Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Прохорова Анастасия Эдуардовна

Конспект разработан для 7 класса по учебнику Баранова, Ладыженской. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ c причастиями

Цели:   

  • знакомство учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;
  • закрепление пунктуационных навыков, навыков синтаксического разбора;
  • развитие орфографических умений и навыков.

Задачи:
1) закрепить умение написания НЕ с разными частями речи;
2) расширить словарный запас учащихся, их кругозор;
3) воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:

  1. Организационный момент. 

  -здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа.  Оставьте одну строку для темы урока.

II. Синтаксическая пятиминутка.

- Запишите предложение, которое вы видите на интерактивной доске

 Запись на интерактивной доске:

  ЧЕЛОВЕК, (НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ, ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ.

 - Как вы понимаете эти слова?

III. Создание проблемной ситуации.

 - Выполните  синтаксический разбор предложения.

-Сравните свои записи с разбором на интерактивной доске.

-В слове какой части речи нужно раскрыть скобки?  (Причастии).

- Обладаем мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? (Нет)

- Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие? (Правило, как пишется НЕ с причастиями.)

- Назовите теперь  тему сегодняшнего урока. («Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».)

- Запишите тему

- Какой же будет цель урока? (Называют цель урока: (Изучить, как пишется НЕ с причастиями.)

Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним о правописании НЕ с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями и т.д.

 IV. Лингвистическая разминка

 Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи.

Несколько незнакомцев, ничего не знаешь, ненавидеть  лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, нелепость, небрежный, негодовал, не широкая, а узкая река; невысокий дом, говорил не правду, а ложь.

Проверка и объяснение: Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется: невзлюбить, нездоровится.

Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными.

Слитно, если:                                                                    Раздельно, если:

- без НЕ не употребляется                                   - есть противопоставление с А

(неряха, невзгоды, небрежный);                                ( не правда, а ложь)  

- можно заменить с синонимом без НЕ    - с существительными при отриц.

или близким по значению выражением             (не волк);

(неправда – ложь);                                               - с краткими прил. (не могуч)          

                                                                            - есть слова далеко не, вовсе не...

                                                                            - зависимое слово – отриц.мест.

                                                                              (никому не интересный)

                       

V. Объяснение нового материала.

- Теперь нам нужно узнать, как  пишется НЕ с причастиями?

Запись на интерактивной доске:

Ощибка не замечена                                           Негодующий взгляд                                                          

Не замеченная, а пропущенная ощибка           Незамеченная ошибка                                  

Не замеченная учеником ошибка

Анализируют написанное, делают выводы:( Не пишется раздельно с краткими причастиями, если есть противопоставление с союзом А, если есть зависимое слово. Не пишется слитно с причастиями, которые без НЕ не употребляются, если причастие не имеет зависимых слов)

- Откройте учебники .   Найдите правило о правописании НЕ с причастиями.     Читаем вслух.

- Совпадают ли сделанные нами выводы с правилом?

- Запишем полученные сведения в таблицу. Когда причастие пишется НЕ раздельно, когда –слитно.

Слитно

Раздельно

1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание) 

2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь) 

3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ)

1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание)

2.С краткими причастиями (не прочитана книга) 

3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача) 

4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа) 

- А теперь снова обратимся к предложению, которое мы записали в начале урока.

- Как нужно написать НЕ с причастием желающий?

(Раздельно, так как у причастия есть зависимое слово)

VI.Закрепление материала.

1. Закрепим полученные знания на практике. Перепишите, раскрывая скобки, комментируя:

Запись на интерактивной доске:

(Не)собранные грибы; никем (не)собранные грибы; грибы (не)собраны; (не)пойманная рыба; (не)пришитая, а оторванная пуговица; мясо (не)поджарено; (не)пройденный путь; (не)мигающие на небе звёзды; книги (не)сложены; (не)слышимый шорох.

(Выполняют задание, записывают в тетрадь, по цепочке комментируют написанное)

2. Цифровой диктант

- Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.

 Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка;  трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное.

- Проверьте себя по ключу.

 Запись на интерактивной доске

Читаю ключ вслух.    1,1, 2, 2,1, 1,2, 1.

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

 -Поставьте себе оценку.

VI.Подведение итогов урока

- Какое правило мы сегодня изучили на уроке?

- Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно?

VI. Рефлексия

  • Сумели  Вы решить поставленную перед собой задачу?
  • Доволен ты своим результатом или нет и почему?
  • Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
  • Что для меня самым полезным было на уроке?
  • Что на уроке для меня было трудным?
  • На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Урок русского языка в 7 классе, урок усвоения новых знаний....

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Слитное и раздельное написанипе не с  причастиями"....

"Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" (урок-презентация)

Методическая разработка урока-презентации по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями". Третий урок по теме....

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любо...

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Урок объяснения нового материала...

Учебная презентация к теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

В презентации в табличной форме отражён компактно материал по правописанию НЕ с причастиями....

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" с использованием ЭОР. Технологическая карта урока....