Формирование познавательной активности посредством игровых технологий на уроках русского языка в школе – интернат.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Осипова Надежда Васильевна

Данный материал посвящен исследованию влияния игры на развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное   общеобразовательное

 учреждение  Республики Марий – Эл

«Нартасская школа – интернат»

Тема  выступления:

Формирование  познавательной активности посредством   игровых     технологий

на уроках русского языка в

школе – интернат.

                           

                          Учитель русского языка: Осипова Надежда Васильевна

первая  категория

пос.  Нартас

2018г.

      Данный  материал  посвящен  исследованию влияния игры на  развитие  познавательной  активности детей  с ограниченными  возможностями    на  уроках  русского  языка.   Данная  тема  актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. Русский язык является одним из сложных предметов,  поэтому   учителю  необходимо  сделать его как можно более радостным и увлекательным.     Часто  дети не усваивают материал по русскому языку потому, что не верят в свои силы, считают, что им все трудно. Такой настрой учащихся мешает работе на уроке: они или совсем перестают работать, или выполняют работу кое-как, допуская ошибки, выполняя работу небрежно, без всякого желания. Активизировать работу детей  с ограниченными  возможностями  на уроках русского языка помогают различные грамматические игры.  Игра увлекает детей, помогает им освободиться от чувства неполноценности, в игре они о нем забывают, слабые учащиеся начинают верить в свои силы, становятся более активными. На уроках можно широко использовать разнообразные загадки, лото,  викторины, анаграммы, помогающие усвоению орфографических правил и расширяющие словарный запас учащихся.

     Игра является одним из приемов обучения – она служит закреплению и углублению знаний учащихся вспомогательной школы. В процессе игры учащиеся незаметно для себя корригируют свойственное умственно отсталым учащимся пассивное восприятие учебного материала. Они отыскивают примеры на то или иное грамматическое правило, с интересом упражняются в написании трудных слов.  В результате учащиеся приобретают более прочные грамматические и орфографические навыки. Игра имеет большое воспитательное значение для умственно отсталого школьника, так как приучает учащихся трудиться, развивает воображение, сообразительность, учит выдержке, настойчивости, вырабатывает умение быстро ориентироваться, развивает смекалку. При закреплении или повторении изученного правила игра дает возможность по-новому преподнести учащимся ранее известный материал, который требует не только определенных грамматических знаний, но и сообразительности, внимания, организации, необходимого словарного запаса.

     Учащиеся   коррекционной школы любят игры на уроках русского языка, но активное участие принимают в них при условии, если игра учащимся доступна и понятна. Планируя урок, учитель может упростить или усложнить игровой материал, данный в настоящем разделе. В зависимости от  возможностей  учащихся,  их подготовки может меняться объем предлагаемого материала, сложность заданий, время, отпущенное учащимся для его выполнения. Продуманный выбор игрового материала даст возможность учителю коррекционной школы углубить полученные знания учащихся и таким образом будет способствовать выработке более прочных знаний и навыков правописания, пополнит словарный запас, расширит и обогатит знания учащихся.  Я  часто  на уроках русского языка часто  применяю следующие игры.

 

  Игра «третий лишний»

    В данной игре учащиеся должны пропускать слова, которые не относятся к словам заданной грамматической категории или не содержат в себе заданную орфограмму.

    Например, учитель диктует слова вода, водичка, водить. Учащиеся должны написать только родственные слова. Учитель диктует существительное день, тень, лень. Учащиеся должны выписать существительные третьего склонения. Учитель диктует слова лук, дуб, звук. Учащиеся должны выписать только слова с глухой согласной на конце.

    Игра «Образуй слово»

    Использование игры «Образуй слово» полезно при изучении темы «Состав слова». Учитель называет одну из частей слова, учащиеся с данной частью слова образуют другие слова. Кто больше образует слов, тот и выигрывает. Например, учитель назвал корень -ход-, учащиеся должны с этим корнем и с помощью приставок образовать новые слова.

    Игра «Скажи в рифму»

    Игра  заключается в следующем: учитель читает отрывки из стихотворений, пропуская последнее слово. Учащиеся называют это слово, объясняя его правописание.

    Например.

Не ошибся крепко

Я в своей догадке:

Великан-арбузище

Вырос тут на … .

                  (грядке)

     Игра «Лишнее слово»

Эту игру можно проводить в начале урока вместо разминки или при проведении к новому материалу.

Например: Имена существительные одушевленные или неодушевленные.

На доске записаны слова: сорока, ворона, петух, корова, дорога.

Далее идут рассуждения:

  1. Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух всего 5.
  2. Я считаю, что «лишнее» слово петух во всех словах 3 слога, а в этом слове 2.
  3.  … слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово на согласную.
  4. … слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос кто?, а слово дорога на вопрос что?

    Игра «Загадки – шутки»

В каких словарных словах спрятались ноты?

(помидор, дорога, решение)

В каких словарных словах спряталась -ель-?

(учитель, понедельник, картофель)

Слог потерялся (___лют, ___бака, ___едь..,)

     

Игра «Чей это голос?»

Мычит (кто?) __________(корова)

Поет (кто?) _________(соловей)

     Игра «Собери слоги»

-жур-, -ный-, -де- (дежурный)

-ки-, -ва-, -лен- (валенки)

    Игра «Вопрос и ответ»

- Чем рубят дрова?

- Первый день недели?

           «Найди ошибку»  

  •   Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему.        

      Например:

  •  1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.
  •  2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.
  •  3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.
  •  4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.
  •  5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.

Стихотворные упражнения
 (при изучении частей речи)

МЕСТОИМЕНИЕ

Наберись, дружок, терпения!

Заучи местоимения.

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они.

                                                               

                                                        НАРЕЧИЕ

                                                  Всем известно, что наречие –

                                                  Постоянная часть речи.

                                                  Оно не изменяется.

                                                  Его вопросы без труда

                                                  Можно выучить, друзья:

                                                  Где? Откуда? Как? Куда?

                                                  Почему? Зачем? Когда?

«Четвёртый лишний»

Например:

              Метель, вьюга, честь, мать.

«Лишними» могут быть: 

Вьюга – 1 скл., остальные 3 скл., 

Честь – 1 слог, остальные двусложные. 

Мать – одушевленное, остальные неодушевленные. 

       Применение игровых  технологий способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, повышает активность  учащихся  и прочность  полученных знаний. 
      Проблема   исследования  заключается  в  том, как подобрать и провести  игру, чтобы они способствовали повышению интереса к предмету.
С древности игра использовалась как средство обучения детей.
В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что вне ее ему кажется очень трудным и неинтересным. В.А. Сухомлинский сказал об этом, что ребенок – это пытливый исследователь, который познает мир, делает новые открытия через игру. Макаренко создал целый комплекс игр при работе в своей колонии. Он считал, что в комплексе игр не должно быть ничего лишнего и ничего не достающего.  

    В  любой  работе  важен  конечный  результат  и  поэтому  игровые  технологии  необходимы  для  современной  школы  и  надо их  использовать в  системе, на  разных  этапах  урока,  включая  различные  виды  деятельности  учащихся.  Игра – это  незаменимый инструмент   в  развитии  личности  школьника,  с  помощью  которого  можно  повысить  интерес  к  русскому  языку,  и  сделать  этот  предмет  более «живым»  и  увлекательным.

                                                     

Используемая литература:

  • Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.: ил.
  • Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979г.
  • Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе (5-8 классы). Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1970
  • Дмитриева Т.В. Игра как средство повышения интереса учащихся к уроках русского языка и литературы.  – Йошкар-Ола: Редакция жрунала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу. 2001, 32стр.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников

Этот тест к учебнику М.М.Разумовской и др. "Русский язык: 6 класс" (М.:Дрофа) поможет организовать и проконтролировать усвоение курса русского языка  в течение всего учебного года. С помощью этог...

Игровые технологии на уроках русского языка в школе

Игра- актуальная образовательная технология, позволяющая повысить интерес школьников к изучению материала. В статье представлены разновидности игр, организация игр и приемы работы на уроках русского я...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.

Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании  неслышащего ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирован...

Игровые технологии на уроках русского языка как средства, обеспечивающие высокий уровень мыслительной и эмоциональной активности учащихся

Задача современного обучения – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей ситуацию успеха, переживание радости познания, облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного ...

Методическое описание "Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников"

Игровые техгнологии - это самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению....