Презентация "Ударение"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Фукс Ольга Николаевна

Презентация "Ударение как средство смыслового различения слов" к уроку русского языка в 5 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok14_russ_dop_5klass.ppt49.5 КБ
Office presentation icon urok15_dop_russ_5klass.ppt36 КБ
Office presentation icon urok16_russ_dop_5klass.ppt64.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ударение как средство смыслового различения слов Урок 14.

Слайд 2

ПРОЧИТАЙ ПО-РАЗНОМУ ХЛОПОК ЗАМОК КРУЖКИ СТРЕЛКИ Как изменяется смысл слова с изменением ударения?

Слайд 3

Сравни слова Тетрадь стоит две копейки. Дом стоит на берегу. Я всегда мою руки перед едой. Мою сестру есть за что хвалить. Она любит труд. Дежурная мела пол. Ира принесла кусок мела .

Слайд 4

Найди смысловое различие Густые хлеба в поле – будет и на столе хлеба вволю. Пошла Поля в дальние поля . Какая мука ворочать жернова, зато мука сыплется мелкая, белая. Солнце село за село .

Слайд 5

Найди смысловое различие На путях я вижу сорок Резво скачущих сорок . Этот вид мне очень дорог Средь неведомых дорог .

Слайд 6

Спрятанные слова Атлас Гвоздики Орган Жаркое Пропасть Сколько слов здесь записано? Чем они отличаются друг от друга?

Слайд 7

ОМОГРАФЫ Мне слово ч у дно Изменить не трудно: Поставим ударение на о – Исчезло ч у дно, Родилось чудн о .

Слайд 8

ОМОГРАФЫ Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они. В ведёрко руку окун и , Не бойся: это о куни.

Слайд 9

ОМОГРАФЫ К о сит косец, А зайчишка кос и т, Тр у сит трусишка, А ослик трус и т.

Слайд 10

ОМОГРАФЫ Иголка ходит вверх и вниз, Вот листья появились. Сосёт Алёнушка ир и с, А вышивает и рис.

Слайд 11

Поставь ударение Игра в слова Отца спросила дочка: Не знаю, как прочесть, Есть слово «провол о чка» И «пр о волочка» есть. А что такое « а тлас»? Его приносят в класс? Я прочитала « а тлас», Но есть ведь и «атл а с». Отец ответил: - Дочка, уймись на полчасочка. (А.Барто)

Слайд 12

Единственный в городе орган Однажды первоклассник Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в г.Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей Ярославля своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л.Шишханова». Петя очень удивился. Он представил в своём воображении следующую картину…

Слайд 13

Единственный в городе орган «Мама, - спросил он. – Почему во всём Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой о рган вылечили – сердце? Почки? Какая-то странная заметка!» Мама рассмеялась и сказала: «Петя, ты перепутал слова « о рган» и «орг а н». В чём же ошибся Петя?

Слайд 14

Странные подарки Первого сентября Артём проснулся рано. Но мамы уже не было, она ушла на работу. На столе лежала записка: «Артём! Возьми гвоздики и подари их твоему любимому учителю по техническому труду, а ирис – твоему классному руководителю Ольге Константиновне».

Слайд 15

Странные подарки Артём нашёл большие гвозди, взял конфеты ириски и пошёл в школу. Гвозди он торжественно вручил учителю труда, а ириски – классному руководителю. Они недоумённо переглянулись. «В чём дело, Артём?» - спросили они. Что перепутал Артём?

Слайд 16

Непонятное слово Учительница написала Ане в дневник: «Не забудь принести на урок атлас». Аня нашла дома атласный материал и принесла его в школу. На уроке учительница Галина Александровна сказала: «А теперь откройте ваши атласы и найдите в них Африку и Америку». Аня очень удивилась: «Какая Африка? Какая Америка? У меня – материал однотонный». Она оглянулась, посмотрела на других ребят и всё поняла… Что поняла Аня?

Слайд 17

Почему автор поставил ударение? Я приехал в Москву, плач у и пл а чу. (П.Вяземский) Что это тут, дух и или д у хи? (Л.Н.Толстой) Д е ла в приказе Большого дворца было много, и дел а путаные. (А.Н.Толстой) И чувства и мысли так и остаются несказ а нные, сколько неск а занные. (А.Эфрон)

Слайд 18

Отгадай шарады Я – сборщик карт; от ударения Зависят два моих значения. Хочу – преображусь в название Блестящей, шелковистой ткани. ( А тлас – атл а с)

Слайд 19

Отгадай шарады Мы – для пильщиков подставка, Мы – для кучера сиденье. Но попробуй-ка, поставь-ка Нам другое ударение. Осторожней будешь с нами: Забодаем мы рогами. (К о злы – козл ы )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определение ударного слога Урок 15.

Слайд 2

Русский, польский и французский Щука Курица Кукушка Муха Рыба Малина Лилия

Слайд 3

Выпишите выделенные слова. Поставьте правильно ударение. Правильное произношение и верная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи. Есть немало слов, произношение которых служит показателем уровня речевой и общей культуры. Часто достаточно услышать от незнакомого человека неправильное ударение (вроде док у мент, люд я м, свекл а ), чтобы составить не слишком лестное мнение о его образовании и степени общей культуры.

Слайд 4

Выпишите выделенные слова. Поставьте правильно ударение. Пожалуй, ни одна другая область языка не вызывает сейчас столько ожесточённых споров, недоумений и колебаний. Все хотят знать, как же всё-таки правильно: п е тля или петл я , тв о рог или твор о г , [ что ] или [ што ] , [ т҆эмп ] или [ тэмп ] ? Ответы на все эти и подобные вопросы вы найдёте в орфоэпическом словаре. В него включены слова, которые вызывают трудности при произношении и постановке ударения.

Слайд 5

Выберите правильный вариант постановки ударения. Б у рит – бур и т В и нтит – винт и т Гр у зит – груз и т Зв о нит – звон и т М а нит – ман и т Повт о рит – повтор и т Св е рлит - сверл и т

Слайд 6

Исправьте ошибки, запишите в тетрадь. А бзац, а гент, а рест, бр а ла, д е фис, док у мент, маг а зин, пр и нять, рев о львер, р е мень, сн е сённый, ув е зённый.

Слайд 7

Спишите, поставьте ударение в выделенных словах. Сорок учеников – стая сорок Выкупать ребёнка – выкупать товары Широкие реки – берег реки Дальняя дорога – эта вещь мне дорога С правой стороны – в разные стороны Территориальные воды – стакан воды Крашеные полы – полы пальто Огромные окна – ширина окна

Слайд 8

Выпишите слова с пропущенными буквами. Подберите проверочные слова. П_шком шагали мышки по узенькой доро_ке От дер_вушки Пешки до дер_вушки Ло_ки. А в дер_вушке Ло_ки у них устали но_ки. Обратно в Пешки мышки приехали на кошке. И пели до поро_ка, и щёлкали орешки – От дер_вушки Ло_ки до дер_вушки Пешки. П_шком идти не бли_ко, когда идёшь обратно, И на пушистой киске и мя_ко, и приятно. Если кошке по пути, отчего не подв_зти?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности русского ударения Урок 16.

Слайд 2

Особенности русского ударения Свободное, разноместное. Подвижность: Пон я ть – п о нял – понял а Сестр а – с ё стры Стен а – нет стен ы 3. Изменчивость

Слайд 3

Сравни: Гремит муз ы ка полковая. (А.С.Пушкин). Верт и т очами так и сяк. (И.А.Крылов). Ворон не жарят, не вар я т. (И.А.Крылов).

Слайд 4

Правы ли классики? И долго с бурыми волн а ми Боролся опытный гребец. (А.Пушкин) Воротись, дурачина, ты к рыбке: Поклонись ей, выпроси уж и збу . (А.Пушкин) Зав о дские начальники По всей Сибири славятся… (Н.Некрасов)

Слайд 5

Правы ли классики? Зубастой Щуке в мысль пришло За к о шачье приняться ремесло. (И.Крылов) Погасло дн е вное светило; На море синее вечерний пал туман. (А.Пушкин)

Слайд 6

Правы ли классики? Мы, старики, уж нынче не танцуем, Муз ы ки гром не призывает нас. (А.Пушкин) Известно, что слоны в диковинку у нас- Так за слоном толп ы зевак ходили. (И.Крылов)

Слайд 7

Ищем произносительные архаизмы Кл а дбище – кладб и ще Н о жны – ножн ы Удал о й – уд а лый Без у держный – безуд е ржный Сл у чай – случ а й П а спорт – пасп о рт Библиот е ка – библи о тека Ж а воронок - жавор о нок

Слайд 8

Проверь себя Д о сыта Догов о р З а литый Ин а че К а мбала А вгустовский Дос ы та Д о говор Зал и тый, залит о й И наче Камбал а Август о вский

Слайд 9

Закончи текст Однажды известному театральному режиссёру, основатель ленинградского ТЮЗа А.А.Брянцеву позвонили из школы: Вам зв о нит преподавательница… Не верб! – прервал Александр Александрович и повесил трубку на рычаг. Через минуту снова звонок и снова: Вам зв о нит преподавательница… Не верю! – И трубка опять повешена. В третий раз звонок: Товарищ Брянцев! Вам зв о нит преподавательница… Почему вы не верите? Потому что… Почему известный режиссёр не поверил, что с ним говорит учительница?

Слайд 10

Закончи текст Эту историю рассказал известный русский учёный-лингвист Р.А.Будагов: «Как-то я слушал по радио передачу для детей «В мире животных». Научный сотрудник Московского зоопарка интересно и увлекательно рассказывал о том, как у медведицы в неволе родились медвежата, и какие они забавные. И вдруг прозвучало: « Новор о жденные чувствуют себя хорошо». Я выключил радио. И всё из-за того, что…». Почему же выключил радио известный учёный?

Слайд 11

Закончи текст А вот какой случай Р.А.Будагов привёл из собственной практики: «Читая лекцию о культуре языка в подготовленной аудитории, я неожиданно для самого себя поставил неправильное ударение в слове «принявший» и сейчас же заметил насмешливые огоньки в глазах моих слушателей – «ишь, поучает, а сам…». Я почувствовал, что потеряю внимание и доверие аудитории, если не исправлю ошибку. Пришлось извиниться и повторить предложение с правильным ударением «принявший». С каким ударение произнёс слово «принявший» известный учёный во второй раз, то есть правильно?

Слайд 12

Между прочим Говорил он, между прочим, «Красив е е», «Мы так х о чем», «Д о суг, ш о фер, пр о цент, з а ем, Кв а ртал, п о ртфель, билют е нь», «П о верх плана выполняем», « А гент зв о нит целый день». В.Масс, М.Червинский

Слайд 13

Шутка Мой дядя выяснял лет сорок И всё же выяснить не мог, Как говорить вернее: тв о рог, А может, правильней – твор о г?! И как-то он в молочной лавке Его увидел на прилавке, - Лицо, как роза, расцвело, Решил купить он полкило.

Слайд 14

Шутка Но тотчас, на прилавок глядя, Опять задумался мой дядя: «Ведь, вероятно, он не дорог, Пойдёт в ватрушку и в пирог… А как спросить: «Почём твор о г? А может, правильнее – тв о рог?» Задачу эту смог решит Мой дядя, лишь дойдя до кассы,

Слайд 15

Шутка Сказав: «Прошу вас получить За полкило творожной массы». Кассирша мало разбиралась В местоименьях, падеже И так сказала: «Не осталось! Она распродата уже!» В.Громов

Слайд 16

Песенка об орфоэпии Не зная орфоэпии Во всём великолепии, Не ощутишь её волшебных чар. Жизнь кажется кошмаром, Когда одним ударом Не то, что нужно, ставят под удар.

Слайд 17

Песенка об орфоэпии Возил не ш о фер , а шоф ё р Не ф а рфор , а фарф о р . Был оглашён не пр и говор – Судебный пригов о р . Ушёл шоф ё р на многие Не л е та , а лет а . И дверь за ним не з а перта Была, а заперт а .

Слайд 18

Песенка об орфоэпии Ошибка в ударении Граничит с преступлением, Пускай запомнит это млад и стар. Ни молодым, ни старым Нельзя одним ударом Не то, что нужно, ставить под удар. Ф.Кривин

Слайд 19

Догадайся по рифме В тот же день царица злая, Доброй вести ожидая, Втайне зеркальце взяла И вопрос свой задала … (А.Пушкин) Вот у Коли, например, Мама – милиционер. А у Толи и у Веры Обе мамы – инженеры . (А.Барто)

Слайд 20

Догадайся по рифме Стоит девочкам начать , Дай им только волю, - Будут целый день качать И баюкать Лёлю. (А.Барто) И как отрадно было видеть нам, Когда наш лён– на всём своём массиве,- Приподнятый, выравнивался сам И день за днём всё делался красивей . (М.Исаковский)

Слайд 21

Догадайся по рифме Зарецкий наш и честный малый Вступили в важный договор , Враги стоят, потупя взор. (А.Пушкин) Погиб! К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор ! (М.Лермонтов)

Слайд 22

Догадайся по размеру и ритму О да – иначе не могли Ни те бойцы, ни те шоферы , Когда грузовики вели По озеру в голодный город. (О.Берггольц)

Слайд 23

Догадайся по размеру и ритму По телефону день-деньской Нельзя нам дозвониться ! Живёт народ у нас такой – Ответственные лица: Живут у нас три школьника Да первоклассник Коленька.

Слайд 24

Догадайся по размеру и ритму Придут домой ученики, И начинаются звонки – Звонки без передышки. А кто звонит ? Ученики, Такие же мальчишки.

Слайд 25

Догадайся по размеру и ритму … Звонят, звонят ученики… Зачем писать им в дневники, Какой урок им задан? Ведь телефон-то рядом! Звони друг другу на дом!

Слайд 26

Догадайся по размеру и ритму Звонят, звонят ученики… У них пустые дневники, У нас звонки, звонки, звонки. А первоклассник Колечка Звонит Смирновой Галочке Сказать, что пишет палочки И не устал нисколечко. (А.Барто)

Слайд 27

Выучи наизусть Выполняя догов о ры , Инжен е ры и шофёры, Столяр ы и маляр ы – Потрудились все на славу, Чтоб за месяц до зимы Возвести домов кварт а лы .

Слайд 28

Отгадай загадки Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный ……….. Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется всё ………

Слайд 29

Мнемонические пары Догов о р – пригов о р – разгов о р Катал о г – диал о г – некрол о г Шоф ё р – монт ё р Облегч и ть – полеч и ть Звон и т – говор и т Стол я р – мал я р Докум е нт – инструм е нт – медикам е нт Портф е ль – щав е ль Ср е дства для д е тства

Слайд 30

Придумай рифму к словам Алфав и т Балов а ть Вор о та Зарж а веть Звон я т Катал о г Кварт а л Крас и вее Нач а ть Парт е р П е тля Танц о вщица Т о рты Б а нты

Слайд 31

Кто быстрее? Километр, красивее, квартал, каталог, баловать, банты, ворота, договор, заржаветь, звонит, магазин, молодёжь, медикаменты, начать, обеспечение, партер, портфель, распоясался, случай, столяр, танцовщица, украинский, шофёр, щавель.