Конспект урока по теме "Предлог как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

 Милева Ирина Владимировна

Предлог как часть речи

 

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока:

углубить знания о предлоге,  научиться  распознавать их в текстах,  отличать предлоги от приставки,  различать значения предлогов.

Задачи:

Образовательная: научить определять предлоги; закрепить умения писать предлоги с другими частями речи;  различать значения предлогов.

Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка.

Развивающая: развивать логическое мышление, память, умение работать с таблицами, кластерами.

Метапредметные:

умение ориентироваться в целях, задачах, средствах общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные:

развивать логическое мышление, воспитывать интерес к русскому языку через выполнение упражнений.

Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб. Для образовательных организаций. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – 4 изд-е – М.: Просвещение.

 

Оборудование, дополнительные материалы:  учебник, раздаточный материал, презентация.

Использованные технологии: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, групповой деятельности.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Приемы:  «Займи позицию», работа в парах, «Собери предложение», «Лови ошибку», тестирование  и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlog_kak_chast_rechi_.docx573.36 КБ

Предварительный просмотр:

Предлог как часть речи

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока:

углубить знания о предлоге,  научиться  распознавать их в текстах,  отличать предлоги от приставки,  различать значения предлогов.

Задачи:

Образовательная: научить определять предлоги; закрепить умения писать предлоги с другими частями речи;  различать значения предлогов.

Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка.

Развивающая: развивать логическое мышление, память, умение работать с таблицами, кластерами.

Метапредметные:

умение ориентироваться в целях, задачах, средствах общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные:

развивать логическое мышление, воспитывать интерес к русскому языку через выполнение упражнений.

Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб. Для образовательных организаций. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – 4 изд-е – М.: Просвещение.

Оборудование, дополнительные материалы:  учебник, раздаточный материал, презентация.

Использованные технологии: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, групповой деятельности.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Приемы:  «Займи позицию», работа в парах, «Собери предложение», «Лови ошибку», тестирование  и другие.

Ход урока:

«С русским языком можно творить чудеса»

К. Паустовский

1.Организационный этап.

Ребята, всем добрый день!   В преддверии Дня защитника Отечества я поздравляю наших будущих воинов и желаю им крепкого здоровья, счастья, отличного настроения   и исполнения желаний! Будьте смелыми, сильными  и отважными! Пусть вам во всем  сопутствует удача!

2. Актуализация знаний.

Прежде, чем мы запишем тему урока, предлагаю ответить на мои вопросы.

1)Отгадайте загадку:

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы,

И в этом их главный секрет!   ( Слайд 1)

(Это служебные части речи, мы рассматривали их на прошлом уроке)

2) Займи позицию  «Да-нет»
Самостоятельные части речи имеют лексическое значение;  

Самостоятельные части имеют морфологические признаки;

Служебные части речи являются членами предложения;
К служебным частям речи всегда можно задать вопрос;
Служебные части речи не имеют лексического значения;

Служебные части речи не имеют морфологических признаков;
Служебные части речи не являются членами предложения;
К самостоятельным частям речи невозможно задать вопрос;
Служебные части речи не изменяются.

3. Этап целеполагания.

1)- О какой служебной части речи следующая загадка? Отгадайте загадку и сформулируйте тему урока.  

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.  (Предлог)   (Слайд 2) - Молодцы, ребята!

2) Учитель читает стихотворение Михаила Яснова   «Предлоги»  (слайд 3)

Что необычного в этом стихотворении?

3) Подведение к теме и задачам урока  (параграф 52, стр.27 )

Прочитайте данный ряд слов  (Слайд 4)

Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег,

лежит, прозрачный, лес, один, чернеет, и, ель, сквозь, иней, зеленеет, и

речка, льдом, блестит.

- Из какого стихотворения А. С. Пушкина они взяты? («Зимнее утро») С помощью каких слов можно восстановить четверостишие? Назовите эти предлоги. Являются ли они членами предложения? Для чего нужны предлоги?

- Итак, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Тема урока - Предлог как часть речи. Запишите в тетрадь  число, тему.

 Какие цели и задачи мы должны будем выполнить?  (ответы учащихся)

Цель - научиться распознавать предлоги и отличать их от приставок, выяснить, какова их роль,  на какие группы они делятся. 

4. Изучение новой темы. Понятие «Предлог»

1)Читаем правило , стр. 28

Предлог -это  служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. Не является членом предложения. Не изменяется.

Предлоги

В переводе с греческого языка «предлог» обозначает «перед словом». Предлогов в русском языке не так много: около 200 слов. Но по частоте предлог занимает 4 место после существительного, глагола, местоимения. Самый употребительный из всех предлогов – предлог «в» (Слайд 5)

2)Предлоги непроизводные и производные ( Слайд 6)

3)  Предлоги простые и составные  (Слайд 7)

(Например: к, у, в, около, вблизи, из-за, на, от,;   в связи, в течение, в счет…)

4)Это интересно!Синонимы и антонимы ( Слайд 8)

5) Отличие предлога от приставки.

(За)шел за другом – зашел(за) лучшим другом

(По)мчался по дороге – помчался по новой дороге (Слайд 9)

6)Прокомментировать кластер. Сделать вывод – отличия между приставкой и предлогом.(Слайд 10)

7)В поле, в доме, на сосне,  (Слайд 11)
За рекой, в лесу, во сне,
Под березкой и в берлоге –
Вы заметили ПРЕДЛОГИ?
Перед СЛОВОМ встал ПРЕДЛОГ –
Вспомнить правило помог!  (Вывод)

8. Значения предлогов.  

Предлоги выражают в тексте различные значения. Рассмотрим их на примере таблицы. (Слайд 12) (Ознакомление.)

5. Закрепление изученного.

1) Вставь подходящие по смыслу предлоги и прочитай пословицы.

Книга - твой друг,__ неё как __ рук.2) Не __ пользу книги читать, когда вершки__ них хватать. 3) Книга __ счастье украшает, а__ несчастье утешает. 4) Золото добывают ___ земли, а знания -__ книги. (Слайд 13)

2) Упражнение «Лови ошибку!» (Слайд 14)

3) Предлагаю собрать рассыпавшееся предложение. Укажите предлоги. (Работа в парах)  (Слайд 15)

  1. Половодья,  весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.
  2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине.
  3. Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский.
  4. 4. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.

Выпишите словосочетания с предлогами (ждем с опасением, поднялся над лугом, туман в низине, науку о словосочетании)

Обратите внимание, что в одном из предложений  есть «ловушка».

4) Предлагаю вам разгадать небольшую шараду.

  1. Из каких трёх предлогов можно составить название домашнего животного?    (К-о-за) (Слайд 16)

5) Прокомментировать, где предлог, где приставка.

 (От) тащил (от) лужи, (с)лез (с ) дерева, (за)шло (за) тучу,  (по) ехали (по) дороге, (до) топали (до) города, (под) прыгнул (под) потолок, (во) шел (во) двор, (в) полз (в) щель, (при) грелся (при) кухне, (на)брел ( на )избушку, (над) строил (над) чердаком   (Слайд 17)

С какими частями речи сочетаются предлоги?  ( с существительными, местоимениями)

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

6) Замените данные словосочетания (согласованные определения)  на словосочетания предлога с существительным, назовите предлоги. Обозначьте главное и зависимое слово. (Слайд 18)

Образец: придорожный кустарник — кустарник у дороги (место).

Бескрайняя равнина, пришкольный участок, настольная лампа, предрассветное утро, подводные скалы, околоземная орбита, безвоздушное пространство, земляничное варенье, собачий корм, предпраздничный день, испуганный крик.

  1. Прочитайте стихотворение И. Бунина. Выпишите словосочетания слов с предлогами, определите их значение (работа в парах).

1 ряд – 1 куплет, 2 ряд – 2 куплет, 3 ряд – 3 куплет  (Слайд 19)

На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели.

В верхних стёклах — небо ярко-синее.

И застреха в снеговой пыли.

Всходит солнце, бодрое от холода,

Золотится отблеском окно.

Утро тихо, радостно и молодо.

Белым снегом всё запушено.

И всё утро яркие и чистые

Буду видеть краски в вышине,

И до полдня будут серебристые

Хризантемы на моём окне.

(На окне,  серебряном от инея, в верхних стёклах, в снеговой пыли, бодрое от холода,  в вышине,  до полдня, на моём окне  )

6. Подведение итогов урока. (Слайд 20-21)

Тест по теме «Предлог»

1. Какое слово употреблено с предлогом?

1)  (во)шел;  2)  (во)двор.

2. С какими частями речи употребляются предлоги?

1) с глаголами, деепричастиями, наречиями;

2) с существительными, местоимениями, числительными.

3. Какими членами предложения являются предлоги?

1) обстоятельство;  2) дополнение;

3) не являются членами предложения.

4. Являются ли предлоги изменяемой частью речи?

1) изменяются по числам и родам:   2)  неизменяемая служебная часть речи. 

5. Укажите, какое значение передается с помощью предлога: в лесу, на шкафу, за огородом, у сада.

1)  пространственное; 2) причинное.

6. Укажите сочетание существительного с предлогом с временным значением:

1) приехать через месяц;  2) промокнуть из-за дождя;  3) появиться из-за дома.  

7. Предлог по употребляется:

1) с Д., В. падежами;   2)  с Д., Р. падежами.

8. Укажите, какие предлоги являются производными:

1) из, за, под, над, с, в, от;

2) в течение, в продолжение, согласно, вокруг. 

7. Рефлексия:

Ответьте на вопросы:
1. Что я узнал на уроке?
2. Чему я научился на уроке?
3. Что мне ещё нужно узнать?

8. Домашнее задание:

Написать текст о зиме или весне, употребив предлоги (не менее 10 предложений)   По желанию- написать сказку о предлогах.                     

        
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи"  5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...

Конспект урока по теме "Служебные части речи"

Конспект урока по русскому языку по теме "Служебные части речи"....

Конспект урока "Предлог как служебная часть речи" 7 класс

Урок на тему "Предлог как служебная часть речи" в  7 классе проходил в форме открытого урока, в нем использованы элементы игровых технологий. Так как урок проходил 14 февраля, то тема текста для ...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Подготовка к ЕГЭ. Конспект урока "Правописание суффиксов различных частей речи(кроме –н- и –нн-). (2 часа)"

Цели: повторить и обобщить знания учащихся по пройденным  темам  (правописание суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-); закрепить умение комментировать постановку знаков пре...

Конспект урока: Местоимение и другие части речи.

Повторение  и систематизация полученных знания о местоимении; умение отличить местоимение от других частей речи; выделение параметров местоимения как самостоятельной части речи; формирование умен...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...