Экспресс - занятие: Готовимся к написанию сочинения-рассуждения: 15.1, 15.2, 15.3
план-конспект занятия по русскому языку (8, 9 класс) на тему

Мурзиненко Елена Сергеевна

Экспресс - занятие:

Готовимся к написанию  сочинения-рассуждения: 15.1, 15.2, 15.3

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспресс - занятие:

Готовимся к написанию  сочинения-рассуждения: 15.1, 15.2, 15.3

Тип урока: теоретико-практическое занятие.

Педагогические технологии: технология проблемного диалога.

Цель – изучить структуры создания сочинений-рассуждений 15.1, 15.2, 15.3, познакомиться с приемами написания текстов, с критериями оценивания сочинения, уметь создавать тексты разных вариантов, знать их отличия и сходства.

Задачи:

1)образовательные:   умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью;

 2)развивающие:  развитие логической, творческой, речевой и мыслительной активности; формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные:   формирование таких нравственных качеств учащихся,   как милосердие, отзывчивость, человечность, умение работать в группе.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, самооценивание

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания части 3.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свое предположение.

Познавательные УУД:

Находить ответы на вопросы, используя свой читательский, жизненный опыт и полученную на уроке информацию.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать в группе и во фронтальной беседе, приводя аргументы.

Слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Оборудование: компьютер, проектор, карточка «Экспресс-занятия Части 3»

Ход урока

  1. Орг.момент.

-Здравствуйте, я приветствую всех ребят и коллег в вашей гостеприимной школе.

- Прошу вас улыбнуться и с хорошим настроением начать урок.

     2. Постановка проблемы.

-Перед вами таблица, посмотрите,  как вы думаете, о чем пойдет у нас сегодня беседа на уроке?

«Экспресс - занятие: Готовимся к написанию  сочинения-рассуждения: 15.1, 15.2, 15.3 (объем - не менее 70 слов)»

-Значит, как вы определите цель нашего занятия?

(Научиться писать сочинение-рассуждение всех типов в формате ОГЭ)

А что значит слово экспресс?

По словарю Ожегова: экспресс- поезд или автобус, судно, идущие с высокой скоростью без остановок или с остановками только в крупных пунктах. Второе значение: первая часть сложных слов со значением моментальный, срочный. Э.-диагностика, э.-информация, э.-лаборатория (осуществляющая срочные анализы, пробы)

-Получается, что у нас три вида сочинений и по логике должно быть три группы, а почему я вас попросила распределиться на пять групп? Посмотрите внимательнее на карточки и попробуйте привести свои гипотезы, обсудите в группах?

1 группа- сочинение 15.1

2 группа- сочинение 15.2

3 группа- сочинение 15.3 второй аргумент опирается на жизненный опыт

4 группа- сочинение 15.3 второй аргумент опирается на читательский опыт

5 группа- сопоставить сочинения между собой, найти отличия и сходства, провести сравнительную характеристику.

3.Учебная задача.

-Тогда какова цель работы  будет в ваших группах?

(Изучить структуру сочинения в группах, приемы написания)

-Правильно, но самое главное, вы должны так изучить, чтобы эту учебную информацию донести до ваших одноклассников так, чтобы они с легкостью могли в будущем легко написать сочинение.

Но прежде чем приступить  к работе в группах над презентацией ваших проектов, я попрошу вас ознакомиться с маршрутными листами самооценивания.

Маршрутный лист самооценки

ФИ________________________________________

Оцени  работу над проектом:

Критерии оценивания

сочинения-рассуждения

Моя оценка

Оценка группы

С1К1- ответ-понимание-толкование-0-2 б

С1К2 аргументы-0-3б

С1К3-абзацы, речевая связность-0-2б

С1К4-композиция-0-2б

Итого -9 баллов

Оцени свою работу в группе:

Критерий

(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя оценка

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

Оцени работу группы:

Критерий

(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя оценка

Работали дружно, слушали друг друга

Высказывали свою точку зрения, не ссорились

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке:

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________

_____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________

_____________________________________________

3. Сегодня на уроке я научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________-

4. Осталось непонятным (ЧТО?)_________________________________________

4. Работа в группах

Итак, приступаем к работе, на изучение теории у вас 5 минут, ваша цель разобрать модели сочинений и донести их своим одноклассникам.

5. Презентация проектов.

6. Практическое занятие.

Вторым шагом будет для нас написание сочинения. Текст для всех один. Я читаю, вы после самостоятельно в группах пишете сочинения по вашим проектам. Самыми свободными в выборе будет у нас 5 группа, у них есть выбор, написать любое сочинение.

Как вы будете работать  с черновиком? (разделить на 4 части листочек, в тексте подчеркнуть предложения, которые вам понадобятся для аргументации.- 15 минут

Тема сочинения

«Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение».    

                                                                          И.Г.Милославский

Чтение текста

7. Представление образцов сочинений. Что удалось, что не получилось? 5 группе было легко выбрать тему, какое сочинение вам показалось легче и быстрее написать. На экзамене  вам дается 2 часа на написание и оформление этой работы.

-Давайте послушаем, о чем они говорят.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются всё же словами, то есть имеют не только форму, но и значение».

       Мы привыкли считать, что служебные части речи почти не имеют лексической составляющей. Но, по мнению лингвиста И.Г.Милославского, они все же имеют значение.

       Я думаю, это так и есть. На примерах из текста Н.Г.Гарина-Михайловского видно, что союзам может быть присуще какое-то значение.

       Например, в предложении 6 автор использует как соединительный союз «и», так и противительный «но», чтобы показать безуспешность попыток мальчика во сне спасти Жучку: герой совершает различные действия, которые, однако, не приносят желаемого результата.

       В предложении 12 автор из различных сравнительных союзов выбирает союз «точно», который, придавая значение почти полного уподобления, наиболее подходит для выражения мысли: мальчик воспринимал собаку как существо, близкое ему и все понимающее.

       Таким образом, союзы не только помогают нам связать части предложения, но и придают различные оттенки значения.

       15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Трусы только боятся! Кто делает дурное – боится…»

       Мне кажется, мальчик имеет в виду, что не надо бояться делать что-то хорошее. Например, в этом тексте рассказывается о том, как Тёма спас собаку, брошенную в старый колодец. Мальчик совершил, мне кажется, подвиг: ведь он сам мог погибнуть, разбиться или задохнуться в колодце. Но все равно нашел в себе силы спасти Жучку, хотя очень плохо себя чувствовал и даже потерял сознание от перенапряжения. Тёме было сначала очень страшно, но он уговорил себя не бояться.

       А вот те, кто издевается над животными, действительно, всех бояться, поэтому и ищут слабее себя, чтобы обидеть. Автор так и не говорит, кто бросил в колодец Жучку. Конечно, этот человек боялся признаться. Он самый настоящий трус.

       Человек, который обижает слабых, всегда труслив, ведь он не решается связываться с сильными. Я думаю, Тёма имел в виду именно это.

       15.3 Как вы понимаете значение слова ПРИРОДА?

       Природа – это все то, что нас окружает. Это и животные, и растения, и горы, и море, и небо, и земля. И человек – это тоже часть природы, ведь он тоже живой.

       Долгое время люди считали, что они – цари природы, и результат мы сейчас наблюдаем. Экологическая обстановка в мире очень тяжелая; все загрязнено: вода, воздух, почва. Исчезли редкие виды животных и растений. Тают ледники.

       Конечно, это те проблемы, которые должны решаться на уровне правительств разных стран. А что же можем делать мы? Вместо школы, ходить на демонстрации «зеленых»?

       Мне кажется, будет больше пользы, если мы будем не говорить, а делать. Не будем выбрасывать батарейки, будем заботиться о животных и растениях.

       Например, в тексте Гарина-Михайловского говорится о том, как мальчик спас собаку. Он сам мог сильно пораниться, но все равно решился помочь другу. Если все люди будут любить животных и помогать им, то природа будет нам благодарна, а редкие виды не будут исчезать. Надо начать с себя: не рвать редкие растения, не уничтожать животных.

8. Рефлексия.

Итак, ребята, вспомните, какую цель мы с вами ставили и что хотели достичь? Получилось ли у вас? А убедимся мы, когда оцените ваши сочинения по критериям, в группе и каждый самостоятельно. Сколько максимум? 9 баллов. Оцените,  пожалуйста.

Мы с вами оценили только смысловую часть, а еще оценивается грамотность, в сумме по словам изложения и сочинения вы получаете еще 10 баллов. Но эта тема уже другого экспресс- занятия.

 А теперь оцените свою работу в группе, саму группу и допишите предложения-3 минуты.

Как вы думаете, почему же у нас экспресс- занятие? За короткое время качественно подготовиться к экзамену по ОГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ Презентации к занятиям "Готовимся к ЕГЭ по инһорматике"

Презентации к занятиям "Готовимся к ЕГЭ"...

Практическое занятие "Готовим винегрет"

В данном конспекте представлена разработка практического занятия с воспитанницами детского дома по технологиии приготовления винегрета в виде соревнования двух команд....

занятие "Готовим торт"

Формировать представление о профессии- кондитер, воспитывать умение работать в коллективе....

занятие "Готовим торт"

Формировать представление о профессии- кондитер, воспитывать умение работать в коллективе....

Программа тренинговых занятий "Готовимся к ЕГЭ: тренинг для старшеклассников"

Возможные трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отс...