План-конспект урока по русскому языку в 6 классе "Правописание НЕ с существительными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Мухаметдинова Резеда Фаритовна

Тема: «Правописание НЕ с существительными»

Вид урока - открытие новых знаний.

Цель - формирование умения   определять условия слитного и  раздельного написания НЕ  с существительными.

Планируемые результаты:

Предметные: безошибочно писать существительные с НЕ, правильно пользоваться правилом, определяющим выбор слитного и раздельного написания НЕ с существительными

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_muhametdinova_r.f.docx94.05 КБ

Предварительный просмотр:

Мухаметдинова Резеда Фаритовна, учитель русского языка и литературы высшей  квалификационной  категории

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: «Правописание НЕ с существительными»

Вид урока - открытие новых знаний.

Цель - формирование умения   определять условия слитного и  раздельного написания НЕ  с существительными.

Планируемые результаты:

Предметные: безошибочно писать существительные с НЕ, правильно пользоваться правилом, определяющим выбор слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

Метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме)

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать  тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по  коллективно составленному алгоритму, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного,  добывать новые знания, находить ответы на вопросы,  используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята.

I. Проверим , как мы справились с домашним заданием? (Отвечаем с помощью цветных фигур)

-Верно ли, что  имена существительные  обозначают   предмет? (да).

-Верно ли, что все имена существительные  склоняются? (нет).

-Верно ли, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные? (Да).

-Верно ли, что у имен существительных нет начальной формы? (нет).

-Верно ли, что  имена существительные изменяются по родам? (Нет).

-Верно ли, что имена существительные бывают собственные и нарицательные? (да).

-Верно ли, что разносклоняемые существительные относятся к 3-му склонению?(нет)

-Верно ли, что имена существительные изменяются по числам (Да).

-Верно ли, что имена существительные склоняются по падежам?(да).

-Верно ли, что имена существительные бывают в предложении только  подлежащими?  (нет).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Определение темы и задач урока.

Молодцы, вы справились с заданиями.

Мы с вами продолжаем изучать имя существительное.

А теперь посмотрите на доску, прочитайте пословицу:

 «Ученье  - свет, а (не)ученье – тьма.

-К какой части речи относятся вс слова ? (сущ-е) Что означают эти скобки? (сущ-е пишется слитно или раздельно).

Учитель: Ребята, как вы думаете, как будет правильно: слитно или раздельно?

Учащиеся не дают одного ответа.

Учитель: Ребята, а почему вы думаете по-разному? (потому что не знаем, так как не изучали это правило)

 Так о чем конкретно мы будем говорить на уроке? Как называется тема нашего урока? Что вы должны усвоить?

-«НЕ с существительными»

- Как вы думаете, какие цели мы могли бы поставить себе сегодня на уроке

-научиться правильно писать не с именами существительными, разработать алгоритм слитного и раздельного написания не с существительными,

усвоить условия выбора орфограммы

III. Открываем тетради, записываем число, тему урока.

Актуализация опорных знаний. Исследование языкового материала.  Встречали ли мы с вами раньше НЕ с другими частями речи?-(да,с глаголами)

 Кто скажет, как пишется НЕ с глаголами?  (Всегда раздельно, если без не не употребляется)

У каждого из вас на столе есть таблица, которую мы будем заполнять в  течение урока. (Таблица  «Условия слитного и  раздельного написания НЕ с существительными»)

Учитель: Ребята, вот пришло письмо от Деда Мороза, где он просит исправить ошибки. Поможем Делу Морозу? Слушайте внимательно:

Здравствуй, Дедушка Мороз!

    В этом году я вел себя очень хорошо. Учился на «4» и «5»,  но иногда получал  «3» и «2».  В школе девочек и малышей не обижал, дома помогал родителям.  Всегда был ряхой, вежой и веждой. В комнате моей всегда разбериха, даже родители в доумении. Я всегда говорю только былицы. Моя бабушка меня очень любит, часто говорит мне: « Какой ты дотепа, доучка!» Вот я какой! Я очень прошу подарить мне на Новый год волшебную ручку, которая бы писала без ошибок. А моей маме забудки, она их очень любит.

Петя, ученик 5 класса Б

Учитель:

Вызывает ли у вас что-нибудь удивление?

Есть ли в письме незнакомые слова?

Выпишем существительные, которые не существуют в русском языке:

доумение

разбериха

забудки

ряха

дотёпа

вежа

доучки

А теперь попробуем присоединить к ним исчезнувшую  НЕ


Учитель: Знакомы ли вам эти слова? Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: если существительное не употребляется без НЕ, оно пишется с НЕ слитно.

Вывод на цветном листе прикрепляется к доске. Ребята записывают вывод в таблицу.

Учитель: А что же делать со словами, которые прекрасно себя чувствуют без частицы НЕ?

Делаем вывод: Не с существительным пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. (дети записывают вывод в  таблицу)

.ДАВАЙТЕ поиграем в такую игру: кубик с пословицами( на каждой стороне написана половина пословицы, нужно найти вторую половину)

Не котел варит, а -----------------

Не силой борются, а ----------------

Не работа сушит , а --------------------------

Не печь кормит, а-----------------------

Не место красит человека,  а --------

Не беда ошибиться, а беда-------------------

Делаем вывод: НЕ с существительными пишется раздельно, если в предложении содержится противопоставление с союзом а (запись в  таблицу)

VI. Посмотрите . пожалуйста, на упражнение 289 учебника, выполняем устно

Делем вывод:

НЕ с существительными пишется раздельно, если в предложении содержится противопоставление

Таким, образом, мы заполнили таблицу «НЕ с сущесвительными»

Обобщим всё вышесказанное, сформулируем алгоритм действий, которым вы сможете пользоваться при написании НЕ с существительными.


V. Закрепление изученного материала.

1.Используя данный алгоритм действия и наши таблицы, самостоятельно выполняем задание на листочках:

(Не)настье, (не)друг; (не)друг, а враг; (не)знайка,  (не)вежливость, а грубость; (не)счастье; (не)нависть, (не)задача, а пример,

(не)лесть, а правда; (не)приятель, а противник;

Проверка задания по эталону. Учащиеся выполняют самопроверку и оценивают себя.

2.Творческий диктант. По лексическому значению угадать слово, записать его.

  1. В народном творчестве:  шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает. (Небылица)
  2. Неизвестный человек (Незнакомец)
  3. Неаккуратный человек (Неряха)
  4. Грубый, невоспитанный человек (Невежа)
  5. Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области (Невежда)
  6. Растение с мелкими, голубыми цветками (Незабудка)

7) Мой друг говорил сущую (не)лепицу.

8) Учитель подтвердил (не)верность моего решения.

9) Это были (не)астры.

10) Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  Ребята, тема сегодняшнего урока непростая. Чтобы в полной мере овладеть ею, необходимо еще поработать над ней. Оцените свой уровень понимания материала сегодняшнего урока. ( Учащиеся с помощью цветных фигур оценивают свои знания, прикрепляют их елке)

Например:

Завершите тезисы:

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Самым интересным для меня было…

Самым трудным для меня оказалось…

VII. Домашнее задание.

§ 41 (выучить правило);

 1.Составьте словарную диктовку из 10 слов на изученное правило

 2..упр. 291

 3.придумать лингвистическую сказку про НЕ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл

материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...

План-конспект творческого урока по русскому языку "Что такое настоящая дружба"

Цели урока: создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в   самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и  самоопределения.Задач...