"Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Лобанова Надежда Владимировна

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 «Ялгинский детский дом-школа»

Урок русского языка в 6 классе

«Обобщение и систематизация изученного

по теме: «Имя существительное как часть речи»

Учитель: Лобанова Надежда Владимировна

Цели урока: 

- обобщить и расширить сведения о существительном как части речи;
- повторить морфологические признаки имени существительного;
- уметь определять синтаксическую роль существительного в предложении;
- закрепить навыки правильного написания имен существительных с изученными орфограммами.

Ход урока.

I. Сообщение темы и целей урока.

II. Повторение изученного материала

1. Блиц-опрос. Работа с карточками "ДА", "НЕТ"

– Имя существительное – самостоятельная часть речи.

– Имя существительное служит для связи слов в предложении.

– Имя существительное изменяется по лицам.

– Имена  существительные КЕНГУРУ, КАШНЕ склоняются.

– Большинство имен существительных изменяется по падежам и числам.

– Имена  существительные ВРЕМЯ, ПЛЕМЯ разносклоняемые.

– Имена  существительные НЕПОСЕДА, ПЛАКСА, ЗАЗНАЙКА женского рода.

– НЕ с существительными пишется раздельно, если к существительным можно подобрать синоним.

– В слове ГРУЗЧИК пишется суффикс -ЧИК.

Вывод: что называется именем существительным?

2. Распределительный диктант.

Распредели по колонкам данные имена существительные:

    осень, рассвет, глубина, утро, дедушка, мышь, тишина, озеро, ночь, день, акация, рожь.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Вывод: какие имена существительные относятся к 1 склонению? ко 2 склонению? к 3 склонению?

 

3. Определи окончание.

Составьте словосочетания, соединив слова по смыслу. Существительные поставьте в форму указанного падежа.

Интересный,

длинная,

яркий,

любимый,

вкусная,

всемирная,

известный,

серая

Спектакль (П.п.),

писатель (Р.п.),

фонарь (Р.п.),

очередь (Д.п.),

шинель (В.п.),

известность (Р.п.),

учитель (П.п),

морковь (Р.п)

1 группа – выполняет все задание;

2 группа – составляет словосочетания, используя четыре первых существительных;

3 группа – ставит существительные в указанном падеже.

Вывод: рассказать о правописании гласных И и Е в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

4. Морфологическая путаница

Привести в порядок морфологический разбор имени существительного:

I. Непостоянные признаки: собственное/нарицательное; одушевленное/неодушевленное; род, склонение.

   Постоянные признаки: падеж, число.

II. Синтаксическая роль.

III. Часть речи. Вопрос.

     Начальная форма

1 группа – приводит в порядок морфологический разбор;

2 группа – морфологический разбор слова ДЕРЕВЬЯМИ;

3 группа – работает по карточкам.

5. Выборочный диктант

Найдите и выпишите разносклоняемые существительные, укажите их падеж.

         Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.

1 группа – выписывает разносклоняемые существительные и указывает их падеж;

2, 3 группы – выписывают разносклоняемые существительные.

Вывод: какие имена существительные являются разносклоняемыми?

6. Исправь ошибки!

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру.

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

1 группа – выписывает словосочетания с несклоняемыми существительными;

2, 3 группы – выписывают несклоняемые существительные, исправляя ошибки.

Вывод: какие имена существительные являются несклоняемыми?

7. Разгадай кроссворд

Список блюд

«Дом» трамваев

Зеркало с тумбочкой

Теплый шарф

Мастерская по шитью одежды

Верхняя одежда

Музыкальный инструмент с клавишами

Сумчатое животное

Вид обезьяны

Вид капусты

1 группа – разгадывает весь кроссворд;

2, 3 группы – разгадывают часть кроссворда.

8. Орфоэпическая минутка

Прочитайте слова, соблюдая орфоэпические нормы:

   кафе, намерение, газопровод, тире, фанера, МГУ, договоренность, академия, спортсмен, средствами, авеню.

 - Лексическое значение какого слова нам не знакомо?

Словарная работа.

АВЕНЮ. Узнаем лексическое значение этого слова в толковом словаре.

- Что мы узнали о грамматических признаках этого слова?

Составим и запишем с изученным словом словосочетание и предложения.

9. Игра "Составь шифр".

Определите, слитно или раздельно пишется НЕ со следующими именами существительными. Если слитно, ставьте букву С. Если раздельно – букву Р.

Каждая неудача прибавляет ума.

Не силой борются, а умением.

В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Не работа сушит, а забота.

Невидимкою луна освещает снег летучий.

Не друг, а враг.

Поделом тебе, старый невежа!

Вывод: расскажите о слитном и раздельном написании НЕ с существительными.

10. Творческий диктант с комментированием

Подберите к этим выражениям слова с суффиксом –чик (–щик)

  1. Самолет вел опытный пилот.
  2. Играющий на ударном инструменте.
  3. Все подписавшиеся будут получать газету.
  4. Инициатором драки был Вася.
  5. Смазывающий колеса закончил свою работу.

Вывод: расскажите о написании суффиксах -ЧИК, -ЩИК в именах существительных.

11. Собери пословицу

Соберите пословицу, используя подсказку – грамматические показатели слов.

1) в, друг, беде, познается.

Подсказка: ед.ч. Им.п.; глагол; предлог; ед.ч. П.п.

2) лень, а, кормит, портит, труд.

Подсказка : ед.ч. Им.п.; глагол; союз; ед.ч. Им.п.

3) труда, рыбку, выловишь, и, не, пруда, без, из.

Подсказка: предлог; ед.ч. Р.п.; частица; глагол; союз; ед.ч. В.п., предлог; ед.ч. Р.п.

1 группа – составляет все три предложения;

2 группа – 1-ое, 2-е предложения;

3 группа – 3-е предложение.

12. Образуйте от данных слов имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую орфограмму вам придется вспомнить?

Стог – стож..к;       Овраг – овраж..к;

жук - …                  орех - …

круг - …                 замок - …

волк - …                 горох - …

луг - …                   кусок - …

1 группа – выполняет все задание;

2 группа – по 4 существительных из каждого столбика;

3 группа – по 3 существительных из каждого столбика.

Вывод: расскажите о написании гласных О и Е после шипящих в суффиксах имен существительных.

13. Построй схему предложения

  1. Я горжусь тем, что живу в Мордовии.
  2. Цветет мой край мордовский, становится все краше мой Саранск.
  3. Федор Ушаков, Федот Сычков, Степан Эрьзя – славные сыны Мордовии.

1 группа – выполняет схемы 1 и 2 предложений;

2 группа – выполняет схемы 2 и 3 предложений;

3 группа – выполняет схему 3 предложения.

- Какими членами предложения могут являться имена существительные?

- Что вы знаете о Ф.Ушакове, Ф.Сычкове и С.Эрьзе?

III. Итоговый тест по теме "Имя существительное" выполняется за компьютером.

I.  Укажите слово, строение которого соответствует схеме:

 .

        1) Пришкольный.   2) Приготовился.   3) Удивительный.   4) Приближаться.

II.  Найдите слово, в котором написание гласной в корне проверяется ударением.

1) Выр..сли.   2) Уг..реть.   3) Бл..стеть.   4) Р..скошный.   5) Соб..рать.

III. Укажите слово в корне которого пишется  о.

1) Р..стение.   2) К..сание.   3) Распол..гаться.   4) Разг..реться.   5) Отр..сль.

IV. Найдите слово с приставкой  при- .

1) Пр..пятствие.  2) Пр..сутствовать.  3) Пр..образовать.  4) Пр..вращаться.  5) Пр..огромный.

V. Найдите разносклоняемое существительное.

1) Санаторий.   2) Галерея.   3) Пламя.   4) Аллея.   5) История.

VI. Укажите существительные, у которых в окончании пишется   .

1) К станции...   2) На топол...   3) О ёлк...   4) По дорог...   5) В гербарии...

VII. Найдите существительное с суффиксом  -щик .

1) Перебеж..ик.   2) Груз..ик.   3) Рез..ик.   4) Рассказ..ик.   5) Фасов..ик.

VIII. Найдите существительное с приставкой  не- .

1) (Не) место красит человека, а человек место.   2) Вася – (не)ряха.   3) (Не)решительность шахматиста.   4) (Не)настье задержало нас в пути.

IX. Найдите среди данных слов заимствованное.

1) Весна.   2) Полотер.   3) Праздник.   4) Акварель.   5) Земля.

X.  Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

1) Женя положила ключ и телеграмму на край стола и вышла из комнаты.  

2) Красивый пейзаж вызывает у людей радостное чувство, отвлекает от грустных мыслей.

3) Я вспоминаю то утро когда отец вернулся из экспедиции.  

4) Ветер нагнал к веранде кучу листьев, и теперь они лежали маленькой горкой.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание:

 1. Вопросы, стр.103;

 2. 1 гр. – упр. 261, 266;

              2 гр. – упр. 267;

              3 гр. – упр. 266.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ РМ «Ялгинский детский дом- школа» Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное как часть речи» Урок русского языка в 6-м классе с применением мультимедийных технологий Составитель: Лобанова Н.В., «Ялгинский детский дом-школа»

Слайд 2

Цели урока: - обобщить и расширить сведения о существительном как части речи; -повторить морфологические признаки имени существительного; - уметь определять синтаксическую роль существительного в предложении; - закрепить навыки правильного написания имен существительных с изученными орфограммами.

Слайд 3

Блиц-опрос

Слайд 4

Распределительный диктант Распредели по колонкам данные имена существительные: осень, рассвет, глубина, утро, дедушка, мышь, тишина, озеро, ночь, день, акация, рожь. 1 склонение 2 склонение 3 склонение

Слайд 5

1 склонение 2 склонение 3 склонение глубина рассвет осень дедушка утро мышь тишина озеро ночь акация день рожь ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Слайд 6

Составьте словосочетания, соединив слова по смыслу. Существительные поставьте в форму указанного падежа. Интересный, длинная, яркий, любимый, вкусная, всемирная, известный, серая Спектакль (П.п.), писатель (Р.п.), фонарь (Р.п.), очередь (Д.п.), шинель (В.п.), известность (Р.п.), учитель (П.п), морковь (Р.п )

Слайд 7

Морфологическая путаница Привести в порядок морфологический разбор имени существительного: I. Непостоянные признаки: собственное/нарицательное; одушевленное/неодушевленное; род, склонение. Постоянные признаки: падеж, число. II. Синтаксическая роль. III. Часть речи. Вопрос. Начальная форма

Слайд 8

ПРОВЕРЬ СЕБЯ I. Часть речи. Вопрос. Начальная форма. II. Постоянные признаки: собственное/нарицательное; одушевленное/неодушевленное; род, склонение. Непостоянные признаки: падеж, число. III. Синтаксическая роль.

Слайд 9

Выборочный диктант Найдите и выпишите разносклоняемые существительные, укажите их падеж. Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.

Слайд 10

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Имени (Р.п.), времени (Р.п.), семени (Р.п.), в стремени (П.п.), племени (Р.п.), в пламени (П.п.)

Слайд 11

Исправь ошибки! Как-то рано поутру С другом сели мы в метру. И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне… А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

Слайд 12

Проверь себя Сели в метро поехали в метро фильм о кенгуру сидим в кино сидим без пальто и без кашне

Слайд 13

Разгадай кроссворд Список блюд «Дом» трамваев Зеркало с тумбочкой Теплый шарф Мастерская по шитью одежды Верхняя одежда Музыкальный инструмент с клавишами Сумчатое животное Вид обезьяны Вид капусты

Слайд 14

Проверь себя М Е Н Ю Д Е П О Т Р Ю М О К А Ш Н Е А Т Е Л Ь Е П А Л Ь Т О П И А Н И Н О К Е Н Г У Р У Ш И М П А Н З Е К О Л Ь Р А Б И

Слайд 15

Орфоэпическая минутка Прочитайте слова, соблюдая орфоэпические нормы: кафе, намерение, газопровод, тире, фанера, МГУ, договоренность, академия, спортсмен, средствами, авеню.

Слайд 16

Построй схему предложения Я горжусь тем, что живу в Мордовии. Цветет мой край мордовский, становится все краше мой Саранск. Федор Ушаков, Федот Сычков, Степан Эрьзя – славные сыны Мордовии.

Слайд 17

Творческий диктант с комментированием Подберите к этим выражениям слова с суффиксом –чик (–щик) Самолет вел опытный пилот. Играющий на ударном инструменте. Все подписавшиеся будут получать газету. Инициатором драки был Вася. Смазывающий колеса закончил свою работу.

Слайд 18

Игра «Составь шифр»

Слайд 19

Собери пословицу Соберите пословицу, используя подсказку – грамматические показатели слов. 1) в, друг, беде, познается. Подсказка : ед.ч. Им.п.; глагол; предлог; ед.ч. П.п. 2) лень, а, кормит, портит, труд. Подсказка : ед.ч. Им.п.; глагол; союз; ед.ч. Им.п. 3) труда, рыбку, выловишь, и, не, пруда, без, из. Подсказка : предлог; ед.ч. Р.п.; частица; глагол; союз; ед.ч. В.п., предлог; ед.ч. Р.п.

Слайд 20

Образуйте от данных слов имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую орфограмму вам придется вспомнить? Стог – стож..к; Овраг – овраж..к; жук - … орех - … круг - … замок - … волк - … горох - … луг - … кусок - …

Слайд 21

Домашнее задание Вопросы, стр.103. 1 гр. – упр. 261, 266. 2 гр. – упр. 266 3 гр. – упр. 267


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи"

Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи" ...

Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи

Урок обобщения знаний о признаках имени  существительного как части речи в 3 классе...

Синтаксис и культура речи. Повторение. (Урок обобщения и систематизации изученного.) 11 класс.

Урок проводится в 11 классе на этапе систематического повторения изученного за курс средней школы. Он позволяет привести в систему знания по указанной теме, использовать их при решении практических ли...

Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного (6 класс)

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного"...