Конспект урока по теме: "Понятие об односоставных предложениях".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Ведунова Екатерина Сергеевна

Данный урок входит в систему работы над темой "Культура речи". Главной целью урока является -познакомить учащихся с понятием об односоставном предложении, а таже сформировать умение различать виды простого предложения по грамматической основе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Понятие об односоставных предложениях

Цели урока:

- воспитывать бережное отношение к природе на примере русской поэзии, прозе;
- развивать орфографическую зоркость учащихся, умение вычленять; сформировать умение различать виды простого предложения по грамматической основе;
- познакомить учащихся с понятием об односоставном предложении;

грамматическую основу любой конфигурации; продолжить работу по культуре речи.

Оборудование: учебник «Русский язык» 8 класс.

Литература: «Русский язык» 8 класс, И.С. Львовой, В.В. Львова.

ХОД УРОКА

Ι Организационный момент.

ΙΙ Проверка домашнего задания

(Упражнение 352)

ΙΙΙ Сообщение темы и целей урока

-  Что вы знаете о простом предложении? Приведите примеры.

А сегодня вы не только это повторите, но и узнаете о предложении много нового.

Работа над новым материалом. На доске записаны предложения (грамматические основы подчеркиваются в ходе выполнения задания ):

Люблю грозу в начале мая.

Снегопад.

 Платье снов.

 Считают цыплят по осени.

 Привели ко мне коня.

 Весна.

- Рассмотрите предложения по наличию главных членов предложения: состоит из одного главного члена предложения – сказуемого, состоит из одного главного члена предложения – подлежащего.

-  Подчеркните грамматические основы данных предложений.

- Как называются предложения с двумя главными членами?

 - А с одним главным членом?

Отличие 1-го предложения от 2-го предложения.

1 предложение – главный член – сказуемое;

 2 предложение – главный член – подлежащее.

Эти две группы предложений различают по главному члену: первое со сказуемым, последнее с подлежащим.

Работа по таблице

- Предложения, имеющие в своем составе один главный член называются односоставными предложениями. От того, каким является главный член односоставного предложения выделяют две большие группы: ИМЕННЫЕ предложения (если главный член-подлежащее) и ГЛАГОЛЬНЫЕ (если главный член предложения сказуемое).

- Ребята, именные предложения включают в себя только один вид предложений- НАЗЫВНЫЕ, в которых главный член предложения подлежащее. Больше никаких видов именных не существует, только назывные. Запомните. Например: Свет. Темнота. И др.

- Приведите свои примеры.

- А вот глагольные включают в себя 4 вида предложений, это:

 - определенно-личные (пример);

 - неопределенно-личные (пример);

 - обобщенно-личные (пример);

 - безличные (пример);

 Работа с учебником

- Посмотрите, у вас в учебниках тоже есть эти правила. Прочитаем, что написано об односоставных предложениях.

(вопросы по прочитанному)

ΙV Объяснительный диктант:

Палатка устроена. В ней тепло и сухо. Фонарь “ Летучая мышь” висит на стене. Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке. Сон в осенние ночи в палатке крепкий. Часто просыпаешься, выходишь посмотреть на небо. Ночь. Тишина.

V Закрепление нового материала.

Самостоятельная работа упр. 357 .

Проверка у доски и индивидуально учитель проверяет тетрадь.

 Творческое задание:

Составить текст о природе, о погоде по возможности из односоставных предложений. Задание выполняется по времени от 3-х до 5 минут.

Определить виды предложений:

1.Унылая пора! Очей очарованье!

2. Приятна мне твоя прощальная краса ─

3. Люблю я пышное природы увяданье…

4. Смеркалось, подали свечи.

5. Через несколько дней узнали, что Владимир уехал в армию.

VΙ Итог урока

 - С какой темой мы познакомились сегодня на уроке?

 - На какие две большие группы делятся односоставные предложения?

- Назовите вид именных предложений. (назывные)

- А глагольные?

-Домашнее задание: пф. 25, упражнение 3

- Урок окончен. До свидания.