Понятие об односоставных предложениях.
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) на тему

ecolyc_mvr

             Урок  предполлагает   формирование  продуктивных   учебных навыков. Построен на текстоцентрической основе  с  элементами развивающего обучения  и исследовательской  деятельности.  Имеет практическую направленность, даёт возможность логически  осмыслить значение новыхх терминов-  видов односоставных предложений и находить  эти предложения  в тексте. Последовательность этапов урока  позволяет  продуктивно применить  сформированные  ранее знания  для прочного усвоения нового  материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Понятие об односоставных предложениях
                     Виды односоставных предложений

Цель:   дать  понятие об односоставных    предложениях и общем значении   групп                              
односоставных  предложений;
научить   находить и разграничивать  эти предложения в тексте;
продолжать развивать речь, составляя  предложения  данной конструкции на определённую тему
;
воспитывать стремление к совершенствованию.

Оборудование:  распечатки  текста,   плана  высказывания   и речевых моделей.

1 Выразительное чтение    текста/ распечатка текста лежит на столах детей/
             

          (1) Утро.(2) Давно ра(с,сс)вело.  (3)Морозно. (4)Любуюсь солнечными
бликами на ветвях заснеже(н,нн)ых  сосен и елей.(5)  Они утопают   в глубоких
сугробах низко   скл…няя   тяжёлые  ветви. (6) Среди  деревьев  застывших  
в    тишине  пролегла лыжня.(7) Вдруг  ра…дается стук  т..пора  и треск   суч…ев.
(8)Это рубят  корабельные сосны.(9)   Как х…рошо бр…дить в  утре(н,нн) ем
лесу и дышать морозным   воздухом


2 Анализ текста

       ?    Что прослушали? / Это текст, потому что  предложения объединены  в   одно целое по смыслу, грамматически, и тематически/
      ?      Определите тему текста.   / Морозное утро
                                                          Утро  в лесу
                                                        Зимнее утро /

Записываем заголовок в тетради.
Речевая ситуация  Представьте, что вы редакторы.
                                 Пропустите ли вы такой текст в печать ?  /
Нет, в нём нет знаков препинания и пропущены буквы/
      ?   В каких  предложениях нужно поставить знаки препинания?  
Задание    
Записываем  в тетрадях и на доске  пятое предложение.

                                                                                         д. о.
 Они утопают   в глубоких  сугробах, низко   склоняя   тяжёлые  ветви.

                                                                – • – • – • – • – • – • – • – • – • – • –
                                                             

  Составляем  схему   шестого предложения. [    +, ,  ].
                 Отдельно выписываем слова, раскрывая скобки  и    вставляя пропущенные                    буквы.

     
?     В каком ещё предложении  нужен знак препинания? / В  конце последнего предложения  ставим восклицательный знак/
     
?      Давайте определим   тип речи.   / Это описание, потому что  текст отвечает на вопрос :   какой лес? Он утренний,  зимний.  В нём даётся общее представление о лесе  и конкретизируются  детали    описания. /
     
?      В каком   стиле дано   описание?  /Стиль художественный,  цель его написания -  воздействие, такой текст можно встретить в художественном произведении, его задача- создать живую картину природы в красках  и звуках,    в  нём есть  эпитеты и олицетворения/
     
?       Какие  синтаксические конструкции  использует автор текста?   Подчеркните   основы  предложений в  раздаточном материале.
     ?     Устно охарактеризуйте  предложения  по конструкции  и наличию главных и второстепенных  членов предложения. /
 Автор употребляет  нераспространённые и распространённые односоставные предложения  и распространённые  двусоставные./
     ?    Как вы понимаете  термин    
односоставные  ?
     ?    Как различаются  по способу выражения главных членов односоставные  предложения?
/   на доске фиксируем  схематично /

                             

                                   Односоставные  предложения
   

                                                       

                                               по строению

                                                         


[ ______ ]                                                                                 [======]

3   Формулировка темы урока
  Предмет нашего исследования-   односоставные предложения  и их виды.
Запись темы урока  в тетрадях
4     Задание.   Зачитайте  из текста односоставные предложения с   главным членом предложения  сказуемым   и подставьте отсутствующий  член предложения, не изменяя форму сказуемого.

       ?  Что получилось?
      ?  Везде ли возможна подстановка?
      ?  Что важно   в прочитанных  вами  предложениях?  Предмет или действие?
      ?   Как  можно назвать предложения, в которых ЛИЦО не обозначено, но  его можно
       ОПРЕДЕЛИТЬ?
/ определённо-личное/
       ?   Как назовём предложения,  в которых лицо  НЕ  ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ?  /неопределённо-личное/
       ?   Как  называются   предложения, где НЕТ и НЕ МОЖЕТ быть ЛИЦА? /безличное/
       ?   Как  можно графически изобразить термины?
     /  Записываем термины на доске и в тетрадях. Дополняем  схему.  Зарисовываем  в тетрадях./

               

                                      Односоставные  предложения
   

                                                       

                                               по строению

                                                           

 
                   [ _______ ]                                           [ ====== ]

                                                                                           

                                                                               

                                                                                     

                                 определённо-личные      неопределённо-личные      безличные

Проверим правильность наших выводов по учебнику.

5 Работа с учебником

Читаем материал   параграфа  26    на  страницах 3-4.
      Сопоставьте  наши рассуждения  с прочитанным в учебнике.
    ?   Что нового  извлекли  из учебника?
6  Достраиваем    схему.

                             

                                     Односоставные  предложения
   

                                                        ↓

                                               по строению

                      именные                                               глагольные

                                              
                    [ _______ ]                                           [ ====== ]

                                                                                  по значению

                                                                                           

                                                                                 

                                                                               

                               

                                  определённо-личные      неопределённо-личные      безличные

7  Речевая ситуация   Объясните   изученную    на уроке тему   заболевшему товарищу,                                                      

                                          используя   план    высказывания и составленную схему.

                             

                                      План  высказывания
1  Что называется   односоставным предложением?
2  На какие  две большие группы делятся все односоставные предложения7
3  Какими бывают  односоставные  глагольные  предложения?
4  Дайте определения  каждому виду односоставных глагольных  предложений и приведите  примеры.
8 Оценивание   с помощью речевых моделей
                               
Речевые модели
                         Я
 согласен…
                         Я согласен с… и хочу дополнить
                         Я  согласен  и хочу   отметить,  что ответ был…
                         Я  хочу выразить  своё мнение…
9 Задание  Каждому  из учащихся   составить  по четыре  односоставных предложения на тему «Природа».

10 Учимся   разграничивать односоставные  предложения, выполняя упражнение учебника,  пользуясь составленной  на уроке схемой.

11  Ещё раз обращаемся  к распечатанному тексту, зачитываем  из него  односоставные предложения  и определяем их вид.


     ?     Как эти конструкции соотносятся  с типом и стилем речи?    Они снижают  изобразительные   возможности?  /
Нет, наоборот,  эти предложения  украшают текст. Одно предложение рисует целую  картину/
    ?    С какой целью автор использовал  эти синтаксические конструкции?  / С их помощью  автор  рисует поэтическую картину   зимнего леса/


Итог  урока
    ? Что нового  сегодня  узнали  об односоставных предложениях?
   ?  Чему научились?
Дома  составить текст  на тему «Природа», употребить в нём все виды односоставных предложений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Понятие об односоставных предложениях" 8 класс

Урок составлен по  методике Адаптивного обучения АСО .Это первый урок изучения темы "Односоставные предложения" в 8 классе. Урок проведён на районном конкурсе "Учитель года" -2008 и рассчитан на ...

Понятие об односоставных предложениях

Формирование УУД при изучении темы « Понятие об односоставных предложениях»...

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

Конспект урока по теме: "Понятие об односоставных предложениях".

Данный урок входит в систему работы над темой "Культура речи". Главной целью урока является -познакомить учащихся с понятием об односоставном предложении, а таже сформировать умение различать виды про...

Понятие об односоставных предложениях

Задача данного урока: познакомить учащихся с понятием «односоставное предложение», с группами односоставных предложений....

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Понятие об односоставных предложениях

Подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.Углубить представление учащихся об односоставных предложениях.Научить различать двусоставные предложения от односоставных....