конспект урока по теме: Понятие переменной в языке программирования Pascal АВС
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) по теме

Саликбаева Зульфия Зиннуровна

Проект урока по информатике в 7 классе с использованием ТИО Макарова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_peremennoy.rar48.13 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 7

Предмет: Информатика    

Общая тема: Основные понятия языка программирования Pascal  АВС

Тема  урока: Понятие переменной . (1ч).

Цели и задачи урока.

Обучающие:

  1. познакомить учащихся с понятием переменной,
  2. с типами переменных,
  3. со структурой программы;
  4. сформировать у учащихся первичные знания по применению изученного материала.

Развивающие:

  1. учить анализировать, обобщать и систематизировать;
  2. обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные:

  1. развивать информационную культуру учащихся,
  2. способность к самостоятельной деятельности,
  3. рефлексию.

Тип урока: изучение нового материала.

Педагогическая технология: элементы ТИО (технология индивидуального обучения).

Форма организации урока: самостоятельная работа учащихся.

Оборудование:

  1. компьютеры с установленной средой программирования Pascal ABC,
  2. настроенная локальная сеть,
  3. конспект для учащегося,
  4. раздаточные карточки-задания.

Проект урока

Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент.

1мин

Знакомит с девизом урока, создает доброжелательную атмосферу в классе

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Введение в тему

1мин

Объявляет тему и цели урока

Ставят перед собой цель: достичь той оценки, какую желают получить

Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями и карточками

30мин

Раздает карточки, сажает учащихся за парты,

консультирует  учащихся, проверяет задания, оказывает индивидуальную помощь

Изучают самостоятельно новую тему по конспектам .

Выполняют индивидуальные задания по карточкам, отмечают свои достижения на «карте успеха»

Итоги урока. Рефлексия.

7 мин

Подводит итоги, анализирует таблицу

Оценивают свои собственные достижения, сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом

Домашнее задание

1мин

Дает задание

Записывают домашнее задание по желанию

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Познакомить с девизом урока, создать доброжелательную атмосферу в классе. Проверить готовность к уроку
  2. Введение в тему.

Сегодня мы рассмотрим тему “Понятие переменной» в среде программирования Pascal ABC. Познакомимся с типами переменных.

Ожидаемые результаты: поставьте оценку, которую вы хотели бы сегодня получить на уроке.

  1. Изучение новой темы. Раздать конспекты и карточки. (Приложение 1 и приложение 2)
  2. Подведение итогов урока.

Выставление оценок за урок. Добились ли вы ожидаемых результатов?

Учитель. На этом уроке вы узнали о типах данных языка Паскаль. Еще раз посмотрите на свои записи. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Как называют информацию, обрабатываемую компьютером или полученную в качестве промежуточных либо итоговых результатов? (Ответ: данными)
  2. Как принято называть данные в программировании? (Ответ: принято называть величинами).
  3. Как называют величины, значения которых изменяются в процессе выполнения программы? (Ответ: называют переменными, а те величины, которые не изменяют своего значения, — константами.
  4. С какими типами переменных языка программирования Pascal вы сегодня познакомились?
  5. Как выглядят инструкции объявления констант и переменных? (Ответ: const ИмяКонстанты=Значение; var ИмяПеременной: тип;)
  6. Почему рекомендуется указывать назначение данных, используемых в программе? (Ответ: во-первых, это считается хорошим тоном программирования, во-вторых, облегчает чтение программы и отслеживание ее работы).

Учитель. Большое всем спасибо за работу. Очень рада, что вы внимательно слушали, и работали на уроке. И теперь главное, хорошо подготовиться дома к следующему занятию.

IV. Домашнее задание: доделать оставшиеся задания.

Саликбаева Зульфия Зиннуровна, учитель математики

МБОУ Лицей № 68, г.Уфа,

e-mail: zula-salikbaeva@mail.ru

Приложение 1

§10. Основные понятия языка программирования

10.1. Понятие переменной

Информацию, обрабатываемую компьютером или полученную в качестве промежуточных либо итоговых результатов, называют данными.

Данные в программировании принято называть величинами. Величины, значения которых изменяются в процессе выполнения программы, называют переменными, а те величины, которые не изменяют своего значения, — константами.

Значения величин, которые обрабатывает программа, должны находиться в оперативной памяти компьютера, состоящей из ячеек (байтов). Каждая ячейка имеет свой адрес (порядковый номер). Но с адресами в таком виде работать неудобно. Поэтому адресам ячеек памяти, в которые записываются значения величин с целью их использования в программе, принято давать имя (идентификатор).

Имя переменной (идентификатор) всегда должно начинаться с латинской буквы либо знака подчеркивания, после чего могут следовать несколько латинских букв, цифры либо символ подчеркивания, записанные без пробелов.

Имя переменной не должно совпадать с именем программы.

Таким образом, переменные и константы — это именованные ячейки памяти, в которые записываются данные (например, числа). Если изобразить ячейки в виде прямоугольников, то это может выглядеть так:

А

10

В

6

Здесь в переменную с именем А записано число 10, а в переменную с именем В — число 6. В процессе выполнения программы значение каждой переменной может изменяться — на то она и переменная!

10.2. Типы данных

Каждая переменная, кроме имени и значения, имеет тип. Тип переменной определяет вид данных, содержащихся в переменной, набор операций, которые можно выполнять над этими данными, и множество допустимых значений.

В языке программирования Pascal существует несколько типов переменных, но в этой главе мы познакомимся только с двумя типами числовых данных:

• целым типом Integer (описывает диапазон значений целых чисел от -2 147 483 648 до +2 147 483 647; в памяти компьютера занимает 4 байт);

• вещественным типом Real (описывает диапазон значений дробных чисел (десятичных дробей), которые могут включать до 16 десятичных цифр; в памяти компьютера занимает 8 байт).

Переменные, используемые в программе, должны быть описаны в разделе описаний, расположенном сразу после заголовка программы. Описать переменную — это значит указать после зарезервированного слова Var имя и тип переменной. Например: Var a: integer;

Var a,b: real;

Вопросы к параграфу:

1. Что называют переменной?

2. Каковы правила записи имен переменных?

3. Какие типы числовых данных Вам известны?

4. Что значит описать переменную?


Приложение 2

Фамилия Имя____________________________класс_____________

карточка А

10.1. Понятие переменной

Информацию, обрабатываемую компьютером или полученную в качестве промежуточных либо итоговых результатов, называют ____________________________________________.

Данные в программировании принято называть ___________________________________.

Величины, значения которых ________________ в процессе выполнения программы, называют ___________________, а те величины, которые ________________ своего значения, —_________________.

Значения величин, которые ________________программа, должны находиться в оперативной памяти компьютера, состоящей из __________ (байтов). Каждая ячейка имеет ______________ (порядковый номер). Адресам ячеек памяти, в которые записываются значения величин с целью их использования в программе, принято давать _________________________.

Имя переменной (идентификатор) всегда должно начинаться с __________________ буквы либо знака________________, после чего могут следовать несколько латинских букв, цифры либо символ подчеркивания, записанные _________________.

Имя переменной ___________________ совпадать с именем программы.

В процессе выполнения программы значение каждой переменной может __________________ — на то она и ___________________!

10.2. Типы данных

Каждая переменная, кроме ____________ и ____________, имеет ________. ________ переменной определяет вид данных, содержащихся в переменной, _________________, которые можно выполнять над этими данными, и множество ______________ значений.

В языке программирования Pascal существует несколько типов переменных:

 • ____________ тип   ______________(описывает диапазон значений целых чисел от -2 147 483 648 до +2 147 483 647; в памяти компьютера занимает 4 байт);

• _________________________ тип ___________ (описывает диапазон значений дробных чисел (десятичных дробей), которые могут включать до 16 десятичных цифр; в памяти компьютера занимает 8 байт).

Переменные, используемые в программе, должны быть описаны в ________________________________, расположенном сразу после ________________программы. Описать переменную — это значит указать после зарезервированного слова _________________ имя и тип_____________________.

карточка Б

Задача 1. Перечисли переменные, необходимые для вычисления значения функции у=2*х.

Прежде чем записать инструкцию объявления переменных для вычисления того или иного выражения или функции, необходимо:

  1. записать формулу;
  2. определить количество переменных, входящих в эту формулу;
  3. определить какой тип может быть у этих переменных;
  4. определить наиболее приемлемый.

 Важно помнить, что программа должна занимать минимально памяти компьютера, а это напрямую зависит от типа данных.

Анализ задачи.

Сколько переменных входят в данную формулу у=2*х? Ответ: ______________________

Какое значение имеет переменная х? Ответ: ______________________________________

Какое значение имеет переменная у? Ответ: ______________________________________

 Какого типа могут быть переменные? Ответ: _____________________________________

Если переменная х – целого типа, то какого типа должна быть переменная у?

Ответ: _______________________________

Какие варианты инструкции объявления переменной для вычисления данной функции могут быть?

Запишем их.

Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

Var

х:real; {аргумент}

у: real; {функция}

var

х:integer;{аргумент}

у:integer;{функция}

var

х: integer; {аргумент}

у:real;{функция}

Ответ: ____________________________________________

Какой из этих вариантов самый приемлемый и почему?

Ответ: ____________________________________________

карточка В

Задача 2. Объявите данные, необходимы для вычисления площади круга.

Анализ задачи.

Формула для вычисления площади круга: s=πr2.

Сколько переменных входят в данное выражение?

Есть ли еще данные, кроме переменных, входящих в данную формулу?

Чем является число  - переменной или константой?

Какое значение имеет переменная r?

Какое значение имеет переменная s?

Если переменная r – целого типа, то какого типа должна быть переменная s?

Запиши инструкцию объявления данных.

const

pi=_________; {число  }

var

r: __________; {радиус}

s: __________; {площадь}

Дополнительное задание.

Задача 3. Объявите данные, необходимы для вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, карандашей и линейки.

Анализ задачи.

Запиши формулу для вычисления стоимости покупки: Ответ: ____________

Сколько переменных входят в данную формулу? Ответ: _________________

Какое значение имеют эти переменные? Ответ: ________________________

Запиши инструкцию объявления данных.

var

____: _______; {количество тетрадей}

____: _______; {количество карандашей}

____: _______; {цена одной тетради}

____: _______; {цена одного карандаши}

____: _______; {цена линейки}

____: _______; {стоимость покупки}


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "«Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства»

Урок по теме : «Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства» 10класс. Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла ...

Конспект урока по теме "Понятие десятичной дроби.Чтение и запись десятичных дробей"

Разработка урока соответствует идеям системно-деятельностного обучения и требованиями ФГОС ОО, содержит технологическую карту,конспект, сценарий....

Конспект урока по теме «Понятие вектора», 9 класс, учебник Л.С. Атанасян

Конспект урока по теме «Понятие вектора», 9 класс, учебник Л.С. АтанасянЦель: создать условия для работы учащихся над понятиями и их определениями (определение вектора, изображение и обозначение векто...

Конспект урока на тему "Понятие художественной культуры"

Данный материал поможет учителю МХК при подготовке к вводному уроку по курсу "МХК", поможет раскрыть понятия: "художественная культура", "материальная культура" и "духовная культура"....

Конспект урока по теме: "Понятие об односоставных предложениях".

Данный урок входит в систему работы над темой "Культура речи". Главной целью урока является -познакомить учащихся с понятием об односоставном предложении, а таже сформировать умение различать виды про...

краткий конспект урока по теме"Понятие алгоритма"

краткий конспект урока по теме "Понятие алгоритма" с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения...

Конспект урока по теме «Запись алгоритмов на языках программирования. Язык программирования Python»

Вся история человечества – это история раздвигания граней неизвестного. Одним из вечно спорных и до сих пор нерешенных вопросов человека к самому себе остается вопрос о возможности создания иску...