Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любой сфере общественной жизни. В частности, средства информатизации применяются как в собственно подготовке школьников, так и при решении различных вопросов, связанных с организацией обучения. Электронные средства обучения существенно повышают качество визуальной и аудиоинформации. Огромными возможностями обладают в этом плане современные технологии мультимедиа.Наиболее часто используемый тип мультимедийных технологий - компьютерные презентации -  позволяют интересно, красочно оформить любой этап урока, начиная с актуализации знаний, заканчивая закреплением изученного материала. Кроме того, появилась возможность повысить эффективность самостоятельной, индивидуальной работы, не нарушая при этом традиционные формы обучения.

    Использование на уроках информационных и телекоммуникационных технологий повышают интерес к предмету, формируют навыки самостоятельной, индивидуальной, групповой работы, самоконтроля, умения сформулировать проблему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок_no2.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютерных и информационных технологий

на уроках русского языка

Хафизова Гюзель Фоатовна,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54 с углубленным изучением отдельных предметов» Авиастроительного района города Казани РТ

 

    Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любой сфере общественной жизни. В частности, средства информатизации применяются как в собственно подготовке школьников, так и при решении различных вопросов, связанных с организацией обучения. Электронные средства обучения существенно повышают качество визуальной и аудиоинформации. Огромными возможностями обладают в этом плане современные технологии мультимедиа. Наиболее часто используемый тип мультимедийных технологий - компьютерные презентации -  позволяют интересно, красочно оформить любой этап урока, начиная с актуализации знаний, заканчивая закреплением изученного материала. Кроме того, появилась возможность повысить эффективность самостоятельной, индивидуальной работы, не нарушая при этом традиционные формы обучения.

    Использование на уроках информационных и телекоммуникационных технологий повышают интерес к предмету, формируют навыки самостоятельной, индивидуальной, групповой работы, самоконтроля, умения сформулировать проблему. В качестве примера хочу представить урок, при разработке которого использовала следующие интернет ресурсы:

- Про школу. ru

- Mioo. ru

- Edu. tatar. ru

- Openklass. ru

- Pedsovet. ru

- ITN (сеть творчества учителя)

- Завуч-инфо

- http: 1 september. ru и др.

  Урок русского языка в 7 классе. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями                                     

  Цели урока. Повторить правила слитного и раздельного написания НЕ с существительными, прилагательными, местоимениями, глаголами; познакомить с правилами написания НЕ с причастиями; формирование навыка правильного использования орфограммы и условий ее выбора

 Оборудование. Карточки с заданиями, сборники таблиц, мультимедийная установка, слайды

Ход урока.

I. Актуализация знаний

1) Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок со знакомого вам стихотворения. Помните,

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ…                      

Продолжает ученица.

- Ребята, назовите главное действующее лицо этого стихотворения? О каком маленьком слове мы сегодня будем говорить? (Частице НЕ)

- А как пишется НЕ со словами? (Слитно и раздельно)

- В каком случае НЕ пишется слитно? (Когда НЕ является частью корня и приставкой)

- Раздельно? (Когда НЕ является частицей)

- Вот об этом вы  должны были вспомнить дома и подготовиться к небольшой проверочной работе.

2) Проверка домашней работы

Перед вами книжечкой лежат карточки.

В карточке № 1 даны словосочетания. Ученики I ряда должны выписать в тетрадь словосочетания, в которых НЕ является частью корня, II ряда – НЕ - приставка, III ряда –НЕ – частица.

Одолел (не)дуг; (не)ряшливый вид; долго (не)годовала; (не)кого бояться; окружил (не)приятель; (не)большая полянка; (не)выполнили работу; (не)о чем беспокоиться; (не)друг, а просто знакомый; (не)громкая, а тихая мелодия; вовсе (не) строгий учитель

Проверка

- Ученик 1 ряда читает словосочетания:  одолел недуг, неряшливый вид, долго негодовала

- Почему эти слова являются частью корня? (Потому что они без не употребляются).

- К словам каких частей речи относятся эти правила? (Сущ., прил., глаголам)

Слайд № 1

одолел недуг                        неряшливый вид                                долго негодовала

- Ученик 2 ряда читает словосочетания: некого бояться,  окружил неприятель, небольшая полянка.  

-Объяснение каждого слова. (У местоимения правило особое, но мы его хорошо знаем – если между НЕ и местоимением нет предлога, то с НЕ оно пишется слитно; к словам неприятель и небольшая можно подобрать синонимы – враг, маленькая)

Слайд №2

некого бояться                окружил неприятель                   небольшая полянка

- Ученик 3 ряда читает словосочетания: не выполнили работу; не о чем беспокоиться; не друг, а просто знакомый; не громкая, а тихая мелодия; вовсе не строгий учитель

Слайд №3

не выполнили работу                          не о чем беспокоиться                         

не друг, а просто знакомый               вовсе не строгий учитель                        

Слайд № 4

нескошенная трава                            не скошенная, а срезанная трава

трава не скошена                               не скошенная вовремя трава

- Что объединяет эти словосочетания? (НЕ дано с причастиями)

- Докажите, что эти слова причастия.

- Образованы от глаголов скосить, срезать, СВ, прошедшего времени

- Какие есть различия в написании НЕ с причастием? (Пишется слитно и раздельно)

- А когда слитно, когда раздельно? Не знаете. Мы ведь еще не изучали тему.

II. Основная часть

Слайд № 5

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

- Ребята, вы видели, что есть несколько правил на слитное и раздельное написание НЕ со словами. В причастии их тоже несколько. Первые два вы уже знаете. Даны причастия. Сформулируйте правило

 1 правило Слайд № 6

ненавидевший                                   недоумевающий

Правило – НЕ с причастиями пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется

Задание – образуйте от данных глаголов причастия

невзлюбить – невзлюбивший                                        негодовать – негодующий                                        

2 правило основано на использовании союза А. Берем знакомое словосочетание – нескошенная трава

Слайд № 7

нескошенная трава

не скошенная, а срезанная трава

Правило: если в предложении есть противопоставление с союзом А, то НЕ с причастием пишется раздельно

Задание – переделайте словосочетания. Употребите союз А (я диктую – вы пишете готовые причастия):

Непрочитанная книга – не прочитанная, а просмотренная книга                        Незаконченное собрание – не законченное, а начатое собрание.

3 правило для вас новое. Понять его помогут примеры

Слайд №8

нескошенная трава                                                                                        

не скошенная вовремя трава                                

- Чем отличаются эти словосочетания?

- В первом словосочетании причастие не имеет зависимого слова – оно одиночное, а во втором имеет, значит образует причастный оборот.

Слайд № 9

Правило: если при причастии есть зависимое слово, то с НЕ оно пишется раздельно

Карточка № 2

Задание – переделайте словосочетания, подберите к причастию зависимое слово, напишите НЕ с причастием правильно

1 вариант – необозначенное озеро, незамеченная ошибка        

2 вариант – непроветренная комната, неотправленная телеграмма

Имейте в виду! Можно к причастиям подбирать любые зависимые слова, которые отвечают на вопросы

Слайд № 10

кем? когда? где? как? куда?

Проверка: не обозначенное на карте озеро, не замеченная в тетради ошибка, хорошо не проветренная комната, не отправленная в Москву телеграмма

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!

- А сейчас посмотрим в учебнике, все ли правила по написанию НЕ с причастиями сегодня прозвучали (стр. 65)

- Нет. Оказывается, с краткими причастиями НЕ всегда пишется раздельно.

- Образуйте  и запишите краткие формы от данных в предыдущем задании причастий.

(озеро не обозначено…)                                          

- Итак, если привести в порядок все правила по написанию НЕ с причастиями, получится такой алгоритм

III. Закрепление

1) Работа над предложениями по вариантам

Карточка № 3

Задание: спишите предложения, раскрывая скобки, расставляя запятые. Подготовьтесь объяснить орфограмму  этого урока и постановку запятых.

1 вариант

 Лошадь Муромского (не)бывавшая никогда на охоте испугалась и понесла.

2 вариант

Воспоминания – это (не)пожелтевшие письма (не)засохшие цветы а живой, трепещущий мир.

Индивидуально –  все задания + полный синтаксический разбор предложения

Кирилла Петрович отроду (не)удостаивавший никого своим посещением заезжал запросто в домишко своего старого товарища.

- Проверка

1 вариант

Лошадь Муромского, не бывавшая никогда (зависимое слово) на охоте, испугалась и понесла.

2 вариант

Воспоминания – это не пожелтевшие письма, не засохшие цветы, а (противопоставление) живой, трепещущий мир.

Индивидуально – все задания + полный синтаксический разбор предложения

Кирилла Петрович, отроду (зависимое слово) не удостаивавший никого своим посещением, запросто заезжал в домишко своего старого товарища.

2) Думаю, сейчас вы готовы к небольшой тестовой работе

Карточка №4

Задание. Даны словосочетания с причастиями с НЕ

1 вариант выписывает только номера словосочетаний, в которых НЕ с причастиями надо писать слитно

2 вариант – раздельно

1) (не)законченная работа                   6) (не)взлюбивший давно

2) (не)отправленная бандероль           7) (не)купленные, а свои ягоды

3) давно (не)штукатурены                   8) (не)обозначенное озеро

4) двери (не)заперты                            9) (не)сшитые, а связанные вещи

5) (не)навидящий взгляд                     10) (не)закрытое тучей небо

Проверка. Самооценка.

Слайд № 11 Правильные ответы

1 вариант – 1) 2) 5) 6) 8)                     2 вариант – 3) 4) 7) 9) 10)

Критерии оценивания

«5» - 0 ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки; «2» - более 2 ошибок

-Какие слова соответствуют 1 правилу – 5, 6;     2 –7, 9;   3 – 1, 2 (нет зависимого слова), 10 (есть зав. слово);     4 – 3, 4

4) Попробуем полученные знания применить на практике

Творческая работа по группам. Всего 6 групп 

Карточка № 5

Опорные слова

1, 4 – не проветрена, неубранная постель, не убранная вовремя постель…

2, 5 – необдуманные слова, невнимательное отношение, поступок не осознан

3, 6 – стены не штукатурены, нечищеные полы, не крашенные до конца стены, окна

1 – 4 группы составляют небольшое описание комнаты неряхи            

2 – 5 группы описывают речь невежи

3 - 6 группы описывают работу нерадивого строителя

Каждая группа старается в своей работе использовать причастия в НЕ

Слайд № 12

Словарная работа

Неряха – неаккуратный, лишенный опрятности человек

Невежа – грубый, невоспитанный человек

Нерадивый – небрежно относящийся к своим обязанностям, небрежный

IV. Подведение итогов. Оценки. Цели на следующий урок

V. Д\З – выучить правило по написанию НЕ  с причастиями наизусть, упр. 137 или написать лингвистическую сказку о правописании не с причастиями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Урок русского языка в 7 классе, урок усвоения новых знаний....

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Слитное и раздельное написанипе не с  причастиями"....

"Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" (урок-презентация)

Методическая разработка урока-презентации по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями". Третий урок по теме....

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Урок объяснения нового материала...

Учебная презентация к теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

В презентации в табличной форме отражён компактно материал по правописанию НЕ с причастиями....

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" с использованием ЭОР. Технологическая карта урока....

Зачетное задание по теме: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями, Н-НН в суффиксах причастий".

Итоговое задание, проверяющее знания по теме: "Правописание причастий"....