Главные вкладки

    Материнское сердце. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С.
    план-конспект урока по русскому языку (10, 11 класс) по теме

    Байбак Ирина Игоревна

    Данная работа содержит рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл materinskoe_serdtse_chast_s.docx30.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №15                                      Байбак И.И.

    Конспект урока русского языка в 11 классе

     Тема урока:  «Материнское сердце. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (часть С)».

    Цели урока:

    Образовательные:

    1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

    2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

    Развивающие:

    1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

    2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

    Воспитательные:

    1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

    2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.

    Оборудование: 

    карточки с текстом В.А. Сухомлинского, слайдовая презентация, отражающая основные этапы работы с текстом и содержащая дополнительную информацию.

    УМК и оборудование:

    1) текст для работы на уроке с заданием и справочными материалами;

    2) презентация к уроку, мультимедиапроектор, компьютер;

    3) листы формата А 4, маркеры;

    Эпиграф к уроку

                                                     Сердце матери – это бездна, в глубине которой  всегда найдётся прощение.

                                                                          О. Бальзак

    Ход урока:

    Организационный момент.

    1.Вступительное слово учителя.

       В последнее воскресенье ноября в России отмечается замечательный праздник – День Матери.

       Мама… Это первое слово, которое произносит ребёнок. Мама – это главный человек в жизни каждого. У Юрия Яковлева есть замечательный рассказ, который так и называется «Мама».

    Чтение учителем отрывка рассказа

    Мама.
    Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Когда ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить...

    Мама прочла первую книжку. Мама учила тебя видеть и открывать мир.

    На улице шёл снег. Мама протянула руку и поймала снежинку. На шерстяной варежке снежинка не таяла. Ты посмотрел и снова увидел чудо. Ты думал, что снежинка – это крохотный пушистый комочек, а она оказалась красивой, ровной звёздочкой. Ты наклонился, чтобы лучше рассмотреть белую звёздочку, дохнул на неё – и звёздочка исчезла. На варежке осталась капелька воды. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.

    Мама всегда рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы.

       Но проходят годы, дети вырастают, и наступает такой момент, когда приходит любовь и мама как-то незаметно отодвигается на второй план.

    - Как ведут себя взрослые дети?

    - Что чувствуют их матери?

    На эти вопросы мы и постараемся ответить.

    «Материнское сердце» - тема нашего урока.

    2. Просмотр клипа «Любви достойна только мама».

    3. Слова учителя

       Очень коротко расскажите сюжет клипа.

    - Как вы сформулируете проблему текста В.А. Сухомлинского?

    • Проблема восприятия материнской любви;
    • Проблема сыновней благодарности.

       Итак, открываем нашу творческую лабораторию. На основе текста выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского мы и будем строить свою работу – написание сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Давайте вспомним структуру сочинения.

    • Вступление  

    М. Горький писал: «Труднее всего именно начало, первая фраза. Она, как музыка: даёт тон всему произведению, и обыкновенно её ищешь весьма долго». Давайте посмотрим, как можно начать сочинение по данной проблеме. Слайд

    Вступление может быть написано в форме:

    Примеры

    1)Лирического размышления.

    История любви матери и ребенка начинается ещё задолго до его рождения, с того самого момента, когда женщина только начинает мечтать о малыше. Но далеко не все ценят это бескорыстное чувство …  Именно над духовно-нравственной проблемой восприятия материнской любви и предлагает  поразмышлять неравнодушному читателю публицист В. Сухомлинский.

    2)Ряда риторических вопросов, созвучных теме.

    Какое первое слово произносит челочек? Кто по-настоящему радуется нашим успехам и победам? Кто всегда поможет советом и поддержит в трудную минуту? Мама-человек,  который подарит нам самое главное-жизнь! Именно над  духовно-нравственной проблемой восприятия материнской любви и предлагает поразмышлять неравнодушному читателю публицист В. Сухомлинский

    3)Рассуждения о заглавии, которые ты бы дал предложенному тексту.

    « Чудо материнской любви »- вот название, которое я дала бы предложенному тексту. Парадоксально, скажете вы? А разве то, о  чём пишет в своей статье В. Сухомлинский, не является жутким парадоксом?

    4) Разговора с воображаемым собеседником.

    Неравнодушный читатель может задуматься о чистой и бескорыстной материнской любви…   Все ли ценят её. Как часто мы грубим матери? Забываем о самом  дорогом в жизни человека?  Не каждый способен дать однозначные ответы на эти вопросы. Давай вместе прочтём  статью  В. Сухомлинского, в которой он затрагивает духовно-нравственную проблему восприятия материнской любви!

    5)Ряда назывных предложений.

    Любовь, не требующая ничего взамен… Безграничное и ни с чем не сравнимое счастье материнства… Забота и ласка… Все эти понятия объединяет в своей статье В. Сухомлинский, затрагивая духовно-нравственную проблему восприятия бескорыстной материнской любви.

    6) Может начинаться с цитаты.

    « Сердце матери - это бездна, в случае которой всегда найдётся прощение». Эти  слова  О. Бальзака  вспомнились мне после прочтения статьи В. Сухомлинского, в которой затрагивается  духовно-нравственная проблема восприятия материнской любви.

    7)Может начинаться с  ключевого слова текста.

    Материнская любовь -  самое светлое чувство, существующее в мире. О нём  писали  и И. С. Тургенев (« Отцы и дети»), и И. А. Гончаров (« Обломов»), и  Л. Н. Толстой («Война и мир»). Затронул в своей статье духовно-нравственную проблему восприятия материнской любви и публицист В.  Сухомлинский.

    8)Описательного утверждения.

    Материнская любовь - самое светлое, бескорыстное  и вечное чувство! Именно мама поддержит  в трудную минуту, поможет советом, согреет любовью и лаской … О духовно-нравственной проблеме восприятия материнской любви  рассказывает в своей статье публицист В. Сухомлинский.

    9) Иллюстрации к каким-либо фактам  основной мысли текста или основной проблеме.

    Когда я прочитала предложенный текст, мне сразу вспомнился мой младший брат. Он большой безобразник.  Когда я начинаю ругать его за очередную шалость, мальчик всегда говорит: « Угу и что! Мама всё равно простит!» Действительно, материнская любовь настолько сильна, что может простить всё, что угодно … Именно на эту тему и предлагает  порассуждать неравнодушному читателю В.А. Сухомлинский

    Давайте вспомним речевые клише, с помощью которых можно ввести проблему.

    • В тексте рассматривается проблема…
    • Проблеме (какой?) посвящен тексте…
    • Проблема, обсуждаемая в тексте...
    • Эти вопросы, связанные с проблемой…, во все времена волновали людей. Не остаются они без внимания и в наши дни.
    • Комментирование проблемы.

    С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна...

    По-моему, злободневность этой проблемы в том, что...

    Автор обращает внимание на то, что…

              Автор рассуждает о том, как важно…

    Автор приводит примеры…

    Автор убедительно рассказывает (о чём?)...

    Писатель верно подметил, как..

    - С помощью каких средств художественной выразительности автор показывает остроту (злободневность) проблемы…

    • Позиция автора.

    Позиция автора ярко выражена в предложении…

    Позиция автора ярко не выражена, но логика текста убеждает внимательного читателя в том, что…

    • Ваше отношение к позиции автора.

    Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …

    Продолжая разговор о проблеме …, хочу отметить, что…

    Мне понятны мысли и чувства автора, и с ними сложно не согласиться.

    • Литературные аргументы.

    Никто не раскроет роль матери сильнее и задушевнее, чем русские поэты и писатели.

    В русской литературе есть немало примеров…

               Правоту моих слов подтверждают …

               Народная мудрость гласит: «…».

    • Заключение. 

    Заключение может быть написано в форме:

    Примеры

    1.Развернутого рассуждения об идее текста

    Материнская любовь… Как часто мы,взрослые дети, занятые своими мыслями, чувствами, делами ,слишком поздно понимаем,как сильно и нежно любили нас матери. Их сердца наполнены бескорыстным чувством, они, как никто другой, умеют прощать всё… Поэтому нужно беречь материнское сердце, дарить ей любовь,тепло и ласку! Помните это и будьте счастливы!

    2.Вывода-впечатления

    Таким образом, прочитав текст В.Сухомлинского, я в очередной раз задумалась над проблемой восприятия материнской любви и поняла: свою любовь, доброту и тепло нужно дарить самому главному человеку в нашей жизни-маме!

     3.Цитаты

    А я считаю, что свою любовь нужно дарить самому дорогому человеку в нашей жизни-маме!  

    И пусть прописной истиной моему современнику станут слова Э.Легуве: «Мать - единственное божество, не знающее неверующих.» Помните это и будьте счастливы!

    4.Яркого примера, обобщающего твои суждения

    Когда то я читала рассказ о девушке, которая была слишком молода, ей хотелось только проводить время со своими друзьями, а не с семьей. В будничной суете она «отмахивалась» от родителей «дежурными фразами» и совсем не ценила их. Итог страшен: её мать умирает в другом городе после сложнейшей операции на сердце, а девушка узнает об этой страшной новости спустя месяц. Не нужно повторять чужие ошибки… Цените своих матерей, ведь они лучшее, что есть у нас в жизни!

    5.Иллюстрации, облегчающей понимание высказанного положения

    О женщине, бросившей своего ребенка после его рождения,  каждый из нас скажет, что это  безумие. А чем разумнее её мы? Как часто мы грубим нашим матерям, в порыве гнева уходим из дома и забываем о главном человек в нашей жизни?

    6.Обзора всех положений, которые ты осмыслил в основной части

    Итак, материнская любовь- лучшее, что есть в нашей жизни! Именно мама дарит нам свою заботу, ласку и тепло. Она, действительно, порадуется нашим победам и поплачет тогда, когда мы льем слезы…Поэтому, нужно любить, уважать и ценить самого дорогого человека в жизни – маму!

    7.Спора с воображаемым критиком

    Нельзя и не согласиться с позицией В.Сухомлинского. Наверное, найдутся те, кто скажет, что слишком уж преувеличена проблема в тексте. Но разве не страшен тот факт, что некоторые дети начинают ценить и любить своих родителей лишь после их смерти? Кто-то скажет, что мало верит в неискренность их чувств. Скорее всего, они были «заложниками обстоятельств» и не смогли вовремя навестить своих родителей. Но ведь именно родители подарили нам главное -  жизнь! И уж нужно быть совсем слепым упрямцем, отрицая тот факт, что только мама может простить и понять вас так, как никто другой…

    8.Яркого сравнения, подводящего итог рассуждениям

    Мы давно твердим: материнская любовь - самая сильная в мире. Следовательно, ее отсутствие можно сравнить с духовной гибелью самого ребенка. Ведь вместе с непониманием в семье ребенок становится замкнутым, грубым и жестоким. Но когда мама дарит нам свою любовь, заботу и ласку, нельзя не ценить этого!

    4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    Пройдёт чуть больше полугода, и жизнь изменится – вы станете студентами, покинете родительский дом. Новые чувства наполнят ваши сердца. Я никогда не забуду слава своего сына-первокурсника о том, что он никогда не думал, что дом, семья будут иметь для него такую ценность. Мне очень хочется, чтобы после нашего урока вы о чём-то задумались, к чему-то переосмыслили своё отношение.

    Чтение учителем стихотворения Валентины Беляевой «Я свяжу тебе жизнь…»

    Я свяжу тебе жизнь
    Из пушистых мохеровых ниток.
    Я свяжу тебе жизнь,
    Не солгу ни единой петли.
    Я свяжу тебе жизнь,
    Где узором по полю молитвы-
    Пожелания счастья
    В лучах настоящей любви.
    Я свяжу тебе жизнь
    Из веселой меланжевой пряжи.
    Я свяжу тебе жизнь
    И потом от души подарю.
    Где я нитки беру?
    Никому никогда не признаюсь:
    Чтоб связать тебе жизнь,
    Я тайком распускаю свою.

    Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по тексту В.А. Сухомлинского.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)

    Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)...

    Конспект урока русского языка в 10 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ)".

    Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).Проблема текста.Основная цель урока – в рамках подготовки к написанию сочинения по заданию части С научить выявлять и формулировать пр...

    Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

    Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

    «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

    Данная методическая разработка позволяет помочь учащимся в подготовке к сочинению-рассуждению на морально этическую тему (Задание 15.3)....

    Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

    Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

    Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)

    Конспект урока по русскому языку "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)"...