие знания мы должны опереться? 1) знать признаки частей речи; 2) определять ударение в словах; 3) проводить  словообразовательный анализ: корень, окончание, суффикс ; 4) знать шипящие и ц, выделять их в

Анализ языкового материала под руководством учителя, высказывание гипотез, аргументация своей точки зрения

Сущ.

Прил.

горошек

грушневый

узелочек

свеженький

рубашонка

плюшевый

корешок

свинцовый

Сущ.

Прил.Прич

Наречглагол.

горошек

грушевый

певуче

узелочек

Моч..ный

Подожж..т

рубашонка

плюшевый

свежо

корешок

свинцовый

хорошо

Задание 6  Проблемный вопрос?  Способы образования

Подумай и ответь, почему в словах УЧЁНЫЙ, ТУШЁНКА, НОЧЁВКА, ДИРИЖЁР, ТРЕНАЖЁР пишется Ё?

Осознанное построение устных и письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание.

Исследование условий проблемной задачи, осуществление самоконтроля

Физминутка

4.Движение темы

Организация первичного повторения

Организация диалога с обучающимися по анализу языкового материала

-Вставить пропущенные буквы

...


-Составить словосочетания с данными наречиями


-«Третье лишнее»

  1. Грош..вый…, калач..м…, ещ…
  2. Сверч..к, горяч…, пораж..ный…,

-Попробуйте построить подобное задание!

Анализ языкового материала под руководством учителя, аргументация своей точки зрения

  1. Слайд №1 абзац №1

Осознанное построение письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание.

Осуществление самоконтроля

7.Рефлексия

Организация рефлексии

«Опрос»

  1. Под ударением после шипящего в окончаниях и суффиксах?…
  2. Без ударения после шипящего в окончаниях и суффиксах?…
  3. В корнях после шипящих в корне слова?
  4. После шипящих и ц в глаголах и причастиях?…

Напишите в тетради несколько слов по данной теме о себе! Похвалите себя за сегодняшний урок!

Тест «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»

1. Укажите неверное объяснение орфограммы (О/Ё после шипящих).

1) лучОм  – в окончании существительного, под ударением

2) дешЁвый  – в суффиксе прилагательного, под ударением

3) тушЁнка   –  в суффиксе причастия, сохраняющемся в производном от причастия прилагательном и существительном

4) вооружЁнный – в суффиксе  причастия

2. В какой строке во всех словах пишется О?

1) вооруж…нный, напереч…т,  ж…сткий, свеч…й

2) окруж…нный, сокращ….ный, гараж…м

3) борщ…вый, лапш…й, ш…в, гребеш..к

4) ещ…,  ч…ткий, сожж…нный, размеж…вка

3. В какой строке во всех словах пишется О?

1) щ…лкать, гладкош…рстный, ч…рствый

2) ч…рточка,  ш…у, кумач…вый, щ…лка

3) копч….ный, дж…нка, молодож…н, сч..т

4) ож…г руки, руч…нка, душ…нка, меш…чек

Осознанное построение письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание.

Осуществление самоконтроля

8. Запись и объяснение Д/З:

Текст №1 абзац №2, 3 (выбор по желанию учащегося)

Подведение итогов. Выставление оценок


Текст №1

1   Послеоперационный период я переносил тяжело. Получить по голове тяж…лой кош…лкой и попасть под машину, груж…нную кирпич…м,   вполне ш…ковая ситуация. Милицию вызывать не стали: береж…ного Бог береж…т.  Лечил меня уч…ный-специалист, по прозвищу Пиж…н,  ч…порный человек в чесуч…вом пальто, холщ…вой рубаш…нке, кожаной кепч…нке и замшевых перчатках, больш…й друг отца. Он загнал всех стаж…ров в еж…вые рукавицы, заставляя их очень много работать над диссертациями. Доктор лечил от ж…сткой цинги, латал пациентов на  операционном столе и делал инъекции шприцем, прищурив глаза-щ…лочки.  Он приезжал на машине со станции, продираясь сквозь лесные чащ…бы и городские трущ…бы, оставлял ее с ш…фёром у реш…тки нашей дачи, заросшей плющ…м, поднимался на крыльц… по камыш…вой циновке и затем выпивал кружку горячего ч…рного  ш…колада. Мать говорила с врач…м ш…потом и ходила на цыпочках. Ш…в после операции разош…лся в тот день, когда прилетели скворцы,  в соседнем доме начали циклевать половицы, а у курицы появились ж…лтенькие цыплята.  

2        Меня навещали многие: французский герц…г в национальной одеж…нке, коммивояж…р в коротких ш…ртах и с деш…вым товаром, ч…порный сестрицын ухаж…р, смуглолицый дириж…р с зубной щ…ткой в кармане, розовощ…кий ж…кей, удруч…нный пацифист и друзья-молодож…ны. Забегала смышлёная соседская девч…нка, одетая в красивое понч…. Играя на бандж…, она исполняла грустную ш…тландскую песню, расч…сывала мою короткую ч…лку, выпивала стакан борж…ми и убегала танцевать чеч…тку. По вечерам приезжал смущ…нный отц…вский студент, вооруж…нный неподъёмным багаж…м, ш…мпольным ружьец…м и обладавший отвратительным мецц…-сопрано, напоминавшим щ…лканье электросч…тчика.  

3        Ож…г моей детской руч…нки принципиально не хотел заживать. Мама поила меня кипяч…ным молоком, кормила моч…ными яблоками, спелым крыж…вником, цитрусовыми фруктами и паштетом из печ…нки. Я превратился в ненасытного обж…ру и со здоровым цинизмом тоннами поедал пш…нную кашу, давился лапш…й, перч…ной туш…нкой, толч…ными орехами и печ…ным пирожком. Процесс выздоровления был поставлен в ж…сткие условия, и я уже мог возмущ…нным полуш…потом ч…тко выговаривать слова: «Не смейте надевать мои новые ч…боты и пальто с капюш…ном!»

  4  Вечером было свеж…, и я, прислушиваясь к малейшему ш…роху, лежал в своей комнате, где было хорош… слышно жужжание пч…л в кустах акац…и. По водосточному ж…лобу бежала вода. Было слышно, как работал ж…рнов мельниц…. Изредка раздавался ц…кот лошадиных копыт по мощ…ному ш…ссе. Рядом протекала реч…нька, на берегу которой, возле свежей корч…вки, мы с товарищем, устраивая ноч…вку с настоящим шалаш…м, свеч…й, костром, взлетавшим в небо, и ушицей, захватив при этом меш…чек всяких яств, перевязанный беч…вкой, наслаждались освещ…нным последним луч…м солнца пейзажем.

5        За нашим шалаш…м была видна удруч…нно покосившаяся беседка. Как-то мой друг подж…г костёр и ож…г щ…чку и руч…нку, но ож…г был не очень тяж…л. Днем, переплывая реч…нку, мы следили за водяной крысой, чистившей на солнце свою ш…рстку, лакомились печ…ным ельц…м с ч…рточками на кожице. Позже наблюдали за сонным сыч…м с куц…м хвостом, крошечным зайч…нком, разглядывали еж…вые следы. Когда горизонт озарялся кумач…вой зарей, мы, спеша домой, зарывали мусор у больш…го камня и заливали кострище.

6        Уже дома, лежа в теплой постельке, хотелось, чтобы приш…л отец, заж…г свет, поправил одеяльце и поболтал со мной и моим деш…вым, но горяч… любимым плюш….вым медвеж…нком в парч…вой распаш…нке. Затем мама, мельком взглянув в зеркальце и примерив песц…вый воротнич…к, которым она очень гордилась, меняла ш…лковое платьице на ситц…вый халатик, давала мне жж…ный сахар в ложечке, снимала с моих пяток перц…вый пластырь, варила пш…нку с туш…нкой или, может быть, жарила печ…нку. На сладкое мы с папой любили есть темно-ж…лтую вареную сгущ…нку и сладкий крюш…н из суш…ных вишен. Почистив зубы щ…ткой и смыв ч…рные пятна с  лица, я ложился спать, наслаждаясь порывами свежего ветра, влетавшего в отворенное окно.

        

Текст№2

Ч…порный ч…рт в ч…рной ш…лковой одеж…нке сидел на ж…стком диване и пил деш…вый кофе из ж…лудя, изредка ч…каясь со своим отражением в тяж…лом глянц…витом самоваре, стоящем на парч…вой скатерти ш…коладного цвета. Ч…рт был больш…й обж…ра и, несмотря на изж…гу и больную печ…нку, объедался крыж…вником со сгущ…нным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, ч…рт, молодц…вато встряхнув ч…лкой, пустился танцевать чеч…тку. Ц…канье его копыт было столь сильным, что в ц…кольном этаже думали, что наверху гарц…вала лошадь. Однако ч…рт был не очень искусный танц…ром и, совершив один не совсем удачный скач…к, врезался в самовар и обж…г свой пятач…к, покрытый мягкой ш…рсткой. Ож…г был очень тяж…л. Огорч…нный ч…рт куц…й овц…й кинулся к боч…нку с моч…ными яблоками и сунул в него обожж…нный пятач…к. «Правду говорят, что небереж…ного Бог не береж…т», – чертыхнулся ч…рт ч…ртовской пословицей.                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание мягкого знака на конце после шипящих в различных частях речи 10-11 класс.

Данный урок разработан для обучающихся профтехучилищ, получающих среднее образование, так же его можно проводить и в школах для обучающихся классов коррекции....

Правописание О, Ё, Е после шипящих в разных частях речи

Презентация содержит правила написания О, Ё, Е после шипящих в разных частях речи и может быть использована как тренажёр в 6-11-х классах....

БУКВЫ О-Е-Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

Материал предназначен для использования на уроке и во внеклассной работе по предмету...

Диктант по теме "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи".

Текст, составленный мной, насыщен словами с орфограммой "Мягкий знак после шипящей". Можно использовать в качестве итоговой работы после изучения темы....

дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...

Презентация к уроку "О/Ё после шипящих во всех частях речи"

Презентация поможет изучить или посторить тему "О/Ё после шипящих во всех частях речи". "...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...