Главные вкладки

    технологическая карта урока по русскому языку 5 класс " Однозначные и многозначные слова"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

    Урок проведен в 5 классе. Урок открытия новых знаний.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    Технологическая карта урока русского языка 5 класс


    5 класс.  Тема « Однозначные и многозначные слова»  Ход урока:

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Примечание

    I. Организационный момент.

    2 мин

    Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

    Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок русского языка для вас и для меня. Поприветствуйте гостей.  Я желаю вам успехов в изучении нового материала.

    Предлагаю прочитать эпиграф к уроку и сказать, на какие размышления наводят строки:

     «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей».

     ( М.Горький)

    Объясните, о чем хотел сказать автор строк? Молодцы, вы верно раскрыли значение афоризма.

    Учащиеся размышляют.

    Слайд 1

    Слайд 2

    II. Актуализация знаний

    Сейчас,  повторим изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания

    Игра «Мозговой штурм»

    У вас на столах лежат карточки. Поработайте в парах и вставьте пропущенные слова.

    1. Любое слово имеет..... значение (лексическое)

    2. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется...(«Толковый словарь»)

    3. Наука, изучающая словарный состав языка, называется... (лексикологией).

    4.Разные слова различаются лексическим …. (значением).

    5. Одна из главных единиц языка- это.... (слово)

    А теперь проверим себя.

    Оцените себя и работу соседа знаками «+» или «-». Кто верно выполнил все 5 вопросов получает «5». Я вижу, что вы хорошо усвоили вчерашний материал. Сейчас внимание на экран.

    Анализируют, отвечают на вопросы, работают в парах.

    Слайд 3

    Слайд 4 (проверка)

    III. Постановка проблемного вопроса.

    Цель: обсуждение затруднений, возбуждение желания познать то, что предстоит изучить.

    Игра называется «Познавательная задача»:

    Ответьте на вопросы:

    1. Какой кистью нельзя рисовать?

    2. Какой иглой не сошьешь рубашку?

    Докажите, что слова «кисть», «игла», имеют несколько значений.

    Размышляют, затрудняются ответить, строят предположе

    ния,доказыва

    ют свой выбор

    Слайд 5

    Постановка учебной задачи.

    Давайте  обсудим затруднения, проговорите цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

    Сформулируйте тему нашего урока.

    Чему мы сегодня должны научиться?

    Запишите число, тему урока: «Однозначные и многозначные слова» 

    Учащиеся выделяют цель,задачи урока, планируют результат

    Слайд

    Слайд

    IV. “Открытие» нового знания.

    Первичное закрепление с проговарива

    нием во внешней речи.

    Цель: построение проекта выхода из затруднений.

    Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы выполнить задачу урока?

    Какие есть предположения?

    Сформулируйте определения: однозначное слово и многозначное слово.

    Итак, в словарном составе языка есть однозначные и многозначные слова.

    Однозначные слова — это слова с одним лексическим значением, например рюкзак, доброта.

    Многозначные слова — слова, имеющие два и более значений, например, кисть ,крыло. Называет разные предметы, признаки, действия, в чем-либо сходные между собой.

    Цель: проговаривание нового знания.

    Дайте определение. А что произойдет с нашей речью, если не использовать многозначные слова?

    Ребята, как можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным? (по «Толковому словарю»)

    Давайте обратимся к учебнику и разберемся, как помещаются значения слова в словарной статье (с. 154).

    Сделайте вывод из прочитанного.

    Вывод: Разные лексические значения слова помещаются в одной и той же словарной статье. Разные лексические значения слова нумеруются подряд. Многозначное слово называет разные предметы, признаки,действия, на основе сходства между собой.

    Дети высказывают свои предположе

    ния по решению поставленной задачи.

    Самостоятельное исследование — сообщение обучающихся по заданной теме

    Чтение статьи в учебнике.

    Учащиеся проводят лексический анализ слова, учатся выявлять принадлеж

    ность слов к группе однозначных или многозначных слов.

    Дети по очереди записывают задания на доске.

    Слайд

    Слайд

    Физминутка

    Вышли мышки как-то раз

    посмотреть который час.

     Раз, два,  три, четыре

    Мышки дернули за гири.

    Вдруг раздался страшный звон

    Убежали мышки звон.

    Повторяют движения.

    VI. Самостоя

    тельная работа с самопровер

    кой по эталону

    Цель: каждый учащийся должен сделать вывод для себя, что он уже умеет.

    Задание: определите и разбейте на две группы слова. Для выполнения используйте Толковый словарь учебника.

    Прочтите слова:

    АЙСБЕРГ, ЧИСЛО, КАБИНЕТ, МАЯК, ПОЗЕМКА, ШАРАДА, АРФА, ОКОНЧАНИЕ, ПРОТАЛИНА, АРШИН

    На какие группы вы разделите эти слова?

    Какого слова нет в вашем словарике? (Арфа) Как быть? (Обратиться к толковому словарю)

    Однозначные: айсберг, маяк, поземка, шарада, арфа.

    Многозначные: число, кабинет, окончание, проталина, аршин.

    Самостоя

    тельная работа учащихся по анализу, обобщению,

    практической  группировке.

    Несколько учащихся работают по «Толковому словарю»

    С. Ожегова.

    Самопроверка (на экране)

    Слайд

    слайд

    VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

    Цель: обогащение кругозора, формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях, связь с жизнью.

     Запишите предложения и определите лексическое значение многозначного слова.

    У меня болит голова. Хлеб- всему голова. Байыр Владимирович – голова нашей школы. У Дениса светлая голова.

    Слово голова имеет более 20 значений. Сегодня мы рассмотрели  только некоторые из них. В старших классах будем изучать более углубленно.

    Учащиеся выполняют задание с проверкой. Эта деятельность способствует формированию умения осуществлять самоконтроль и самооценку.

    Слайд

    VIII. Рефлексия учебной деятельности

    Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности себя и всего класса

    Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами хорошо поработали.

    Какую задачу ставили на уроке?

    Удалось ли решить поставленную задачу?

    Чему научились на уроке?

    Самооценка (умение оценить себя и других).

    Слайд (задачи урока продублиро

    вать)

    Домашнее задание

    Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности.

    Кто узнал, что слово может иметь одно или несколько значений, выполните упр. _343,__ на с. ___

    Кто научился различать однозначные и многозначные слова, то поработайте устно с упр. _340_ на с. _155_ и письменно ответьте на вопрос, который поставил нам автор стихотворения -  Л.Мартынов: «Какой ты след оставишь на земле?» Ответ должен состоять из 5-6 предложений.

    Слайд

    Итог урока

    Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Справились со всеми заданиями. И я хочу отметить оценками следующих учеников....

    Вернемся к эпиграфу урока. Почему слово- одежда?

    На этом урок окончен. Спасибо.

    Слайд (дублируется эпиграф)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

    Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....

    Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

    Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

    Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)

    Урок русского языка в 7 классе  по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК  Л.М.Рыбченковой  (2-й урок)Цель деятельности учителя: обобщить знания по теме «Нар...

    Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема урока Спряжение глагола.

    Основная цель урока-обобщение и расширение накопленных знаний по теме "Глагол". Изучая спряжение глаголов, развиваем на уроке монологическую речь,используя опорные конспекты. Развитию речи...

    Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока «Предлог как часть речи».

    Класс7Тема Предлог как часть речиБазовый учебникРусский язык 7 класс (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – 2014 г.)Тип урока  Урок изучения и первичного закрепления нового учебного матери...

    Технологическая карта урока открытого русского языка. Тема урока: Развитие связной речи. Повествование. Обучающее изложение. По рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка» (Упр.282-283) Класс: 5

    Технологическая карта урока развития связной речив 5 классе. Тема урока: "Повествование, Обучающее изложение по рассказу Паустовского К.Г. "Шкатулка"....