Непроизносимые согласные в корне слова
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Фукс Ольга Николаевна

Материал к уроку в 5 классе"Непроизносимые согласные в корне слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neproizn_soglasnye_v_korne_5klass.rar402.18 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ПРОБЛЕМНО-ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА

Аннотация:

        Я предлагаю план-конспект и презентацию  урока-повторения  по теме «Непроизносимые согласные в корнях слов». Это урок с использованием ИКТ на этапе повторения и углубления изученного  материала в начальных классах. На уроке идёт работа по формированию орфографических навыков написания непроизносимых согласных, проверяются в творческой форме умения и навыки по теме. Учащиеся знакомятся с правилом в стихотворной форме и делают соответствующие выводы о проверке орфограмм. Работа  организована в соответствии с  актуальной зоной развития и зрительными возможностями детей.

Автор: Фукс Ольга Николаевна

Школа: МКОУ Чернаковская ООШ

Предмет: Русский язык

Тема: Непроизносимые согласные в корнях слов.

Класс: 5

Учебник: Русский язык, 5 класс (Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская), 2008.

Тип урока: Изучение нового материала.

Авторский медиапродукт: Презентация, созданная в редакторе Power Point.

Оборудование: ПК, проектор, экран для демонстрации презентации.

Время реализации занятия: 45 минут.

Цель урока:

Формирование умения правильного написания непроизносимых согласных в корнях слов.

Задачи урока:


Образовательные:

  1. научиться писать  слова с непроизносимыми согласными в корне;
  2.  научиться писать слова с ложнопроизносимыми согласными в корне;
  3.  обогащать словарный запас.

    Развивающие: 

  1. развитие познавательных и творческих способностей, внимания, наблюдательности, умения анализировать и делать выводы.

    Воспитательные: 

  1. формирование коммуникативных и организаторских умений;
  2.  воспитание уважения к живому русскому слову.

Структура урока:

Этапы урока

Слайд презентации

Время

Приветствие, активация внимания

№ 2

1 мин

Словарно-орфографическая работа

№ 3,4

5 мин

Проблемные вопросы и задания

№ 5,6,7

10 мин

Сообщение темы урока

№ 8

2 мин

Изучение нового материала: теоретическая часть

№ 11,12,13

7 мин

Здоровьесберегающий элемент урока

№ 9,10

3 мин

Изучение нового материала: практическая часть

№ 14,15,16

10 мин

Проверка уровня освоения материала

№ 17,18

3 мин

Итоги урока. Оценочно-рефлексивная деятельность.

2 мин

Домашнее задание

№ 19

1 мин

Ход урока:

  1. Приветствие, активизация внимания.  (Слайд №2)

  1. Словарно-орфографическая работа: читаем хором стихотворение. (Слайд № 3)

Ты мой сверстник, я твой тоже,

Мы по возрасту похожи.

Я не сразу смог понять,

Это слово как писать.

Мне словарь попался в руки,

Я открыл его от скуки...

И узнал, что буква "Т"

Сначала встретилась в "версте".

Так все трудные слова

Станут легче "дважды два".

  1. Какой словарь поможет нам объяснить правописание словарного слова "сверстник"? (Этимологический словарь).  (Слайд № 4)

http://slovari.yandex.ru

3.  Проблемные вопросы и задания:

1) Мы узнали, что слово "сверстник" произошло от слова "верста", а что оно обозначает? Каким словарём мы воспользуемся, чтобы узнать лексическое значение слова? (Толковым словарём). (Слайд № 5)

http://www.ozhegov.org/words/2978.shtml

2) Каким образом слово «верста» помогла нам правильно написать слово «сверстник»?

3) Давайте попробуем аналогичным способом проверить слова из письма, которое пришло сегодня на электронный адрес нашей школы из леса.

Текст письма: (Слайд № 6)

      У нас в лесу поселилась осень. Со?нце светит теперь реже. Стоят ненас?ные дни. В эту пору в лесу как-то грус?но. Но видны кое-где  поз?ние цветы.

      Но солнышко ещё появляется из-за тучек, и тогда в нашем лесу все радос?но улыбаются.

4) Выпишите слова с пропущенными буквами в столбик, попробуйте использовать опыт начала урока  при заполнении пробелов.

5) Что вы делали?

Проверь себя!  (Слайд № 7)

Солнце – солнышко

Ненастные – ненастье

Грустно – грусть

Поздние – опоздали

Радостно – радость

6) Обратите внимание, когда же согласный не произносится в слове? (Когда рядом несколько согласных.)

7) Как можно назвать согласный, который не произносится в слове? (Непроизносимый.)

8) Как сделать, чтобы он стал произносимым?

8) Какие согласные могут быть непроизносимыми? (Т, Д, Л)

  1. Сообщение темы и целей урока. (Слайд № 8)

  1. Изучение нового материала: теоретическая часть.

 Здоровьесберегающий элемент урока -  зарядка для глаз (Слайды № 9,10)

http://edu.znate.ru/docs/3544/index-6413.html

1) А теперь прочитайте правило в учебнике на странице  21 (параграф 10).

2) Правильно мы сделали вывод?

Молодцы! Мы сами вывели ещё одно правило русского языка, а за это я хочу вас познакомить с  народной приметой об осени.  (Слайд № 11)

Если осень стоит ненастная, будет дождливая весна.

Можно сравнить с нынешней осенью и сделать прогноз на будущую весну. Проверим вместе весной?

  1. Есть ли в этом предложении слова с непроизносимыми согласными? Как не ошибиться в их написании?

 

Проверь себя! (Слайд № 12)

Ненастная – ненастье

Дождливая – дождик

Вывод-шутка (читают хором):   (Слайд № 13)

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать – неясно вам.

Чтобы знать, что писать,

Надо слово изменять,

Там за звуком непонятным

Гласная должна стоять!

3) Спишите предложение себе в тетрадь.

  1. Изучение нового материала: практическая часть.

  1. Рассмотрите примеры на странице 19 (честный, известный, местный, счастливый, прелестный, устный). Как применить наше правило для правильного написания?

  1. К каким словам относится предупреждение: «И ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно!»? Прочтите их на странице 21 (вкусный, чудесный, прекрасный, опасный). Остерегайтесь обмана! Не во всех словах нужно писать непроизносимую согласную. Воспользуйся правилом:

(Слайд № 14)

Вкусный, гласный, интересный,

Безопасный и небесный.

И чудесный, и прекрасный,

И ужасный, и напрасный –

Этих слов не забывайте,

Букву «Т» в них не вставляйте!

  1. Найдите примеры в упражнении 48 к этим двум правилам и запишите их в два столбика:

СТН

СН

Проверь себя!  (Слайд № 15)

СТН

СН

Окрестность

Радостный

Грустный

Вестник

Участник

Неизвестный

Ненастный

Вкусный

Чудесный

Прекрасный

Интересный

  1. Как они называются? Ответьте именами прилагательными.

А) Ров у крепости.

Б) Время данного места.

В) Человек без чести и совести.

Г) Поступок, отличающийся доблестью.

Д) Крик, пронизанный жалостью.

Е) Предприятие, части которого принадлежат владельцам.

Ж) Сила гиганта.

Проверь себя! (Слайд № 16)

А) крепостной ров

Б) местное время

В) бессовестный человек

Г) доблестный поступок

Д) жалостный крик

Е) частное предприятие

Ж) гигантская сила

  1. Проверка уровня усвоения материала.

1) Проверьте данные слова, пользуясь изученным правилом (слова записаны у учеников на карточках):

Со…нце,   чу…ство,   праз…ник,

Сер…це   и   проказ…ник,

Лес…ница   и   звёз…ный,

Здра…ствуйте   и   поз…ний,

Злос…ный,   неизвес…ный,

Мес…ный,   час…ный,   чес…ный.

Проверь себя! (Слайд № 17)

Солнце, чувство, праздник,

Сердце и проказник,

Лестница и звёздный,

Здравствуйте и поздний,

Злостный, неизвестный,

Местный, частный, честный.

2) Какие слова вызвали у вас затруднение? (Введение словарного слова ЧУВСТВО) (Слайд № 18)

http://www.crc2.ru/slovar.php?slovo=%D1%87%D1%83%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

3) Какие чувства может испытывать человек?

4) Какое чувство сейчас испытываете вы?

  1. Итоги урока. Оценочно-рефлексивная деятельность.

  1. Какое у вас сейчас настроение? Нарисуйте его. (Смайлики)

  1. Кто запомнил правила в стихотворной форме? Помогите их восстановить по памяти.

  1. Домашнее задание: (Слайд № 19)

Чтобы упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание!

Составьте предложения со словами на изученное правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист "Проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова."

Данный материал содержит графическую схему и практический материал; возможно использование на этапах изучения, закрепления и повторения при подготовке к ГИА и ЕГЭ...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Непроизносимая согласная в корне слова»

Цели деятельности учителя: тренировать навык осознанно писать и проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова; развивать орфографическую зоркость; поддерживать интерес к изучению русского я...

План - конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова

урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова....

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, способствовать основательному...

5 класс Непроизносимые согласные в корне слова

Презентация составлена к готовому конспекту урока из интернет-источника (без претензии на авторство)...