конспект урока по теме: Понятие переменной в языке программирования Pascal АВС
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) по теме
Проект урока по информатике в 7 классе с использованием ТИО Макарова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_peremennoy.rar | 48.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 7
Предмет: Информатика
Общая тема: Основные понятия языка программирования Pascal АВС
Тема урока: Понятие переменной . (1ч).
Цели и задачи урока.
Обучающие:
- познакомить учащихся с понятием переменной,
- с типами переменных,
- со структурой программы;
- сформировать у учащихся первичные знания по применению изученного материала.
Развивающие:
- учить анализировать, обобщать и систематизировать;
- обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательные:
- развивать информационную культуру учащихся,
- способность к самостоятельной деятельности,
- рефлексию.
Тип урока: изучение нового материала.
Педагогическая технология: элементы ТИО (технология индивидуального обучения).
Форма организации урока: самостоятельная работа учащихся.
Оборудование:
- компьютеры с установленной средой программирования Pascal ABC,
- настроенная локальная сеть,
- конспект для учащегося,
- раздаточные карточки-задания.
Проект урока
№ | Этап урока | время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент. | 1мин | Знакомит с девизом урока, создает доброжелательную атмосферу в классе | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | |
Введение в тему | 1мин | Объявляет тему и цели урока | Ставят перед собой цель: достичь той оценки, какую желают получить | |
Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями и карточками | 30мин | Раздает карточки, сажает учащихся за парты, консультирует учащихся, проверяет задания, оказывает индивидуальную помощь | Изучают самостоятельно новую тему по конспектам . Выполняют индивидуальные задания по карточкам, отмечают свои достижения на «карте успеха» | |
Итоги урока. Рефлексия. | 7 мин | Подводит итоги, анализирует таблицу | Оценивают свои собственные достижения, сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом | |
Домашнее задание | 1мин | Дает задание | Записывают домашнее задание по желанию |
ХОД УРОКА
- Оргмомент. Познакомить с девизом урока, создать доброжелательную атмосферу в классе. Проверить готовность к уроку
- Введение в тему.
Сегодня мы рассмотрим тему “Понятие переменной» в среде программирования Pascal ABC. Познакомимся с типами переменных.
Ожидаемые результаты: поставьте оценку, которую вы хотели бы сегодня получить на уроке.
- Изучение новой темы. Раздать конспекты и карточки. (Приложение 1 и приложение 2)
- Подведение итогов урока.
Выставление оценок за урок. Добились ли вы ожидаемых результатов?
Учитель. На этом уроке вы узнали о типах данных языка Паскаль. Еще раз посмотрите на свои записи. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Как называют информацию, обрабатываемую компьютером или полученную в качестве промежуточных либо итоговых результатов? (Ответ: данными)
- Как принято называть данные в программировании? (Ответ: принято называть величинами).
- Как называют величины, значения которых изменяются в процессе выполнения программы? (Ответ: называют переменными, а те величины, которые не изменяют своего значения, — константами.
- С какими типами переменных языка программирования Pascal вы сегодня познакомились?
- Как выглядят инструкции объявления констант и переменных? (Ответ: const ИмяКонстанты=Значение; var ИмяПеременной: тип;)
- Почему рекомендуется указывать назначение данных, используемых в программе? (Ответ: во-первых, это считается хорошим тоном программирования, во-вторых, облегчает чтение программы и отслеживание ее работы).
Учитель. Большое всем спасибо за работу. Очень рада, что вы внимательно слушали, и работали на уроке. И теперь главное, хорошо подготовиться дома к следующему занятию.
IV. Домашнее задание: доделать оставшиеся задания.
Саликбаева Зульфия Зиннуровна, учитель математики
МБОУ Лицей № 68, г.Уфа,
e-mail: zula-salikbaeva@mail.ru
Приложение 1
§10. Основные понятия языка программирования
10.1. Понятие переменной
Информацию, обрабатываемую компьютером или полученную в качестве промежуточных либо итоговых результатов, называют данными.
Данные в программировании принято называть величинами. Величины, значения которых изменяются в процессе выполнения программы, называют переменными, а те величины, которые не изменяют своего значения, — константами.
Значения величин, которые обрабатывает программа, должны находиться в оперативной памяти компьютера, состоящей из ячеек (байтов). Каждая ячейка имеет свой адрес (порядковый номер). Но с адресами в таком виде работать неудобно. Поэтому адресам ячеек памяти, в которые записываются значения величин с целью их использования в программе, принято давать имя (идентификатор).
Имя переменной (идентификатор) всегда должно начинаться с латинской буквы либо знака подчеркивания, после чего могут следовать несколько латинских букв, цифры либо символ подчеркивания, записанные без пробелов.
Имя переменной не должно совпадать с именем программы.
Таким образом, переменные и константы — это именованные ячейки памяти, в которые записываются данные (например, числа). Если изобразить ячейки в виде прямоугольников, то это может выглядеть так:
А | 10 | В | 6 |
Здесь в переменную с именем А записано число 10, а в переменную с именем В — число 6. В процессе выполнения программы значение каждой переменной может изменяться — на то она и переменная!
10.2. Типы данных
Каждая переменная, кроме имени и значения, имеет тип. Тип переменной определяет вид данных, содержащихся в переменной, набор операций, которые можно выполнять над этими данными, и множество допустимых значений.
В языке программирования Pascal существует несколько типов переменных, но в этой главе мы познакомимся только с двумя типами числовых данных:
• целым типом Integer (описывает диапазон значений целых чисел от -2 147 483 648 до +2 147 483 647; в памяти компьютера занимает 4 байт);
• вещественным типом Real (описывает диапазон значений дробных чисел (десятичных дробей), которые могут включать до 16 десятичных цифр; в памяти компьютера занимает 8 байт).
Переменные, используемые в программе, должны быть описаны в разделе описаний, расположенном сразу после заголовка программы. Описать переменную — это значит указать после зарезервированного слова Var имя и тип переменной. Например: Var a: integer;
Var a,b: real;
Вопросы к параграфу:
1. Что называют переменной?
2. Каковы правила записи имен переменных?
3. Какие типы числовых данных Вам известны?
4. Что значит описать переменную?
Приложение 2
Фамилия Имя____________________________класс_____________
карточка А
10.1. Понятие переменной
Информацию, обрабатываемую компьютером или полученную в качестве промежуточных либо итоговых результатов, называют ____________________________________________.
Данные в программировании принято называть ___________________________________.
Величины, значения которых ________________ в процессе выполнения программы, называют ___________________, а те величины, которые ________________ своего значения, —_________________.
Значения величин, которые ________________программа, должны находиться в оперативной памяти компьютера, состоящей из __________ (байтов). Каждая ячейка имеет ______________ (порядковый номер). Адресам ячеек памяти, в которые записываются значения величин с целью их использования в программе, принято давать _________________________.
Имя переменной (идентификатор) всегда должно начинаться с __________________ буквы либо знака________________, после чего могут следовать несколько латинских букв, цифры либо символ подчеркивания, записанные _________________.
Имя переменной ___________________ совпадать с именем программы.
В процессе выполнения программы значение каждой переменной может __________________ — на то она и ___________________!
10.2. Типы данных
Каждая переменная, кроме ____________ и ____________, имеет ________. ________ переменной определяет вид данных, содержащихся в переменной, _________________, которые можно выполнять над этими данными, и множество ______________ значений.
В языке программирования Pascal существует несколько типов переменных:
• ____________ тип ______________(описывает диапазон значений целых чисел от -2 147 483 648 до +2 147 483 647; в памяти компьютера занимает 4 байт);
• _________________________ тип ___________ (описывает диапазон значений дробных чисел (десятичных дробей), которые могут включать до 16 десятичных цифр; в памяти компьютера занимает 8 байт).
Переменные, используемые в программе, должны быть описаны в ________________________________, расположенном сразу после ________________программы. Описать переменную — это значит указать после зарезервированного слова _________________ имя и тип_____________________.
карточка Б
Задача 1. Перечисли переменные, необходимые для вычисления значения функции у=2*х.
Прежде чем записать инструкцию объявления переменных для вычисления того или иного выражения или функции, необходимо:
- записать формулу;
- определить количество переменных, входящих в эту формулу;
- определить какой тип может быть у этих переменных;
- определить наиболее приемлемый.
Важно помнить, что программа должна занимать минимально памяти компьютера, а это напрямую зависит от типа данных.
Анализ задачи.
Сколько переменных входят в данную формулу у=2*х? Ответ: ______________________
Какое значение имеет переменная х? Ответ: ______________________________________
Какое значение имеет переменная у? Ответ: ______________________________________
Какого типа могут быть переменные? Ответ: _____________________________________
Если переменная х – целого типа, то какого типа должна быть переменная у?
Ответ: _______________________________
Какие варианты инструкции объявления переменной для вычисления данной функции могут быть?
Запишем их.
Вариант 1. | Вариант 2. | Вариант 3. |
Var х:real; {аргумент} у: real; {функция} | var х:integer;{аргумент} у:integer;{функция} | var х: integer; {аргумент} у:real;{функция} |
Ответ: ____________________________________________
Какой из этих вариантов самый приемлемый и почему?
Ответ: ____________________________________________
карточка В
Задача 2. Объявите данные, необходимы для вычисления площади круга.
Анализ задачи.
Формула для вычисления площади круга: s=πr2.
Сколько переменных входят в данное выражение?
Есть ли еще данные, кроме переменных, входящих в данную формулу?
Чем является число - переменной или константой?
Какое значение имеет переменная r?
Какое значение имеет переменная s?
Если переменная r – целого типа, то какого типа должна быть переменная s?
Запиши инструкцию объявления данных.
const
pi=_________; {число }
var
r: __________; {радиус}
s: __________; {площадь}
Дополнительное задание.
Задача 3. Объявите данные, необходимы для вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, карандашей и линейки.
Анализ задачи.
Запиши формулу для вычисления стоимости покупки: Ответ: ____________
Сколько переменных входят в данную формулу? Ответ: _________________
Какое значение имеют эти переменные? Ответ: ________________________
Запиши инструкцию объявления данных.
var
____: _______; {количество тетрадей}
____: _______; {количество карандашей}
____: _______; {цена одной тетради}
____: _______; {цена одного карандаши}
____: _______; {цена линейки}
____: _______; {стоимость покупки}
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "«Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства»
Урок по теме : «Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства» 10класс. Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла ...
Конспект урока по теме "Понятие десятичной дроби.Чтение и запись десятичных дробей"
Разработка урока соответствует идеям системно-деятельностного обучения и требованиями ФГОС ОО, содержит технологическую карту,конспект, сценарий....
Конспект урока по теме «Понятие вектора», 9 класс, учебник Л.С. Атанасян
Конспект урока по теме «Понятие вектора», 9 класс, учебник Л.С. АтанасянЦель: создать условия для работы учащихся над понятиями и их определениями (определение вектора, изображение и обозначение векто...
Конспект урока на тему "Понятие художественной культуры"
Данный материал поможет учителю МХК при подготовке к вводному уроку по курсу "МХК", поможет раскрыть понятия: "художественная культура", "материальная культура" и "духовная культура"....
Конспект урока по теме: "Понятие об односоставных предложениях".
Данный урок входит в систему работы над темой "Культура речи". Главной целью урока является -познакомить учащихся с понятием об односоставном предложении, а таже сформировать умение различать виды про...
краткий конспект урока по теме"Понятие алгоритма"
краткий конспект урока по теме "Понятие алгоритма" с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения...
Конспект урока по теме «Запись алгоритмов на языках программирования. Язык программирования Python»
Вся история человечества – это история раздвигания граней неизвестного. Одним из вечно спорных и до сих пор нерешенных вопросов человека к самому себе остается вопрос о возможности создания иску...