От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Подболотова Елена Валентиновна

Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько выпускник подготовлен к этому экзамену. Поэтому на уроках важно вести систематическую, целенаправленную работу по подготовке к ЕГЭ. Данный урок - это подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту.

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

Урок развития речи в 10 классе.

Обучающая цель урока: сформировать умение работать над сочинением по прочитанному тексту.

Развивающая цель: развивать речевой слух, мыслительную деятельность, творческие способности обучающихся.

Воспитательная цель: формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей при выборе жизненного пути.

Вид урока: развитие речи.

Форма: работа в группах.

Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал (текст притчи, памятки по написанию сочинения).

План.

Содержание этапов урока:

1. Оргмомент.

2. Мотивация деятельности.

3. Активизация знаний и постановка целей.

4. Деятельность учащихся по теме урока.

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание.

Методы и формы работы:

Приветствие.

Слово учителя, работа с концептом слова.

Прием мозговой атаки.

Эвристическая беседа.

Чтение художественного текста – притчи.

Работа с текстом в группах:

организация частично-поисковой деятельности, написание чернового варианта сочинения.

Рефлексийный анализ.

Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Орфоэпическая пятиминутка.

Спишите. Поставьте в словах ударение.

Красивейший, красивее, банты, звонит, налита, мозаичный, откупорить, свекла, сливовый, добела, опломбировать, облегчить, донельзя, каталог, вероисповедание, краны.

КрасИвейший, красИвее, бАнты, звонИт, налитА, мозаИчный, откУпорить, свЁкла, слИвовый, добелА, опломбировАть, облегчИть, донЕльзя, каталОг, вероисповЕдание, крАны.

  1. Лексическая пятиминутка.

A2.1

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. На вопросы об одноклассниках мой товарищ отвечал немногословно и ДИПЛОМАТИЧНО умолчал о бывших между ними разногласиях.
  2. Несколькими яркими, КРАСОЧНЫМИ мазками художник изобразил разбежавшуюся по лужайке детвору.
  3. В недавно обнародованном документе это небольшое островное государство угрожало своим соседям разрывом ДИПЛОМАТИЧНЫХ отношений.
  4. Дремучее НЕВЕЖЕСТВО посетителя изумило даже видавших виды опытных сотрудников.

A2.2

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. В пушкинские времена щёголи НАДЕВАЛИ несколько жилетов одновременно, причём нижний должен был выглядывать из-под верхнего.
  2. Книга ПРЕДОСТАВЛЯЕТ историю космонавтики как остросюжетную повесть о реальных событиях с невымышленными действующими лицами.
  3. По мнению Толстого, исторический роман должен ОХВАТЫВАТЬ общий ход событий, проникая в глубины их внутреннего смысла.
  4. На известном портрете М. Н. Ермоловой особенно привлекает взгляд ГОРДЕЛИВО посаженная голова актрисы, благородные черты её одухотворённого лица.

A2.3

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. В 1917 году Цветаева остаётся в Москве одна с двумя маленькими детьми в совершенно БЕДСТВЕННОМ положении.
  2. Наиболее ПРИЗНАННЫМ из ранних рассказов И. А. Бунина стал его этюд «Антоновские яблоки».
  3. Оказавшись в глухой псковской деревне, Пушкин постоянно ездит в СОСЕДСКОЕ Тригорское.
  4. В 1918 году издательство «Всемирная литература» поставило перед собой задачу ОЗНАКОМИТЬ читателя с лучшими произведениями мировой классики.

2. Этап актуализации субъективного опыта обучающихся.

- Сегодняшний урок – это ещё одна важная ступень на пути овладения мастерством слова и подготовке к Единому госэкзамену. (Ученик озвучивает тему – слайд №1, запись в тетрадях по развитию речи). В конце предложения поставьте тот знак, который определит ту задачу, какую вы лично ставите на этом уроке.

(.) – доказать, что...

(?) – выяснить, что...

(...) – исследовать, что...

А сейчас давайте сформулируем общую для всех цель нашего урока.

3. Мотивация деятельности.

  - Как вы видите, тема сегодняшнего урока довольно актуальна для каждого сидящего здесь ученика. Вы знаете, что на ЕГЭ по русскому языку вам предстоит написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (часть С). Но не каждый знает древнегреческую мудрость: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Именно это так необходимо в решающий момент. А сейчас обратимся к эпиграфу (слайды), состоящему из двух выражений: «Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый ум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматики и, наконец, истинное о вещах понятие...», Н.И.Новиков, 1770г.

Я люблю дарить гвоздики,

Так как нет на них шипов.

Я люблю дарить, простите,

Радость всем без лишних слов.

            Татьяна Снежина, 1988г.

Что объединяет эти разные по времени и содержанию высказывания?

Ключ к восприятию понятий «тема» и «идея» в словах М. Горького: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать».

                   Итак: что? как? для чего?

4. Повторение сведений: из каких частей состоит сочинение-рассуждение.

5. Создание проблемной ситуации.

   - У вас на столах лежит текст, на основе которого, после его анализа, мы будем писать сочинение-рассуждение. Элементы структуры сочинения вы видите на слайдах (слайды), а также памятках. Ответьте на «провокационный вопрос»: «Вам предложили кофе. В какой чашке вы предпочитаете его пить?»

(После ответов учеников). А вот с мнением профессора, к которому пришли в гости студенты, на этот счет мы и познакомимся. (Чтение текста притчи).

Группа выпускников, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору...

Конечно же, вскоре разговор зашел о работе - выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками - фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными и простыми, и дорогими, и изысканными.

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: «Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны. Никто не выбрал чашки простые и дешевые. Желание иметь для себя только лучшее и есть источник ваших проблем. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Иногда она просто дороже, а иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, что вы действительно хотели, было - кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки. А затем разглядывали, кому какая чашка досталась. А теперь подумайте: жизнь - это кофе, а работа, деньги, положение, общество - это чашки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе».

В чем смысл жизни человека?

5.Эвристическая беседа с опорой на прочитанный текст.

- Озаглавьте текст.

- Определите тему и основную мысль.

- Каковы проблемы текста?

- Определите жанр, стиль, тип(ы) текста и обоснуйте свое мнение.

- В чем поучительность данной ситуации? Истолкуйте.

- Согласны ли вы с профессором?

- Тяжело ли делать нравственный выбор?

- Выберете главную проблему.

 ПРОБЛЕМА может быть (слайд)

Проблема может быть сформулирована тремя способами (слайд).

- Что представляет собой комментарий? Работа с Толковым словарем (Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо).

- Какие аргументы можно привести по данной проблеме?

- Найдите языковые приемы, с помощью которых профессор подчеркивает свое отношение к нравственному выбору.

- В каких произведениях поднимается данная проблема?

- Ваше мнение по проблеме?

-Какое из высказываний вам может помочь в заключении сочинения? (слайд)

6. Работа в группах.

Притча про студентов-выпускников

(1)Шли однажды два друга через пустыню. (2)Поспорили как-то и один ударил другого по лицу. (3)Тот, кого ударили по лицу, обиделся, но не сказал ничего. (4)Лишь написал на песке: «СЕГОДНЯ МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ УДАРИЛ МЕНЯ ПО ЛИЦУ».

(5)Они шли дальше, и вдалеке увидели оазис, и захотели попить и искупаться. (6)По пути к оазису тот, кого ударили, вдруг оказался в зыбучих песках. (7)Он начал погружаться всё глубже и глубже, но его друг спас его. (8)После этого пострадавший написал на камне: «СЕГОДНЯ МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ СПАС МНЕ ЖИЗНЬ».

(9)Друг, который сначала его ударил, а потом спас ему жизнь, спросил: «Когда я тебя ударил, ты написал это на песке, а теперь ты пишешь на камне, почему?»

(10)Друг ответил: «Когда кто-то нас ранит, мы должны написать это на песке, чтобы Ветер Прощения смог стереть следы. (11)Если кто-то делает нам что-то хорошее, мы должны вырезать это на камне, чтобы никакой ветер не смог это стереть».

(12)Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

1 группа – выявить и сформулировать проблему текста, написать вступление.

2 группа – прокомментировать проблему (проблемы).  

3 группа – сформулировать позицию автора, его мнение по выделенной проблеме.

6. Работа в группах.

У каждой группы на столе пустые листочки. С одной стороны мы записываем проблемы, которые можем выявить в разных текстах, с другой – примеры из художественной литературы, обмениваясь листочками.

6. Написание сочинения в черновом варианте, используя памятки.

7. Подведение итогов урока.

- Оцените себя сами. Свою готовность к ЕГЭ: «знаю, умею» - 1 балл, сомневаюсь, не уверен» - 0 баллов. Не огорчайтесь – вам будет над чем поработать.

8. Рефлексия.

- Какими словами описали бы вы свое состояние после урока?

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли».

« Ах, как я устал от этой суеты…».

« Готовиться к ЕГЭ не так-то просто».

9. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.

(З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная. (7)Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?

Приложение 1

Группа выпускников, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору...

Конечно же, вскоре разговор зашел о работе - выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками - фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными и простыми, и дорогими, и изысканными.

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: «Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны. Никто не выбрал чашки простые и дешевые. Желание иметь для себя только лучшее и есть источник ваших проблем. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Иногда она просто дороже, а иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, что вы действительно хотели, было - кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки. А затем разглядывали, кому какая чашка досталась. А теперь подумайте: жизнь - это кофе, а работа, деньги, положение, общество - это чашки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе».

В чем смысл жизни человека?

Приложение 1

Группа выпускников, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору...

Конечно же, вскоре разговор зашел о работе - выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками - фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными и простыми, и дорогими, и изысканными.

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: «Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны. Никто не выбрал чашки простые и дешевые. Желание иметь для себя только лучшее и есть источник ваших проблем. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Иногда она просто дороже, а иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, что вы действительно хотели, было - кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки. А затем разглядывали, кому какая чашка досталась. А теперь подумайте: жизнь - это кофе, а работа, деньги, положение, общество - это чашки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе».

В чем смысл жизни человека?

Приложение 2

Притча про студентов-выпускников

(1)Шли однажды два друга через пустыню. (2)Поспорили как-то и один ударил другого по лицу. (3)Тот, кого ударили по лицу, обиделся, но не сказал ничего. (4)Лишь написал на песке: «СЕГОДНЯ МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ УДАРИЛ МЕНЯ ПО ЛИЦУ».

(5)Они шли дальше, и вдалеке увидели оазис, и захотели попить и искупаться. (6)По пути к оазису тот, кого ударили, вдруг оказался в зыбучих песках. (7)Он начал погружаться всё глубже и глубже, но его друг спас его. (8)После этого пострадавший написал на камне: «СЕГОДНЯ МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ СПАС МНЕ ЖИЗНЬ».

(9)Друг, который сначала его ударил, а потом спас ему жизнь, спросил: «Когда я тебя ударил, ты написал это на песке, а теперь ты пишешь на камне, почему?»

(10)Друг ответил: «Когда кто-то нас ранит, мы должны написать это на песке, чтобы Ветер Прощения смог стереть следы. (11)Если кто-то делает нам что-то хорошее, мы должны вырезать это на камне, чтобы никакой ветер не смог это стереть».

(12)Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

1 группа – выявить и сформулировать проблему текста, написать вступление.

Приложение 2

Притча про студентов-выпускников

(1)Шли однажды два друга через пустыню. (2)Поспорили как-то и один ударил другого по лицу. (3)Тот, кого ударили по лицу, обиделся, но не сказал ничего. (4)Лишь написал на песке: «СЕГОДНЯ МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ УДАРИЛ МЕНЯ ПО ЛИЦУ».

(5)Они шли дальше, и вдалеке увидели оазис, и захотели попить и искупаться. (6)По пути к оазису тот, кого ударили, вдруг оказался в зыбучих песках. (7)Он начал погружаться всё глубже и глубже, но его друг спас его. (8)После этого пострадавший написал на камне: «СЕГОДНЯ МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ СПАС МНЕ ЖИЗНЬ».

(9)Друг, который сначала его ударил, а потом спас ему жизнь, спросил: «Когда я тебя ударил, ты написал это на песке, а теперь ты пишешь на камне, почему?»

(10)Друг ответил: «Когда кто-то нас ранит, мы должны написать это на песке, чтобы Ветер Прощения смог стереть следы. (11)Если кто-то делает нам что-то хорошее, мы должны вырезать это на камне, чтобы никакой ветер не смог это стереть».

(12)Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

2 группа – прокомментировать проблему (проблемы).  

Приложение 2

Притча про студентов-выпускников

(1)Шли однажды два друга через пустыню. (2)Поспорили как-то и один ударил другого по лицу. (3)Тот, кого ударили по лицу, обиделся, но не сказал ничего. (4)Лишь написал на песке: «СЕГОДНЯ МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ УДАРИЛ МЕНЯ ПО ЛИЦУ».

(5)Они шли дальше, и вдалеке увидели оазис, и захотели попить и искупаться. (6)По пути к оазису тот, кого ударили, вдруг оказался в зыбучих песках. (7)Он начал погружаться всё глубже и глубже, но его друг спас его. (8)После этого пострадавший написал на камне: «СЕГОДНЯ МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ СПАС МНЕ ЖИЗНЬ».

(9)Друг, который сначала его ударил, а потом спас ему жизнь, спросил: «Когда я тебя ударил, ты написал это на песке, а теперь ты пишешь на камне, почему?»

(10)Друг ответил: «Когда кто-то нас ранит, мы должны написать это на песке, чтобы Ветер Прощения смог стереть следы. (11)Если кто-то делает нам что-то хорошее, мы должны вырезать это на камне, чтобы никакой ветер не смог это стереть».

(12)Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

3 группа – сформулировать позицию автора, его мнение по выделенной проблеме.

Орфоэпическая пятиминутка.

Спишите. Поставьте в словах ударение.

Красивейший, красивее, банты, звонит, налита, мозаичный, откупорить, свекла, сливовый, добела, опломбировать, облегчить, донельзя, каталог, вероисповедание, краны.

Лексическая пятиминутка.

A2.1

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. На вопросы об одноклассниках мой товарищ отвечал немногословно и ДИПЛОМАТИЧНО умолчал о бывших между ними разногласиях.
  2. Несколькими яркими, КРАСОЧНЫМИ мазками художник изобразил разбежавшуюся по лужайке детвору.
  3. В недавно обнародованном документе это небольшое островное государство угрожало своим соседям разрывом ДИПЛОМАТИЧНЫХ отношений.
  4. Дремучее НЕВЕЖЕСТВО посетителя изумило даже видавших виды опытных сотрудников.

A2.2

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. В пушкинские времена щёголи НАДЕВАЛИ несколько жилетов одновременно, причём нижний должен был выглядывать из-под верхнего.
  2. Книга ПРЕДОСТАВЛЯЕТ историю космонавтики как остросюжетную повесть о реальных событиях с невымышленными действующими лицами.
  3. По мнению Толстого, исторический роман должен ОХВАТЫВАТЬ общий ход событий, проникая в глубины их внутреннего смысла.
  4. На известном портрете М. Н. Ермоловой особенно привлекает взгляд ГОРДЕЛИВО посаженная голова актрисы, благородные черты её одухотворённого лица.

A2.3

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. В 1917 году Цветаева остаётся в Москве одна с двумя маленькими детьми в совершенно БЕДСТВЕННОМ положении.
  2. Наиболее ПРИЗНАННЫМ из ранних рассказов И. А. Бунина стал его этюд «Антоновские яблоки».
  3. Оказавшись в глухой псковской деревне, Пушкин постоянно ездит в СОСЕДСКОЕ Тригорское.
  4. В 1918 году издательство «Всемирная литература» поставило перед собой задачу ОЗНАКОМИТЬ читателя с лучшими произведениями мировой классики.

(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.

(З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная. (7)Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?

(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.

(З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная. (7)Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?

(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.

(З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная. (7)Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?

(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.

(З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная. (7)Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательный портал "Мой университет" Факультет "Реформа образования" Подготовка к ЕГЭ Часть С (сочинение-рассуждение) Заговори, чтобы я тебя увидел. Сократ

Слайд 2

Орфоэпическая разминка. Красивейший, красивее, банты, звонит, налита, мозаичный, откупорить, свекла, сливовый, добела, опломбировать, облегчить, донельзя, каталог, вероисповедание, краны.

Слайд 3

Орфоэпическая разминка. Крас И вейший, крас И вее, б А нты, звон И т, налит А , моза И чный, отк У порить, св Ё кла, сл И вовый, добел А , опломбиров А ть, облегч И ть, дон Е льзя, катал О г, вероиспов Е дание, кр А ны.

Слайд 4

Лексическая разминка A2.1 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? На вопросы об одноклассниках мой товарищ отвечал немногословно и ДИПЛОМАТИЧНО умолчал о бывших между ними разногласиях. Несколькими яркими, КРАСОЧНЫМИ мазками художник изобразил разбежавшуюся по лужайке детвору. В недавно обнародованном документе это небольшое островное государство угрожало своим соседям разрывом ДИПЛОМАТИЧНЫХ отношений. Дремучее НЕВЕЖЕСТВО посетителя изумило даже видавших виды опытных сотрудников.

Слайд 5

Лексическая разминка A2.2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? В пушкинские времена щёголи НАДЕВАЛИ несколько жилетов одновременно, причём нижний должен был выглядывать из-под верхнего. Книга ПРЕДОСТАВЛЯЕТ историю космонавтики как остросюжетную повесть о реальных событиях с невымышленными действующими лицами. По мнению Толстого, исторический роман должен ОХВАТЫВАТЬ общий ход событий, проникая в глубины их внутреннего смысла. На известном портрете М. Н. Ермоловой особенно привлекает взгляд ГОРДЕЛИВО посаженная голова актрисы, благородные черты её одухотворённого лица.

Слайд 6

Лексическая разминка A2.3 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? В 1917 году Цветаева остаётся в Москве одна с двумя маленькими детьми в совершенно БЕДСТВЕННОМ положении. Наиболее ПРИЗНАННЫМ из ранних рассказов И. А. Бунина стал его этюд «Антоновские яблоки». Оказавшись в глухой псковской деревне, Пушкин постоянно ездит в СОСЕДСКОЕ Тригорское. В 1918 году издательство «Всемирная литература» поставило перед собой задачу ОЗНАКОМИТЬ читателя с лучшими произведениями мировой классики.

Слайд 7

ПОВТОРЯЕМ… ЕГЭ (Часть С – сочинение) Часть С – задание открытого типа с развернутым ответом – проверяет реальное состояние практических речевых умений. Оценивается и ряд коммуникативных умений и навыков: зрелость суждений при интерпретации текста; умение оформлять собственные высказывания; умение использовать средства выразительности; соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных.

Слайд 8

Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый ум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматики и, наконец, истинное о вещах понятие… Н.И.Новиков, 1770г. Я люблю дарить гвоздики, Так как нет на них шипов. Я люблю дарить, простите, Радость всем без лишних слов. Татьяна Снежина, 1988г.

Слайд 9

Ключ к восприятию понятий «тема» и «идея» в словах М. Горького: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». Итак: что? как? для чего? ПОВТОРЯЕМ…

Слайд 10

Исходный текст 1. О чем данный текст? 2. Какие вопросы рассматривает автор? 4. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? 3. Какой вопрос автора волнует больше всего? Тема Проблема Основная проблема Позиция автора ПОВТОРЯЕМ…

Слайд 11

1) проблема , поставленная в исходном тексте; 2) комментирование проблемы исходного текста; 3) авторская позиция; 4) собственное мнение , подкрепленное двумя развернутыми аргументами. Итак, сочинение должно рассматривать исходный текст в 4-x аспектах: Повторяем… Новая тема…

Слайд 12

• 1. тезиса (положение, которое надо доказать) • 2. аргументации (доказательства, доводы) • 3. вывода (общий итог) Сочинение-рассуждение состоит из…

Слайд 13

Виды вступлений Лирическое размышление. 2. Ряд(ы) риторических вопросов (восклицаний), совпадающих по теме с текстом, соответствующих проблемам, идее текста. 3. Рассуждение о заглавии текста (которое есть, или бы дал сам предложенному тексту). 4. Диалог с воображаемым собеседником (по теме, проблеме) текста . 5. Ряд назывных предложений, создающих образную картину того, о чём говорится в тексте. (Связаны с проблемой).

Слайд 14

Виды вступлений 6. Начнём с цитаты, пословицы, афоризма. 7.Можно начать с ключевого слова текста. 8. Иллюстрация каким – либо фактам основной мысли или проблемы текста.

Слайд 15

Критерий 4 (аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме) Жизненный опыт Реальные факты из жизни окружающих Собственные наблюдения и выводы Традиционно- исторический опыт

Слайд 16

Критерий 4 (аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме) Читательский опыт Художественная, историческая литература СМИ Научно- Популярная литература

Слайд 17

1.«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». 2.« Ах, как я устал от этой суеты…». 3.«Готовиться к ЕГЭ не так-то просто».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"

Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"

Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"

Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Комплексный анализ текста (урок развития речи в 9 классе)

Цели урока1) обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксических единицах речи: тексте, предложении, словосочетании;2) формирование навыка по определению основной мысли текста, его стиля и тип...

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...

Технология работы над текстом сочинения-рассуждения

Данный материал можно использовать и на уроках русского языка, и на факультативных занятиях при подготовке к ЕГЭ....