Урок-исследование по теме "Род несклоняемых имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Макаева Айжан Ишембаевна

Урок-исследование по теме "Род несклоняемых имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 18_12_15_otkrytyy_urok.doc81 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok_18_12.ppt1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Род несклоняемых имен существительных».

        Цель урока:

Образовательная: познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными, показать их морфологические особенности; обобщить и систематизировать знания об именах существительных; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях  и правильно употреблять их в речи, уметь определять род несклоняемых имен существительных

 Развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять умственный и словарный запас, развивать умение работать по схеме.

 Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка

Планируемые результаты:

        Личностные: способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе, формировать умение высказывать и отстаивать свою точку.

Метапредметные:

        Познавательные: содействовать развитию умений выделять необходимую информацию по теме для сравнения, анализа  и установления причинно-следственных связей.

        Регулятивные: формирование умений ставить учебные цели и задачи, планировать свою деятельность и оценивать результат своих действий

        Коммуникативные: создавать условия для развития устной речи обучающихся, формировать умение слушать и вступать в диалог, учиться обсуждать, аргументировать свою точку зрения, овладевать навыком выступления перед классом.

Предметные:

        Выявить морфологические особенности несклоняемых существительных, научиться применять их на письме.

        

        Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, аудиофайл передачи «Радионяня»

        

        Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-исследование

        Формы работы:

        Фронтальная

        Индивидуальная

          Групповая

          Работа в парах

1. Орг. момент

Приветствие. Мотивация урока.

Рады слышать мы звонок

Начинается урок

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять( 1  мин)

2. Эмоц. настрой на урок. Фронтальный опрос

-Сегодня у нас необычный урок. Урок-исследование. Вы сегодня будете исследователями.

- Что значит – провести исследование? (фронт. опрос) 2мин

 Из чего состоит структура исследования?(2 мин)

3. Определение структуры исследования (урока)

- Так как мы еще достаточно юные исследователи то воспользуемся алгоритмом (опорной схемой)

Чтение слайда 1

  1. Объект исследования;
  2. Тема исследования;
  3. Проблема исследования
  4. Цель исследования
  5. Гипотеза
  6. Задачи
  7. Практическая часть
  8. Итоги работы

Записи мы будем вести в  дневнике исследователя, который вы будете заполнять по ходу урока.

4. Определение объекта исследования (фронтальный опрос, работа у доски) 7 мин

- Что будет объектом исследования? Для того, чтобы его определить, представим ситуацию, которая могла произойти на уроке. Прослушаем следующий фрагмент радиопередачи. Звучит запись песни(3 мин 34 сек)

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальто и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
 
Любит кины детвора, 2группа
Если в кинах кенгура,
Ходит-бродит по шассу,
Носит в сумках шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

 Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль, закончилось оно.
В гардероб пора бежать-
Будут польта выдавать.

 Какие слова вам показались смешными? Назовите их. Почему так нельзя говорить?  К какой части речи относятся эти  слова? Просклоняем словосочетание «интересное кино» ( работа у доски)

 В чем их особенность? (при склонении не изменяется, значит не имеет окончаний) Итак объект исследования- это….Запишем, объект исследования.

5. Определение темы исследования и урока ( 5 мин)

Вернемся к нашему стихотворению. А знаете ли вы, что многие  несклоняемые существительные пришли к нам из других языков. Они иноязычного происхождения. Поэтому нам нужно выяснить значения некоторых существительных из стихотворения. У нас есть ребята, которые получили индивидуальные задания и выяснили лексические значения слов.

Выступление учащихся с индивидуальным заданием (слайд 2)

Словарная работа:

кашпо– декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду– птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

 Вернемся к исследованию . Что мы теперь должны определить? Правильно, тему исследования.  Для выполнения этого  задания вам нужно поработать в группе. У нас сегодня будут три творческие группы. Задание для вас - подчеркнуть несклоняемые существительные, исправить в них ошибки.

Задание для первой группы. Подчеркните несклоняемые существительные,   исправьте в них ошибки.

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальто и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
 

Задание для второй  группы. Подчеркните несклоняемые существительные, исправьте в них ошибки.

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит-бродит по шассу,
Носит в сумках шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Задание для третьей  группы. Подчеркните несклоняемые существительные, исправьте в них ошибки.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль, закончилось оно.
В гардероб пора бежать-
Будут польта выдавать.

Ребята, а как правильно произносить «кенгуру зашел или зашла? « Что для этого нужно знать? (Род имен существительных)
Какую тему мы будем рассматривать на уроке? Над чем работать?
 (фронт. опрос)

6. Проблема исследования (2 мин)

Что если мы произнесем кенгуру зашел? В чем же заключается проблема нашего исследования? Предмет нашего исследования-это?

(фронт. опрос)

7. Определение цели исследования. Какова же цель нашего исследования? (фронт. опрос) (2 мин)

   8. Задачи исследования (2 мин)

-Какие задачи мы можем определить, прежде чем приступить к работе?

-Что мы должны с вами выполнить? Запишем их в дневник?

9. Гипотеза. Проблему над которой нам предстоит работать мы выяснили, определили цель,   а теперь мы должны выдвинуть… Что?  К какому роду относится слово кенгуру? Есть ли у вас предположения? Запишите их в свой бланк.

Физминутка ( 2 мин)

Мы с вами хорошо поработали, а теперь отдохнем

Физминутка у нас будет необычная.

Я буду называть существительные, если они склоняемые (1, 2,3 склонения) поднимите руки вверх, если разносклоняемые- руки в сторону, несклоняемые- хлопаете.

Метро, яблоня, семя, урок, какаду, кофе.

10. Практическая часть (12 мин)

Перейдем к практической части нашего исследования. Обратимся к учебнику, откроем с. 178. Поработаем в парах  самостоятельно, задание написано в вашем дневнике. ( 7 мин)

Задание: Заполните таблицу, используя теоретический материал в рамке  на с. 178 а также примеры из упр. №224 на с. 177

Несклоняемые имена существительные

муж. род

жен. род

средн. род

Что у вас получилось? Представление таблицы на слайде (слайд )

Знаете ли вы, к какому роду относятся существительные, обозначающие названия фруктов и овощей? Филиппов Костя провел небольшое исследование на эту тему. Предоставим ему слово.

Выступление Кости (5 мин)

13. Итог урока. (3 мин)

Наше исследование мы продолжим на следующем уроке. Но подведем небольшой итог. Что же нам удалось выяснить на этом уроке?

Вернемся к началу урока и прослушаем песню (4 мин 37 сек-5 мин 34 сек)

14. Дом. задание: оформить дневник, вклеить в тетрадь для правил ( 2 мин)

Дифференцированно:

1. Есть ли в вашем классе ребята, у которых несклоняемые фамилии? Ваше задание –выяснить, как определять род ваших фамилий, откуда они пришли (Тырземан Костя, Петоян Анаит, Сюзанна)

2. Найти и записать несклоняемые географические названия ( 5-6 примеров) и определить их род (Кузнецов, Харламова, Дикарева, Сабитов, Солдатов, Куликовский)

3. Найти и записать несклоняемые сложносокращенные слова( 5-6 примеров) и определить их род (Филлипов, Булыгина, Газин, Железнова, Ширшицкий, Передреев)

4. Задание по карточкам (Алибаева, Лопоухова, Дикарева, Суфиянов, Кукушкин, Головин)

15. Рефлексия. (3 мин) Почувствовали ли вы себя исследователями?

Мы сегодня работали в группах и парах. Попробуем оценить себя. Заполните оценочные листы, которые лежат у вас на партах.

1.В группе  я работал   активно\пассивно

В паре я работал активно/ пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен\недоволен
3.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен

Дневник исследователя

  1. Объект исследования:_____________________________________________________________________________________________________________

  1. Тема исследования: __________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Проблема исследования_______________________________________________________________________________________________________________

  1. Цель исследования:___________________________________________________________________________________________________________
  2. Гипотеза:______________________________________________________________________________________________________________
  3. Задачи:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Практическая часть

Задание: Заполните таблицу, используя теоретический материал в рамке  на с. 178 а также примеры из упр. №224 на с. 177

Несклоняемые имена существительные

муж. род

жен. род

средн. род

  1. Итоги работы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание для первой группы. Подчеркните несклоняемые существительные,   исправьте в них ошибки.

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальто и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
 



Задание для второй  группы. Подчеркните несклоняемые существительные, исправьте в них ошибки.

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит-бродит по шассу,
Носит в сумках шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Задание для третьей  группы. Подчеркните несклоняемые существительные, исправьте в них ошибки.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль, закончилось оно.
В гардероб пора бежать-
Будут польта выдавать.

Словарная работа:

кашпо– декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду– птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

1.В группе  я работал   активно\пассивно

В паре я работал активно/ пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен\недоволен
3.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен

Моя оценка за урок

1.В группе  я работал   активно\пассивно

В паре я работал активно/ пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен\недоволен
3.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен

Моя оценка за урок

1.В группе  я работал   активно\пассивно

В паре я работал активно/ пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен\недоволен
3.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен

Моя оценка за урок

1.В группе  я работал   активно\пассивно

В паре я работал активно/ пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен\недоволен
3.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен

Моя оценка за урок

1.В группе  я работал   активно\пассивно

В паре я работал активно/ пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен\недоволен
3.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен

Моя оценка за урок

Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Объект исследования; Тема исследования; Проблема исследования Цель исследования Задачи Гипотеза Предмет исследования Практическая часть Итоги работы

Слайд 2

Объект исследования: несклоняемые имена существительные

Слайд 3

Тема исследования: «Род несклоняемых имен существительных»

Слайд 4

НЕСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ Какаду Кашпо

Слайд 5

НЕСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ Пенсне Кашне

Слайд 6

НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ Манто Фойе

Слайд 7

Цель исследования: Выяснить, к какому роду относится существительное кенгуру и другие несклоняемые существительные

Слайд 8

Гипотеза зашел или зашла ?

Слайд 9

Задачи исследования: 1. изучить особенности несклоняемых существительных 2. научиться определять род несклоняемых имен существительных

Слайд 10

Практическая часть Задание: Заполните таблицу, используя теоретический материал в рамке на с. 178 а также примеры из упр. №224 на с. 177 Несклоняемые имена существительные муж. род жен. род средн. род

Слайд 11

Несклоняемые имена существительные муж. род жен. род средн. род Лица мужского пола и животные Какаду Гарри Гете Маугли Дюма Баку Пенальти Сулугуни Сирокко Кофе Лица женского пола Алсу Фрау Миссис Мадам Авеню Кольраби Салями Иваси Неодушевленные предметы какао Пюре Харчо Шоу Метро Дзюдо Трюмо Самбо Меню Эскимо Такси

Слайд 12

Сулугуни- рассольный грузинский сыр Сирокко- сильный южный или юго-западный ветер в Италии Авеню- во Франции, США, Великобритании и некоторых других странах широкая улица, обычно обсаженная деревьями.

Слайд 13

Кольраби- ботаническая разновидность капусты огородной Салями- сорт твёрдой копченой колбасы Иваси- рыба семейства сельдевых Пенальти- 11-метровый удар в футболе

Слайд 14

Домашнее задание оформить дневник, вклеить в тетрадь для правил Дифференцированно: 1. Есть ли в вашем классе ребята, у которых несклоняемые фамилии? Ваше задание –выяснить, как определять род ваших фамилий, откуда они пришли (Тырземан Костя, Петоян Анаит, Сюзанна) 2. Найти и записать несклоняемые географические названия ( 5-6 примеров) и определить их род (Кузнецов, Харламова, Дикарева, Сабитов, Солдатов, Куликовский) 3. Найти и записать несклоняемые сложносокращенные слова( 5-6 примеров) и определить их род (Филлипов, Булыгина, Газин, Железнова, Ширшицкий, Передреев) 4. Задание по карточкам (Алибаева , Лопоухова, Дикарева, Суфиянов, Кукушкин, Головин)

Слайд 15

Рефлексия В группе я работал активно\пассивно В паре я работал активно/ пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен\недоволе н 3.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен Моя оценка за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение нового материала по теме "Род несклоняемых имен существительных"(открытый урок)

Открытый урок по теме "Род несклоняемых имен существительных" (технология проблемного обучения + ИКТ)...

Урок по теме "Род несклоняемых имен существительных"

Презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 6 классе. В презентации представлен основной теоретический материал по теме "Род несклоняемых имен существительных"....

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...

Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Ознакомить учащихся с понятием существительное общего рода. Развивать умении в определении общего рода; отличать склоняемые существительные от несклоняемых; уметь находить их в тексте, определять род....