Конспект открытого урока по теме Басенный мир И.А.Крылова
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Гасанова Раисат Насруллаховна

 Урок  можно использовать с целью обобщить полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_basennyy_mir_i.a.krylova.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Басенный мир И.А.Крылова.

Цель урока:

  • обобщить полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».

Задачи урока:

Образовательные:

  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;
  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

  • воспитание культуры работы в группе;
  • воспитание интереса к классической литературе.

Ход урока

1.Организационный момент

Слово учителя (слайд1)

       -Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке, посвященном  творчеству замечательного русского баснописца И.А. Крылова.

2.Актуализация изученного

        -Начать  урок я хотела бы строками из замечательного стихотворения М.Исаковского, которые я выбрала эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку (слайд20)

Сообщение темы и цели урока.

       -На протяжении нескольких уроков мы знакомились с творчеством великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.

      -Итак, какую же цель мы перед собой поставим? И как нам достичь этой цели?

      -Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы еще раз обратимся к творчеству великого баснописца,  обобщим знания о басне как литературном жанре, поговорим о ее истоках, побудем в роли чтецов, художников, актеров, покажем знание и понимание басен, и, конечно же, узнаем, кто из вас лучший знаток басен (слайд3)

Работа по теме урока.

     -Но давайте для начала вспомним, что же такое басня?(ответы учащихся).

     -Какова же цель басни?

Ее можно сформулировать словами самого Крылова: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» (слайд 4)

     - Как вы понимаете эти слова? Что значит «порок»?

(Порок-недостаток, свойство, позорящее общество. Щипать- защемлять до боли,выдергивать. Следовательно, «пороки пощипать»  означает выявить недостатки, пороки.

«Где случай есть» - как вы понимаете эти слова? (при каждом удобном случае).

     - А какие пороки и недостатки вы знаете? (трусость, зависть, злорадство, злость, неблагодарность, лесть, глупость, жадность, лень, хвастовство).

    -Кто же был родоначальником басни? (Эзоп ) (слайд 5)

     -Откуда же пришла к нам басня? кто был ее родоначальником?

- Что всегда присутствует в басне?(аллегория, олицетворение, мораль)

      -Что такое мораль?

      -А теперь мы с вами поиграем. Для этого мы разделимся на две команды: «Квартет» и «Ларчик».

1.Конкурс «Угадай басню по картинке» (слайд 5-11)

2. Конкурс  «Ромашка»

      - Команды получают ромашки. На каждом лепестке слова из басен Крылова. Вы должны прочитать их и назвать басню.

1. «Голубушка,как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

2. «А ларчик просто открывался…»

3. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

4. «У сильного всегда бессильный виноват»

5. «Ты сер, а я приятель сед.»

6. «Кукушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето.»

7. «Ай, Моська, знать она сильна,

Что лает на Слона.»

8. «Стой, братцы, стой!

9. «А вы, друзья, что не садитесь,

Все ж в музыканты не годитесь»

10. «Соседушка, мой свет, пожалуйста, подумай»

11. «Хоть видит око, да зуб неймет».

12. «За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха.

За то, что хвалит он Кукушку»

3. Конкурс «Назови героя»

      -Теперь, когда вы вспомнили названия басен, пришло время поговорить и о героях. Вы должны определить, кто из персонажей басен сказал следующие слова. (Помощник Рамазан читает поочередно командам фразы)

3. Физминутка

    -Я называю имена басен И. Крылова, если в известных вам баснях этот персонаж отрицательный, вы вытягиваете прямые руки перед собой, отталкивая героя, если положительный-руки скрещиваете на груди,обнимая героя.

    Слон

    Свинья

    Ягненок

    Лисица

    Муравей

    Волк

    Дуб

Маугли.

5. Конкурс капитанов - «Доскажи словечко» (слайд 12-13)

6. Конкурс «от 5б класса»

   -Вчера я получила посылку, в которой обнаружила очень странный набор предметов и письмо. Вот оно (Ларец, показывает ребятам)

Учитель читает письмо.

   «Помогите, пожалуйста, вспомнить, из какой басни эти предметы, что иллюстрируют эти рисунки. С благодарностью, ученики 5б класса СОШ№12.

    -Думаю, что вы сможете разобраться с предметами (каждой по 3 предмета.) (Сыр, очки, ларец, тарелка и ложка, зеркало, жемчужина, желудь).

 7. «Найди пару»

     -Вам предлагаются перепутанные карточки. Нужно составить пары, которые звучат в названиях басен.

    Слон-Моська                     Зеркало-обезьяна             Ворона и Лисица

    Стрекоза-Муравей           Осел-мужик                        Кукушка и Петух

8. Инсценировка басен

    «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица» (по командам)

9. Подведение итогов урока

      Объявление результатов соревнования между командами  (называется победитель и получает за урок «5», проигравшей команде «4»)

      - «Дедушка Крылов»-назвал народ своего баснописца. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента-барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России, то есть на деньги народа. Такова народная любовь! До этого ни одному писателю памятников не сооружалось.(слайд 14)

4.Рефлексия

 Заключительное слово учителя:

     - Подводя итоги нашего урока, можно сказать, что ни один литератор при жизни не пользовался такой славой, как Крылов. Высоко оценил его творчество Пушкин, назвав Крылова «Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев.

Вопрос классу:

-Чему учат нас басни Крылова?

-Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И, если присмотреться, какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарством. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучшими. Завершить наш урок я хочу словами П.А.Вяземского:

«Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил ,

И слава – это наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили;

Ее и внуки затвердят.» (слайд15)

      - Как вы понимаете эти строки?

      - Согласны ли вы с автором?

      - Нравятся ли вам басни Крылова и почему?

     - Урок окончен. Всем спасибо!

Д.З. 1. Выразительное чтение полюбившейся басни.
2. Нарисовать иллюстрацию к любой басне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".

План открытого урока в з-ем  классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Конспект открытого урока на тему : «Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история».

Конспект открытого урока на тему :«Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»....

Конспект урока по теме "Басенный мир И.А.Крылова"

Разработка урока на тему "Басенный мир И.А.Крылова", +презентация.Урок построен в форме викторины.Повторяем теорию литературы,произведения И.А.Крылова,обобщаем знания полученные на уроках....