Урок в 7 классе "Предлог как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Вводный урок по теме "Предлог"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

«Предлог как часть речи. Употребление предлогов в словосочетании и предложении»

7 класс

Автор: Стельмах София Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Мурманска СОШ №31

             

                                                             Карта урока

Тема

Предлог как часть речи. Употребление предлогов в словосочетании и предложении.

Класс

7 класс

Используемая технология

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели урока

Предметные

Углубить знания о предлоге; и научиться распознавать в текстах предлоги, выявлять их функцию.

Метапредметные

Формировать умения работать в паре, группе, осмысленно читать,  осуществлять оценку собственной  результативности.

Личностные

Формировать  грамотную  устную и письменную  речь

Оборудование, дополнительные материалы

Слайд-презентация,  листы оценивания, раздаточный материал.

                                                              Ход урока

Стадия (фаза) урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Стадия вызова

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Меня зовут София Васильевна. Сегодня урок у вас буду вести я. Надеюсь на вашу поддержку и плодотворную работу на уроке. Вы готовы?

2. Мотивация учащихся.

- В преддверии предстоящего праздника мы получили на свой сотовый телефон  смс-сообщение:

(С) душистой веточкой сирени
Весна приходит (в) каждый дом,
(От) всей души Вас поздравляем
(С) Международным Женским днём!

(Слайд 2)

- Чего не хватает в этом сообщении? Наше смс-сообщение напоминает телеграмму, где предлоги опускались с целью экономии места и средств, поскольку телеграммы были дорогостоящим средством связи. Как вы считаете, существуют ли сейчас телеграммы и когда ими можно воспользоваться? (Слайд 3, 4,5)

К сожалению, сейчас мы теряем этот способ связи.

3. Этап целеполагания.

 - Значит тема урока «Предлог как часть речи». Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока. Подумайте, чему мы будем учиться сегодня. Что вам уже известно о предлоге?

Учащиеся высказывают готовность работать на уроке.

Учащиеся делают вывод, что в сообщении не хватает предлогов, восстанавливают их.

Высказываются верные и неверные предположения о существовании и назначении телеграмм.

Самостоятельно формулируют тему урока, определяют цели.

Наша задача - научиться распознавать предлоги и  отличать их от других частей речи и частей слов.

II. Стадия осмысления

1. - Перед вами табличка Знаю – Хочу узнать – Узнал. Заполните ее, пожалуйста, и впишите в первый столбик несколько известных вам предлогов.

- Значение предлогов точно определил лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав эти слова «словечками отношений». (Слайд 6) Почему?

Задание.  Из данных слов составьте  предложения. Кто больше?

 Книга, стол, лежит. (Слайд 7) Что и подтверждает мысль В.А. Богородецкого.

2. Поработаем с теоретическим материалом. Откройте учебники на стр.77-78. Прочитайте теоретический материал с пометками на полях

Прием «Инсерт»

.Пометки на полях:

V - уже знал ранее

+ -  новое для меня

-  - думал иначе

? – не понял, есть вопросы (Слайд 8)

 и продолжите заполнять таблицу  «З – Х – У»

3. –  На столах у вас лежат листки с дополнительным теоретическим материалом, давайте с ним познакомимся. Что нового вы узнали?

- Мы узнали, что предлоги не имеют лексического значения. Но давайте обратимся к упр. 669 на стр.84. О каком значении идет речь в этом тексте? (Слайд 9). ЛЗ имеет самостоятельные части речи, а ГЗ имеют и самостоятельные, и служебные части речи.

4. Физкультминутка.

Как гласит народная мудрость: «Делу - время, потехе - час»:

Кто пришёл сюда подумать? Хлопайте в ладоши! 
И кто просто посмотреть? Хлопайте вы тоже! 
Кто уже устал немного? Топайте ногами! 
И кто вовсе не устал, повторяйте с нами! 
Кто всё знает о предлогах? Быстро присядайте!! 
Ну, кто знает и не всё, тоже начинайте! 
Кто готов урок продолжить? Правильно садитесь! 
И кому не хочется, к нам присоединитесь! 

5. – Работаем с новым материалом. Сейчас я предлагаю применить знания на практике.

1 группа

Найти в тексте все предлоги (11 предлогов). Какие из них чаще всего употребляются? Как пишутся предлоги со словами?


Построение словарных статей, посвященных предлогу, существенно отличается от способа толкования слов самостоятельных частей речи в словаре. Значение самостоятельных слов можно определить по их начальной форме, в которой они и даются в словарной статье (например, существительное в именительном падеже, единственном числе; прилагательное в мужском роде, именительном падеже, единственном числе; глагол в инфинитиве и т.д.). Значение предлога как служебного слова выявляется в сочетании с определенной падежной формой существительного, что и отражено в построении словарной статьи.

К какому стилю речи относится данный текст? Что позволяет об этом судить?

2 группа

Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи  предлоги находятся и с какими падежами употребляются?

… базарную  площадь идет полицейский  надзиратель Очумелов   … новой шинели  и  …  узелком  …  руке.  …. ним шагает рыжий городовой  …  решетом, доверху наполненным  конфискованным  крыжовником.  Кругом  тишина...   ….  площади ни души... Открытые двери лавок  и кабаков глядят   ….  свет  божий  уныло,  как голодные пасти;  …. них нет даже нищих.

С каким падежом никогда не используются предлоги? С какими частями речи?

3 группа

Работая над упр. 660, сделайте вывод об омонимичности предлогов и приставок. Как выбрать в данном случае правильное написание?



4 группа

Составьте небольшой текст о весне (5-6 предложений), используя предлоги.

6. Заслушивание результатов работы групп.

- Итак, мы сегодня открыли тему «Предлог», несмотря на то, что  знакомы с ним с начальной школы, мы узнали на этом уроке много нового и интересного. Давайте вспомним, что именно. (Слайд 10, 11, 12)

Дети заполняют листы оценивания (первый и второй столбик).

Работа в парах

Ответы:

Книга лежит на столе.

Книга лежит в столе.

Книга лежит под столом.

Книга лежит за столом.

Книга лежит у стола.

Книга лежит перед столом.

Дети работают с теоретическим материалом и  заполняют лист оценивания.

Высказывают мнение о том, какие бывают предлоги по составу и по происхождению.

Выполняют упр. 669 (2), делают вывод, что предлоги помогают передать различные грамматические значения.

(Ответ 1 группы:  В тексте 11 предлогов: в - 8, от -1 по – 2 , с – 1. Наиболее употребительный предлог –  в – 8 раз. Все предлоги написаны со словами отдельно.)

(Ответ 2 группы: Через (В.п.) базарную  площадь идет полицейский  надзиратель Очумелов  в (П. п.) новой шинели  и с (Тв.п.) узелком в (П.п.) руке. За (Тв. п.) ним шагает рыжий городовой с (Тв. п.) решетом, доверху наполненным  конфискованным  крыжовником.  Кругом  тишина...  На (П.п.)  площади ни души... Открытые двери лавок  и кабаков глядят  на (В.п.)  свет  божий  уныло,  как голодные пасти; около (Р.п.) них нет даже нищих.

7 предлогов употребляются с сущ., 2 с мест.)

Ответ 3 группы: Чтобы выбрать слитное или раздельное написание в омофонах, нужно выяснить, что  перед нами: предлог (между словом и предлогом можно поставить вопрос) или пристава (между словом и приставкой нельзя поставить вопрос).

Учащиеся демонстрируют творческий подход при выполнении задания.

Узнали, что

1.Предлоги бывают простыми и составными.

2.Производными и непроизводными.

4.Предлоги употребляются с существительными, местоимениями.

5.Некоторые предлоги омонимичны приставкам.

6.Предлоги употребляются с определенными падежами.

III. Стадия рефлексии

1. Оценка результативности урока.

Выразите понимание темы «Предлог как часть речи» через составление синквейна.

Прием «Синквейн».

Стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам:

1 строка – одно существительное.  Это тема синквейна.

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна

3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна.

4 строка-одно предложение, выражающее свое отношение к теме.

5 строка –  одно слово-резюме, которое дает новую интерпретацию  темы,  позволяющее выразить к ней личное отношение. (Слайд 13, 14)

Работа с листом оценивания

- Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели?

2. Домашнее задание.

Узнайте, является ли предлог для этимологическим родственником  словам дело, неделя.

Упр. 664. (Слайд 15)

Вспомним, что такое этимология и этимологически родственные слова. (Слайд 16)

3. Оценивание работы.

-Дайте самооценку работы.  Какие оценки вы поставите лично себе,  группе. 

Устная рефлексия.

Интересным показалось …

Полезным было …..

Мне трудно было…..

Я понял….

Я справился с заданиями….

Я выполнил… (Слайд 17)

- Я вас благодарю за прекрасную работу! Было очень приятно с вами сотрудничать! Всего доброго! (Слайд 18)

Ученики зачитывают синквейны:

1.Предлоги

2.Простые, составные

3.Служат, пишутся, употребляются

4.Наиболее частотны в, на

5.Слова

1. Предлоги

2.Производные, непроизводные

3.Не изменяются, образуют, употребляются

4.Они являются «словечками отношений»

5.Часть речи

Ученики оценивают себя, группу, проводят устную рефлексию.

Приложение 1

Построение словарных статей, посвященных предлогу, существенно отличается от способа толкования слов самостоятельных частей речи в словаре. Значение самостоятельных слов можно определить по их начальной форме, в которой они и даются в словарной статье (например, существительное в именительном падеже, единственном числе; прилагательное в мужском роде, именительном падеже, единственном числе; глагол в инфинитиве и т.д.). Значение предлога как служебного слова выявляется в сочетании с определенной падежной формой существительного, что и отражено в построении словарной статьи.

                                                                           

Приложение 2

… базарную  площадь идет полицейский  надзиратель Очумелов   … новой шинели  и  …  узелком  …  руке.  …. ним шагает рыжий городовой  …  решетом, доверху наполненным  конфискованным  крыжовником.  Кругом  тишина...   ….  площади ни души... Открытые двери лавок  и кабаков глядят   ….  свет  божий  уныло,  как голодные пасти;  …. них нет даже нищих.

                                                                                                                 

Приложение 3

Знаю      

Хочу узнать

Узнал



Список литературы

1. Беляева О. В., Даценко О. А. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. 
2. Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений в 3 ч./  С. И. Львова, В.В. Львов. – 4-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2009. 
3. Уроки русского языка в 7 классе: поурочные планы по программе М.М. Разумовской / авт.-сост. О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2007. 
4. http://www.grafo77.ru/telegramme-00.gif (бланк телеграммы) 
5. http://www.culturemap.ru/upload/img/object_24.1218708933.10616.jpg (фото В. А. Богородицкого) 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Предлог как часть речи. Употребление предлогов в словосочетании и предложении». Выполнил: Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 31 г. Мурманска Стельмах София Васильевна

Слайд 2

душистой веточкой сирени Весна приходит каждый дом, всей души Вас поздравляем Международным Женским днём!

Слайд 3

С душистой веточкой сирени Весна приходит в каждый дом, От всей души Вас поздравляем С Международным Женским днём!

Слайд 6

В. А. Богородицкий Предлоги – «словечки отношений».

Слайд 7

Книга лежит на столе. Книга лежит в столе. Книга лежит под столом. Книга лежит за столом. Книга лежит у стола. Книга лежит перед столом.

Слайд 8

Прием «Инсерт» Пометки на полях: V - уже знал ранее; + - новое для меня; - - думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.

Слайд 9

Лексическое значение слова — это соотнесённость слова с определёнными явлениями действительности. Лексическим значением обладают все самостоятельные части речи. Грамматическое значение слова — это его характеристика с точки зрения принадлежности к определённой части речи, а также значение грамматической формы.

Слайд 10

В тексте 11 предлогов : в - 8, от -1, по – 1 , с – 1. Наиболее употребительный предлог в используется 8 раз . Все предлоги написаны со словами отдельно .

Слайд 11

Через (В.п.) базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в (П. п.) новой шинели и с (Тв.п.) узелком в (П.п.) руке. За (Тв. п.) ним шагает рыжий городовой с (Тв. п.) решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На (П.п.) площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на (В.п.) свет божий уныло, как голодные пасти; около (Р.п.) них нет даже нищих. 7 предлогов употребляются с сущ., 2 с мест.

Слайд 12

Чтобы выбрать слитное или раздельное написание в омофонах, нужно выяснить, что перед нами: предлог (между словом и предлогом можно поставить вопрос) или приставка (между словом и приставкой нельзя поставить вопрос).

Слайд 13

Прием «Синквейн» Стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам: 1 строка – одно существительное. Это тема синквейна. 2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна 3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна. 4 строка - одно предложение, выражающее свое отношение к теме. 5 строка – одно слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяющее выразить к ней личное отношение.

Слайд 14

1.Предлоги Простые, составные Служат, пишутся, употребляются Используются в словосочетаниях и предложениях Слова 2. Предлоги Производные, непроизводные Не изменяются, образуют, употребляются Они являются «словечками отношений» Часть речи

Слайд 15

Домашнее задание. Узнайте, является ли предлог для этимологическим родственником словам дело, неделя . Упр. 664.

Слайд 17

Интересным показалось … Полезным было ….. Мне трудно было….. Я понял…. Я справился с заданиями…. Я выполнил…

Слайд 18

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе. "Предлог как часть речи".

Тема урока:"Предлог как часть речи"....

презентация к уроку русского языка "Предлог как часть речи".

урок знакомства сновым материалом в 6 классе....

Конспект урока 7 класс "Наречие как часть речи"

Это первый урок при изучении темы....

Урок для 7 класса. Предлог как часть речи. Простые и составные предлоги

Урок для 7 класса. Предлог как часть речи. Простые и составные предлоги с презентацией...

Конспект урока 6 класс Местоимения как часть речи

Конспект урока 6 класс "Местоимения как часть речи"...

Конспект урока по теме "Предлог как часть речи"

Предлог как часть речи Тип урока: урок изучения нового материалаЦель урока:углубить знания о предлоге,  научиться  распознавать их в текстах,  отличать предлоги от приставки, ...