Подготовка к ОГЭ. Сочинение 15.3. Материнская любовь.
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Александрова  Анна Викторовна

Подготовка к ОГЭ. Сочинение 15.3. Материнская любовь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sochinenie_15.3_materinskaya_lyubov.ppt409 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сердце матери. Дмитрий Кедрин Дивчину пытает казак у плетня: -Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня? Я саблей добуду для крали своей И светлых цехинов, и звонких рублей!- Дивчина в ответ, заплетая косу: -Про то мне ворожка гадала в лесу. Пророчит она: мне полюбится тот, Кто матери сердце мне в дар принесет. Не надо цехинов, не надо рублей, Дай сердце мне матери старой твоей. Я пепел его настою на хмелю, Настоя напьюсь - и тебя полюблю!- Казак с того дня замолчал, захмурел, Борща не хлебал, саламаты не ел. Клинком разрубил он у матери грудь И с ношей заветной отправился в путь. Он сердце её на цветном рушнике Коханой приносит в косматой руке. В пути у него помутилось в глазах, Всходя на крылечко, споткнулся казак. И матери сердце, упав на порог, Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

Слайд 2

Притча Всю жизнь я стыдился своей матери. У нее не было одного глаза, и она казалась мне безобразной. Жили мы бедно. Отца я не помнил, а мать… Кто даст хорошую работу такой, как она, – одноглазой. И если меня мать старалась приодеть получше и в школе я не отличался от одноклассников, то она по сравнению с мамами других детей, такими красивыми и нарядными, казалась уродливой нищенкой. Я, как мог, скрывал ее от друзей. Но однажды она взяла, да и пришла в школу – соскучилась, видите ли. Как только я сквозь землю не провалился. В бешенстве убежал, куда глаза глядят. А на следующий день, конечно же, вся школа только и говорила о том, какая у меня мать уродина. И я возненавидел ее. «Уж лучше бы у меня вообще не было матери, чем такая, как ты, лучше бы ты умерла!» - кричал я тогда. Она молчала.Больше всего я хотел поскорее уйти из дома, уйти от матери. Я усердно учился в школе, потом, чтобы продолжить образование, переехал в столицу. Начал работать, женился, обзавелся своим домом. Вскоре появились дети. Жизнь улыбалась мне, и я гордился тем, что всего достиг сам. О матери я не вспоминал. Но однажды она приехала в столицу и пришла в мой дом. Дети не знали, что это их бабушка, они вообще не знали, что у них есть бабушка, и начали смеяться над ней. Ведь моя мать была так безобразна. Давняя обида захлестнула меня. Опять она! Теперь хочет опозорить меня перед детьми и женой?! «Что тебе здесь надо? Решила напугать моих детей?» - шипел я, выталкивая ее за дверь. Она промолчала. Прошло несколько лет. Я добился еще больших успехов. И когда из школы пришло приглашение на собрание выпускников, решил поехать. Теперь мне нечего было стыдиться. Встреча прошла весело. Перед отъездом решил побродить по городу и , сам не знаю как, вышел к своему старому дому. Соседи узнали меня, сказали, что моя мать умерла, и передали ее письмо. Я не особенно огорчился, да и письмо сначала хотел выбросить не читая. Но все-таки вскрыл. «Здравствуй, сынок. Прости меня за все. За то, что не смогла обеспечить тебе счастливое детство. За то, что тебе приходилось стыдиться меня. За то, что без разрешения приехала в твой дом. У тебя красивые дети, и я вовсе не хотела их пугать. Они так похожи на тебя. Береги их. Ты, конечно, не помнишь этого, но когда ты был совсем маленьким, с тобой случилось несчастье, и ты потерял глаз. Я отдала тебе свой. Больше я ничем не могла тебе помочь. Ты всего добился сам. А я просто любила тебя, радовалась твоим успехам и гордилась тобой. И была счастлива. Твоя мама».

Слайд 3

Афоризмы Любовь матери - это единственная любовь, от которой нельзя ждать измены. В.Г. Белинский Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею. В.Г. Белинский Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери. Максим Горький Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Максим Горький Сердце матери - неиссякаемый источник чудес. Пьер Жан Беранже Сердце матери это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение. О. де Бальзак Мы любим своих матерей, почти не задумываясь об этом, и не осознаем всей глубины этой любви, пока не расстанемся навсегда. Ги де Мопассан Мать — это самое трогательное из всего, что есть на земле. Мать — это значит: прощать и приносить себя в жертву. Эрих Мария Ремарк

Слайд 4

Поэзия Николай Некрасов Внимая ужасам войны, При каждой новой жертве боя Мне жаль не друга, не жены, Мне жаль не самого героя… Увы! утешится жена, И друга лучший друг забудет; Но где-то есть душа одна – Она до гроба помнить будет! Средь лицемерных наших дел И всякой пошлости и прозы Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слезы – То слезы бедных матерей! Им не забыть своих детей Виктор Коротаев О вера наших матерей, Вовек не знающая меры, Святая, трепетная вера в нас, Подрастающих детей. Ее, как свет в березняке, Не вытравит ничто на свете: Ни единицы в дневнике, Ни злые жалобы соседей. Уж матери - такой народ – вздохнут, Нас долгим взглядом смеря: «Пусть перебесятся. Пройдет!» - И снова верят, верят, верят. Так верят матери одни, Взыскательно и терпеливо. И - не крикливые – они Не почитают это дивом. А просто нипочем года Их вере, трепетной и нежной,

Слайд 5

Текст для работы

Слайд 6

(1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу. (3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу в любую погоду! (6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов. – (7)Ты куда? – удивился Толя. – (8)Тебя провожу. – (9)Меня... провожать? (10)Что ты? (11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф. (12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома. (16)«Прячется!» – сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.

Слайд 7

(18)Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было. (19)«Вернулась», – с облегчением подумал он. (20)На торжественной линейке ученики строились по классам. (21)Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала: – (22)Первый «В»! (23)Первый «В»! (24)Толя знал, что первый «В» – это он. (25)Учительница повела ребят на четвёртый этаж. (26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27)Но учительница, словно шутя, спросила его: – (28)Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да? (29)И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой. (30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала: – (32)Орлов, прикрой, пожалуйста, окно. (33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

Слайд 8

(36)И тут он не смог рассердиться. (37)Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть: – (38)Не волнуйся! (39)Не волнуйся, мамочка... (40)Всё хорошо! (41)Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается. (По А. Алексину)* * Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности. Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 9

Даём определение слова Определение - логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Определение – это установление смысла незнакомого слова с помощью слов знакомых и уже осмысленных; в левую часть определения входит определяемый термин, а в правую - определяющее выражение, содержащее только знакомые слова; уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика. Дать определение слова - это значит подвести данное понятие под другое, более широкое.

Слайд 10

1. Формулировка тезиса Тезис (сформулированный ответ на поставленный вопрос; истолкование предложенного в задании слова ; утверждение , доказываемое в рассуждении). … - это … На мой взгляд (я думаю, мне кажется), … - это … … человеком можно назвать того, кто … … человек – это тот, кто … .., как мне кажется, похож(-а, -е) на …

Слайд 11

Комментируем определение Значение слова «комментировать» по Ожегову: Комментировать – давать комментарии, пояснения к чему-нибудь . Вопросы – подсказки к комментарию - Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)? - Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение? - Чем существенным я могу дополнить это определение? - Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить? - Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить? и др.

Слайд 12

1. Материнская любовь – это наиболее трудная форма любви, самая сильная, постоянная и бескорыстная. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен. Материнская любовь считается высшим видом любви и наиболее священной изо всех эмоциональных связей. 2. Материнская любовь - это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка. Докажу свои слова конкретными примерами.

Слайд 13

Что такое аргументы Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, т.е. всё, что может подтвердить тезис. Примеры из литературных произведений 1. А.С.Пушкин "Капитанская дочка" 2. Н.В.Гоголь "Тарас Бульба" 3. К.Паустовский "Телеграмма"

Слайд 14

Варианты аргументации Тезис Вывод Вариант 1 Пример из прочитанного текста Пример из жизненного опыта Вариант 2 Два примера из прочитанного текста 3 балла

Слайд 15

Обратимся к тексту А.Г.Алексина. Мама главного героя - первоклассника Толи - очень любит своего сына. Её любовь проявляется в волнении и переживаниях. Именно поэтому 1 сентября, когда Толя впервые идёт в школу, она тайком следует за ним. Толя ощущает себя в этот день взрослым, поэтому ему не хочется, чтобы мама провожала его до школы. Но для матери он всегда будет ребёнком. В какой-то момент Толя понимает волнение мамы и ему хочется её успокоить. Материнская любовь не может быть незаметной. Пример из прочитанного текста

Слайд 16

1. Гимном всепрощающей материнской любви можно назвать стихотворение Д. Кедрина «Сердце». Разрубив клинком грудь матери, казак готов преподнести её сердце в дар капризной дивчине. А любящее сердце матери, выскользнувшее из жестоких рук, беспокоится о споткнувшемся сыне: не ушибся ли он. 2. В годы испытаний сила материнской любви воплощается в героическую стойкость и внутреннее, осознанное мужество. Героиня повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» Рита Осянина идёт на войну, потому что погиб её муж-пограничник, и теперь она должна защитить от врага и своего сына, и весь род человеческий, и всю планету. 3. Среди сильных героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» мы увидели слабую маленькую женщину, которая любит своих детей. Она очень переживала, что они так мало будут дома, всю ночь не спала, глядела на Остапа и Андрия и не могла наглядеться. Сыновья для женщины, так рано состарившейся из-за тяжёлой судьбы, – самое дорогое в жизни, смысл её существования. Пример из жизненного опыта

Слайд 17

4. Меня потрясла история, случившаяся во время землетрясения в Японии. Под развалинами дома спасатели нашли тело женщины, прикрывшей собой ребёнка и тем самым спасшей его. В её телефоне сохранилась последняя запись: «Если ты выживешь – помни, что я люблю тебя». Это пример высшего проявления материнской жертвенности: спасти ребёнка ценой собственной жизни! 5. Я помню свою маму вечной хлопотуньей. Она так много работала, но ее любви и терпения хватало на меня всегда. Она вместе со мной решала задачки, учила стихи. А если в школе что-то не ладилось, всегда давала советы. Мама была свидетельницей моей первой влюбленности и помогала пережить безответное чувство. Она была рядом, когда мне нездоровилось. И никогда не говорила о том, что у нее что-то болит или что она устала. Мама мудро ведет по жизни, и всегда старается найти оправдание моим не всегда правильным поступкам. Для нее я все еще тот малыш, о котором надо заботиться и опекать, самый лучший и любимый ребенок на свете.

Слайд 18

Заключение к сочинению III . Вывод ( заключение, сделанное на основе аргументов и связанное с тезисом). Речевые сигналы: Таким образом, … Итак, … Следовательно,… Подводя итог сказанному, отмечу … Думаю, что… Очень хотелось бы, чтобы … Хочется верить, что… Обобщая сказанное, хочется отметить, что…

Слайд 19

1. Подводя итог, можно сказать, что материнская любовь не может определяться каким-то одним термином. Это чувство не поддается определениям. Для каждого из нас материнская любовь своя и каждый понимает ее по-своему. Заключение к сочинению 2. Таким образом, материнская любовь делает жизнь ребёнка полноценной и счастливой.

Слайд 20

Виктор Гин Не обижайте матерей Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь. Перед разлукой у дверей Нежнее с ними попрощайтесь. И уходить за поворот Вы не спешите, не спешите, И ей, стоящей у ворот, Как можно дольше помашите. Вздыхают матери в тиши В тиши ночей, в тиши тревожной. Для них мы вечно малыши, И с этим спорить невозможно. Так будьте чуточку добрей, Опекой их не раздражайтесь, Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь. Они страдают от разлук, И нам в дороге беспредельной Без материнских добрых рук – Как малышам без колыбельной. Пишите письма им скорей И слов высоких не стесняйтесь. Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь.

Слайд 21

Самостоятельно пишем сочинение Высоких баллов на экзамене!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник ко Дню матери "Всему начало - материнская любовь..."

Данное мероприятие проводится для учащихся 6-8 классов. Сопровождается презентацией. Используется песня Е.Мартынова "Мамины глаза"....

Выжигание. " Материнская любовь".

Во время осенних каникул работало твоческое объединение "Очумелые ручки". Ребята совершенствовали навыки обработки древесины, выжигание....

Материнское сердце. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С.

Данная работа содержит рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С....

15.3 Сочинение-рассуждение по тексту Е.Пермяка "Что такое материнская любовь"

Данная презентация поможет при подготовке к ОГЭ по русскому языку...

технологическая карта урока развития речи "Что такое материнская любовь?"

Тип урока: развитие речи.Цели сформировать у школьников навыки написания сочинения -  рассуждения на морально-этическую тему  сформировать  умение учащихся понимать основную мысль ...

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению ОГЭ на тему "Материнская любовь""

Основная цель урока - подготовка учащихся к самостоятельному написанию сочинения-рассуждения: формирование умения анализировать исходный текст, отбирать материал для собственного текста, корректно и д...