Главные вкладки

    Урок развития речи. 8 класс. Статья в газету. Понятие о жанре. Строение текста.
    план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

    Акимова Валентина Александровна

    Конспект урока в 8 классе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку

     Акимовой Валентины Александровны, учителя русского языка и литературы ГБОУ школа № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга

    Тема: «Статья в газету. Понятие о жанре, строение текста».

    Цели урока:

    1 Образовательные:

    •получить представление  о статье как жанре публицистики;

    •сформировать навыки работы  с газетной статьей;

    •сформировать навыки анализа проблемной статьи.

    2 Развивающие:

    •развивать умение логически и последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных наблюдений;

    •развивать навыки работы с текстом: вычленять главное, обобщать

    •развивать связную речь (устную и письменную), память, внимание

    3 Воспитательные:

    •привлечь внимание  учащихся к важным общественным проблемам, поднимаемым  в периодике;

    •воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе (в  группах);

    •формировать у учащихся умение проявлять правильную гражданскую позицию

    Оборудование:

     ПК, оборудованный мультимедийным   проектор. «Русский язык», 8 класс, учебник для общеобразовательных школ, под ред. Разумовской М. М., Леканта П. П., М.: Дрофа, 2010 

    Приложение 1: презентация к уроку

    Приложение 2: анализ статьи Н. Семенова

    Приложение 3: проблемные статьи с некоторых интернет-сайтов

    Приложение 4: выпуск школьной газеты «Островок»

    Ход урока:

    1стадия урока―Вызов

    Учитель приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе.

     Класс делится на 4 группы.

    2 стадия ―Осмысление изученного

    Слово учителя.

    ―Сегодня у нас урок развития речи. Мы познакомимся со структурой газетной статьи.

    Вопросы  классу:

    ―Актуальна ли предложенная тема? В современный век всеобщей информатизации уместен ли разговор о газетной статье? (В современном обществе газеты читают: кто-то покупает их в газетных киосках, кто-то предпочитает просматривать в интернете).

    ― Читаете ли вы газеты?

    ―Какие газеты можете назвать?

    ― Жанром какого стиля речи является газетная статья? (публицистического)

    ―Вспомните и назовите признаки публицистического стиля речи (слайд 2)

    3 стадия урока―Открытие нового  знания

    1. Задание классу:

                  •Прочитайте теоретический материал в учебнике на стр. 117 и самостоятельно сформулируйте определение газетной статьи (слайд 3-4). Запишите в тетрадь.

                    •Исходя из прочитанного теоретического материала,  докажите, что статья― один из жанров публицистики: определите задачу речи (слайд 5). Запишите в тетрадь.

    1. Задание классу:                                                                                                                                                                                                                                

    Работа с упр. №171

    •Прочитайте статью известного ученого-физика, академика Н.Семенова. Скажите, какой общественно важный вопрос рассматривается  автором. Какова позиция автора? Сформулируйте тему и основную мысль текста. Подберите к нему заголовок.

    •Определите задачу речи

    •Найдите в тексте языковые средства, воздействующие на читателя

    1. Задание классу:

    •Прочитайте теоретический материал в учебнике на стр. 118-120 и запишите в тетради схему построения статьи (слайд 6)

    1. Задание классу:

    •Работа с упр. 172

    ―Вернитесь к тексту Н. Семенова, объясните, как построена статья: найдите в ней зачин, центральную часть, концовку; определите типы речи, использованные в тексте.

    1. Задание классу:

    ―Какой тип речи лежит в основе проблемной статьи? (рассуждение-доказательство)

    ―Вспомните, как строится рассуждение-доказательство? (слайд 7)

    1. Работа с анализом статьи.

    •Посмотрите план анализа проблемной статьи (слайд 8)

    •Познакомьтесь с образцом  анализа проблемной статьи (слайд 9).

    ―Какой тип речи в основе анализа статьи? (рассуждение-доказательство)

    4 стадия урока―Рефлексия

    •Работа в группах. Каждая группа получает статью, взятую с сайтов некоторых газет.

    Задание группам: сделать анализ предложенных статей по плану

     (слайд 8, 9)

                                                         План

    1. Прочитайте статью.
    2. Определите проблему, поднимаемую автором в тексте; задачу автора.
    3. Назовите аргументы-примеры, раскрывающие эту проблему.
    4. Определите позицию автора по данной проблеме.
    5. Назовите языковые средства, помогающие автору реализовать поставленную задачу.
    6.  Обсудите в группах.
    7.  Выберите представителя, выступающего от группы.

    •Выступление представителей от каждой группы

    5 стадия ― Подведение итогов урока

    Слово учителя:

    ―Вы знаете, что в нашей школе выходит газета « Островок». Размещается она на сайте  школы. В декабре вышел последний номер газеты. Я попросила ученицу проанализировать этот номер.

    Выступление ученицы:

    ―В номере в полной мере освещена школьная жизнь за первый  триместр 2011-2012 года. В газете можно прочитать статью, написанную завучем по воспитательной работе, о том, какое участие приняла наша школа в праздновании 300-летия города Ломоносова. Опубликованы  интересные заметки ребят об экскурсиях, поездках, соревнованиях, праздниках и других мероприятиях. Газета получилась красочной, яркой, интересной. Но, на мой взгляд, статьи и заметки носят, в основном, информационный характер. Не хватает проблемных статей, которые бы могли заинтересовать подростков.Я хочу написать статью о современной авторской песне, потому что увлечена этим. Думаю, что другим ребятам это тоже будет интересно. Призываю вас, ребята, тоже попробовать написать статьи в нашу школьную газету.

    Слово учителя:

    - Спасибо за выступление. Думаю, что после сегодняшнего урока кто-то из вас обязательно напишет статью в школьную газету.

    6 стадия урока―Домашнее задание (на выбор):

    1. Написать анализ статьи, рассматриваемой в группе
    2. Написать анализ статьи, подобранной самостоятельно


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению в жанре личного письма (2 часа).

    Целью урока является ознакомление с содержанием и последовательностью написания личного письма,  с историей развития личного письма как эпистолярного жанра,  развитие  коммуникативных и...

    Урок развития речи с использованием новых технологий."Репортаж как газетный жанр"(8 класс)

    Плановый урок развития речи. На уроке использованы приёмы технологии РКМЧП: кластер, синквейн, групповая работа.Прослеживается движение от информационной хроники- к заметке, от заметки- к репортажу, ч...

    Урок развития речи в 10 классе. Эссе как жанр литературы.

    Писать в жанре эссе  непросто, но учиться этому необходимо.  Раскрыты основные жанры эссе.  Работа с текстом эссе В.Гроссмана  "Сикстинская  Мадонна"...

    Конспект урока развития речи "Сочинение в жанре рекламы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (9 класс).

    Данный урок проводится в 9-ом классе после изучения комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".Цели:   1. Обучение написанию сочинения в жанре рекламы....

    От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.

    Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность...

    Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

    Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

    Технологическая карта урока развития речи в 6 классе "Особенности строения текста-описания"

    Технологическая карта урока развития речи по требованиям ФГОС в 6 классе  "Описание внешности человека.Портрет." с презентацией...