Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 9 класса 2 вида
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Программа детализирует и раскрывает содержание предмета, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl_p.z.docx | 102.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 9 класса 2 вида создана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, а также Уставом, учебным планом и требованиями образовательной программы ГКОУ СКОШИ 1-2 вида на основе:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ;
- Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240 –V «Об образовании в Республике Бурятия»;
- Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п.
«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.15.№ 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286 -15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5- 9 классов авторы: Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. - Москва: «Просвещение», 2018 г. с учетом психофизических возможностей обучающихся детей с нарушениями слуха в данном классе.
Программа детализирует и раскрывает содержание предмета, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Преподавание ведётся по учебнику: «Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций авторов: Л.А.Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, Л.Т. Григорян, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой, И.И. Кулибаба.
( М.: «Просвещение», 2018).
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане ГКОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат 1-2 вида».
Количество часов по учебному плану ГКОУ СКОШИ 1-2 вида на 2018-2019 уч. год –
204 часа (6 часов в неделю),в том числе для проведения уроков развития речи – 68 часов к результатам, проверка соответствия полученного ответа всем условиям заданий.
Уровень – базовый, что соответствует количеству часов по рабочей программе учебного предмета «Русский язык» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) и Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации.
В связи с психофизическими особенностями учащихся данного класса, а именно: нарушения слуха разной степени - 10 учеников, 1- глухой, а также некоторых ребят, характеризующихся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы и т.п., изменилось количество часов на изучение отдельных тем.
Изменения, внесённые в Примерную программу основного общего образования по русскому языку и Рабочую программу по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014), обусловлены сложностью обучения и усвоения отдельных тем учащимися с нарушениями слуха и выражены в распределении часов по темам, в выборе образовательных технологий, формах и видах деятельности учащихся. Данные отражены в таблице.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контр. работ | Развитие речи | ||||
По раб. программе | По адапт.раб. прогр | По раб. программе | По адапт.раб. прогр | По раб. программе | По адапт.раб. прогр | ||
«Русский язык в соврем. мире» | 1 | 1ч | |||||
Повторение изученного в 5-8 классах | 7 | 12ч | 1 | 1 | 1 | 2 | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание | 8 | 18ч | 1 | 1 | 1 | 2 | |
Простое предложение | 3 | 9 ч | 1 | 2 | 2 | ||
Двусоставные предложения | 10 | 34ч | 1 | 1 | 2 | 2 | |
Главные члены предложения | 4 | 16ч | 2 | ||||
Второстепенные члены предложения | 4 | 18ч | 2 | ||||
Односоставные предложения | 5 | 22ч | 1 | 1 | 2 | 2 | |
Простое осложненное предложение | 20 | 41ч | 2 | 3 | 2 | ||
Однородные члены предложения | 10 | 24ч | 1 | 2 | |||
Обособленные члены предложения | 10 | 17 | 2 | 2 | |||
Слова, грамматически не связанные с членами предложения | 10 | 48 | 1 | 1 | 2 | 2 | |
Обращение | 2 | 5 | 2 | ||||
Вводные и вставные конструкции | 4 | 16 | 1 | 2 | |||
Чужая речь | 4 | 27 | 1 | 2 | |||
Повторение и систематизация изученного в 8 классе | 5 | 19ч | 1 | 1 | 2 | 2 | |
Итого | 105 | 204 | 12 | 15 | 12 | 30 | |
Содержательные линии предмета:
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся
Актуальность: Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Полноценное включение в общественно полезную деятельность, в общество окружающих слышащих людей предполагает наличие у ребёнка с нарушениями слуха способности свободно понимать обращённую к нему словесную речь собеседника и самому быть понятым. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками ЛОВЗ, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе специального образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
С этих позиций обучение русскому языку рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения русскому языку:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
• развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
• обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
У детей с нарушениями слуха в первую очередь формируются и развиваются коммуникативная, а затем и языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – это знания основ науки о языке как системе, владение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – это знания, умения, навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Задачи обучения:
• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
• формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
• освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Познавательные задачи:
- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о русском языке;
- развитие языкового и эстетического идеала.
Практические задачи:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами грамматического строя речи учащихся;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Общепредметные задачи:
- воспитание обучающихся средствами данного предмета;
- развитие их логического мышления;
- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой.
Коррекционные задачи:
- совершенствование коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
- развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- совершенствование произносительных навыков и развитие остаточного слуха;
- воспитание устойчивого внимания на уроке;
- развитие понятийной стороны речи;
- развитие словесно-логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- формирование нравственных понятий при описании природы, при оценке поступков, при составлении характеристик.
Формы контроля:
• диктант (словарный, подготовительный, слухо-зрительный, объяснительный, терминологический);
• комплексный анализ текста;
• осложненное списывание;
• составление сложного и простого плана к тексту;
• изложение текста (подробное, сжатое; выборочное);
• составление диалога на заданную тему;
• составление текста определенного стиля и типа речи;
• сочинение (описание пейзажа, помещения, по личным впечатлениям);
• составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;
• редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);
• работа с деформированным текстом;
• тестирование.
- Программа направлена на преодоление речевого недоразвития учащихся 9 класса II вида, практическое овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка), развитие навыков связной речи.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Учебно-тематический план (204ч)
№ | Тема | Количество часов |
1 | «Русский язык в современном мире» | 1ч |
2 | Повторение изученного в 5-8 классах | 12ч |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание | 18ч |
4 | Простое предложение | 9 ч |
5 | Двусоставные предложения | 34ч |
Главные члены предложения | 16ч | |
Второстепенные члены предложения | 18ч | |
8 | Односоставные предложения | 22ч |
9 | Простое осложненное предложение | 41ч |
Однородные члены предложения | 24ч | |
Обособленные члены предложения | 17 | |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения | 48 | |
Обращение | 5 | |
Вводные и вставные конструкции | 16 | |
Чужая речь | 27 | |
11 | Повторение и систематизация изученного в 8 классе | 19ч |
Итого | 204 |
Содержание тем уроков русского языка в 9 классе II вида
(204 ч., включая занятия по развитию речи)
№
|
Тема |
1 | «Русский язык в современном мире» |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VII КЛАССАХ
2-3 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. |
4-5 | Знаки препинания в сложном предложении. |
6-7 | Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. |
8-9 | Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. |
10-11 | Развитие речи (далее Р.Р.). Выразительное чтение стихотворного текста. Устный рассказ на грамматическую тему. Изложение с грамматическим заданием. Сочинение в форме письма. |
12-13 | Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольная работа №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах». |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | |
14-15 | Основные единицы синтаксиса. |
16-17 | Текст как единица синтаксиса. |
18-19 | Предложение как единица синтаксиса. |
20-21 | Р.Р. Сжатое изложение от 3-го лица. |
22-23 | Словосочетание как единица синтаксиса. |
24-25 | Виды словосочетаний. |
26-27 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. |
28-29 | Синтаксический разбор словосочетаний. |
30-31 | К.Р. Контрольная работа (в тестовой форме) № 2 по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание». |
Простое предложение | |
32-33 | Грамматическая (предикативная) основа предложения. |
34-35 | Порядок слов в предложении. |
36 | Интонация. |
37-38 | Р.Р. Описание памятника культуры. |
39-40 | К.Р. Контрольное изложение №1. |
Двусоставные предложение | |
41-42 | Главные члены предложения Подлежащее. |
43-44 | Сказуемое. |
45-46 | Простое глагольное сказуемое. |
47-48 | Составное глагольное сказуемое. |
49-50 | Составное именное сказуемое. |
51-52 | Тире между подлежащим и сказуемым. |
53-54 | Р.Р. Сочинение по картине. Сочинение-миниатюра на заданную тему. |
55-56 | К.Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Двусоставное предложение. Главные члены предложения». |
57 | Второстепенные члены предложения Роль второстепенных членов предложения. |
58-59-60 | Дополнение. |
61-62-63 | Определение. |
64-65-66 | Приложение.Знаки препинания при нем. |
67-68-69 | Обстоятельство. |
70 | Синтаксический разбор двусоставного предложения. |
71-72 | Р.Р. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Составление текста на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании текста. Сочинение по групповому портрету. |
73 | Повторение |
74 | К.Р. Контрольная работа (в тестовой форме) №3 по теме «Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения». |
Односоставные предложения | |
75 | Главный член односоставного предложения. |
76-77-78 | Назывные предложения. |
79-80-81 | Определенно-личные предложения. |
82-83-84 | Неопределенно-личные предложения. |
85 | Инструкция. |
86-87 | Безличные предложения. |
88-89 | Рассуждение. Р.Р. Изложение. Упр.208 |
90-91 | Неполные предложения. |
92 | Синтаксический разбор односоставного предложения. |
93-94 | Повторение. |
95-96 | К.Р. Контрольное изложение с творческим заданием.№2 |
Простое осложненное предложение | |
97-98-99-100 | Однородные члены предложения Понятие об однородных членах. |
100-101 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. |
102-103 | Однородные и неоднородные определения. |
104-105 | Р.Р. Упр. 242 Изложение. Сравнительная характеристика. |
106-107-108-109 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. |
110-111-112 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. |
113 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами. |
114 | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. |
115-116 | Повторение. |
117 | К.Р. Контрольная работа №4 по теме «Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения». |
118-119 | Сжатое изложение. |
120 | Обособленные члены предложения Понятие об обособленности. |
121-122-123 | Обособленные определения. |
124-125 | Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему. Упр.304 |
126-127 | Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. |
128-129 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. |
130-131 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. |
132 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. |
133 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. |
134-135 | Повторение. |
136 | К.Р. Контрольная работа по теме «Простое осложнённое предложение. Обособленные члены предложения». |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения | |
Обращение | |
137 | Назначение обращения. |
138-139 | Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. |
140 | Употребление обращений. |
141 | К.Р. Контрольное тестирование с грамматическим заданием по теме «Обращение». |
142-143 | Вводные и вставные конструкции Вводные конструкции. |
144-145 | Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. |
146-147 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. |
148-149 | Вставные слова, словосочетания и предложения. |
150 | Междометия в предложении. |
151-152 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. |
153-154 | Повторение. |
155-156 | Р.Р. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Адекватное понимание содержания текста. Устный и письменный текст на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании. Сочинение по групповому портрету. Оценивание речи. |
157 | К.Р. Контрольная работа по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложениями». |
Чужая речь | |
158 | Понятие о чужой речи. |
159-160 | Комментирующая часть. |
161 | Прямая и косвенная речь. |
162-163 | Косвенная речь. |
164-165-166-167 | Прямая часть. |
168-169 | Диалог. |
170-171-172-173 | Рассказ. Р.Р. |
174-175-176-177-178 | Цитата. |
179-180 | Повторение. |
181-182 | Р.Р. Анализ смысловых параметров Комментирующей части. Официально-деловой стиль текста. Диалог. Сжатое Изложение. Интервью. Цитата. Устное выступление. |
183-184 | К.Р. Контрольная работа по теме «Чужая речь». Анализ. |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе | |
185-186-187-188 | Синтаксис и морфология. |
189-190-191-192 | Синтаксис и пунктуация. |
193-194-195-196 | Синтаксис и культура речи |
197 | К.Р. Итоговое тестирование. |
198-199-200-201 | К.Р. Итоговое тестирование. Синтаксис и орфография. |
202 | Р.Р. Путевой очерк. |
204 | Редактирование текста. |
№
|
Тема | Дата |
1 | «Русский язык в современном мире» |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VII КЛАССАХ
2-3 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. | |
4-5 | Знаки препинания в сложном предложении. | |
6-7 | Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | |
8-9 | Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. | |
10-11 | Развитие речи (далее Р.Р.). Выразительное чтение стихотворного текста. Устный рассказ на грамматическую тему. Изложение с грамматическим заданием. Сочинение в форме письма. | |
12-13 | Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольная работа №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах». | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | ||
14-15 | Основные единицы синтаксиса. | |
16-17 | Текст как единица синтаксиса. | |
18-19 | Предложение как единица синтаксиса. | |
20-21 | Р.Р. Сжатое изложение от 3-го лица. | |
22-23 | Словосочетание как единица синтаксиса. | |
24-25 | Виды словосочетаний. | |
26-27 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | |
28-29 | Синтаксический разбор словосочетаний. | |
30-31 | К.Р. Контрольная работа (в тестовой форме) № 2 по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание». | |
Простое предложение | ||
32-33 | Грамматическая (предикативная) основа предложения. | |
34-35 | Порядок слов в предложении. | |
36 | Интонация. | |
37-38 | Р.Р. Описание памятника культуры. | |
39-40 | К.Р. Контрольное изложение №1. | |
Двусоставные предложение | ||
41-42 | Главные члены предложения Подлежащее. | |
43-44 | Сказуемое. | |
45-46 | Простое глагольное сказуемое. | |
47-48 | Составное глагольное сказуемое. | |
49-50 | Составное именное сказуемое. | |
51-52 | Тире между подлежащим и сказуемым. | |
53-54 | Р.Р. Сочинение по картине. Сочинение-миниатюра на заданную тему. | |
55-56 | К.Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Двусоставное предложение. Главные члены предложения». | |
57 | Второстепенные члены предложения Роль второстепенных членов предложения. | |
58-59-60 | Дополнение. | |
61-62-63 | Определение. | |
64-65-66 | Приложение.Знаки препинания при нем. | |
67-68-69 | Обстоятельство. | |
70 | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | |
71-72 | Р.Р. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Составление текста на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании текста. Сочинение по групповому портрету. | |
73 | Повторение | |
74 | К.Р. Контрольная работа (в тестовой форме) №3 по теме «Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения». | |
Односоставные предложения | ||
75 | Главный член односоставного предложения. | |
76-77-78 | Назывные предложения. | |
79-80-81 | Определенно-личные предложения. | |
82-83-84 | Неопределенно-личные предложения. | |
85 | Инструкция. | |
86-87 | Безличные предложения. | |
88-89 | Рассуждение. Р.Р. Изложение. Упр.208 | |
90-91 | Неполные предложения. | |
92 | Синтаксический разбор односоставного предложения. | |
93-94 | Повторение. | |
95-96 | К.Р. Контрольное изложение с творческим заданием.№2 | |
Простое осложненное предложение | ||
97-98-99-100 | Однородные члены предложения Понятие об однородных членах. | |
100-101 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | |
102-103 | Однородные и неоднородные определения. | |
104-105 | Р.Р. Упр. 242 Изложение. Сравнительная характеристика. | |
106-107-108-109 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | |
110-111-112 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | |
113 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами. | |
114 | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | |
115-116 | Повторение. | |
117 | К.Р. Контрольная работа №4 по теме «Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения». | |
118-119 | Сжатое изложение. | |
120 | Обособленные члены предложения Понятие об обособленности. | |
121-122-123 | Обособленные определения. | |
124-125 | Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему. Упр.304 | |
126-127 | Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. | |
128-129 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | |
130-131 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. | |
132 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. | |
133 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | |
134-135 | Повторение. | |
136 | К.Р. Контрольная работа по теме «Простое осложнённое предложение. Обособленные члены предложения». | |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения | ||
Обращение | ||
137 | Назначение обращения. | |
138-139 | Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. | |
140 | Употребление обращений. | |
141 | К.Р. Контрольное тестирование с грамматическим заданием по теме «Обращение». | |
142-143 | Вводные и вставные конструкции Вводные конструкции. | |
144-145 | Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | |
146-147 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | |
148-149 | Вставные слова, словосочетания и предложения. | |
150 | Междометия в предложении. | |
151-152 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | |
153-154 | Повторение. | |
155-156 | Р.Р. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Адекватное понимание содержания текста. Устный и письменный текст на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании. Сочинение по групповому портрету. Оценивание речи. | |
157 | К.Р. Контрольная работа по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложениями». | |
Чужая речь | ||
158 | Понятие о чужой речи. | |
159-160 | Комментирующая часть. | |
161 | Прямая и косвенная речь. | |
162-163 | Косвенная речь. | |
164-165-166-167 | Прямая часть. | |
168-169 | Диалог. | |
170-171-172-173 | Рассказ. Р.Р. | |
174-175-176-177-178 | Цитата. | |
179-180 | Повторение. | |
181-182 | Р.Р. Анализ смысловых параметров Комментирующей части. Официально-деловой стиль текста. Диалог. Сжатое Изложение. Интервью. Цитата. Устное выступление. | |
183-184 | К.Р. Контрольная работа по теме «Чужая речь». Анализ. | |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе | ||
185-186-187-188 | Синтаксис и морфология. | |
189-190-191-192 | Синтаксис и пунктуация. | |
193-194-195-196 | Синтаксис и культура речи | |
197 | К.Р. Итоговое тестирование. | |
198-199-200-201 | К.Р. Итоговое тестирование. Синтаксис и орфография. | |
202 | Р.Р. Путевой очерк. | |
204 | Редактирование текста. |
Календарно-тематический план по русскому языку в 8 классе II вида
на 3 и 4 четверть
Наречие | Дата | |
91 | Наречие как часть речи | |
92 | Смысловые группы наречий | |
93 | Р/Р Изложение текста с описанием действия | |
94 | Анализ изложения | |
95 | Степени сравнения наречий | |
96 | Морфологический разбор наречия | |
97 | Контрольная работа | |
98 | Анализ контрольной работы | |
99-100 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е | |
101 | Практическая работа. Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е | |
102 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | |
103 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | |
104 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | |
105 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и -е | |
106 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и -е | |
107-108 | Р\Р Описание действий. | |
109 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | |
110 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | |
111-112 | Буквы о и а на конце наречий | |
113-114 | Дефис между частями слова в наречиях | |
115 | Практическая работа. Дефис между частями слова в наречиях | |
116-117 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | |
118-119 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | |
120 | Повторение темы «Наречие» | |
121 | Повторение темы «Наречие» | |
122 | Контрольная работа | |
123 | Анализ контрольной работы | |
124 | Р/Р Учебно-научная речь. Отзыв | |
125 | Учебный доклад |
Категория состояния
126-128 | Категория состояния как часть речи.
| |
129-130 | Морфологический разбор категории состояния | |
131-132 | Повторение. | |
133-134 | Самостоятельные и служебные части речи | |
Предлог | ||
135-136 | Предлог как часть речи. Употребление предлогов | |
137-138 | Непроизводные и производные предлоги | |
139-141 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога | |
142-143 | Р/Р Сочинение по упр.307 | |
144 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | |
145 | Контрольный тест | |
146 | Анализ контрольного теста |
Союз
147-149 | Союз как часть речи. Простые и составные союзы | |
150-153 | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | |
154-155 | Сочинительные союзы | |
156-157 | Подчинительные союзы | |
158 | Морфологический разбор союза | |
159 | Р/Р Сочинение (упр.384) | |
160 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | |
161 | Повторение сведений о предлогах и союзах | |
162 | Контрольная работа | |
163 | Анализ контрольной работы |
Частица
164 | Частица как часть речи | |
165 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | |
166-167 | Смысловые частицы | |
168 | Раздельное и дефисное написание частиц | |
169 | Раздельное и дефисное написание частиц | |
170 | Морфологический разбор частиц | |
171 | Отрицательные частицы не и ни | |
172 | Отрицательные частицы не и ни | |
173 | Р/Р Изложение с элементами сочинения | |
174 | Анализ изложения | |
175-176 | Различение частицы и приставки не- | |
177 | Частица ни, приставка ни-, союз ни - ни | |
178 | Частица ни, приставка ни-, союз ни - ни | |
179 | Повторение и закрепление изученного о частицах | |
180 | Урок-зачет по теме «Частица» | |
181 | Контрольная работа (Упр.452) | |
182 | Анализ контрольной работы |
Междометие
183-184 | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | |
185-187 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях Подготовка к итоговой контрольной работе. Итоговая контрольная работа |
Повторение и систематизация изученного в V – VII классах
188 | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи | |
189 | Фонетика. Графика | |
190-191 | Лексика и фразеология | |
192-194 | Морфемика. Словообразование. | |
195-198 | Морфология. Орфография | |
199-202 | Синтаксис. Пунктуация | |
203 | Контрольный диктант | |
204 | Анализ контрольного диктанта. Итоговый урок |
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учителя:
1. Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л. Т., Кулибаба И.И. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007. -222с.;
2. Фёдорова М. В. Уроки русского языка в 7 классе. - М.: Просвещение,2007. -230с.;
3. Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов.: Лицей, 1999. -110с.;
4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2000. -278с.;
5. Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 7 класс – М.: творческий центр
« Сфера», 1997. -78с.;
6.. Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 7 класс.- М.: -Дрофа, 2002. – 189с.;
7. Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык 7 класс». – М.: Дрофа, 2005. -160с.;
8. Обучение русскому языку в 7 классе. Методические рекомендации к учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2002. -93с.;
9. Охременко Н.В. Диктанты и тесты по русскому языку 5-7 кл.»Аквариум», 1997
10. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. ( Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.) – М.: Просвещение, 2007. -45с.:
Литература для учащихся:
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995. -383с.;
2.. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990. – 253с.;
3. Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. –М.: Международные отношения, 1993. -153с.;
4. Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991. 240с.;
5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
6. Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. –М.: Просвещение, 1994. -107с.;
7.. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. –Санкт – Петербург.: Литера, 2006. -60с.;
8. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996. -269с.;
9. компьютерный диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.
33. Ресурсы Интернета.
Контрольные работы
по теме «Наречие»
МЕДВЕДИ
Маленькие медвежата очень забавны и игривы. Жаль только, что редко удаётся видеть их. Медведица на далёкое расстояние не подаускает никого к своей семье. Иногда в целую часть леса никто не может сунуться, зная, что там бродит со своими детенышами медведица.
Медвежата ходят долго с матерью, привыкают к ней и к своей берлоге. Когда же мать покидает их, бродят часто неподалёку от старой берлоги. В ненастное время они заходят туда даже ночевать.
Раз медведица с медвежатами направлялась через большую широкую реку Каму. Медведица переплыла и пошла уже по другому берегу, как видит, что старший сын её крадется потихоньку за ней, а младшие братья его остались на другой стороне реки. Он крался робко, а не шёл смело и прямо. Он чувствовал, что не должен был уходить, оставив меньших, да поленился перетаскивать их. Но медведица, увидев его, дала ему пощёчину. Медвежонок сейчас же понял, за что его побили, потому что поплыл назад, взял в зубы одного братца и перенёс его через реку. Потом он поплыл за другим, а мать стояла на берегу и смотрела за ним. Но на середине реки старший медвежонок, устав, вдруг выронил младшего изо рта. Медведица бросилась в реку и побила снова своего старшего сына. Тогда тот постарался поправить свою ошибку. Он снова поймал зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку. И тут, отряхнувшись от воды, всё семейство двинулось дальше.
(По В. Л. Дурову)(223 слова)
Задания к тексту:
1) Над каждым словом первого предложения надпишите, какой частью речи оно является.
2) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
3) Выполните морфемный разбор двух наречий из текста.
Контрольная работа по теме «Союзы»
По местами видневшейся дороге за садом, не прерываясь, то медленно тянулись высокие скрипящие возы со снопами, то быстро, навстречу им, постукивали пустые телеги. На моих глазах росли овальные дома, выделялись их острые крыши, и фигуры мужиков копошились на них. Впереди, на пыльном поле, тоже двигались телеги, и те же виднелись жёлтые снопы. С одного края всё открытее становилось поле с полосами проросшей полыни. Внизу правее по скошенному полю виднелись яркие одежды вязавших снопы баб. Поле очищалось быстро, и красивые снопы часто расставлялись на нём. Как будто вдруг на моих глазах из лета сделалась осень.
(По Л. Толстому)
(94 слова)
Задания к тексту:
1) Надпишите над союзами их разряд.
2) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
К.р. по теме «Частицы»
Солнце заходило. Закат был яркий, ясный, но спокойный. Ветер почти спадал. Какие-то птички шныряли с необыкновенной быстротой.
Я дошёл до узенькой, но необычайно быстрой речонки. Её звонкий лепет доносился до меня ещё издалека. Мне никогда не удавалось благополучно перебраться через эту проказливую речонку. Вот и теперь, как ни старался я держать равновесие, а пришлось всё-таки угодить мимо и зачерпнуть холодной воды.
Дальше путь пошёл легче. Но уже падает мгла на землю. Если выйти теперь из освещённого жилья, то попадёшь в чёрную тьму.
Я решил заночевать на ровном месте под холмом, но уснуть долго не удавалось. На высокое небо вылез тонкий серп полумесяца. И только теперь стало заметно, как темна и черна весенняя ночь. Молодой месяц плывёт, будто быстрый корабль, волоча за собой лодку-звёздочку.
Не знаю, сколько проходит времени в восторженном наблюдении. Оно меня не интересует. Я даже не осознаю, что меня уже не жмёт, не давит. Но зато удивительным стало чувство слуха.
(По А. Куприну)
(150 слов)
Задания к тексту:
1) Выполните морфемный разбор выделенных слов.
2) Какой частью речи является слово легче из первого предложения третьего абзаца?
3) Подчеркните все частицы.
СТАРИК И СОЛНЦЕ
Дни горели белым огнём. Земля была горячая, деревья тоже были горячие. Сухая трава шуршала под ногами.
Только вечерами наступала прохлада. И тогда на берег стремительной реки выходил древний старик, садился всегда на одно и то же место и смотрел на солнце.
Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, красное.
Старик сидел неподвижно. Коричневые сухие руки в ужасных морщинах лежали на коленях. Лицо тоже морщинистое, глаза тусклые.
Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далёкий синий мир. Чем глубже оно уходило, тем отчётливее рисовались горы. Они как будто придвинулись. Между рекой и горами тихо угасал красноватый сумрак. Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он держался недолго и тоже тихо угас. А в небе в той стороне пошла полыхать заря.
В долине большими клочьями пополз туман. В недалёком лесочке робко вскрикнула какая-то ночная птица. "Хорошо", - негромко проговорил старик.
(По В. Шукшину)
(150 слов)
Задания к тексту:
1) Подчеркните в тексте слова с орфограммами в корне.
2) Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения, обозначьте в нём все части речи.
3) В последнем предложении обозначьте окончания слов. Какое слово не имеет окончания? Почему?
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе II вида
Всего: 204 часа ( 6 часов в неделю)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1ч | |
Повторение изученного в 5-7 классах (26ч) | |||
2-4 | Синтаксис. Синтаксический разбор | 3 | |
5-9 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | 4 | |
10-13 | Лексика и фразеология | 4 | |
14-17 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | 4 | |
18-19 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор | 2 | |
20-22 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | 3 | |
23 | Контрольная работа | 1 | |
24 | Анализ контрольной работы | 1 | |
25-26 | Р/Р Текст. Диалог. Стили литературного языка. Публицистический стиль | 2 | |
Причастие ( 43ч ) | |||
27-28 | Причастие как часть речи | 2 | |
29-30 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 2 | |
31-32 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | 2 | |
33-34 | Р/Р Описание внешности человека | 2 | |
35-36 | Р/ Р Изложение с элементами сочинения | 2 | |
37-38 | Действительные и страдательные причастия | 2 | |
39-40 | Краткие и полные страдательные причастия | 2 | |
41-42 | Действительные причастия настоящего времени | 2 | |
43-44 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 2 | |
45-46 | Действительные причастия прошедшего времени | 2 | |
47-48 | Страдательные причастия настоящего времени | 2 | |
49-50 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 2 | |
51-52 | Страдательные причастия прошедшего времени | 2 | |
53-54 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях | 2 | |
55-56 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | 2 | |
57 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | 1 | |
58 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных | 1 | |
59 | Практическая работа. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных | 1 | |
60-61 | Р/Р Выборочное изложение (упр.130) | 2 | |
62 | Морфологический разбор причастия | 1 | |
63 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | 1 | |
64 | Практическая работа. Слитное и раздельное написание не с причастиями | 1 | |
65 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | |
66-67 | Р/Р Сочинение-описание внешности человека (упр.146) | 2 | |
68 | Повторение по теме «Причастие» | 1 | |
69 | Контрольная работа | 1 | |
70 | Анализ контрольной работы | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ
Данная программа разработана для индивидуального обучения. В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане школы на изучение предмета отведено 102...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс
Программа предназначена для обущающихся VIII вида...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8-го вида.
Аннотация. Содержание программы. Тематическое планирование. Планируемые результаты. Календарно-тематическое планирование....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 11 класс для детей с ОВЗ
Адаптированная программа призвана обеспечить языковое развитие учащихся с ОВЗ : помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной ре...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 класс
Рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ...