Речь устная и письменная
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Голубева Софья Александровна

Конспект урока в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.rech_ustnaya_i_pismennaya.docx48.52 КБ

Предварительный просмотр:

"Речь устная и письменная. Что изучает фонетика?" Цель урока: создание условий для развития лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся в процессе освоения понятия о фонетике

Задачи:

  1. обучающие:

- сформировать понятия: устная и письменная речь, фонетика, звуки речи;

- сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия устная и письменная речь, гласные и согласные звуки

2) развивающие:

- создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- продолжить развитие творческих способностей

3) воспитательные:

- воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с лингвистическими текстами

Тип урока: комбинированный (вводный в раздел)

  1. Орг. момент. Сообщение темы урока. (Слайд 1 (см. презентацию)).
  2. Формы речи

Ребята, что было бы, если бы люди не умели говорить. (ответы учеников)

Какова же главная задача языка?

(Главная задача языка - быть средством общения между людьми, т.е. средством обмена мыслями, информацией)

Общение - это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка ( чтение, письмо и др.)

Существует две формы общения (две формы речи).

Какие, вы узнаете, прочитав текст на слайде 2.

  • Назовите две формы речи.
  • Чем отличается устная речь от письменной?
  • Какая речь древнее?
  • Какими средствами передаётся устная речь, письменная?

Слайд 3. Великий Сократ говорил: “Заговори, чтоб я тебя увидел”. Как вы это понимаете? (Ответы ребят)

Слайд 4. Стихотворение А. Барто "Сильное кино" (ролевое чтение наизусть)

  • О какой речи идёт разговор?
  • Почему девочка не поняла мальчика?
  • Как надо говорить, чтобы тебя поняли?

Вывод: Речь должна быть правильной, выразительной, логически последовательной.

III. Фонетика

Прочитайте текст на слайде.

Словарная работа (запись в тетради)

  1.   Наша устная речь представляет собой поток звуков. Когда человек говорит, то возникают звуковые колебания, звуковые волны, которые слушающий воспринимает с помощью органов слуха.
  2.   Звуки речи изучаются в особом, отдельном разделе языкознания - фонетике.
  3.   В образовании звуков принимают участие лёгкие, гортань, голосовые связки, ротовая или носовая полость, язык, губы, зубы. И все они работают под руководством головного мозга.
  4.   Все звуки речи разделяются на две группы: звуки гласные и согласные.

   Гласные звуки состоят из голоса. Воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая препятствий.  Гласные бывают ударные и безударные. 

  Согласные звуки состоят из голоса и шума (они называются звонкими) или только шума, который возникает в ротовой полости, когда воздух преодолевает препятствия на своём пути (они называются глухими). Гласные более громкие звуки, нежели согласные

Фонетика - (от греч. "фоне" - звук) раздел языкознания, изучающий звуки речи.

  1. Приведите примеры слов с корнем фон, запишите их (граммофон, телефон, домофон, магнитофон, микрофон, фонограмма).
  2. А вы не задумывались о том, как образуются звуки речи? (Слайд 5)

Органы речи - это лёгкие, гортань, голосовые связки, полость носа и рта, язык, губы.

Звук речи образуется только при выдыхании. Выдох делается лёгкими.

Струя воздуха из лёгких идёт через гортань в полость рта или носа.

В гортани находятся голосовые связки.

Голосовые связки - это две мягкие складки, прикреплённые к стенкам гортани( в том месте, где кадык); они могут натягиваться поперёк гортани, образуя преграду для воздуха и оставляя только щель для прохода воздуха.

Струя воздуха заставляет дрожать голосовые связки (как дрожат струны), и от этого получается звук.

Голосовые связки работают при произнесении гласных звуков, а также согласных звонких звуков. При произнесении согласных глухих звуков голосовые связки почти совсем не работают.

Окончательно звуки оформляются в полости рта или носа.

В полости рта звуки оформляются благодаря работе языка и губ. Проследите, как меняется положение губ при произнесении звуков [а] , [о], у], [и]. Язык и губы могут создавать преграды на пути воздуха. Струя воздуха преодолевает эти преграды или взрывает[п] – [б], [г]-[к], или просачивается в оставленную в них щёлку:[с]-[з],[ш] – [ ж], или проходит под краем языка плавно[л], или заставляет дрожать кончик языка [р].

IV. Физкультминутка

V. Понаблюдаем, для чего же служат звуки речи?

1) В чем отличие данных слов?

  • полка – полька [л – л’]
  • том – дом [т – д]
  • жил – шил [ж – ш]

(ответы учащихся)

2) Игра "Полминутки для шутки" (Слайды 6-8)

Заменяя один звук, образуйте новые слова от данного “ком” - ... (сом, том, дом, лом)

3) Метаграммы. (Слайды 9-10)

Заменяя всего один звук в слове, отгадайте новое слово.

а) Хоть мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
А 
“к” на “ц” перемени —
И по болоту зашагаю. 
(капля – цапля)

б) С “к” я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С 
“п” — от вас не утаю —
Тоже в школе я стою. 
(карта – парта)

в) Я зверь свирепый, хитрый, злой.
Но дело в букве лишь одной;
Скорей смените букву эту,
Я тотчас превращусь в планету. 
(барс – Марс)

г) С “ч” летаю над волною,
С
 “л” не дам волкам покою, 
С
 “м” - футболка - безрукавка, 
С “
з” скачу в лесу по травке, 
С
 “г” меня крепи к детали
Из железа или стали.
 (чайка – лайка – майка – зайка – гайка)
Вывод
: Звуки речи служат для различения слов.

VI. Надо ли изучать фонетику?(ответы ребят)

Ученики - консультанты: Дополнительный материал о значении фонетики.

Вывод: Звуковая сторона слова - это всего лишь внешняя оболочка, форма. Но знание её, знание фонетики необходимо для глубокого усвоения родной речи.

VII. Итоги урока

Решение кроссворда (Слайд 11)

По горизонтали:

  1. Речь произносимая и слышимая
  2. Речь записанная и читаемая
  3. Что изучает фонетика?
  4. Звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая препятствий.
  5. Для этих звуков характерна сильная струя воздуха, так как необходимо преодолеть преграду.

По вертикали:

Раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

VIII. Домашнее задание

Выполнить одно из заданий по выбору:

  1. сочините сказку о Фонетике и её подчинённых;
  2. попробуйте свои силы в сочинении метаграмм;
  3. нарисуйте иллюстрации по теме урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Презентация к занятию на тему "Речь устная и письменная"

Предлагаемая презентация является наглядным материалом к занятию. Дети узнают о том, какя речь появилась раньше (устная или письменная). Где в настоящее время используют  "письмо рисунками"....

Положениео единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей МБОУ «Славгородская СОШ » города Славгорода Алтайского края

. Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года,   Методического письма Министерства просвещения от 1 сентября 1980 года №364-М,...

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи.

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи....

О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.

О единых требованиях к устнойи письменной речи учащихся,к проведению письменных работи проверке тетрадей....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Разновидности речи: устная и письменная. Диалог и монолог".

Цели: - познакомить учащихся с разновидностями устной и письменной речи;  - дать определение понятиям ″диалог″ и ″монолог″, помочь учащимся уяснить разницу между ними...

ОЗВУЧЕННАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ: СПОСОБЫ «ПЕРЕВОДА» ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В УСТНУЮ

Статья посвящена озвученной письменной речи, имеющей предварительную письменную подготовленность. В работе рассматриваются способы и приемы перевода письменной речи в устную. По мнению автора, устное ...