Обучение сочинению - рассуждению. Задание 15.3
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Мороко Ольга Ивановна

Подготовка к государственной (итоговой) аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_15.3.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

                                  Урок русского языка  в 9 классе

              РР Обучение  сочинению-рассуждению. Задание 15.3.

Тема:  РР Обучение  сочинению-рассуждению. Задание 15.3.

Цель урока:

  1. Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях ;

  2. Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме;

  3. Продолжить подготовку к государственной (итоговой) аттестации (часть 3 ОГЭ).

Тип урока: урок обучающего сочинения.

Задачи урока:

-образовательные

1. развивать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения;

2.     развивать     умение     подчинять     своё     сочинение определённой (основной) мысли;

3. развивать   умение   собирать   и   систематизировать
материал для сочинения;

4. развивать умение строить сочинение в определённой
композиционной форме;

-воспитательные:

1. не причинять вреда окружающим людям;

2.призывать к уменьшению общего количества страданий;

3.помогать  людям  избавиться от страданий;

развивающие:

1. развивать речевую культуру учеников;

2.развивать память учащихся и умение грамотно выражать свои мысли;

Оборудование    урока: 

лист А4,   текст, задание доска, компьютер,  мультимедиа проектор, экран,  компьютерная презентация.

Хронометраж урока:

        1.     Организационный момент. (0,5 мин.)

2.     Сообщение темы и целей урока. (1 мин.)

3.     Чтение текста. (3мин.)

4.     Формулировка задания. (0,5 мин.)

5.     Разбор композиции + критерий (3мин.)

6.     Способы толкования слова по вариантам + притча + запись (7 мин.)

7.     Комментарий + запись +прослушать несколько работ (3мин.)

8.     Критерий  (0,5 мин.) 

9.     Соединение  Вступления и Основной части(1мин.)

10.    Основная часть 2 примера + запись по вариантам( 8-10 мин.) 

11.   Включение примеров ( речевые клише) +Критерий( 1-2мин)

12. Вывод +критерий ( 2 мин)

13.Чтение сочинения

                                        Ход урока:

Этапы урока

         Деятельность учителя

Деятельность ученика

 1.Организационный момент: 

    Здравствуйте, ребята

2.Целеполагание:

 Наш сегодняшний урок – урок развития речи.  Цель  занятия– помочь вам преодолеть трудности письменной речи    и подготовиться к написанию сочинения – рассуждения по заданию 15.3.

Итогом этой работы станет ваше сочинение.

- У вас на партах листы А4, в которых вы будете работать, текст, задание.

3. Чтение текста:

Давайте обратимся к тексту Альберта Анатольевича Лиханова:

 

- чтение текста учителем.

(1)Солнце плещется в соцветиях черёмухи, слепит глаза розовыми красками зари. (2)Вот миновала ночь. (3)Вечером — торжество, вручение аттестатов, танцы. (4)Выпускной вечер моего класса...

(5)Десять лет назад, когда я только пришла работать в школу-интернат после института, мне дали первоклашек из детского дома, и я часто вспоминаю ту субботу, когда увидела своих «птенцов» на лестнице. (6)На каждой ступеньке стояли маленькие люди в серых костюмчиках и коричневых платьицах. (7)Нет, назвать их малышами не поворачивался язык: это были печальные маленькие люди. (8)Они стояли друг над дружкой, голова над головой, руки по швам, они замерли, точно готовились сфотографироваться. (9)Только вот глаза, конечно, были не для фотографии: удивлённые, печальные, непонимающие глаза. (10)0ни наблюдали, как других детей родственники забирали на выходные домой.

(11)Внизу        царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.

(12)Помню        то острое чувство вины, которое пронзило меня, и  пришли простые мысли: у малышей никого нет, им нужен кто-то, очень близкий нужен. (13)Им нужен дом. (14)Родные люди.

(15)И я со всей пылкостью и самонадеянностью, которые свойственны молодым, приступила к делу. (16)Получив согласие директора интерната, я написала статью в газету, где рассказала про наших ребятишек. (17)Ещё я написала о том, что ребятам нужны близкие контакты с другими людьми, чтобы эти люди были друзьями детей на всю жизнь. (18)Не родными, так близкими.

(19)В день выхода газеты я очень волновалась. (20)Но результат не заставили себя ждать. (21)В пятницу с раннего утра школьный вестибюль был полон народу: пришли люди, которые хотели взять наших первоклашек на выходные к себе домой. (22)Выбор был велик, желающих пригреть наших ребят оказалось больше чем достаточно, но мы давали разрешение только после подробного разговора с каждым из пришедших. (23)И вот что из этого получилось.

(24)Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили. (25)Десять мальчиков и девочек, как мы и предполагали, нашли хороших друзей. (26)Шестеро — обстоятельства сложились так — в гости ходить перестали.

(27)Можно считать, благополучный исход. (28)Счёт шесть-пятнадцатъ. (29)Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы. (30)Шестеро моих детей, прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла. (31)В них, признаюсь честно, вся эта история оставила нелёгкий след, и мне часто казалось, что со временем боль не утихала, а получала новое выражение. (32)Ничем не объяснимым неповиновением, каскадом двоек, грубостью. (33)И целых девять следующих лет я пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу. (34)И с точки зрение результативности счёт пятнадцать-шесть не так уж плох. (35)Но я не про пятнадцать. (36)Я про шесть...

(37)Раным-рано. (38)На улице тишь, только шаркает метлой дворник. (39)День лишь занимается. (40)И вдруг... (41)Хор голосов — мальчишечьих и девчачьих — скандирует под моим окном:

— (42)Ма-ма На-дя! (43)Ма-ма На-дя!

(По А. Лиханову)*

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

4.Формулировка задания : формулируем задание 15.3                    ( прочитать задание):

главное -  ответить на вопрос:            «Что такое сострадание?»;

70 слов;

 самостоятельное суждение на  предложенную тему.  ( слайд №2)

Обратить внимание! словарь: выяснить значение слова сострадание.

4.Композиция :

Вспомните, из каких частей состоит сочинение-рассуждение? (слайд №3: тезис, доказательства, вывод) .

А) Что такое тезис?

Б) Что такое вывод?

- Всё сказанное верно.

Обратите внимание: мы не просто должны сформулировать тезис, но и прокомментировать определение, представляющее тезис. (Эта деталь для нас новая). Что значит прокомментировать определение?

5.Критерий оценивания 1: (Слайд№4) :

если у вас нет ошибок в построении текста, вы максимально можете получить 2 балла.

Из 3-х частей.

-та мысль, которую мы будем доказывать ;

-  подтверждение тезиса, он помогает обобщить сказанное, завершает текст.

   

 Прокомментировать: дать объяснение, пояснить. Насколько это важно.

6. По условию задания 

в качестве тезиса мы должны взять определение слова  «Сострадание». (слайд №5)

- Какие  способы толкования ЛЗ слова  уже  вы знаете?

На столе у каждого из вас лежат розовые  карточки; цифры, указанные на них – ваш вариант:

1В - даёт определение слову СОСТРАДАНИЕ через понятийный способ;

2В-через синонимический ряд;

3В - работает с описательным способом;

4В – использует комбинированный способ.

Но сначала послушайте старую притчу, она поможет вам справиться с заданием.

Притча

      Ранним осенним утром, сидя в кругу своих учеников, Учитель задал вопрос:
     - Ответьте, как каждый из вас понимает сострадание?

     После размышлений один сказал:      

      - Я это понимаю как помощь старикам и детям.      

      -  А я думаю, что это способность ощутить остроту чужих переживаний, - быстро добавил другой.      

      - А для меня, - серьёзный голос третьего ученика заставил всех повернуться к нему, - это промолчать, понимая, что твои слова могут надолго ранить человеческое сердце и душу.
     - Правильно, - одобрил Учитель. - Это способность чувствовать чужую боль, как свою собственную. Но знайте, что самое большое сострадание в умении не отвернуться, а выслушать чужую скорбь, при этом зная, что человек даже не подозревает о том, насколько это тяжело. А это удел только очень сильной личности.

 (После прослушивания запись на листочке)

ПРОВЕРКА ЗАПИСЕЙ: 1В-2В-3В-4В +СЛАЙД

Понятийный - даём определение понятию через слово «Это» ( Сострадание – это…); синонимический- подбор синонимов; описательный- перечисление набора признаков; комбинированный- совокупность нескольких способов

СМ .СЛАЙД №5

Н-р:

1.Понятийный-

Сострадание – это способность чувствовать чужую боль , как свою собственную , и без раздумий оказать помощь ближнему.

2.Синонимический –

Сострадание – это гуманность, милосердие,  участие, сочувствие.

3.Описательный-

Сострадание   это всё то, что мы называем милосердным, искренним, благожелательным.

4.Комбинированный –

Сострадание  это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого человека или животного.

7. А теперь записанное определение нужно прокомментировать. (Слайд №6)

 -Что значит  прокомментировать тезис?

- Запишите комментарий – проверить 1-2

Обратить внимание: тезис +комментарий – 1 абзац.

Объяснить, показать важность, жизненность  этического понятия

Н-р:

      Сострадание – это нравственное качество, которое предполагает способность чувствовать чужую боль, как свою собственную, и без раздумий оказать помощь тому, кому она требуется . В современном мире и так много горя, поэтому людям нужно быть милосерднее и добрее по отношению друг к другу.       

8. Критерий оценивания (слайд №7):

За толкование слова и комментарий к нему вы можете получить максимально 2 балла

9. Какие речевые клише помогут нам соединить Вступление и Основную часть? ( слайд №8)

-Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

- Попробуем объяснить данное определение.

Обратить внимание: данные речевые клише записываем в 1 абзаце.

Ученики записывают на листке

10. Что содержит основная часть сочинения? (2 примера :

 1- из указанного текста;

2-из жизненного опыта) (слайд №9)

   

 1. Рассуждаем вместе, ищем пример  в  тексте (1) :

- В чём заключалось сострадание учительницы?

- Сострадание учительницы активное или пассивное?:

   

2.Рассуждаем вместе : Приведите примеры из жизненного опыта(2):

 

Запись только после речевых клише!

2 примера

- Понять чувства и переживания детей и острое желание помочь им в обретении семьи, дома.

ТЕКСТ: «печальные маленькие люди», «глаза печальные», « на ступеньках дрожала обида». «Помню то острое чувство вины, которое поразило меня, и пришли простые мысли : …им нужен кто-то, очень близкий нужен…родные люди».

ТЕКСТ: «Написала статью в газету, где рассказала про наших ребятишек».

Ученик: В древнем Вавилоне больного выносили на площадь, и каждый прохожий мог дать ему совет, как исцелиться, или просто сказать сочувственное слово. Этот факт показывает, что уже в древние времена люди понимали, что нет чужой беды, нет чужого страдания

Ученик:  1 канал ТВ: Передача «День Ангела».

Ученик : Помощь соседям.

Ученик: Сбор средств  для  детей с ДЦП.

 Произведения:  М.Шолохов « Судьба человека» (Андрей Соколов)

В.Распутин «Уроки французского»(Учительница Лидия Михайловна)

11.Включение примеров (слайд №10)

Для включения в сочинение примеров-аргументов

можно использовать следующие речевые клише:

- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту А. Лиханова.

- Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста

А. Лиханова.

-Примеры сострадания можно встретить в жизни.

-Это определение можно доказать на таком примере.

-В подтверждение приведу  пример из жизни.

Запись примеров по вариантам

12.Критерий оценивания: (СЛАЙД№11): max. балл за 2 примера – 3 балла

13.Завершить вашу работу вам поможет вывод.

 Какие слова помогут вам начать вывод?

– вводные слова;

- речевые клише  

ЗАПИСАТЬ ВЫВОД

значит, итак, следовательно, таким образом

мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного 

14. Критерий оценивания (слайд№13):

смысловая цельность сочинения –

  2 балла.

ИТОГО: за содержательную часть сочинения вы можете получить максимально          9 баллов.

15. Читаем получившееся сочинение

Ученики читают получившиеся работы

16-17. (слайд№14,15)

Писать аккуратным почерком

18.

Благодарю за урок, думаю, что он не прошёл даром. Вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия, понять его смысл.

Оценки:   

19. Домашнее задание: отредактировать сочинение, записать в беловик.

СОЧИНЕНИЕ

     Сострадание – это нравственное качество, которое предполагает способность чувствовать чужую боль, как свою собственную,и без раздумий оказать помощь ближнему. В современном мире и так много горя, поэтому людям нужно быть милосерднее и добрее по отношению друг к другу.  Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

     Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста А.Лиханова. Поступок учительницы можно назвать сострадательным, ведь ею руководило желание понять чувства и переживания детей,   стремление помочь им в обретении дома, семьи. Её поразили « печальные маленькие люди» с печальными глазами настолько, что она почувствовала острое чувство вины перед ними. Главная героиня пишет статью в газету о ребятишках, привлекает внимание к их горю.

      Оказывается, ещё в древние времена люди понимали, что нет чужой беды, нет чужого страдания. В Древнем Вавилоне больного выносили на площадь, и каждый прохожий мог дать ему совет, как исцелиться, или просто сказать сочувственное слово.

     Подводя итог, могу сказать, что сострадание и милосердие – главные ориентиры, с которыми человек   сможет сохранить не только себя как личность, но и создать вокруг себя мир добра, красоты,  справедливости.

                                                             

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения (задание С – ЕГЭ) 11 класс

Урок повторения поможет учащимся не только вспомнить основные разделы языкознания,повторить орфограммы и пунктограммы. но и подготовиться к написанию сочинения- рассуждения ( часть С)...

Образец написания сочинения-рассуждения задания 15.1 ( тренировочная работа по подготовке к ОГЭ от 15.12.2014; вариант 1)

Помощь учащимся в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему: "Сравнение - одно из самых выразительных языковых средств, которым часто пользуются поэты и писатели, чтобы точнее и образнее...

Инструкция по написанию сочинения-рассуждения (задание 15.3 ОГЭ)

Подробная инструкция с методическими рекомендациями по написанию сочинения-рассуждения  задания 15.3 ОГЭ....

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2) ОГЭ по русскому языку

материал представляет собой презентацию по подготовке написания сочинения-рассуждения в 9 классе...

Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения (задание 27).

Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения (задание 27). План написания сочинения по предложенному тексту. Алгоритм подготовки к написанию сочинения. Речевые клише. Проблематика текстов. Образцы ...

Урок по русскому языку на тему «От анализа текста к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2)» В 9 «В» классе

Цель урока: формирование у обучающихся умения написания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.2).Задачи:образов...

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3"

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3».  Программа предназначена для педагогов, осуществляющих подготовку...