Алгоритм определения спряжения глагола
учебно-методический материал по русскому языку

Алгоритм определения спряжения глагола

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_spryazheniya.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм определения спряжения глагола.

1. Убедитесь, что у глагола безударное личное окончание. Если окончание ударное, алгоритм не нужен, т.к. спряжение определяется по окончанию (лью, льём, льёшь, льёте, льёт, льют)

2. Ставим глагол в начальную форму (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?), смотрим, на что он оканчивается.

3. Применяем правило:

ко 2 спряж. относятся

все глаголы на –ить, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ (это искл. 1 спряж.);

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что 
на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: 
смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!

Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению

Лицо глагола

1спряжение

2 спряжение

1 лицо

-у,-ю, -ем

-у,-ю, -им

2 лицо

-ешь, -ете

-ишь, -ите

3 лицо

-ет, -ут, -ют

-ит, -ат, -ят

глаголы ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ разноспрягаемы

Существует универсальный (который можно применять ко всем глаголам) алгоритм определения спряжения.

 

Во-первых, необходимо выяснить, на какой вопрос отвечает неопределённая форма глагола («Что делать?» или «Что сделать?»): решать («Что делать?»), покрасить («Что сделать?»).

 

Во-вторых, нужно поставить глагол в форму третьего лица множественного числа настоящего или будущего простого времени: они решают, они покрасят.

 

В-третьих, выделить личные окончания глаголов: реша–ют, покрас–ят.

Четвёртое: сделать вывод о спряжении глагола: на –ут(–ют) оканчиваются глаголы первого спряжения (решают), на –ат(–ят) — второго (покрасят).

 

Пример:

украшать (Что делать?) — украшают — первое спряжение.
Снести (Что сделать?) — снесут — первое спряжение.
Беречь (Что делать?) — берегут — первое спряжение.
Сберечь (Что сделать) — сберегут — первое спряжение.

 

Слышать (Что делать?) — слышат — второе спряжение.
Запомнить (Что сделать?) — запомнят — второе спряжение.
Гнать (Что делать?) — гонят — второе спряжение.
Дышать (Что делать?) — дышат — второе спряжение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

алгоритм действий при определении спряжения глагола

Эта ПАМЯТКА или ОПОРА, которую ребёнок может носить с собой или поместит в свой справочник, поможет ему в случае затруднения определить спряжение глагола и написать в нём правильное личное окончание....

Алгоритм определения спряжения глагола

Подробный алгоритм, помогающий определить спряжение глагола....

Алгоритм "Определение спряжения"

Алгоритм "Определение спряжения"...

Конспект урока. "Определение спряжения глаголов с ударной приставкой –вы."

Цели данного урока:- найти способ определения спряжения глаголов с ударной приставкой вы-;- развивать орфографические навыки, мотивацию к познавательной деятельности....

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме" Определение спряжений глаголов по неопределенной форме", 11 класс.

Конспект урока в 11 классе на тему:" Определение спряжений глаголов по неопределенной форме"....

Алгоритм определения спряжения.

С помощью данного алгоритма ученики смогут легко выучить правило....

Спряжение глагола. Алгоритм применения правила

Спряжение глагола. Алгоритм применения правила...