Адаптированная рабочая программа по письму 8 класс для ребёнка с ОВЗ
рабочая программа (8 класс)

Русских Ирина Сергеевна

Адаптированная рабочая программа для ребёнка с ОВЗ "Письмо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_8_kl._pokacheva_n-3.docx66.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Рекомендовано:

Предметной комиссией  

протокол от _________ №______

 

__________              И.С.Русских

     Подпись                             ФИО

Согласовано:

Заместитель директора по УР                    

   ______________________

дата

 _________   _____________

              Подпись                    ФИО

       

Утверждено:

Приказ от___________№___ ___

Директор МАОУ СОШ №1

__________     Н.А.Квасова

  Подпись                    ФИО

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Письмо»

для           8   «А» класса

70  часов   ( 2ч часа  в неделю)

(обучение на дому)

Составитель  рабочей программы:

Русских Ирина Сергеевна

Квалификационная категория:

первая                      

                                                                           

 

2018 - 2019 учебный год

Раздел 1. «Пояснительная записка. Вступительная часть/введение

  1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» 8 класс (под редакцией В. В. Воронковой):
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы     СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года;

  • приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 22.12.2009г.,  регистрационный №15785) с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010г. № 1241 (зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 г., регистрационный № 19707), от 22 сентября 2011 г. № 2357 (зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный № 22540), от 18 декабря 2012 г. № 1060 (зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный №26993), от 29 декабря 2014 г. № 1643 (зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный № 35916), от 18 мая 2015 г. № 507 (зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2015 г., регистрационный № 37714), от 31 декабря 2015 г. № 1576 (зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40936);

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида для 5-9 классов под редакцией В. В. Воронковой;
  • Устав МАОУ СОШ №1;

  • основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №1;

  • приказ МАОУ СОШ № 1 от 12.05.2016г. № 276-О «Об утверждении положения о рабочей программе учебного предмета, курса муниципального автономного общеобразовательного учреждения   «Средняя общеобразовательная школа №1»

  • учебный план МАОУ СОШ №1 на 2018-2019 учебный год;

  • календарный учебный график МАОУ СОШ №1 на 2018-2019 учебный год.

  1. Особенности адаптированной рабочей программы по «Русскому языку».

Адаптированная рабочая программа по «Русскому языку» в 8 классе разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования на основании адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ СОШ № 1 и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и включает следующие направления деятельности:

- анализ и подбор содержания;

- изменение структуры и временных рамок;

- использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

Адаптированная рабочая программа для обучающихся, адаптирована для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей; она обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Покачева Настя, обучающаяся 8 «А» класса, решением ПМПК выведена на обучение по адаптированной основной образовательной программе VIII вида для детей с умственной отсталостью.

Индивидуальные особенности обучающейся:  низкий уровень наглядно-образного мышления, низкий уровень развития памяти, испытывает затруднения при запоминании, решении задач, не сформированы навыки счета.

У детей с умственной отсталостью отмечается замедленный темп восприятия. Умственно отсталым детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картинку, текст и т. п.). Умственно отсталые дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. У умственно отсталых детей более чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания:

•        малая устойчивость,

•        трудности распределения внимания,

•        замедленная переключаемость.

Исходя из особенностей обучающейся, обозначены следующие направления коррекционной работы на уроках:

  • расширение кругозора;
  • повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
  • обогащение жизненного опыта путем организации непосредственных наблюдений в обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
  • систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему
  • усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
  • уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
  • улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
  • активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
  • систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).

     Изучение русского языка направлено на достижение цели:

Создать условия для овладения системой знаний и умений в письменной речи, необходимых для применения в практической деятельности и формирования коммуникативных способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно-образовательная:

создание условий для оптимального уровня овладения обучающимися учебной программы по русскому языку в соответствии с его способностями и возможностями

 Коррекционно-развивающая:

создание условий для развития коммуникативных способностей обучающихся с проблемами в развитии.

 Коррекционно-воспитательная.

создание условий, направленных на развитие интереса к изучению предмета, сохранению жизни и здоровья обучающихся.

Общая характеристика предмета

АООП образования обучающихся с умственной отсталостью создается с учетом их особых образовательных потребностей.

Организация должна обеспечить требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с умственной отсталостью в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.

Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью 8 класса составляет 1 год.

Цель состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.

Организация 8 класса направлена на решение следующих задач:

  1. Способствовать формированию практически значимых орфографических и пунктационных навыков.
  2. Способствовать формированию навыков по построению простых и сложных предложений различной степени распространенности и употребления их в речи.
  3. Способствовать обогащению и активизации словаря учащихся, формированию навыков грамотного письма.
  4. Способствовать воспитанию интереса к русскому языку.

Данная рабочая программа по русскому языку задает перечень тем и разделов, которые подлежат обязательному изучению в 8 классе и ориентирована на учебник «Русский язык» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида, авторов составителей И. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской.

  1.  Приоритетные формы и методы работы с обучающимися.
  • словесные: рассказ учителя, обучающая беседа, чтение текстов учебника.
  • наглядные: демонстрация иллюстраций, использование ИКТ
  • экранно-звуковые средства обучения и т.д.

Типы уроков: урок сообщения новых знаний, урок формирования и закрепления знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и оценки знаний, умений и навыков, комбинированный урок.

           Основными видами классных и домашних письменных работ учащейся являются: тренировочные упражнения, разного вида диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная либо проверочная работа.

     Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

    Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных  повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Программа предусматривает проведение:

  • Поэтапное разъяснение заданий.
  • Последовательное выполнение заданий.
  • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
  • Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
  • Близость к учащимся во время объяснения задания.
  • Перемена видов деятельности
  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

 

Данная программа реализуется через следующие формы и методы:

  1. Приоритетные формы и виды контроля:

Контроль за уровнем достижений по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний.

  1.  Сроки реализации программы.

Рабочая программа разработана на 2018-2019 учебный год.

  1.  Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Русский язык» (70 часов, 2 часа в неделю) входит в обязательную часть учебного плана. В учебном плане на изучение русского языка отводится 2 часа в неделю.

  1.  Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  1. персональный  компьютер

                  2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Владос, 2011. – 223 стр.

           3.Аксенова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». Москва. Владос. 2001г.

                  4.Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. «Русский язык. 8 класс». Москва. Просвещение. 2016г.

                  5.Зикеев А.Г. «Практическая грамматика на уроках русского языка. 1 – 4 части». Москва. Владос.2004г.

                  6.Чендулаева Е.Г. «Грамматика русского языка в таблицах». Москва.    Материк-Альфа.2005г.  

Медиаресурсы и пр.:

- http://www.yandex.ru,

- my@1september.ru. Журнал «Начальная школа»,

- Pro.Школу.ru.интернет-портал

- интерактивная доска

- мкультимедийный проектор

- компьютер.

Раздел 2. «Планируемые результаты освоения учебного предмета»

2.1. Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу.

Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

  1. осознание себя как гражданина России;
  2. воспитание уважительного отношения к иному мнению;
  3. овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  4. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  5. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.
  6. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  7. Проявление доброжелательности, проявление сопереживания к чувствам других людей.

Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

2.2. Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата.

2.3. Оценочные средства (методы оценки и соответствующие им контрольно-измерительные материалы)

При оценке устных ответов принимаются во внимание:

  • правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,
  • полнота ответа,
  • умение практически применять свои знания,
  • последовательность изложения и речевое оформление ответа.

1. Оценка устных ответов.

     Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

     Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

     Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

     Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

     Оценка «1» за устные ответы не ставится.        

2. Оценка письменных работ.

Контрольный диктант.

  • Объем соответствует количеству слов по чтению.
  • Негрубые ошибки:
  • исключение из правил
  • повторение одной и той же буквы (букваарь)
  • перенос слов
  • единичный пропуск буквы на конце слова.
  • две негрубые ошибки + одна ошибка.

Раздел 3 «Содержание учебного предмета»

3.1. Краткая характеристика содержания предмета по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС.

Содержание программы

Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида носит элементарно-практический характер и имеет коррекционную направленность с учётом психофизических особенностей обучающихся, индивидуальных возможностей (памяти, мышления, восприятия).

Программа включает следующие направления:

  • развитие различных видов мышления (развитие наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
  • развитие основных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать); развитие умения выделять сходство и различие понятий;
  • развитие фонематического восприятия;
  • коррекция нарушений устной и письменной речи;
  • коррекция монологической речи;
  • коррекция диалогической речи;
  • развитие лексико-грамматических средств языка;
  • умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
  • умение планировать деятельность.

Предусмотрены        упражнения        для        коррекции        нарушений        в        развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие        инициативности,        стремление        доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности;
  • воспитание самостоятельности принятия решения;
  • формирование адекватности чувств;
  • формирование  устойчивой        и        адекватной        самооценки;
  • формирование умения анализировать свою деятельность.

I  четверть

1.Повторение.

Предложение. Понятие. Предложение простое и сложное. Сложное предложение с союзами и, а, но и без них. Однородные члены предложения.

Диктант по теме «Предложение»: "После грозы".Работа над ошибками.

Развитие речи. Работа с деловыми бумагами. Объяснительная записка.

2.Состав слова.

Состав слова. Однокоренные слова. Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.

Правописание ударных и безударных гласных. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. Гласные и согласные в приставках. Приставка предлог. Сложные слова. Упражнения на закрепление по теме: "Состав слова".

Развитие речи. Автобиография.

3.Части речи.

Понятие о частях речи. Их разнообразие.

 Имя существительное.

Имя существительное как часть речи. Имя собственное. Существительные единственного числа с шипящей на конце. Склонение  имен существительных в единственном числе.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном  числе. Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе.

Правописание существительных с шипящей на конце. Несклоняемые имена существительные.

Контрольный диктант за 1 четверть «Снежинки». Работа над ошибками.

Упражнения на закрепление по теме: «Имя существительное».

II четверть

 Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи. Согласование прилагательных с    существительными.

Родовые окончания прилагательных. Правописание безударных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе. Правописание прилагательных на –ий, -ья, -ьи. Склонение прилагательных мужского, женского и среднего рода на –ий, -ья,  -ье. Склонение прилагательных во множественном числе на –ьи.

Развитие речи. Восстановленный диктант «Кабанья баня».Работа над ошибками.

Упражнения  на закрепление по теме: «Склонение прилагательных в единственном и множественном числе».

Диктант по теме «Имя прилагательное как часть речи»: «Что за птица?». Работа над ошибками.

Личные местоимения.

Личные местоимения как часть речи. Лицо и число местоимений.  Местоимения 3 лица единственного числа. Склонение местоимений 1, 2 и 3 лица. Правописание местоимений с предлогами. Особенность в правописании личных местоимений  3 лица с предлогами. Развитие речи. Работа с деловыми бумагами. Заявление.

Контрольный диктант за 2 четверть: «На воде». Работа над ошибками.

Упражнения  на закрепление по теме: «Личные местоимения».

Урок занимательной грамматики.

III  четверть

Глагол.

Глагол как часть речи. Понятие. Значение в  речи. Неопределенная форма глагола. Правописание шипящих на конце слова. Изменение глаголов по временам. Прошедшее время глагола. Род и число. Не с глаголами. Изменение глаголов по лицам и числам. Правописание глаголов 2 лица ед. числа. Правописание глаголов 3 лица на –тся и –ться.

Развитие речи. Изложение «Рыба-прилипала». Работа над ошибками.

Упражнения на закрепление по теме: «Правописание глаголов 2 и 3 лица».

Диктант по теме «Изменение глаголов по временам и числам»: «Как вести себя в лесу». Работа над ошибками.

Спряжение глаголов. Понятие. Личные окончания глаголов I и II спряжения. Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов. Определение спряжения глагола по окончанию.

Развитие речи. Сочинение по рисунку «Случай на рыбалке». Работа над ошибками.

Правописание безударных личных окончаний глаголов II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов I спряжения. Распознавание спряжений глагола по неопределенной форме.  Упражнения на закрепление по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения». Способы проверки безударных окончаний существительных, прилагательных и глаголов.

Контрольный диктант за III  четверть «Друзья птиц». Работа над ошибками.

Развитие речи. Работа с деловыми бумагами. Анкета.

Урок занимательной грамматики.

IV четверть

4.Предложение.

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение нераспространенное и распространенное. Главные члены предложения нераспространенные и распространенные. Запятая при однородных членах предложения. Однородные члены предложения с союзами и без них. Однородные члены предложения нераспространенные и распространенные.

Диктант по теме «Предложение с однородными членами»:  «В лес за грибами». Работа над ошибками.

Обращение. Понятие. Знаки препинания при обращении.

Виды предложений по интонации. Знаки препинания. Сложное предложение. Понятие. Сложное предложение с союзами и, а, но. Различие сложного предложения с союзом И и однородных членов предложения, связанных союзом И.  Сложное предложение с союзными словами. Знаки препинания.

Развитие речи. Составление рассказа по картине В. Маковского "Свидание". Работа над ошибками.

Упражнения на закрепление по теме: «Предложение».

Развитие речи. Работа с деловыми бумагами. Объявление.

5. Повторение.

Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова.

Правописание безударных окончаний разных частей речи.

Контрольный диктант за IV четверть «Время лесных малышей». Работа над ошибками.

Спряжение глаголов

Простые и сложные предложения. Упражнения на закрепление изученного. Урок занимательной грамматики.

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностными        результатами        изучения        предмета        «Русский        язык»        являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание        на        особенности  устных        и        письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование учебных действий (УД).

Регулятивные УД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УД:
  • ориентироваться  в        учебнике  (на        развороте,  в        оглавлении,        в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать        информацию        из одной формы   в другую:        подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме        (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • пользоваться        приёмами        слушания:
  • фиксировать тему (заголовок), ключевые слова с помощью учителя;
  • выразительно читать и пересказывать небольшой текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе.

Средством формирования коммуникативных УД служат работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • подробно и выборочно пересказывать небольшой текст;
  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение,  различать ударный и безударные слоги;
  • делить слова на части для переноса;
  • соотносить количеством звуков и букв;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
  • писать под диктовку слова, предложения;
  • видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
  • находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки;
  • обращать внимание на особенности употребления слов;
  • ставить  вопросы к словам        в        предложении,        определять        падеж        имен существительных;
  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;


  • составлять небольшой текст (4–5        предложений) по        картинке или        на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки обучающихся с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у обучающихся навыки построения простого предложения разной степени распространённости. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности обучающихся с психическим недоразвитием излагать мысли в письменной форме ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием фонетического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

 Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев        рук;        развитие        навыков        каллиграфии;        развитие        артикуляционной        моторики.

 Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

 Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение  видеть  и  устанавливать  логические связи между предметами, явлениями и событиями).

 Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

 Коррекция        нарушений        в        развитии                эмоционально-личностной                сферы:                развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать                трудности;        воспитание                        самостоятельности                принятия                решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование        умения        анализировать        свою        деятельность;        воспитание        правильного отношения к критике.

 Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи;  коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.


В 8 классе продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставки). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнёзд родственных слов) и другие.

Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся 8 класса овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. В 8 классе обучающимся прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг бланков, квитанций и др.; в то же время предусматривается формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

3.2. Межпредметные связи учебного предмета.

Математика. Название чисел в пределах 20. Поиск нужной страницы в учебнике.

Литературное чтение.  Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

3.3. Ключевые темы и их взаимосвязи, преемственность по годам обучения.

Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

      Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.

      Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

      Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Повторение», «Предложение», «Части речи», «Состав слова», «Связная речь».

      На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

      Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.

      Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

      Слово. В процессе практических грамматических упражнений в  8 классе  изучаются различные разряды слов  - названия предметов, действий, признаков. – части речи.      Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.

      Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

      Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

      Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста. 

4.Тематическое планирование

Структура курса

Тема

Кол-во часов

Содержание темы

1.

Повторение

9ч.

Простое        и        сложное        предложения.        Подлежащее        и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение                с        однородными        членами.        Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

2.

Состав слова

9ч.

Однокоренные        слова;        подбор        однокоренных                слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.        Единообразное        написание                звонких        и        глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Сложные                слова.                Образование                сложных                слов                с соединительными                гласными        и                без        соединительных гласных.

3.

Имя существительное

Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.

4.

Имя прилагательное

10 ч.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена

прилагательные на –ий; -ья, -ье, их склонение и

правописание.

5.

Местоимение

Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Род местоимений 3-го лица ед.ч. Личные местоимения ед.ч. и мн.ч.. 1,2, 3-е лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений ед.ч. и мн.ч. Раздельное написание предлогов с местоимениями.

6.

Глагол

16ч.

Значение глагола. Неопределенная форма глагола на –ть, -чь,

-ти. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале

наиболее употребительных слов). Правописание

безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

7.

Предложение

11ч.

Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении.

8.

Повторение

4ч.

Правописание приставок. Правописание гласных и согласных в корне. Правописание в окончаниях имен существительных, прилагательных, глаголов. Простые и

сложные предложения.

Всего часов

70ч

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые предметные результаты

дата

Повторение. Простое предложение, нераспространённое и распространённое.

1

Вырабатывать умение различать в тексте простое и сложное предложение; формировать пунктуационную грамотность.

Подлежащее и сказуемое в простом и сложном  предложении.

1

Вырабатывать умение находить в предложении грамматическую основу;формировать пунктуационную грамотность.

Однородные члены предложения без союзов, с одиночным союзом и. Знаки  препинания.

1

Формировать представления об однородных членах предложения; учить находить в предложении однородные члены предложения; учить составлять схемы однородных предложений с обозначением союзов;

Распространение предложений однородными членами предложения.

1

Формирование умения распространять предложения однородными членами; повторить постановку знаков препинания между однородными членами;

Урок развития речи «Объяснительная записка»

1

Знать жанр записки, развитие коммуникативных навыков;

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

1

Повторить понятие «сложное предложение», развитие и коррекция устной речи; научить умению находить сложные предложения; развитие личностных качеств;

 Диктант по теме «Повторение».

1

Выявить уровень  знаний по теме.

Анализ диктанта, работа над ошибками.

1

Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала;

Урок развития речи. Поздравление. Повторение. Профессиональные праздники.

1

Развитие умения ориентироваться в тексте; развитие умения доказывать свою точку зрения.

Однокоренные слова

1

Вспомнить изученный материал по теме «Состав слова» ; учить выделять корень в словах; формирование умения находить корень слов и подбирать однокоренные слова; развитие умения рассуждать и делать выводы;

Приставка. Суффикс.Окончание.  Определение. Графическое изображение.

1

Вспомнить изученный материал по теме «Состав слова» ; формировать понятие об изменении части слов; обогащать словарный запас; развивать умение анализа и синтеза;

Образование разных частей речи с помощью приставок.

1

Систематизировать знания по теме «Состав слова»; учить образовывать слова с помощью приставок;

Образование разных частей речи  с помощью суффиксов.

1

Закрепить знания о суффиксе, его графическом изображении; учить образовывать слова с помощью суффиксов; развитие коммуникативных навыков;

Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов.

1

Закрепить умение находить однокоренные слова, образовывать их, выделять корень слова, писать корень в однокоренных словах единообразно. Воспитывать внимание, аккуратность при письме.

Способы проверки орфограмм в корне слова.

1

Закрепить умения обнаруживать орфограмму в словах и применять

способы проверки орфограмм в корне слова, умение работать со словарём;

Сложные слова с соединительными гласными о, е.

1

Познакомить с образованием сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной;

Урок развития речи. Сочинение по картине И.  Шевандроновой «В сельской библиотеке»

1

Учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной

Текст. Повторение пройденного.

1

Обобщить сведения о тексте, известные учащимся; учить давать определение текста; формировать умение выявлять основные признаки текста; формировать и совершенствовать умения характеризовать текст по его признакам; развитие коммуникативных навыков;

Существительное. Значение существительных в речи. Описание картин окружающей действительности существительными

1

Уточнить представления об именах существительных как названиях предметов, людей, их качеств, явлений природы и др. Учить применению имен существительных при описании окружающей действительности; определять основную мысль сочинения

Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж.

1

Углублять  знания об именах существительных, продолжить обучать выделять из текста имена существительные, определять грамматические признаки имени существительного

Три типа склонения существительных. Несклоняемые существительные.

1

Закрепить знания о падежах существительных; формировать умение определять склонение.

Ударные и безударные падежные окончания. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1 склонения.

1

      Уметь определять особенности имён существительных: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, тип склонения, число, падеж; научиться правильно писать безударные падежные окончания имён существительных первого склонения. Совершенствовать навыки написания безударных окончаний имен существительных;  формировать навыки грамотного и красивого письма, развивать речь детей, внимание, наблюдательность

Диктант по теме: «Имя существительное»

1

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Анализ диктанта, работа над ошибками.

Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала;

Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи.

1

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,

Описание предмета и его частей словосочетаниями с прилагательными.

1

Продолжить развивать и коррегировать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание, устную и письменную речь, мелкую моторику кистей рук, воображение.

Согласование прилагательных существительными в роде и числе.

1

Воспитание чувства товарищества и взаимопомощи; уметь ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий; анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

1

Формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

 Формировать способность к самооценке своих действий, поступков.

Склонение прилагательных женского рода.

1

Формирование навыков определения падежей имен прилагательных по падежам имён существительных;  обобщение и систематизация знаний учащихся  об имени прилагательном; воспитание интереса к языку; коррекция памяти и внимания.

Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.

1

Способствовать формированию знаний об имени прилагательном; развивать умения находить имена прилагательные в речи и определять все его грамматические категории.

Распространение предложений однородными членами, выраженными прилагательными в заданной падежной форме.

1

Определить лексическое значение имён прилагательных, их изменения по родам, числам и падежам; обозначить зависимость имени прилагательного в предложении от имени существительного.

Упражнения на закрепление «Прилагательное».

1

Развивать память, внимание, логическое мышление; совершенствовать устную и письменную речь, грамматический строй речи.

Диктант по теме: «Прилагательное».

1

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Анализ диктанта, работа над ошибками.Текст. План текста.

1

Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала; Формировать умение составлять план текста. Учить делить на главные части и подпункты.

Личные местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного числа.

1

Актуализация знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению; обобщить, повторить и закрепить на практике знания о местоимении;  совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи;

навыки контроля и самоконтроля;

 умению работать в парах. Понятие о личных местоимениях.

Употребление личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений с предлогами.

Употребление местоимения 2 лица множественного числа (вы, Вы).

1

Понятие о личных местоимениях.

Употребление личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений с предлогами.

Склонение местоимений 1, 2,3 лица

1

Склонение местоимений 1 лица. Лексико-грамматическое значение местоимений, их функция в речи.

Понятие о личных местоимениях.

Употребление личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений с предлогами.

Диктант по теме

«Местоимение»

1

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Анализ диктанта, работа над ошибками.

1

Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала;

Глагол. Значение глаголов в речи. Использование глаголов для выражения сравнения (прыгает, как мячик).

1

Расширять представления детей о значении глаголов в речи. Учить детей использовать различные по значению глаголы при составлении связных высказываний. Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза.

Время и число глаголов. Изменение глаголов по числам

1

Дать понятие о глаголе, повторить понятия времени и числа, развивать речь, творческое мышление, любовь и внимательное отношение к природе. Закреплять у учащихся понятие о глаголе, как части речи; формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи, определять лицо и число глагола;

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

1

Развитие абстрактного и логического мышления;развитие зрительного и звукового внимания к языковым единицам;

Начальная форма глагола (неопределенная форма) на –ть, -ться, -ти, -чь, -чься (что делать? Что сделать?).

1

Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи. Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.

Урок развития речи.  

Сочинение «Мой день рождения»

1

Усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств. Учить писать сочинение

Постановка глаголов в начальную форму.

1

Начальная форма глагола;

закрепить знания о глаголе как части речи; научить распознавать форму слова и однокоренные слова;

развивать мыслительные операции, сравнения, классификации;

воспитывать самостоятельность у учащихся.

Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.

1

Расширить знания детей о служебных частях речи познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами выработать навык правильного письма частицы не с глаголами на основе алгоритма; формировать коммуникативные умения детей;

Правописание глаголов 2 лица единственного числа

1

Формировать орфографическую зоркость учащихся.  научить находить глаголы 1, 2, 3 лица;  воспитывать интерес к предмету; развитие мелкой моторики; развитие мышления.

Правописание глаголов 2 лица единственного числа

1

Формировать орфографическую зоркость учащихся.  научить находить глаголы 1, 2, 3 лица;  воспитывать интерес к предмету; развитие мелкой моторики; развитие мышления.

Лицо глагола.

1

Глагол. Морфологические и синтаксические признаки. 1 лицо глагола.

Правописание безударных окончаний глаголов

1

Научиться применять правила написания окончаний и суффиксов глаголов

Различение окончаний глаголов I и II спряжения

1

Научиться применять правила написания окончаний и суффиксов глаголов

Различение окончаний глаголов I и II спряжения

1

Научиться применять правила написания окончаний и суффиксов глаголов

Повторение по теме: «Глагол».

1

Повторение и обобщение пройденного по теме «Глагол»; Формировать навыки определения морфологических признаков глагола; Воспитывать любовь к  искусству, развивать творческое воображение

Диктант по теме «Глагол»

1

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Анализ диктанта, работа над ошибками.

1

Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала;

Простое предложение с однородными членами.

1

Упражнять в комментировании для выработки аргументов пояснения правописания;  Вырабатывать прочные умения для перевода в навык. Накапливать активный словарь и коммуникативные умения

Простое предложение с однородными членами (перечисление без союзов и с одиночным союзом и). Знаки препинания.

1

Упражнять в комментировании для выработки аргументов пояснения правописания;  Вырабатывать прочные умения для перевода в навык. Накапливать активный словарь и коммуникативные умения.

Распространение предложений однородными членами, выраженными разными частями речи.

1

Однородные члены в предложении, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах; закреплять умение различать научный и художественный стили речи; закреплять умение развёртывать текст-описание на основе данного начала, по опорным словам, правильно употреблять предложения в структуре текста. развивать устную и письменную речь обучающихся; развивать произвольное внимание, мыслительные процессы: обобщение, классификация на основе работы со словарными словами, сравнение – на основе работы с лексическим материалом; прививать интерес к предмету.

Однородные члены предложения с союзами а, но. Интонация сопоставления. Знаки препинания.

1

Обращение. Место обращения в предложении. Знаки препинания. Культура речи при обращении.

1

Сформировать представление об обращении, учить правильно оформлять на письме предложения с обращением. Развивать умения точно употреблять в речи обращение, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении.

Сложное предложение без союзов и с союзом   и. Знаки препинания.

1

Дать общее представление об основных видах сложных предложений. Тренировать в умении строить схемы сложных предложений разного вида; воспитывать у учеников истинное понимание доброты, стремление поступать по- доброму, быть неравнодушным к людям.

Сложное предложение  с союзами но,   а. Знаки препинания.

1

Дать общее представление об основных видах сложных предложений. Тренировать в умении строить схемы сложных предложений разного вида; воспитывать у учеников истинное понимание доброты.

Сравнение сложного предложения с простым предложением. Смысловая и интонационная законченность сложного предложения

1

Сравнить сложное и простое предложение; развивать мыслительные операции анализа и синтеза; развитие пространственно-зрительной ориентировки. Дифференциация понятий слово-предложение; учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, обладающей смысловой и интонационной законченностью

Составление сложных предложений с опорой на рисунки и схему сложного предложения.

1

Формирование умения составлять сложные предложения с опорой на рисунки.

Диктант по теме «Предложение»

1

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Анализ диктанта, работа над ошибками. Состав слова.

1

Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала; закрепить знания об однокоренных словах и умение их образовывать; расширять словарный запас учащихся.

Правописание гласных и согласных в корне

1

Обобщить полученные ранее знания по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова», развивать умение применять конкретное правило на практике, способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

Правописание гласных и согласных в корне

1

Обобщить полученные ранее знания по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова», развивать умение применять конкретное правило на практике, способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

Повторение пройденного.

1

Закрепить знания о тексте, его видах и признаках;

Контрольный тест

1

Повторить знания о правописании гласных и согласных в корне; развивать устную и письменную речь обучающихся


 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа , учащегося 9 класса

Адаптированная рабочая программа по математике, по русскому языку, по литературе, по окружающему миру, учащегося 9 класса (коррекционная)...

адаптированная рабочая программа 8вид 8 класс

Программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой» и авторской программы под редакцией Ульянцевой М.Б. «Математи...

адаптированная рабочая программа 5-8 класс для детей с ОВЗ технический труд

адаптированная рабочая программа по техническому труду для датей с ОВЗ  5-8 классов расчитаная на 106 часов...

Адаптированная рабочая программа 5-9 классы

Адапрированная рабочая программа по математике для 5-9 класс....

Адаптированная рабочая программа ПТО 7 класс

Рабочая программа для детей имеющих интеллектуальные нарушения...

Адаптированная рабочая программа для 7 класса

Адаптированная рабочая программа для 7 класса...