Материнское сердце. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С.
план-конспект урока по русскому языку (10, 11 класс) по теме
Данная работа содержит рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materinskoe_serdtse_chast_s.docx | 30.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №15 Байбак И.И.
Конспект урока русского языка в 11 классе
Тема урока: «Материнское сердце. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (часть С)».
Цели урока:
Образовательные:
1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;
2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Развивающие:
1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;
2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.
Воспитательные:
1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;
2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.
Оборудование:
карточки с текстом В.А. Сухомлинского, слайдовая презентация, отражающая основные этапы работы с текстом и содержащая дополнительную информацию.
УМК и оборудование:
1) текст для работы на уроке с заданием и справочными материалами;
2) презентация к уроку, мультимедиапроектор, компьютер;
3) листы формата А 4, маркеры;
Эпиграф к уроку
Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение.
О. Бальзак
Ход урока:
Организационный момент.
1.Вступительное слово учителя.
В последнее воскресенье ноября в России отмечается замечательный праздник – День Матери.
Мама… Это первое слово, которое произносит ребёнок. Мама – это главный человек в жизни каждого. У Юрия Яковлева есть замечательный рассказ, который так и называется «Мама».
Чтение учителем отрывка рассказа
Мама.
Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Когда ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить...
Мама прочла первую книжку. Мама учила тебя видеть и открывать мир.
На улице шёл снег. Мама протянула руку и поймала снежинку. На шерстяной варежке снежинка не таяла. Ты посмотрел и снова увидел чудо. Ты думал, что снежинка – это крохотный пушистый комочек, а она оказалась красивой, ровной звёздочкой. Ты наклонился, чтобы лучше рассмотреть белую звёздочку, дохнул на неё – и звёздочка исчезла. На варежке осталась капелька воды. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.
Мама всегда рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы.
Но проходят годы, дети вырастают, и наступает такой момент, когда приходит любовь и мама как-то незаметно отодвигается на второй план.
- Как ведут себя взрослые дети?
- Что чувствуют их матери?
На эти вопросы мы и постараемся ответить.
«Материнское сердце» - тема нашего урока.
2. Просмотр клипа «Любви достойна только мама».
3. Слова учителя
Очень коротко расскажите сюжет клипа.
- Как вы сформулируете проблему текста В.А. Сухомлинского?
- Проблема восприятия материнской любви;
- Проблема сыновней благодарности.
Итак, открываем нашу творческую лабораторию. На основе текста выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского мы и будем строить свою работу – написание сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Давайте вспомним структуру сочинения.
- Вступление
М. Горький писал: «Труднее всего именно начало, первая фраза. Она, как музыка: даёт тон всему произведению, и обыкновенно её ищешь весьма долго». Давайте посмотрим, как можно начать сочинение по данной проблеме. Слайд
Вступление может быть написано в форме: | Примеры |
1)Лирического размышления. | История любви матери и ребенка начинается ещё задолго до его рождения, с того самого момента, когда женщина только начинает мечтать о малыше. Но далеко не все ценят это бескорыстное чувство … Именно над духовно-нравственной проблемой восприятия материнской любви и предлагает поразмышлять неравнодушному читателю публицист В. Сухомлинский. |
2)Ряда риторических вопросов, созвучных теме. | Какое первое слово произносит челочек? Кто по-настоящему радуется нашим успехам и победам? Кто всегда поможет советом и поддержит в трудную минуту? Мама-человек, который подарит нам самое главное-жизнь! Именно над духовно-нравственной проблемой восприятия материнской любви и предлагает поразмышлять неравнодушному читателю публицист В. Сухомлинский |
3)Рассуждения о заглавии, которые ты бы дал предложенному тексту. | « Чудо материнской любви »- вот название, которое я дала бы предложенному тексту. Парадоксально, скажете вы? А разве то, о чём пишет в своей статье В. Сухомлинский, не является жутким парадоксом? |
4) Разговора с воображаемым собеседником. | Неравнодушный читатель может задуматься о чистой и бескорыстной материнской любви… Все ли ценят её. Как часто мы грубим матери? Забываем о самом дорогом в жизни человека? Не каждый способен дать однозначные ответы на эти вопросы. Давай вместе прочтём статью В. Сухомлинского, в которой он затрагивает духовно-нравственную проблему восприятия материнской любви! |
5)Ряда назывных предложений. | Любовь, не требующая ничего взамен… Безграничное и ни с чем не сравнимое счастье материнства… Забота и ласка… Все эти понятия объединяет в своей статье В. Сухомлинский, затрагивая духовно-нравственную проблему восприятия бескорыстной материнской любви. |
6) Может начинаться с цитаты. | « Сердце матери - это бездна, в случае которой всегда найдётся прощение». Эти слова О. Бальзака вспомнились мне после прочтения статьи В. Сухомлинского, в которой затрагивается духовно-нравственная проблема восприятия материнской любви. |
7)Может начинаться с ключевого слова текста. | Материнская любовь - самое светлое чувство, существующее в мире. О нём писали и И. С. Тургенев (« Отцы и дети»), и И. А. Гончаров (« Обломов»), и Л. Н. Толстой («Война и мир»). Затронул в своей статье духовно-нравственную проблему восприятия материнской любви и публицист В. Сухомлинский. |
8)Описательного утверждения. | Материнская любовь - самое светлое, бескорыстное и вечное чувство! Именно мама поддержит в трудную минуту, поможет советом, согреет любовью и лаской … О духовно-нравственной проблеме восприятия материнской любви рассказывает в своей статье публицист В. Сухомлинский. |
9) Иллюстрации к каким-либо фактам основной мысли текста или основной проблеме. | Когда я прочитала предложенный текст, мне сразу вспомнился мой младший брат. Он большой безобразник. Когда я начинаю ругать его за очередную шалость, мальчик всегда говорит: « Угу и что! Мама всё равно простит!» Действительно, материнская любовь настолько сильна, что может простить всё, что угодно … Именно на эту тему и предлагает порассуждать неравнодушному читателю В.А. Сухомлинский |
Давайте вспомним речевые клише, с помощью которых можно ввести проблему.
- В тексте рассматривается проблема…
- Проблеме (какой?) посвящен тексте…
- Проблема, обсуждаемая в тексте...
- Эти вопросы, связанные с проблемой…, во все времена волновали людей. Не остаются они без внимания и в наши дни.
- Комментирование проблемы.
С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна...
По-моему, злободневность этой проблемы в том, что...
Автор обращает внимание на то, что…
Автор рассуждает о том, как важно…
Автор приводит примеры…
Автор убедительно рассказывает (о чём?)...
Писатель верно подметил, как..
- С помощью каких средств художественной выразительности автор показывает остроту (злободневность) проблемы…
- Позиция автора.
Позиция автора ярко выражена в предложении…
Позиция автора ярко не выражена, но логика текста убеждает внимательного читателя в том, что…
- Ваше отношение к позиции автора.
Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …
Продолжая разговор о проблеме …, хочу отметить, что…
Мне понятны мысли и чувства автора, и с ними сложно не согласиться.
- Литературные аргументы.
Никто не раскроет роль матери сильнее и задушевнее, чем русские поэты и писатели.
В русской литературе есть немало примеров…
Правоту моих слов подтверждают …
Народная мудрость гласит: «…».
- Заключение.
Заключение может быть написано в форме: | Примеры | |
1.Развернутого рассуждения об идее текста | Материнская любовь… Как часто мы,взрослые дети, занятые своими мыслями, чувствами, делами ,слишком поздно понимаем,как сильно и нежно любили нас матери. Их сердца наполнены бескорыстным чувством, они, как никто другой, умеют прощать всё… Поэтому нужно беречь материнское сердце, дарить ей любовь,тепло и ласку! Помните это и будьте счастливы! | |
2.Вывода-впечатления | Таким образом, прочитав текст В.Сухомлинского, я в очередной раз задумалась над проблемой восприятия материнской любви и поняла: свою любовь, доброту и тепло нужно дарить самому главному человеку в нашей жизни-маме! | |
3.Цитаты | А я считаю, что свою любовь нужно дарить самому дорогому человеку в нашей жизни-маме! И пусть прописной истиной моему современнику станут слова Э.Легуве: «Мать - единственное божество, не знающее неверующих.» Помните это и будьте счастливы! | |
4.Яркого примера, обобщающего твои суждения | Когда то я читала рассказ о девушке, которая была слишком молода, ей хотелось только проводить время со своими друзьями, а не с семьей. В будничной суете она «отмахивалась» от родителей «дежурными фразами» и совсем не ценила их. Итог страшен: её мать умирает в другом городе после сложнейшей операции на сердце, а девушка узнает об этой страшной новости спустя месяц. Не нужно повторять чужие ошибки… Цените своих матерей, ведь они лучшее, что есть у нас в жизни! | |
5.Иллюстрации, облегчающей понимание высказанного положения | О женщине, бросившей своего ребенка после его рождения, каждый из нас скажет, что это безумие. А чем разумнее её мы? Как часто мы грубим нашим матерям, в порыве гнева уходим из дома и забываем о главном человек в нашей жизни? | |
6.Обзора всех положений, которые ты осмыслил в основной части | Итак, материнская любовь- лучшее, что есть в нашей жизни! Именно мама дарит нам свою заботу, ласку и тепло. Она, действительно, порадуется нашим победам и поплачет тогда, когда мы льем слезы…Поэтому, нужно любить, уважать и ценить самого дорогого человека в жизни – маму! | |
7.Спора с воображаемым критиком | Нельзя и не согласиться с позицией В.Сухомлинского. Наверное, найдутся те, кто скажет, что слишком уж преувеличена проблема в тексте. Но разве не страшен тот факт, что некоторые дети начинают ценить и любить своих родителей лишь после их смерти? Кто-то скажет, что мало верит в неискренность их чувств. Скорее всего, они были «заложниками обстоятельств» и не смогли вовремя навестить своих родителей. Но ведь именно родители подарили нам главное - жизнь! И уж нужно быть совсем слепым упрямцем, отрицая тот факт, что только мама может простить и понять вас так, как никто другой… | |
8.Яркого сравнения, подводящего итог рассуждениям | Мы давно твердим: материнская любовь - самая сильная в мире. Следовательно, ее отсутствие можно сравнить с духовной гибелью самого ребенка. Ведь вместе с непониманием в семье ребенок становится замкнутым, грубым и жестоким. Но когда мама дарит нам свою любовь, заботу и ласку, нельзя не ценить этого! |
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Пройдёт чуть больше полугода, и жизнь изменится – вы станете студентами, покинете родительский дом. Новые чувства наполнят ваши сердца. Я никогда не забуду слава своего сына-первокурсника о том, что он никогда не думал, что дом, семья будут иметь для него такую ценность. Мне очень хочется, чтобы после нашего урока вы о чём-то задумались, к чему-то переосмыслили своё отношение.
Чтение учителем стихотворения Валентины Беляевой «Я свяжу тебе жизнь…»
Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы-
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь,
Я тайком распускаю свою.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по тексту В.А. Сухомлинского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)...
Конспект урока русского языка в 10 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ)".
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).Проблема текста.Основная цель урока – в рамках подготовки к написанию сочинения по заданию части С научить выявлять и формулировать пр...
Занятие №1 по подготовке к написанию сочинения-рассуждения части С (ЕГЭ)
Этот урок проводился на дополнительных занятиях в 11 классе. Цель его - дать учащимся представление о требованиях, предъявляемых к разным частям теста по русскому языку, критериями оценивания, а также...
Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»
Разработка открытого урока по русскому языку в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию сочинения-рассуждени...
Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)»
Открытый урок развития речи в 9 классе по теме: "Что такое человечность"...
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Данная методическая разработка позволяет помочь учащимся в подготовке к сочинению-рассуждению на морально этическую тему (Задание 15.3)....
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...