Урок-мастерская "Его величество СЛОВО"
план-конспект урока по русскому языку (5, 7 класс)

Методическое объединение единомышленников Алданской гимназии

Данная разработка урока по технологии урок-мастерская творческого письма может быть использована на уроках развития речи в 5 классе после изучения типов речи, можно использовать в 7 классе после изучения публицистического стиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_tvorcheskogo_pisma_moy_lyubimyy_gorod.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс Русский язык.

Тема урока:  «Его величество СЛОВО»

Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок построения системы знаний). Урок проводится после изучения всех типов речи: описание, повествование, рассуждение.

Форма урока: урок-мастерская творческого письма. 

Деятельностная цельформирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала, формирование способности учащихся к новому способу действия по заданному алгоритму.
Дидактическая цель: создать эмоциональную атмосферу, способствующую включению каждого ученика в процесс собственного личностного развития, личностной мотивации; совершенствовать умение самостоятельно строить свой путь познания.

Образовательный аспект:

предполагается, что к окончанию урока обучающиеся смогут создать собственный текст (базовый уровень – текст-описание, продвинутый уровень – текст-рассуждение, близкий к тексту на заданную тему ОГЭ-15.3).

Развивающий аспект: создать условия для самостоятельной творческой деятельности обучающихся, способствовать формированию аналитического мышления при  построения текста-рассуждения на заданную тему, развивать эмоциональный потенциал, интеллектуальные навыки, ассоциативное мышление.

Воспитательный аспект: формирование ценностных ориентаций (воспитание патриотизма через уважительное отношение учащихся к своей малой родине, людям, историческому прошлому); бережного отношения к родной земле, к Родине в целом.

Оборудование: 

мультимедийный проектор, компьютер, интерактивный плакат, музыка, раздаточный материал (вырезки из газет, материал из интернет-ресурсов, фото, книги об Алдане, Якутии).

Технология:  Технология развития критического мышления с выходом на творческую работу.  

Методы: аналитическая беседа, отбор краеведческого и языкового материала, работа в парах, постановка проблемных вопросов.

Форма урока: Педагогическая мастерская.

В течение урока учащиеся проходят трехфазовую модель технологии критического мышления:

Стадия вызова:

а) подготовка материала (выявление известных сведений и полученных впечатлений, актуализацию имеющихся знаний);

б) активизация учащихся на уроке (использование приемов, которые мотивируют деятельность обучающихся на уроке).

Стадия осмысления:

а) погружение в мир слова;

б) получение новой информации, ее обработка и систематизация (создание собственный текстов: синквейн, текст-описание, текст-рассуждение).

Стадия рефлексии:

а) развёрнутые ответы (устные/письменные) на вопросы учителя

б) участие в диалоге.

                                                                      Ход урока

«Делай по-своему, исходя из своих

способностей, интересов и личного опыта.

И корректируй себя сам»

Организационный момент.

 Учитель:

Доброе утро, здравствуйте. Я рада вас видеть в нашей импровизированной мастерской творческого письма. Сегодня все мы – мастера, созидатели, ваятели, творцы. Сядьте удобно, чтобы ничто и никто вам не мешал. Сегодня мы выступим в роли ювелира, который творит, мастерит, создаёт. Все необходимые для этого инструменты перед вами (если у кого-то чего-нет – делимся). Знакомимся: перед вами – творческая тетрадь, куда вы будете записывать всё, что услышите сегодня. А ещё все мы будем слушать, говорить, наблюдать. И что особенно важно – формулировать свои наблюдения, создавать свой художественный образ, чтобы потом создать своё творение. Так как у нас сегодня урок русского языка, то и инструмент у нас особенный – нашим творческим материалом сегодня будет СЛОВО……

  1. «Индуктор» - включение в работу.

Внимательно посмотрите на то, с чем нам предстоит работать сегодня на уроке? (материал об Алдане). Охарактеризуйте одним словом тему наглядности (мой город, моя родина). Как вы думаете, почему? (важно уважительно относиться к месту, где ты живешь, любовь к Родине начинается с любви к малой родине). Итак, слово АЛДАН.

  1. Самоконструкция. 

Запишите слово АЛДАН (листы формата А-4. Вы можете положить, как угодно и писать, где хотите). Давайте вместе поработаем с этим словом, посмотрим на него с разных сторон. Работа со словом «Алдан» в микрогруппах. После каждого этапа желающие зачитывают слова. В этот момент можно дополнять свои ряды.

  1. Подберите ассоциации (Родина, город, река, герои, золото, фабрика, тайга, памятники и др.).
  2. Итак, многие записали ассоциативное слово РОДИНА. Подберите к нему однокоренные слова (родной, родник, родитель, родительская, родиться, родословная, уроженка, зарождаться и др.)
  3. Подберите синонимы (Отчизна, колыбель, родная сторона, родной край, отчий дом, родная земля, край отцов, отчий край и др.).
  4. Составьте и запишите словосочетания, небольшие фразы, характеризующие суть, внутреннее состояние, которое испытывает человек при слове РОДИНА (не пренебрегайте изобразительно-выразительными средствами).
  5. Продолжите предложение: «Алдан – это…».
  6. Напишите то место в нашем городе, которое является дорогим для вашего сердца, которое вы будете вспоминать, когда уедете из города учиться в техникуме или вузе.
  7. Попробуем записать определения, либо подберите существительные, относящиеся к словам РОДИНА и АЛДАН, используя все буквы, которые в их состав.

Р

- родной

А

- артель

О

- очаровательный, Орто-Сала

Л

- любимый, лес

Д

- дорогой сердцу, драга

Д

- добрые люди, ДК

И

- истоки

А

- Алданский техникум

Н

- ностальгия, наслег

Н

- Незаметный

А

- алданцы

  1. Работа с культурным аналогом. Находим значение слова РОДИНА в словарях (зачитываем). Статья – на слайде.

Словарь Ожегова дает следующее значение этого слова. РО́ДИНА, -ы, жен. р.

1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н. Москва его р. Индия р. шахмат.Вторая родина место, давшее кому-н. приют, ставшее родным.

Ребята, у вас сегодня есть возможность совершить виртуальную экскурсию по Алдану, узнать историю города, вспомнить о его героях, узнать историю создания памятников Алдана, «заглянуть» в места отдыха горожан. А также почитать об Алдане стихотворения и песни. Для этого вы можете воспользоваться  раздаточным материалом, который есть у вас на столах, а также электронной интерактивной презентацией.

  1. Социоконструкция и социализация.

Ребята, мы уже поработали со словами Алдан и Родина, записали ассоциации, и определения к этим словам, давайте попробуем емко и в художественной форме записать синквейн о нашей малой родине – Алдане. На столах у вас есть инструкции по написанию синквейна, повторите и запишите собственные примеры (работать можно индивидуально, в паре или группой).

ИНСТРУКЦИЯ:

СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА:

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия) . Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы) . Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Давайте представим то, что вы записали.

Примеры:

Алдан!

Нет тебя прекрасней и милей!

Процветает, оживает, зовет.

Как люблю тебя, Алдан!

Родина!

Алдан

Золотой, красивый

Живем, взрослеем, гордимся

Место, где родился человек

Родина.

Малая родина.

Дорогая и  близкая.

Оберегаем, восхваляем, любим.

Место, где я родился.

Алдан.

Молодцы! Так вы выразили свои эмоции и мысли к Малой Родине. А теперь посмотрите, на партах у вас лежат высказывания известных людей о родине, прочитайте их, обменяйтесь мыслями с соседом по парте. Отметьте то, которое может пригодиться вам в работе. Желающие могут высказать свои мысли всем.

Физминутка.

Релаксация (под музыку – разминка для глаз, шеи, плеч – можно стоя).

  1. Работа в парах с высказываниями о родине.

Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя. Сенека

И дым Отечества нам сладок и приятен! Александр Сергеевич Грибоедов

Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека. Наполеон I

Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства Родины. Иван Петрович Павлов

Патриот – это человек, служащий родине, а родина – это прежде всего народ. Николай Гаврилович Чернышевский

Защита Родины есть защита и своего достоинства. – Николай Рерих

Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом. – В. Г. Белинский

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким Русь. – С. А. Есенин

Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. – Владимир Ильич Ленин

Если крикнет рать святая:

Кинь ты Русь, живи в раю!,

Я скажу: Не надо рая,

Дайте родину мою. – Есенин С. А.

  1. Творческая работа. Составление текста – рассуждения «Что для меня малая родина»

А теперь мы подошли к заключительному этапу работы в нашей мастерской. Мы должны составит текст о родине. Этим текстом вы должны будете доказать, что любовь к малой родине – это чувство, без которого не может жить человек.

Какой тип речи предпочтительнее для такого текста? Почему? (рассуждение с элементами описания – выдвигается тезис, приводятся аргументы, делается вывод; используются изобразительно – выразительные средства языка).

Используя наработанный материал, напишите текст – рассуждения, на творческих листах-заготовках. Помните о структуре текста – рассуждения. Время работы ограничено (7, 8 минут). По желанию – зачитываем, обсуждаем (если есть время). Если кому-то труден первый вариант задания, то воспользуйтесь вторым – напишите текст, в котором вы расскажете о дорогих вам уголках Алдана.

  1. Рефлексия. 

Ответьте каждый себе на вопросы, а желающие – вслух:

- Что стало открытием на уроке?

- Что я узнал на уроке?

-Какие чувства, эмоции, мысли возникали во время работы, обсуждения и создания собственного творения?

-Есть ли вопросы, на которые не получены ответы?

Теперь можно обменяться своими творческими работами и пообщаться между собой.

Домашнее задание: Дополнить ваши тексты описательными фрагментами, которые будут дополнять ваши сочинения, вы можете пользоваться интерактивным плакатом. Для этого запишите ссылку.

Желаю всем творческих успехов, удачи и побед в нелёгкой работе над личностным становлением, развитием индивидуальных способностей, талантов и интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Его величество слово...

(Сочинение о слове "настроение") Филипченко Ангелина (8 класс) Призер муниципального конкурса литературно-художественного творчества "Душа по капле собирает свет" в номинации  "Лишь слову ж...

"Его величество слово"

"Его величество слово" (первый урок по теме "Лексика") Урок-путешествие...

Лингвистический поединок "Его величество слово"

Внеклассное мероприяие по русскому языку в рамках предметной недели для 5-9 классов....

Интегрированный урок биологии и истории "Ее Величество Екатерина Вторая, ее величество прививка!"

Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; разви...

«Я голову пред ним склоняю снова – Его величество, родное слово»

Лингвистический урок, посвященный Международному дню родного языка....