Синтаксис и культура речи. Повторение. (Урок обобщения и систематизации изученного.) 11 класс.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Узинцева Надежда Николаевна

Урок проводится в 11 классе на этапе систематического повторения изученного за курс средней школы. Он позволяет привести в систему знания по указанной теме, использовать их при решении практических лингвистических задач, в том числе, при подготовке к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация800.28 КБ
Файл текстовой документ42.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Узинцева Н.Н ., учитель МОУ СОШ №1 им. Героя Российской Федерации Ю.Д. Недвиги МО « Барышский район» Ульяновской области Синтаксис и Культура речи. Повторение.

Слайд 2

К.Г. Паустовский писал: «Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг».

Слайд 3

Все ли подчинительные словосочетания выписаны верно? Читайте не торопясь, Паустовский писал, не терять ни капли, ни одной капли, драгоценного содержания, чтобы не терять, содержания книг, капли содержания.

Слайд 4

Читайте не торопясь, не терять ни капли, ни одной капли, драгоценного содержания , содержания книг, капли содержания . Паустовский писал - подлежащее и сказуемое представляет собой сочинительное словосочетание, чтобы не терять - сочетание служебной и самостоятельной части речи не является словосочетанием

Слайд 5

Читайте не торопясь - примыкание не терять ни капли - управление ни одной капли - согласование драгоценного содержания - согласование содержания книг - управление капли содержания - управление

Слайд 6

Это подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже . При согласовании зависимое слово может быть выражено: именем прилагательным ( трудная задача ), местоимением-прилагательным ( наш друг ), причастием ( набегающая волна ), порядковым числительным ( второй подъезд ), количественным числительным в косвенных падежах ( с тремя товарищами ). Согласование

Слайд 7

Это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже по отношению к главному. Зависимое слово выражается местоимением, именем существительным и другими частями речи в значении имени существительного ( начало игры, попросить её ). Управление

Слайд 8

Это подчинительная связь, при которой зависимое слово, не имея форм словоизменения, присоединяется к главному по смыслу . В роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречия ( громко плачет ), инфинитив (готов помочь ), деепричастие ( работать не переставая ), форма сравнительной степени прилагательного или наречия ( мальчик пос­тарше ), неизменяемые притяжательные местоимения ( её подруга, их вещи ). Примыкание

Слайд 9

1 вариант 1 - 3 2 – 4 3 – 2 4 мучительно жаль 5 что-то сочиняли 2 вариант 1 – 3 2 – 2 3 – 3 4 твёрдой решимости 5 нарочно везли

Слайд 10

Трудные случаи управления 1.Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются только с дательным падежом: прийти вопреки желанию, действовать согласно указаниям . 2. П редлог благодаря употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Поэтому неправильно: Благодаря крушению поезда люди пострадали. 3.Непроизводный предлог «по» в значении «после чего-либо» употребляется только с именами существительными в форме предложного падежа, так как имеет значение «после чего-либо». Неправильно: по прибытию, по приезду, по завершению, по окончанию. Правильно: по прибыти и (после прибытия), по приезд е (после приезда), по завершени и (после завершения), по окончани и (после окончания). 4.Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему? –затягивает что?). Правильный вариант: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает её.

Слайд 11

Довольно часто в тестах встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме существительного или местоимения. Запомните! Оплатить что – либо Уплатить за что- либо Удивлён чем – либо Удивляться чему – либо Рецензия на что – либо Отзыв о чём – либо Отличать что от чего Различать что и что Тормозить что – либо Препятствовать чему – либо Вера во что – либо Уверенность в чём – либо Уделять внимание чему – либо Обращать внимание на что – либо Предупредить о чём – либо Предостеречь от чего – либо Сходный с чем – либо Идентичный чему – либо Обрадован чем – либо Обрадоваться чему – либо Преимущество перед кем – либо (чем –либо) Превосходство над кем – либо (чем –либо)

Слайд 12

Цифровой диктант 0 0 1 0 1 0 1 0 0

Слайд 13

К.Г. Паустовский писал: «Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг». К.Г. Паустовский писал, что читать нужно не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг. (придаточное изъяснительное).

Слайд 14

1. Вдруг мне показалось, как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна.(И.С. Тургенев.) Придаточное изъяснительное

Слайд 15

2 . Светись, светись, далёкая звезда, чтоб я в ночи встречал тебя всегда. (М.Ю. Лермонтов.) Придаточное цели

Слайд 16

3. На обочине, куда падали лучи солнца, снег переливался, искрился. ( В. Ф.Тендряков .) Придаточное определительное

Слайд 17

4. Несмотря на то что нас одолевают мелочные заботы и суета будничной жизни, надо уметь быть открытым и терпимым к людям. (По Д.С. Лихачёву.) Придаточное уступки

Слайд 18

5. Именно в юности ум человека наиболее восприимчив к усвоению знаний, так что не теряйте времени на пустяки, на «отдых». (По Д.С. Лихачёву.) Придаточное следствия

Слайд 19

1, 2, 3, 5,7 1, 2, 3, 4, 5 Проверка 1 вариант 2 вариант

Слайд 20

Алгоритм рассуждения Итак, чтобы правильно определить вид соподчинения, необходимо: 1. Найти сложное предложение (как правило, оно большое по объему). 2. Выделить в нем главное предложение и задать вопросы к придаточным. · Если к двум и более придаточным предложениям задаешь один и тот же вопрос от главного, то это однородное соподчинение . · Если это разные вопросы от главного, то параллельное . · Если вопросы задаются от каждого предыдущего к последующему — последовательное .

Слайд 21

Отработаем алгоритм рассуждения В своих «Письмах о добром и прекрасном» я пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив. (По Д.С. Лихачёву.) Найдите главное предложение Поставьте вопросы к придаточным От одного предложения ставятся вопросы или от разных? Если от одного, то это параллельное или однородное подчинение Один и тот же вопрос? Значит это однородное подчинение

Слайд 22

Отработаем алгоритм рассуждения Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина. Найдите главное предложение Задайте вопросы к придаточным От одного предложения ставятся вопросы к придаточным или от разных? Если от разных, то это последовательное подчинение

Слайд 23

Отработаем алгоритм рассуждения Если ты любишь читать, то невольно испытываешь радость, когда в предвкушении удивительных приключений держишь в руках заветный томик. Найдите главное предложение Задайте вопросы к придаточным От одной части или последовательно задаются вопросы? Следовательно или параллельное подчинение, или однородное Одинаковые вопросы или разные? Если разные, то это параллельное подчинение

Слайд 24

Домашнее задание 1 ).Определите вид соподчинения в предложениях (карточка ). 2)Прочитайте текст и выполните задания В1—В6, С1. (Напишите сочинение по прочитанному тексту или составьте развёрнутый план .)



Предварительный просмотр:

Синтаксис и культура речи. Повторение.

(урок обобщения и систематизации изученного)

                                                                       

 

 Узинцева Надежда Николаевна,

учитель МОУ СОШ №1

МО «Барышский район» Ульяновской области

     Урок проводится в 11 классе на этапе систематического повторения изученного за курс средней школы. Он позволяет привести в систему знания по указанной теме, использовать их при решении практических лингвистических задач, в том числе, при подготовке к ЕГЭ. Организация повторения на уроке строится на основе беседы о чтении (эту тему продолжает и текст домашнего задания). В ходе урока по мере выполнения заданий обучающиеся отмечают успешность и трудности при выполнении заданий в листке учёта знаний (плюсы и минусы). Рефлексия на уроке  способствует  самооценке знаний  учащихся. После систематизации и повторения  (в начале следующего урока) проводится текущий тест-контроль с включением заданий, аналогичных тем, которые разбирались на уроке.

Лист учёта знаний

Фамилия и имя обучающегося _________________________

Номер задания по шкале ЕГЭ

Вид задания

   « +»

     « - »

В3

Задание №1

Тест «Проверь себя!»

А5

Цифровой диктант

В6

Задание №2

Проверочная работа

Цели:

Познавательные:

-организовать деятельность обучающихся по повторению темы «Синтаксис. Культура речи»;

Развивающие:

-способствовать развитию логического мышления (мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация),

-способствовать формированию умения оценивать степень трудности предложенных заданий, уровень собственных знаний, умений;

Воспитательные:

-способствовать воспитанию языковой личности обучающегося, развивающего различные виды компетентности;

-содействовать воспитанию нравственных качеств обучающихся (понимание роли книги, чтения в формировании личности человека).

Ход урока

Слово учителя.

     Известный педагог  Я. А. Коменский писал, что человек, стремящийся к мудрости, должен любить их больше золота и серебра. Именно они способны привести человека к исполнению желаний.  Я думаю, вы догадались, что это… книги! Коменский подмечал, что «... мало предпочитать их золоту и хранить пуще сокровищ; ибо от спрятанного сокровища какой толк? Книги еще надо и читать, откапывая скрытые в них клады премудрости и вынося их на свет, на пользу всем....»     Как же нужно читать?     

 К.Г. Паустовский писал: «Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг». (Слайд 2.)

Исправь ошибки.

Все ли подчинительные словосочетания выписаны верно?

Читайте не торопясь, Паустовский писал, не терять ни капли, ни одной капли, драгоценного содержания, чтобы не терять, содержания книг, капли содержания. (Слайд 3.)

 (Паустовский писал -подлежащее и сказуемое представляет собой сочинительное словосочетание, чтобы не терять-сочетание служебной и самостоятельной части речи не является словосочетанием).(Слайд 4.)

Задание 1.Определим тип подчинительной связи словосочетаниях : 

Читайте не торопясь - примыкание

 не терять ни капли - управление

 ни одной капли - согласование

драгоценного содержания - согласование

  содержания книг - управление

 капли содержания - управление.

Проверка и заполнение листка учёта знаний. (Слайд 5.)

Определить тип подчинительной связи в словосочетании или выписать словосочетание с определённым типом связи - так формулируется задание В3 ЕГЭ по русскому языку. Повторим  теорию. (Слайды 6-8.)  

Тест «Проверь себя!» (задание на карточках)

Вариант 1

1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1) в дальнем ящике, погружённый в мечтания, в эту сторону;

2)  под синим небом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения;

3) первое слово, из всего прочитанного, ту страницу;

4) в новой шапке, все общество, её шляпа.

2. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

1) сижу за столом, вижу их, этот номер;

2) вспоминает что-то, тянется к красоте, в эту минуту;

3) развернув ребром, умело погонял, открытую ладонь;

4) напоминает брата, рисует лес, отзыв о книге.

3. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1) собрались вместе, шепотом повторял, читавшего стихи;

2) проснулся утром, прежде помнили, сделан по-новому;

3) вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке;

4) снова спросил, была рядом, не глядя на него

4. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание

Тому же меня учили книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне.

5. Выпишите из предложения словосочетание со связью  управление

Вечером ребята шумно и увлечённо что-то сочиняли.

2 вариант

1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1) ровным строем, какой-нибудь день, сделан из дерева;

2) стеклянная ваза, милой  улыбкой, окруженный вниманием;

3) за нашей партой, по старой привычке,  двойная дверь;

4) яркой искрой, успешные начинания, ее ресницы.

2. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

1) хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал;

2) с ветки сирени, капала из крана, прищурил глаза;

3) поражен красотой, вглядывался в небо, в этот час;

4) вышедшие из леса, не увидел этого, новые методы.

3. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1) тотчас остановиться, тихо подошел, стать к окну;

2) давно забытый, когда-то нашел, на это место;

3) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись;

4)  стремиться туда, тихо летали, помнил их.

4. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование

Уже казалось, что ничем невозможно поколебать его твёрдой, как гранит, решимости.

5. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание

В камеру его нарочно везли по самым красивым улицам, жизнь стучала в стёкла машины, звала его…

Ответы. (Слайд 9.)

1 вариант:

  1  -3

  2  -4

  3  -2

4 мучительно жаль

5 что-то сочиняли

2 вариант

1 -3

2- 2

3 -3

4 твёрдой решимости

5 нарочно везли

Анализ допущенных ошибок.

Работа с таблицей «Трудные случаи управления». ( Слайды 10-11.)

Цифровой диктант (карточки).

Внимательно прочитайте предложения и отметьте цифрами предложения с грамматическими ошибками (0) и без ошибок (1).

1-правильно

0-неправильно

  1. Сёстры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке.
  2. Водитель попросил пассажиров оплатить за проезд.
  3. Его уверенность в победе всегда удивляла меня.
  4. По приезду в город инженер отправился в ближайшую гостиницу.
  5. Благодаря постройке нового тоннеля движение на дороге стало более интенсивным.
  6. Рецензия о книге показалась мне интересной.
  7. Согласно приказу директора восьмой цех закрыт на реконструкцию.
  8. Я уважаю и восхищаюсь своими родителями.
  9.  По окончанию учебного года восьмиклассники мечтали поехать в спортивный лагерь.

ПРОВЕРКА:001010100 (слайд 12).

Задание на моделирование предложений: перестройте предложение, записанное на доске, в сложноподчинённое, определите вид придаточного предложения.

К.Г. Паустовский писал о том, что  читать нужно не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг.  (придаточное изъяснительное). (Слайд 13.)

 Помните, что при определении вида придаточного предложения мы опираемся на вопрос, который задаём  от главной части к придаточной. Опираясь на таблицу, расскажите о видах придаточных предложений. ( Карточка с таблицей у учащихся на столе.)

Виды  придаточных  предложений  в СПП:

Виды придаточных

Вопросы

Способ присоединения

Примеры

Определительные

 Являются определением по отношению к имени существительному или местоимению в главной части

Какой?

Какое?

Какая?

Какие?

Союзные слова: что, кто, который, где, куда, откуда,

чей, какой

Люблю  людей, кому жизнь в радость.

Изъяснительные

Относятся к глаголу в главном предложении и выражает добавочное разъяснение

Вопросы косвенных падежей

Союзы и союзные слова: что (бы), как будто,   ли,  куда,  где…

 

Смотри, как роща зеленеет.

Обстоятельственные:

1. Места

Где? Куда? Откуда?

Союзные слова: где, куда, откуда

Деревья кругом, куда ни взглянешь, были золотые.

Откуда ветер, оттуда и дождь.

2. Времени

Когда? С какого времени? До какого времени? Как долго?

Союзы: когда, с тех пор как, едва, как только, пока, перед тем как..

Только иногда, когда речь заходила о фронтах, незнакомец умолкал.

3.Условия

При каком условии?

Союзы: если, ежели, раз, коли…

Если начнутся дожди, палатки придется переносить выше.

4.Причины

Почему? По какой причине?

Союзы: потому что, оттого что, так как, ибо…

Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только осенью.

5. Цели

С какой целью? Для чего? Зачем?

Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы,

лишь бы

Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.

6. Следствия

Союз: так что

Снег становился белее, так что ломило глаза.

7. Образа действия,

 меры и степени

Как? Каким образом? В какой мере? В какой степени? До какой степени?

Как, сколько, будто, что, чтобы…

Говори так, чтобы я понял.

8. Сравнения

Как? Подобно чему?

В сравнении с чем?

Союзы: как, будто, точно ,подобно тому как ,

чем..тем

Повалился он, будто кто-то

толкнул его. Мы втроем начали беседу, как будто век были знакомы.

.

9. Уступки

Несмотря на что?

Вопреки чему?

Союзы: хотя, несмотря на то что, пусть, пускай, даром что

 Союзные слова: как ни, где ни, когда ни, кто ни, что ни

Этот дом назывался постоялым двором, хотя возле него никакого двора не было

Присоединительные (добавочное сообщение)

Что можно добавить к этому?

Союзные слова: что, почему, отчего

Я остаюсь на даче на всю зиму, что оригинально и ново.

Задание №2.Тренировочные упражнения. Слайды 14-19.  (Таблицей желательно не пользоваться.)

Определите вид придаточного предложения:

  1. Вдруг мне показалось, как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна. (И.С. Тургенев.)
  2. Светись, светись, далёкая звезда, чтоб я в ночи встречал тебя всегда. (М.Ю. Лермонтов.)
  3. На обочине, куда падали лучи солнца, снег переливался, искрился. (Тендряков.)
  4. Несмотря на то что нас одолевают мелочные заботы и суета будничной жизни, надо уметь быть открытым и терпимым к людям. (По Д.С. Лихачёву.)
  5. Именно в юности ум человека наиболее восприимчив к усвоению знаний, так что не теряйте времени на пустяки, на «отдых». (По Д.С. Лихачёву.)

Проверочная работа (на карточках). Таблицей пользоваться нельзя!

Вариант 1. Укажите номера предложений с придаточным определительным (знаки препинания не расставлены)

  1. Берег в виду которого шли мы зарылся в туманах (И. А. Гончаров).
  2. Вот наконец я вижу и синее море какого вы не видели никогда (И. А. Гончаров).
  3. От деревни где я жил в то лето до озера было всего двадцать километров      ( К. Г. Паустовский).
  4. На обрыве что возвышался сзади в светлом небе чернела одинокая скамья     ( И. А. Бунин).
  5. Песчаная дорога ведёт к мостику под которым сочится и журчит невидимая речка ( Н. Г.  Короленко).
  6.   Стало мне вдруг хорошо на душе как будто детство моё вернулось ( М. М. Пришвин).
  7. По синим волнам океана лишь звёзды блеснут в небесах корабль одинокий несётся на всех парусах ( М. Ю. Лермонтов).

Вариант 2. Укажите номера предложений с придаточным изъяснительным (знаки препинания не расставлены).

  1. Мне показалось что в тоне его чувствуется какая-то неловкость (В. Г Короленко).
  2. Телегин чувствовал как кровь заливает ему лицо (А.Н. Толстой).
  3. Казалось что город устал от зимы (Д. А. Гранин).
  4. Невдалеке от домика где жил писатель рос огромный тополь (К.Г. Паустовский)
  5. По старым охотам знаю какими прекрасными могут быть последние деньки осени (М. М. Пришвин).
  6. Мне припомнилась нынче собака что была моей юности друг ( С. А.  Есенин).
  7. Говорят что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве (К. Г. Паустовский).

Проверка (в парах). Слайд 20.

1 вариант 1, 2, 3, 4, 5

2 вариант 1, 2, 3, 5, 7

Отрабатывая задание В6, мы должны помнить, что часто от учащихся требуется  определить вид соподчинения придаточных предложений.

Отработаем алгоритм рассуждения.

1. Найти сложное предложение (как правило, оно большое по объему).

2. Выделить в нем главное предложение и задать вопросы к придаточным.

·        Если к двум и более придаточным предложениям задаешь один и тот же вопрос от главного, то это однородное соподчинение.

·        Если это разные вопросы от главного, то параллельное.

·        Если вопросы задаются от каждого предыдущего к последующему — последовательное. Слайды  21-24 (тренировка).

Итоги урока.

Домашнее задание:

1).Определите вид соподчинения в предложениях (карточка)

  1. Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела (М. Ю. Лермонтов).
  2. Что скажут господа, когда узнают, что дитя пьёт и играет (А.С. Пушкин).
  3. Только теперь мы заметили, что взошло солнце и мы уже не в силах его заслонить (М. Ю. Лермонтов).
  4. Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом, если найдёт его (А. П. Чехов).
  5. Если впервые окажешься в горах, то невольно присмиреешь от того величия, каким полны молчаливые отвесные скалы.
  6. Из мира, который называется детской, дверь ведет в пространство, где обедают и пьют чай (А. П. Чехов).
  7. Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (К. Г. Паустовский).
  8. Почти каждый день к ней приходил Рябовский, чтобы посмотреть, какие она сделала успехи в живописи (А. П. Чехов).

2)Прочитайте текст и выполните задания В1—В6, С1. ( Напишите сочинение по прочитанному тексту или составьте развёрнутый план.) 
(1) Мы поговорим о читателе. (2)О нем говорят редко и мало. (3)А между тем читатель — лицо незаменимое. (4)Без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гете, Пушкина — всего лишь немая и мёртвая груда бумаги. 
(5)0тдельные читатели могут иной раз ошибочно судить о книгах, но за Читателем в большом, собирательном значении этого слова — и притом на протяжении более или менее продолжительного периода времени — всегда остается последнее слово в оценке литературного произведения. 
(6)Правда, оценка книги, утвердившаяся на известный срок, очень часто меняется. (7)Какая-нибудь будка, расположенная вблизи, может заслонить башню, стоящую вдали. (8)Но рано или поздно мы осознаем этот обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в более правильных масштабах. 
(9)Время идет, одно поколение сменяет другое, и каждое из них по-своему оценивает дошедшее до него литературное наследство. (10)И если прозаик или поэт сохраняют свое значение и вес в течение веков, то это объясняется не тем, что они были однажды зачислены в ряды гениев и классиков или увековечены воздвигнутыми в их честь монументами, а тем, что и новые поколения признают их ценными и нужными для жизни. 
(11)А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у нас на полке, постепенно и незаметно теряет свое обаяние. (12)Она как бы уничтожается, сливаясь с другими, ей подобными. 
(13)Решает судьбу книги живой человек, читатель. (14)Все струны, которыми по-своему владеет автор, есть в сердцах у читателей, (15)Иных струн у автора нет. (16)В зависимости от качества игры на этих струнах они отзываются в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо. (С. Маршак) 
Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами. 
В1. Из предложения 14 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. 
В2. Из предложения 10 выпишите производный предлог. 
ВЗ. Определите вид подчинительной связи в словосочетании судить о книгах (предложение 5). 
Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами. 
В4. Среди предложений 1—7 найдите простое односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения. 
В5. Среди предложений 9—12 найдите предложение с обособленным согласованным распространенным определением. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 12—16 найдите сложноподчиненное предложение, в состав которого входит придаточное определительное. Напишите номер этого предложения. 

Литература

Драбкина С. В., Субботин Д. И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Учебное пособие.- Москва: Интеллект –Центр, 2012.

ЕГЭ 2011. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред. Цыбулько И. П. –Москва: Национальное образование, 2011.

Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — Т 2. — М.: Педагогика, 1982.

Нарушевич А. Г. Материалы курса «Методика подготовки к Егэ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений».- Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Ч. 2.-Москва: Айрис-пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Обобщение и систематизация изученного в разделе "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

Презентация к уроку русского языка "Обобщение и систематизация изученного в разделе "Синтаксис и пунктуация" 5 класс...

Синтаксис и культура речи. Обобщающий урок русского языка в 11 классе.

На первое место выходят уроки обобщающего характера, объединенные в блоки и имеющие практическую направленность. Немаловажную роль играют уроки, содержащие вопросы культуры речи....

Обобщение и систематизация знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи” в 5 классе. Урок-путешествие в сказку.

Урок необычный – урок-путешествие в сказку “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”.Путешествуя по сказке и помогая Елисею в поисках Любавы, мыповторили теоретические сведения о главных и второстепенных...

"Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя существительное как часть речи"

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку в 6 классе...