Урок письма и развития речи в 5 классе. "Три склонения имён существительных. Упражнения на закрепление."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Еремина Елена Витальевна

Тема урока: Три склонения имён существительных. Упражнения на закрепления.

Тип урока: Закрепление  знаний, умений и навыков.

Структура урока: комбинированный

Характеристика класса: В 5 «А» классе 8 учащихся, из них на « 4» и « 5» учатся 4 учащихся, на  «3»  – 4 учащихся. Это учитывалось при планировании урока. Для слабых учащихся подготовлены карточки –подсказки с таблицами по теме. Задания для самостоятельной работы были разноуровневыми,  подготовлены для слабых, средних и сильных учащихся, рабочие листки и памятки  были составлены для каждого ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx23.44 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_uroka_russkogo_yazyka.ppt1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Урок письма и развития речи в 5 « а» классе.

Тема: Три  склонения  имён  существительных. Упражнения на закрепление 

Цели урока:

 Учебно-познавательные: закрепить знания обучающихся о трех склонениях имен существительных; совершенствовать умение обучающихся определять тип склонения по окончанию и роду;

Развивающие: корректировать и развивать внимание, мыслительную деятельность, речь, мелкую моторику кистей рук; обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, любовь к природе.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок

Мы скорей начнем урок

Встаньте прямо не шумите,

Все ль на парте посмотрите.

Все ль на месте, все ль в порядке:

 Книжки, ручки и тетрадки.

Будем мы писать трудиться,

Нам, друзья, нельзя лениться.

2. Эмоциональный настрой.

Вспомним, что мы изучали на прошлых уроках. А поможет вспомнить вот такая шифровка:

нклесоеин

523614987

(склонение имен существительных)

Скажите, что вы знаете о склонении имен существительных? (Имена существительные бывают 1-ого, 2- ого, 3-его склонения)

3. Сообщение темы урока.

Итак, сегодня на уроке мы закрепим знания о 3-х склонениях имен

существительных

4. Проверка домашнего задания.

Упр. 246 с.155 (выборочно)

- выписать слова по теме «Моя комната»

(окно, мебель, кресло, стол, кровать, полка, уютно)

Над именами существительными указать склонение;

5. Повторение изученного материала

Нам даны  слова. Прочитайте.

Конь, вода, Юра, земля, дочь. Море, Витя, стол, окно, степь

Какой частью речи являются слова?

Запишите слова в тетрадь, определите род, выделите окончания.

А теперь вспомните тему нашего урока и распределите слова в 3 столбика. (Можно пользоваться подсказкой)

-Какие, имена существительные относятся к 1 склонению?

-Какие имена существительные относятся к 2 склонению?

-Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

Как правильно определить склонение имен существительных?

Алгоритм (у каждого на парте)

1.Поставить имя существительное в начальную форму

2.0пределить род имени существительного.

3.Выделить окончание.

4.Определить склонение.

6. Решение частных задач:

А) Работа со словом:

  • Сегодня мы продолжаем удивительное путешествие по стране имен существительных.

Море знаний нас ждет, и

Волны открытий зовут.

Итак, нас ждет море.

                                (Слово МОРЕ записать на доске)

   ИГРА «Собери родню»

                                - Подберите однокоренные слова к                                                      

                            слову МОРЕ  (на доске)

 

Моряк, морской, морячок, моряк, морячка, моряцкий, взморье

  • Прочитайте слова.
  • Все ли они являются однокоренными?

Б).  Самостоятельная работа

  • Выпишите имена существительные, определите род имён существительных

Море, морячок, моряк, морячка, взморье

  • Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. Если задание выполнено верно, нарисуйте на полях рыбку.
  • Встаньте те, кто «поймал рыбку».

Вспомнили мы правила определения склонения. Сейчас немного поиграем.

Но вначале необходимо размять пальцы.

 Пальчиковая гимнастика.

Чтоб красиво всем писать

Надо пальцы нам размять.

Кулаки все крепко сжали

И немного подержали.

Подержали и разжали.

Мне ладошки показали.

Кисти вниз, потом подняли.

Так недолго помахали.

Вспомнили мы правила определения склонения. Сейчас немного поиграем.

В)Работа с компьютерным тренажером

Необходимо помочь лягушке распределить слова по кувшинкам с номером склонения…

Г) Работа с учебником

№252 с.158 (работа в парах)

- Каждая пара работает с одним предложением. Выписать имена существительные , определить их род и склонение


Физминутка

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали…

Г) Разноуровневая  работа.

 – Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи род имён существительных.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, погода, поляна.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

- Подобрать похожие по значению слова; определить их склонение:

Отец –

Деревня -  

Чародей –

Зной –

7.Домашнее задание

№249 с.156

-выбрать из стихотворения все существительные и записать в три столбика

8.Рефлексия

9. Выставление оценок

9. Остановка «Самый внимательный»

Найди лишнее слово в каждой строчке.

(Работа у доски)

Молоко, чай, вода.

Морковь, свекла, капуста

Яблоко, груша, банан.

9. Физминутка.

– Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. – наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. – подпрыгнуть.

1. Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу?

(Баран)

2. Кто на ветке шишки грыз,

И бросал объедки вниз?

(Белка)

3. В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд)

4. Закружу, заверчу,

В небеса улечу.

(Вертолёт)

5. Ящик на коленях пляшет –

То поёт, то горько плачет.

(Гармонь)

6. Никого не обижает,

А её все толкают.

(Дверь)

7. Много рук, а нога одна.

(Дерево)

8. Колюч, да не ёж.

(Ёрш)

9. Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит,

Упадёт – землю роет.

(Жук)

10. По земле ползёт,

А к себе не подпускает.

(Змея)

11. Закутан ребёнок в сто пелёнок.

(Капуста)

12. Над домами и дорожками

Висит кусок лепёшки.

(Луна)

Дополнительный материал

1) Со мной в поход  легко идти,

Со мною весело в пути.

Я и крикун, я и буян,

Я звонкий, круглый… (барабан).

2)  Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это… (белка).

3)  На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков…. (горох).

4)   Шубка - иголки,

Свернется он - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? … (Ёж).

5)  Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, …(карандаш).

6)  По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за штука я? … (Кровать)

7)  Вперевалку шёл со льдин

К нам на утренник … (пингвин)

8) Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь : «Кошка, брысь».

Потому что это … (рысь)

9) Трещала с самого утра:

Пор-р-ра! Пор-р-ра!

А что - пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит … (сорока)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Три склонения имен существительных

Слайд 2

Что мы изучали на прошлых уроках? Н К Л Е С О Е И Н 5 2 3 6 1 4 9 8 7

Слайд 3

Три склонения имён существительных

Слайд 4

Проверка домашнего задания Упражнение 246 с.155 - Выписать слова по теме «Моя комната» 2 скл. 3 скл. 2 скл. 2 скл. 3 скл. 1 скл. Окно, мебель, кресло, стол, кровать, полка

Слайд 5

Пятнадцатое декабря, четверг Классная работа

Слайд 6

Распределить слова в 3 столбика 1 скл. 2 скл. 3 скл. Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь

Слайд 7

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь. вода земля Юра Витя конь стол окно море степь дочь Сущ. ж.р. Сущ. м.р. Сущ. м.р . Сущ. ж.р. Сущ. ср.р. 1 склонение 3 склонение 2 склонение

Слайд 8

Ко второму склонению относятся К первому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –А, -Я в именительном падеже. имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –О, -Е в именительном падеже. имена существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. К третьему склонению относятся

Слайд 9

Алгоритм действий при определении склонения имени существительного Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: Определить род. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определить склонение . Образец рассуждения. Тетрадь – она, моя – существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание, значит существительное тетрадь третьего склонения.

Слайд 10

Море знаний нас ждёт, и волны открытий зовут… Море

Слайд 11

Море знаний нас ждёт, и волны открытий зовут… м.р. м.р. Моряк, морской, морячок, ж.р. с.р. морячка, моряцкий, взморье

Слайд 12

Физминутка. БАРАН БЕЛКА ПОЕЗД ВЕРТОЛЕТ ГАРМОНЬ ДВЕРЬ ДЕРЕВО ЁРШ ЖУК ЗМЕЯ ЛУНА

Слайд 13

Работа с учебником

Слайд 14

Самостоятельная работа

Слайд 15

1 уровень Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, погода, поляна М.р. Ж.р. Ж.р. Ж.р. Ж.р. С.р. С.р. С.р. 2 уровень Жизнь, печь, дочь, степь, морковь, тетрадь, лошадь, лень, боль, площадь. 3 уровень Отец - папа, деревня - село, чародей - волшебник, зной - жара. 2 скл. 1 скл. 1 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 1 скл. 2 скл.

Слайд 16

Упр. 249 стр. 156 Повторить три склонения имён существительных Домашнее задание.

Слайд 17

Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи 6 класс. Тема: «Приставка и предлог».

Цель: закрепление знаний, умений и навыков грамотного написания приставок и предлогов.Задачи: Совершенствование умений и навыков дифференциации приставки и предлога;Коррекция логического мышления на о...

Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).

Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....

Презентация к уроку письма и развития речи 6 класс

"Склонение имен прилагательных женского рода"...

Урок письма и развития речи 5 класс

"Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения...

Урок письма и развития речи 6 класс

"Склонение имён прилагательных женского рода"...

урок письма и развития речи 4 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Правописание безударной гласной в слове"

Урок - закрепление учебного материала. Урок предполагает использование коррекционо-развивающей технологии и коррекционно-развивающих методов....