Перспективный план работы со слабоуспевающими детьми. 5 класс
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Юлия Викторовна Атюшина

Данный план помогает скорректировать работу со слабоуспевающими обучающимися, подтянуть и устранить недочеты в знаниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_neuspev_5_kl.docx43.59 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

       «Средняя общеобразовательная школа № 21»

г. Балаково Саратовская область

         Перспективный план работы

            по ликвидации пробелов

               в знаниях отстающих обучающихся 5 класса

        по русскому языку

              на 2017-2018 учебный год

        Учитель: Атюшина Ю.В.

 

 

 

 

 ЦЕЛЬ:  Повышение качества ЗУН отдельных обучающихся и школы в целом, защита прав обучающихся, создание благоприятного микроклимата школы.

ЗАДАЧИ:

-Выявить возможные причины снижения успеваемости и качества ЗУН обучающихся.

-Принять комплексные меры, направленные на повышение успеваемости.

ПЛАНИРУЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:

-Ликвидация неуспеваемости.

 -Повышение уровня ЗУН обучающихся.

-Повышение качества знаний обучающихся.

-Повышение мотивации к учению.

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

-Проводить диагностику обучающегося в начале учебного года с целью выявления уровня обучаемости, учитывая тип темперамента ребенка.

-Использовать на уроке различные виды опроса (устный, индивидуальный, письменный и т.д.) для объективности результата

-Регулярно и систематически опрашивать, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

-Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки ответа, чтобы учащийся мог их устранять в дальнейшем)

-Учитель-предметник после первичного контроля ЗУН должен отрабатывать тему на уроке с учащимися, показавшими низкий результат, после чего можно проводить повторный контроль

-Учитель-предметник не должен опрашивать ученика или давать ему контрольную работу в первый день занятий ( после отсутствия в школе по болезни или уважительной причине)

-Учитель-предметник должен определить время , за которое обучающийся должен освоить пропущенную тему, и в случае затруднения дать ему консультации.

-Учитель-предметник должен выставлять полученные обучающимися неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.

-Учитель-предметник  должен дать возможность обучающимся сдать пройденный материал в виде проверочной работы или собеседования не менее чем за неделю до окончания четверти

-Учитель-предметник должен поставит в известность  классного руководителя или непосредственно родителей ученика о понижении успеваемости обучающегося

-Учитель-предметник не должен снижать оценку ученику за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика

Только при выполнении всех пунктов учитель имеет право выставить обучающемуся за четверть неудовлетворительную оценку

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ НА УРОКЕ

Акценты в обучении

В процессе

контроля знаний

обучающихся

  1. Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  2.  Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  3. Предложение обучающимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, опорными схемами, таблицами и др.
  4. Подбадривание, похвала, стимулирование оценкой

В процессе контроля за усвоением

знаний обучающимися

1. Специально контролировать усвоение вопросов, обычно

вызывающих у обучающихся затруднения.

2. Тщательно анализировать у систематизировать ошибки,
допускаемые обучающимися в устных ответах, письменных  

работах, концентрировать внимание на их устранение.

     3. Контролировать усвоение материала учениками.
пропустившими предыдущие уроки.

     4. По окончании изучения темы или раздела обобщить итоги

         усвоения основных понятий, законов, правил, умений,

         навыков  обучающихся, выявлять причины отставания.

 При изложении

нового материала

  1. Поддерживать интерес к усвоению темы.
  2. Частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного
    материала.

  1. Привлечение к высказыванию предложений при
    проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
  2.  Обязательно проверять в ходе урока степень
    понимания обучающимися основных элементов излагаемого материала.
  3. Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала.
  4. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем обучающимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной

работы

обучающихся на

уроке.

1. Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение из сложных

    заданий ряда простых.

2. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее,

   напоминание приема и способа выполнения. Указание на

    необходимость актуализировать то или иное правило.

3. Инструктирование о рациональных путях выполнения  

    заданий, требованиях к их оформлению.

4. Стимулирование самостоятельных действий. Более

    тщательный контроль за их деятельностью, указание на

    ошибки, систематическая проверка, исправление ошибок.

5. Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее

    Существенным разделам материала, стремясь меньшим

    числом упражнений,  но поданных в определенной системе

    достичь большего эффекта. Включать в содержание

    самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок,

   допущенных при ответах и письменных работах.

6. Инструктировать о порядке выполнения работы.

7. Стимулировать постановку вопросов к учителю при

    затруднениях в самостоятельной заботе.

8. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно

    развивать их самостоятельность.

9. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном

    темпе и осуществлять контроль.

При

организации

самостоятельной

работы вне

класса.

  1. Выбор для  групп учащихся наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

  1. Более подробное объяснение последовательности выполнения заданий. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

  1. Обеспечить для неуспевающих в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.

  1. Систематически давать домашнее задание по работе над ошибками.

  1. Четко инструктировать уч-ся о порядке выполнения домашней работы, понимать степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися.

  1. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учащихся.

Тематическое планирование

5 класс

Занятие 1. Правописание проверяемых безударных гласных и согласных в корне слова.

Занятие 2. Правописание непроверяемых безударных гласных и согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Занятие 3. Буквы и, у, а после шипящих.

Занятие 4. Мягкий знак в середине слов.

Занятие 5. О - Ё после шипящих в корне слова.

Занятие 6. Употребление ь на конце существительных после шипящих.

Занятие 7. Краткие прилагательные с основой на шипящую. Учимся ставить знаки препинания. Запятые между однородными членами. Обобщающие слова

Занятие 8. Буквы о - ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных. Существительные на -ия, -ие, -ий

Занятие 9. Буквы и - ы после ц.  Разделительные ъ и ь.

Занятие 10. Буквы о - ё после шипящих в глаголах и словах, образованных от глаголов.

Занятие 11. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов.

Занятие 12. Буквы о - ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях.

Занятие 13. Не с глаголами.

Занятие 14. Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Занятие 15. Правописание приставок. Приставки на с—з.

Занятие 16. Чередование согласных в корнях слов.

Занятие 17. Чередование гласных а—о в корнях -лаг лож-.

Занятие 18. Чередование гласных а—о в корнях -раст- — -ращ -рос-.

Занятие 19. Чередование гласных и—е в корнях слов.

Занятие 20. Чередование гласных а—о в корнях -клан клон-, -гар гор-.

Занятие 21. Чередование гласных а—о в корнях -зар- зор-, -кас- кос-, -равн -роен-.

Занятие 22.  Учимся ставить знаки препинания.

Прямая речь.  Сложное предложение.

Занятие 23. Мягкий знак в середине слов в сочетаниях зн, сн, нт, cm, зд.

Занятие 24 Учимся ставить знаки препинания.

Запятые перед что, где, когда, который и между однородными членами. Обобщающие слова. Обращения.

Занятие 25. Большая буква и кавычки в именах собственных.

Занятие 26. Разбираем по членам предложения.

Главные и второстепенные члены предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство).

Занятие 27.

Занятие 28.

Занятие 29.

Занятие 30.

Занятие 31.

Занятие 32.

Занятие 33.

Занятие 34.

Краткая характеристика слабоуспевающих детей

В 5Б, 5В  классе  по 21 ученику.

Из них следующие обучающиеся: Глухов Дмитрий, Билалова Анастасия, Смирнова Елена,  Дивенко Артем, Денисенко Александра требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут  перейти в разряд неуспевающих (таковой является Билалова А.)

На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения. Нетрадиционная методика, показавшая высокую эффективность, а главное, доступность как для одаренных детей, так и для испытывающих определенные трудности в обучении, позволяет учащимся быстро усвоить и закрепить правила русской орфографии и пунктуации.

График

индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

учениками  «5» класса по русскому языку на  2017-2018 учебный год

п/п

Список

обучающихся

Дни недели

Понедельн.

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

2

3

4

5

6

7


Индивидуальная карта слабоуспевающего обучающегося класса

Ф И  обучающегося  _____________________________________________

Класс ______________________________________________________

Предмет ____________________________________________________

Причина неуспеваемости ______________________________________

_____________________________________________________________

Учитель ______________________________________________________

Пробелы в знаниях

Даты прове

дения индиви

дуальных занятий

Формы ликвидации пробелов

Что задано

%

выпол

нения

Отмет

ка

Подпись

учащегося,

родителя

Выполнение  обучающимся  домашних  заданий.

Ф.И.  обучающегося____________________________________________    Класс ___

Предмет _________________________   Учитель  ____________________________________

Сроки  контроля:  с  «____»______________ 20___ г.  по  «____»_____________ 20___ г.

Цель  контроля: отслеживание  систематичности  выполнения  домашних  заданий

                          «трудными»    обучающимися.

Дата  урока

Выполнение  домашнего  задания

Примечание

выполнено  полностью

выполнено  частично

не  выполнено

Список слабоуспевающих обучающихся  в 2017 - 2018 учебном году

№ п/п

ФИ ученика

Примечание  (пед.запущенноть, болезнь и пр.

(примерно)

Результат на конец четверти (успевает, не успевает, по русскому языку)

Итог учебного года

1 чт

2 чт

3 чт

4 чт

1

2

3

4

5

6

7

             Примерные характеристики запущенности:

-низкие способности, пропуски по болезни, низкая техника чтения;

-недостаточная домашняя подготовка, пропуски по болезни;

-недостаточная работа на уроке, низкие способности, низкая техника письма и счета;

-пропуски занятий по болезни, отсутствие навыков самостоятельности в работе, дополнительная нагрузка во вне школьных учреждениях;

-гиперактивный, низкая техника чтения и письма, отсутствие навыков самостоятельности неблагоприятная обстановка в семье;

-недостаточная работа на уроке, низкие способности, пропуски, дополнительные занятия спортом;

-недагогическая запущенность, перевод из одного класса в другой, разные комплекты учебников, инвалид по зрению.

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА.

-Ученик обязан выполнять домашние задания, письменные задания своевременно представлять учителю на проверку.

-Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.

-Ученик, пропустивший урок без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения может обратиться к учителю за консультацией.

Памятка учителю в работе со слабоуспевающими учащимися

  1. Верь в способности любого ученика и старайся передать эту веру ему. Радуйся каждому шагу вперёд своего воспитанника.
  2. Помни что для слабоуспевающих необходим период вживания в материал. Не торопи его. Научись ждать успеха ученика.
  3. Начав работать со слабыми на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется. В свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь.
  4. Многократное повторение основного материала- один из приемов работы со слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок- это продолжение предыдущих, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель на тему, состоящую из 15-20 уроков, отобрал главные вопросы, то при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят.
  5. Не нужно гнать за обилием излагаемого материала. Умейте выбирать главное, изложить его, повторить и закрепить.
  6. Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы со слабоуспевающими будет меняться по мере развития учащихся.
  7. Общение – главная составляющая любой методики, не наладив общения со слабыми, не получить результатов обучения.
  8. Научись управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепи его, дал записать и приступай к следующей дозе материала. Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной, например, 3-4 минуты ученики внимательно слушают материал; 2-3 – закрепляют, проговаривая главное; 3-4 – переписывают с доски и т. п. Все это дополняется демонстрациями, самостоятельной работой и т.п.
  9. Научись привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее слабым. Самым неэффективным является момент, когда у доски работает один учащийся. Научись строить процесс обучения путем сочетания фронтальной организации класса с индивидуальной помощью каждому.
  10. У слабоуспевающих плохо развито абстрактное мышление, лучше – нагляднообращеное. Ищи образ в изучаемом материале. Привлекай к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к учению (музыке, поэзию, живопись, слайды, образный показ).
  11. Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
  12. Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
  13. На уроках и  дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые  дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.  
  14. При опросе  слабоуспевающим  школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями  и  пр.
  15. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
  16. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
  17. В ходе опроса  и  при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
  18. В процессе изучения нового материала внимание  слабоуспевающих  учеников концентрируется на наиболее важных  и  сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,  стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
  19. В ходе самостоятельной  работы  на уроке  слабоуспевающим  школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных  работах: отмечаются положительные моменты в их  работе  для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в  работе   и  указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
  20. При организации домашней  работы  для  слабоуспевающих  школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.

Кроме этих основных правил существуют ещё и некоторые другие, а именно: не ставь оценку ученику, пока не научишь его. Помни, что есть ученики (их немного), которые не всё могут освоить. Не убивай оценками в них человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы со слабоуспевающими детьми

Цель:-ликвидация пробелов у учащихся в обучении географии;-создание условий для  успешного индивидуального развития ученика....

План работы со слабоуспевающими детьми

В помощь руководителю ШМО учителей математики...

План работы со слабоуспевающими детьми

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися...

ПЛАН РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ

ПЛАН РАБОТЫСО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ...

План работы со слабоуспевающими детьми

Цели, задачи, причины слабой успеваемости ученика...

План работы со слабоуспевающими детьми

План работы со слабоуспевающими детьми...