Открытый урок в 6 классе по теме "Род несклоняемых имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Прохорова Анастасия Эдуардовна

Данный конспект был составлен и использован в рамках школьной декады "Технологии компетентностного подхода в действии". Основное направление сделано на формирование читательской компетенции обучающихся через работу с текстом. К конспекту прилагается презентация и рабочая карта для обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Род несклоняемых имен существительных.

Цели:

1. формирование навыков определения рода несклоняемых имен существительных;

2. формирование читательской компетентности.

Задачи:

образовательная – познакомить со способами определения рода несклоняемых существительных;

развивающая – развивать умение употреблять в речи несклоняемые существительные; согласовывать с ними прилагательные; развивать творческое мышление и память;

воспитательная – обогащать словарный запас.

Оборудование: электронная презентация, рабочая карта, орфографические словари.

Ход урока:

1. Оргмомент. Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости. Поэтому прошу вас быть максимально внимательными и сосредоточенными.

2. Актуализация знаний и умений (повторение изученного материала).

а)  Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

               И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

               Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

               А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

               Вышли мы с тобой в фойю, взяли там свою пальту.

               Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

               Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

               Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

               

Задание: поэт в данном стихотворении допустил ошибки, исправьте их письменно.

б) Что объединяет все эти существительные? (не изменяются, не склоняются, являются заимствованными)

в) Как мы называем такие существительные? (несклоняемые)

г) Вспомните, какие существительные относят к несклоняемым? Приведите свои примеры.

3. Создание проблемной ситуации.

а) Как правильно сказать?

Красивый

Красивая                  пони  ?

Красивое

Целебный

Целебная             алоэ   ?

Целебное

б) Почему трудно выполнить задание? (нет окончания у существительных)

в) Какие знания нам необходимы, чтобы выполнить задание? (мы должны знать, какого рода несклоняемое существительное, чтобы правильно употребить прилагательное)

г) Назовите тему нашего урока. ... Запись темы в рабочей карте.

4. Изучение нового материала.

а) тему определили, теперь необходимо поставить цель занятия. Чему мы будем учиться? (правильно определять род несклоняемых существительных; правильно употреблять прилагательные с несклоняемыми существительными)

б) Как же нужно употребить прилагательные в сочетаниях с существительными пони и алоэ?

(Знакомимся с правилом в учебнике)

в) ФИЗМИНУТКА

Мы сегодня поутру прыгали, как кенгуру (прыжки на месте)

А потом, надев пальто, побежали мы в кино (бег на месте)

Из кино мы возвратились и в работу погрузились (сели на места)

5. Закрепление материала (формирование читательской компетентности).

а) Работа с текстом.

Задание: письменно указать пропущенные окончания в прилагательных и глаголах прошедшего времени.

Увлекательный вечер

Холодным осенним вечером прекрасн.. мадам Браун в сопровождении мистера Брауна отправилась на шоу экзотических животных. На ней был.. бел.. манто, а на господине – сер.. пальто и клетчат.. кашне.

Поймав на улице свободн.. такси, они помчались по широк.. авеню к зданию цирка. Раздевшись в фойе, супруги Браун расположились в уютном зале. Пожил.. конферансье объявил.. первый номер. Увлекательн.. шоу начал..(сь/ся).  На арене по очереди выступали необычные дрессированные животные: умн.. шимпанзе, невероятн.. кенгуру, разговорчив.. какаду.

После представления супруги решили поужинать в уютн.. кафе. Официант принес разнообразн... меню, из которого были выбраны горяч... кофе, сладк... какао,  жарен.. филе цыпленка с вощами. На десерт леди заказал..  нежн.. крем-брюле и холодн.. эскимо...

Задание после:

  • несклоняемые существительные возьмите в овал. Сколько их в тексте?

Оцените себя: 21-20 – «5», 19-17 – «4», 16-14 – «3».

  • предположите и напишите в 2-3 предложениях, как окончится день супругов Браун.

Проверка на слайде.

6. Рефлексия.

  • Сумели ли мы достигнуть цели, которую ставили в начале занятия? (правильно определять род несклоняемых существительных; правильно употреблять прилагательные с несклоняемыми существительными)
  • Что было для вас трудным?
  • Что было интересным?

Фамилия Имя _________________________________________________________________

Число ____________________________________________________________________

Тема урока__________________________________________

1. Исправьте в стихотворении ошибки, допущенные поэтом:

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

               И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

               Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

               А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

               Вышли мы с тобой в фойю, взяли там свою пальту.

               Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

               Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

               Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

2. Укажите нужное окончание  имен прилагательных в словосочетаниях:

Красив__   пони                     Целебн__ алоэ

3. Заполни схему с помощью параграфа в учебнике.

                                                                                                                         

                                                                                                                                                       

4. Поработай с текстом.

Задание: письменно укажи пропущенные окончания в прилагательных и глаголах прошедшего времени.

Увлекательный вечер

Холодным осенним вечером прекрасн... мадам Браун в сопровождении мистера Брауна отправилась на шоу экзотических животных. На ней был... бел... манто, а на господине – сер... пальто и клетчат... кашне.

Поймав на улице свободн... такси, они помчались по широк... авеню к зданию цирка. Раздевшись в фойе, супруги Браун расположились в уютном зале. Пожил... конферансье объявил... первый номер. Увлекательн... шоу начал...(сь/ся).  На арене по очереди выступали необычные дрессированные животные: умн... шимпанзе, невероятн... кенгуру, разговорчив... какаду.

После представления супруги решили поужинать в уютн... кафе. Официант принес разнообразн... меню, из которого были выбраны горяч... кофе, сладк... какао,  жарен... филе цыпленка с овощами. На десерт леди заказал...  нежн... крем-брюле и холодн... эскимо.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 2

Повторение – мать учения Как-то рано по утру с другом сели мы в метру, И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре , Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне… А вернее – я и ты без кашна и без пальты . Вышли мы с тобой в фойю , взяли там свою пальту . Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян . Тут и взрослый сняв пенсню , хохотал на всю киню . Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

Слайд 3

Проверка Как-то рано по утру с другом сели мы в метро , И поехали в метро фильм смотреть о кенгуру , Вот сидим мы с ним в кино без пальто и без кашне … А вернее – я и ты без кашне и без пальто . Вышли мы с тобой в фойе , взяли там своЁ пальто . Вдруг огромная обезьяна стала играть на фортепьяно . Тут и взрослый сняв пенсне , хохотал на всё кино . Интересное кино ! Жаль, что кончилось оно!

Слайд 4

Определяем тему урока Красивый Красивая пони Красивое Целебный Целебная алоэ Целебное

Слайд 5

Тема урока Род несклоняемых имен существительных

Слайд 6

Определяем цель урока Научиться правильно определять род несклоняемых существительных; правильно употреблять прилагательные с несклоняемыми существительными

Слайд 7

ПРОВЕРКА Красивый Красивая пони Красивое Целебный Целебная алоэ Целебное КРАСИВЫЙ ЦЕЛЕБНОЕ

Слайд 9

Нескл. сущ.

Слайд 10

Нескл. сущ. М.р. Ж.р . Ср. р

Слайд 11

Нескл. сущ. М.р. Ж.р . Ср. р Лица муж. пола, животные, птицы, неодуш . заимствования: ...

Слайд 12

Нескл. сущ. М.р. Ж.р . Ср. р Лица муж. пола, животные, птицы, неодуш . заимствования: ... Лица жен.пола : ...

Слайд 13

Нескл. сущ. М.р. Ж.р . Ср. р Неодуш . сущ.: ... Лица муж. пола, животные, птицы, неодуш . заимствования: ... Лица жен. пола, неодуш . заимствования: ... авеню кофе шасси маэстро колибри кашпо

Слайд 14

Физкультминутка Мы сегодня поутру Прыгали , как кенгуру А потом, надев пальто, Побежали мы в кино Из кино мы возвратились И в работу погрузились

Слайд 15

Увлекательный вечер Холодным осенним вечером прекрасн .. мадам Браун в сопровождении мистера Брауна отправилась на шоу экзотических животных. На ней был.. бел.. манто, а на господине – сер.. пальто и клетчат.. кашне. Поймав на улице свободн .. такси, они помчались по широк.. авеню к зданию цирка. Раздевшись в фойе, супруги Браун расположились в уютном зале. Пожил.. конферансье объявил.. первый номер. Увлекательн .. шоу начал..( сь / ся ). На арене по очереди выступали необычные дрессированные животные: умн .. шимпанзе, невероятн .. кенгуру, разговорчив.. какаду. После представления супруги решили поужинать в уютн .. кафе. Официант принес разнообразн ... меню, из которого были выбраны горяч... кофе, сладк ... какао, жарен.. филе цыпленка с овощами . На десерт леди заказал.. нежн .. крем-брюле и холодн .. эскимо.

Слайд 16

Проверь себя! Холодным осенним вечером прекрасн АЯ мадам Браун в сопровождении мистера Брауна отправилась на шоу экзотических животных. На ней был О бел ОЕ манто, а на господине – сер ОЕ пальто и клетчат ОЕ кашне.

Слайд 17

Проверь себя! Поймав на улице свободн ОЕ такси, они помчались по широк ОЙ авеню к зданию цирка. Раздевшись в фойе, супруги Браун расположились в уютном зале. Пожил ОЙ конферансье объявил первый номер. Увлекательн ОЕ шоу начал ОСЬ . На арене по очереди выступали необычные дрессированные животные: умн ЫЙ шимпанзе, невероятн ЫЙ кенгуру, разговорчив ЫЙ какаду.

Слайд 18

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! После представления супруги решили поужинать в уютн ОМ кафе. Официант принес разнообразн ОЕ меню, из которого были выбраны горячИЙ кофе, сладк ОЕ какао, жарен ОЕ филе цыпленка с овощами. На десерт леди заказал А нежн ОЕ крем-брюле и холодн ОЕ эскимо.

Слайд 19

Холодным осенним вечером прекрасная мадам Браун в сопровождении мистера Брауна отправилась на шоу экзотических животных. На ней было белое манто , а на господине – серое пальто и клетчатое кашне . Поймав на улице свободное такси , они помчались по широкой авеню к зданию цирка. Раздевшись в фойе , супруги Браун расположились в уютном зале. Пожилой конферансье объявил первый номер. Увлекательное шоу началось. На арене по очереди выступали необычные дрессированные животные: умный шимпанзе , невероятный кенгуру , разговорчивый какаду . После представления супруги решили поужинать в уютном кафе . Официант принес разнообразное меню , из которого были выбраны горячий кофе , сладкое какао , жареное филе цыпленка с овощами. На десерт леди заказала нежное крем-брюле и холодное эскимо .

Слайд 20

Оцените себя 21-20 слов – «5» 19-17 слов – «4» 16-14 слов – «3»

Слайд 21

Определяем цель урока Научиться правильно определять род несклоняемых существительных; правильно употреблять прилагательные с несклоняемыми существительными

Слайд 22

Рефлексия Для меня трудным оказалось... Для меня интересным было ... Мне понравилось ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение нового материала по теме "Род несклоняемых имен существительных"(открытый урок)

Открытый урок по теме "Род несклоняемых имен существительных" (технология проблемного обучения + ИКТ)...

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...

Урок-исследование по теме "Род несклоняемых имен существительных"

Урок-исследование по теме "Род несклоняемых имен существительных"...

Урок русского языка в 5 классе. Род иноязычных несклоняемых имен существительных.

Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.:  Дрофа, 2016....

Тема открытого урока: « Род несклоняемых имен существительных», 6 класс

Урок русского языка по теме: «Род несклоняемых имён существительных» разработан для обучающихся 6 класса по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.Цель урока - сформировать умение опреде...