Занятие №1 по подготовке к написанию сочинения-рассуждения части С (ЕГЭ)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Митрофанская Анжела Петровна

Этот урок проводился на дополнительных занятиях в 11 классе. Цель его - дать учащимся представление о требованиях, предъявляемых к разным частям теста по русскому языку, критериями оценивания, а также начать подготовку к выполнению части С с использованием таблицы и фраз-клише.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие №1

Тема: «Подготовка к выполнению части С (ЕГЭ)»

Цель: познакомить учеников со структурой теста, порядком работы над ним, критериями оценивания сочинения; начать отрабатывать навыки написания сочинения-рассуждения.

ЭТАП 1. Словарная работа.

Прочитайте вслух, как правильно произносятся слова, записанные на доске. (Вывести на интерактивную доску и распечатать и поместить на стенд).

БралА, внялА, взялА, гналА,ждалА,забралА,задалА,послАла, занЯть,занятА, занЯв,занятОй (человек), зАнятый (кем-либо), занЯвший, начАть, нАчал, нАчато, началА, нАчали, понЯть, пОнял, понялА, пОнято, понЯвший, прИбыл, прибылА, прибЫть, прибЫвший, сбЫться, сбылАсь, сбылИсь, сбылОсь, создАть, сОздал и создАл, сОздано, углубИть, углубИт, углублённый.

Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.

Бескомпромиссный – стойкий.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции.

Нонконформизм – в первичном значении отказ от общепризнанного религиозного учения. Политический смысл этот термин приобрёл в 60 – 80-е гг. 20 века, когда на Западе появились настроения, связанные с неприятием устоявшихся форм социальной жизни. В основном это вылилось в движения молодёжного протеста.

ЭТАП 2. Знакомство с требованиями к заданиям ЕГЭ (части А, В и С).

На стенде «ЕГЭ. Критерии оценивания» (прочитать, обсудить).

                   «Критерии оценки задания С».

На интерактивную доску вывести таблицу «Начало работы с текстом часть С» и распечатать каждому ученику.

План сочинения.

1.Вступление.

2.Главная часть.

   К1. Формулировка проблем исходного текста.

   К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

   К3. Отражение позиции автора исходного текста.

   К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

3.Заключение.

Фразы- клише части задания С: ( распечатка у каждого ученика)

К1.

Мне было интересно познакомиться с содержанием текста…, в котором поднимается очень важная, на мой взгляд, проблема…

 Данный текст Д. Гранин  посвящает проблеме…(чего?)

В данном тексте автор поднимает проблему … (чего?)

В данном тексте автора интересует проблема (чего?)…

К2.

В своем рассуждении (тексте) автор справедливо утверждает, что…

Писатель доказывает на примере …

Для писателя важно, что…

Автор подробно и аргументированно  рассказывает…

К3.

Позиция автора, на мой взгляд, такова:

Автор наводит читателя на размышления о том, что…

Мне кажется, особенно значимым для понимания авторского замысла является мысль…

К4.

Я полностью разделяю позицию автора…

Д. Гранин взывает нас к …., и в этом нельзя не согласиться с ним. (Тезис, выражающий позицию, к доводам..) с помощью фраз…

Справедливость собственной позиции могу доказать с помощью следующих доводов. Попытаюсь доказать это…

Существует немало произведений художественной литературы, поднимающих проблему…

Я не раз сталкивался…

Не раз приходилось видеть…

(Приводим собственные аргументы и подкрепляем их конкретными примерами)

таким образом, проблема, поднятая автором, заставила задуматься…

ЭТАП 3.  Работа с текстом Д.Гранина. Работа в группах. (Начать на первом занятии, продолжить на втором занятии).

Домашнее задание. Написать черновик своего сочинения-рассуждения по данному тексту.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

БралА,

 внялА,

 взялА,

гналА,

ждалА,

забралА,

задалА,

послАла,

 занЯть,

занятА,

 занЯв,

занятОй (человек),

 зАнятый (кем-либо),

 занЯвший,

начАть,

нАчал,

 нАчато,

 началА,

 нАчали,

 понЯть,

 пОнял,

 понялА,

 пОнято,

 понЯвший,

 прИбыл,

 прибылА,

 прибЫть,

 прибЫвший,

 сбЫться,

 сбылАсь,

 сбылИсь,

 сбылОсь,

 создАть,

сОздал и создАл,

 сОздано,

 углубИть,

 углубИт,

 углублённый.

Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.

Бескомпромиссный – стойкий.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции.

Нонконформизм – в первичном значении отказ от общепризнанного религиозного учения. Политический смысл этот термин приобрёл в 60 – 80-е гг. 20 века, когда на Западе появились настроения, связанные с неприятием устоявшихся форм социальной жизни. В основном это вылилось в движения молодёжного протеста.

Фразы-клише задания части С

К1.

Мне было интересно познакомиться с содержанием текста…, в котором поднимается очень важная, на мой взгляд, проблема…

 Данный текст Д. Гранин  посвящает проблеме…(чего?)

В данном тексте автор поднимает проблему … (чего?)

В данном тексте автора интересует проблема (чего?)…

К2.

В своем рассуждении (тексте) автор справедливо утверждает, что…

Писатель доказывает на примере …

Для писателя важно, что…

Автор подробно и аргументированно  рассказывает…

К3.

Позиция автора, на мой взгляд, такова:

Автор наводит читателя на размышления о том, что…

Мне кажется, особенно значимым для понимания авторского замысла является мысль…

К4.

Я полностью разделяю позицию автора…

Д. Гранин взывает нас к …., и в этом нельзя не согласиться с ним. (Тезис, выражающий позицию, к доводам..) с помощью фраз…

Справедливость собственной позиции могу доказать с помощью следующих доводов. Попытаюсь доказать это…

Существует немало произведений художественной литературы, поднимающих проблему…

Я не раз сталкивался…

Не раз приходилось видеть…

(Приводим собственные аргументы и подкрепляем их конкретными примерами)

таким образом, проблема, поднятая автором, заставила задуматься…

Фразы-клише задания части С

К1.

Мне было интересно познакомиться с содержанием текста…, в котором поднимается очень важная, на мой взгляд, проблема…

 Данный текст Д. Гранин  посвящает проблеме…(чего?)

В данном тексте автор поднимает проблему … (чего?)

В данном тексте автора интересует проблема (чего?)…

К2.

В своем рассуждении (тексте) автор справедливо утверждает, что…

Писатель доказывает на примере …

Для писателя важно, что…

Автор подробно и аргументированно  рассказывает…

К3.

Позиция автора, на мой взгляд, такова:

Автор наводит читателя на размышления о том, что…

Мне кажется, особенно значимым для понимания авторского замысла является мысль…

К4.

Я полностью разделяю позицию автора…

Д. Гранин взывает нас к …., и в этом нельзя не согласиться с ним. (Тезис, выражающий позицию, к доводам..) с помощью фраз…

Справедливость собственной позиции могу доказать с помощью следующих доводов. Попытаюсь доказать это…

Существует немало произведений художественной литературы, поднимающих проблему…

Я не раз сталкивался…

Не раз приходилось видеть…

(Приводим собственные аргументы и подкрепляем их конкретными примерами)

таким образом, проблема, поднятая автором, заставила задуматься…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)...

Конспект урока русского языка в 10 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ)".

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).Проблема текста.Основная цель урока – в рамках подготовки к написанию сочинения по заданию части С научить выявлять и формулировать пр...

Материнское сердце. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С.

Данная работа содержит рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С....

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Данная методическая разработка позволяет помочь учащимся в подготовке к сочинению-рассуждению на морально этическую тему (Задание 15.3)....

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...