Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир слова: тайны языка» 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Бородина Анастасия Алексеевна

Образовательная программа предназначена для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl_rus.docx41.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мужевская  средняя общеобразовательная школа

имени Н. В.Архангельского»

РАССМОТРЕНО

на заседании  МО учителей

русского языка и литературы

 УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Е.В. Костылева

Протокол № __________

от «__»________2015г.

Приказ № __________

 от «__»________2015г

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Мир слова: тайны языка»

7 класс

Учитель: Бородина Анастасия Алексеевна

с. Мужи, 2015 год


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  «Тайны слова» составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта по литературе. Данная программа  рассчитана на учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы. Занятия проводятся как факультатив по одному часу в неделю. Программа внеурочной деятельности  «Тайны слова» предполагает углубленное изучение курса, подготовку к олимпиадам по литературе и повышение читательской культуры.

Общая характеристика учебного курса

Образовательная программа предназначена для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.

Цель:

Углубить и систематизировать знания в области русского языка, расширить кругозор учащихся, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.

Задачи:

  • Систематизация знаний учащихся о словарном составе языка;
  • Углубление и расширение знания по лексике и фразеологии;
  • Развитие навыков коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся; 
  • Обогащение активного и пассивного запаса слов;
  • Овладение нормами литературного языка;
  • Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Формы и виды деятельности учащихся:

-   тренировочные упражнения,

-   практикум,

-   работа со словарями,

-  знакомство с многоаспектностью существования слова (синонимы, омонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова, исконно русские и иноязычные слова, общеупотребительные и необщеупотребительные слова и др.),

-   исследовательская и проектная деятельность детей (написание докладов, рефератов и т.д.),

- творческие задания.

Описание места учебного курса:

Курс «Мир слова: тайны языка» предназначен для учащихся 7 классов и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).

Краткое содержание программы:

  1. Слово как единица языка.

Разнообразие функционально-смысловых групп слов и фразеологизмов. Семантика слов. Употребление лексических и фразеологических средств в речи. Эмоционально-экспрессивные оттенки слов. Использование слов и фразеологизмов в разных сферах применения языка.

  1. Лексические явления в языке.

Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Словари омонимов. Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Словари синонимов. Идеографические, стилистические и контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи. Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Словари антонимов. Исконно русские слова. Иноязычные слова в русском литературном языке. Старославянизмы в составе русского литературного языка. Интернациональная лексика в современном русском литературном языке.

  1. Фразеологическое сочетание слов

Фразеология в художественных произведениях. Связь фразеологии языка с жизнью народа. Фразеологизмы как средство создания выразительности речи. Семантическая целостность, устойчивость лексического состава и воспроизводимость фразеологизмов в речи. Структурная классификация фразеологизмов русского языка. Синтаксическая функция фразеологизмов. Основные фразеологические словари и справочники русского языка. Отличие в описании фразеологизмов во фразеологических словарях и справочниках и толковых словарях русского языкаЗакономерности в образовании фразеологизмов русского языка. Образование фразеологизмов на базе слов, словосочетаний, пословиц русского языка, цитат из литературных произведений, фразеологизмов, иноязычного материала. Типичные ошибки в употреблении фразеологизмов.

  1. Лексикография

Типы и виды словарей. Особенности работы со словарями.

  1. Закрепление пройденного материала

Обобщение и систематизация изученного. Рефераты и доклады учащихся (по прочитанным книгам и по словарям).

Учебно-тематическое планирование:

Раздел

Тема

УУД. Деятельность  учащихся

Количество часов

1.

Слово как единица языка

Предметные умения:

Различать речь устную и письменную речь. Создание базы для дальнейшего изучения языка. Изучить структуру слова, основные аспекты исследования лексемы. Уметь разбирать слово по составу, делать фонетический разбор. Понимать слово как единицу языка.

Коммуникативные умения:

Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов.

Регулятивные умения:

Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану.

Познавательные умения:

Самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

6

2.

Лексические явления в языке.

Предметные умения:

Находить и определять лексическое значение слова по словарям. Разграничить понятия полисемии и омонимии. Грамотное использование лексических явлений в языке (многозначность, синонимия, омонимия, антонимия).

Познавательные умения:

Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Личностные умения:

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные умения:

Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками.

10

3.

Фразеологическое сочетание слов

Предметные умения:

Изучить понятие «фразеологизм», его особенности  и признаки в системе языка, происхождение и употребление в речи; научиться отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний; обобщить знания о компонентной структуре и лексических явлениях во фразеологии; научиться пользоваться фразеологическими словарями.

Познавательные умения:

Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Личностные умения:

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные умения:

Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками.

Фразеологическое сочетание слов

12

4.

Лексикография

Предметные умения:

Изучить лексикографию как науку о языках; познакомиться с разными видами и типами словарей; научиться работать с толковыми словарями.

Регулятивные умения:

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки.

Коммуникативные умения:

Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

3

5.

Закрепление пройденного материала

Предметные умения:

Обобщить и повторить основные тезисы в изучении слова как единицы языка; закрепить знания об основных аспектах структуры слова; закрепить практические навыки при работе со словарями

Коммуникативные умения:

Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов.

Регулятивные умения:

Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану.

Познавательные умения:

Самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

4

Календарно-тематическое планирование:

урока

Тема урока

УУД. Деятельность  учащихся

Дата по плану

Дата по факту

  1. Слово как единица языка

1.

Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление

Предметные умения:

Различать речь устную и письменную речь. Создание базы для дальнейшего изучения языка. Изучить структуру слова, основные аспекты исследования лексемы. Уметь разбирать слово по составу, делать фонетический разбор. Понимать слово как единицу языка.

Коммуникативные умения:

Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов.

Регулятивные умения:

Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану.

Познавательные умения:

Самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

3.09

2.

Слово как единица языка

10.09

3.

Словарное и фразеологическое богатство русского языка

17.09

4.

Фонетический состав слова.

Фонетический разбор

24.09

5.

Словообразовательный процесс как основной способ образования новых слов

1.10

6.

Практикум по теме

8.10

  1. Лексические явления в языке

7.

Лексическое значение слова

Предметные умения:

Находить и определять лексическое значение слова по словарям. Разграничить понятия полисемии и омонимии. Грамотное использование лексических явлений в языке (многозначность, синонимия, омонимия, антонимия).

Познавательные умения:

Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Личностные умения:

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные умения:

Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками.

15.10

8.

Явление полисемии. Многозначные слова

22.10

9.

Омонимы. Словари омонимов

5.11

10.

Синонимы.  Использование синонимов в речи

12.11

11.

Антонимы. Словари антонимов

19.11

12.

Практикум по теме

26.11

13.

Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова

3.12

14.

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях

10.12

15.

Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях

17.12

16.

Практикум по теме

24.12

  1. Фразеологическое сочетание слов

17.

Фразеология как раздел науки о языке

Предметные умения:

Изучить понятие «фразеологизм», его особенности  и признаки в системе языка, происхождение и употребление в речи; научиться отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний; обобщить знания о компонентной структуре и лексических явлениях во фразеологии; научиться пользоваться фразеологическими словарями.

Познавательные умения:

Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Личностные умения:

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные умения:

Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками.

14.01

18.

Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов.

21.01

19.

Грамматическое строение фразеологизмов

28.01

20.

Фразеологические словари и справочники

4.02

21.

Системность фразеологизмов русского языка.

11.02

22.

Практикум по теме

18.02

23.

Многозначность и омонимия фразеологизмов

27.02

24.

Синонимия и антонимия фразеологизмов

3.03

25.

Практикум по теме

10.03

26.

Происхождение фразеологизмов русского языка. Употребление фразеологизмов в речи

17.03

27.

Источники русских фразеологизмов

31.03

28.

Устаревшие и новые фразеологизмы

7.04

  1. Лексикография

29.

Лексикография. Виды словарей

Предметные умения:

Изучить лексикографию как науку о языках; познакомиться с разными видами и типами словарей; научиться работать с толковыми словарями.

Регулятивные умения:

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки.

Коммуникативные умения:

Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

14.04

30.

Структура толкового словаря

21.04

31.

Практикум по теме. Работа со словарями

28.04

  1. Закрепление пройденного материала

32.

Повторение и обобщение пройденного материала по разделам

Предметные умения:

Обобщить и повторить основные тезисы в изучении слова как единицы языка; закрепить знания об основных аспектах структуры слова; закрепить практические навыки при работе со словарями

Коммуникативные умения:

Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов.

Регулятивные умения:

Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану.

Познавательные умения:

Самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

5.05

33.

Практическое занятие по пройденным темам

12.05

34.

Практическое занятие по пройденным темам

19.05

35.

Подведение итогов

26.05

Планируемые результаты:

Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по русскому языку и слову как единице языка; расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; повысить их языковую и речевую культуру; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач.

Предметные результаты:

  1. Формирование базовых знаний о русском языке и слове как единице языка.
  2. Изучение структуры слова с точки зрения различных направлений языкознания.
  3. Знакомство с лексическими явлениями в языке.
  4. Разграничение схожих понятий в лексических явлениях языка.
  5. Исследование происхождения и образования новых слов.
  6. Знакомство с лексикографией
  7. Закрепление навыков работы со словарями.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Перечень учебно-методического обеспечения и список литературы:

  1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1988
  2. Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. – Л., 1970
  3. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. - М., 1989.
  4. Брагина А.А. Русское слово в языках мира. -М., 1978.
  5. Вартаньян Эд. Путешествие в слово.- М., 1987.
  6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче . - М., 1984.
  7. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. – М. 1988
  8. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы. .М.: Вербум-М, 2001.
  9. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.
  10. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. -М., 1972.
  11. Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. - М., 1975.
  12. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1985.
  13. Словари русского языка.

Интернет ресурсы

http:// www. Pedsovet.su

http:// www. Profistart.ru

http:// www. Zavuch. Info

http:// www. Proshkolu.ru

http:// www. 1 september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир слова:Занимательная лексика"

Владеть словом - это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно вх...

Рабочая программа внеурочной деятельности (кружка) по иностранному языку (английскому языку) «Путешествие по Англии» для 5 класса

Программа «Путешествие по Англии» основана на формировании социокультурной компетенции учащихся. Программа предполагает занятия с учащимися 12-13 лет.Цель: Дать представление о социокультурном по...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Секректы слов " 7 класс

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области литературоведения, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучаю...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....

Методическая разработка. Рабочая программа внеурочной деятельности учебного предмета «Немецкий язык» для 5 класса «Маленькими шагами по Германии» на 2019-2020 учебный год.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса согласно требованиям ФГОС и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"

Данная программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению "Художественное слово" рассчитана на аудиторию 5 класса.Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю)...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой друг-иностранный язык» 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 2 класса "Мой друг- иностранный язык"...