Урок-открытие нового знания "Предложения с прямой речью"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_1.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 5

Авторы УМК: Авторы УМК: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012

Тема урока: Предложения с прямой речью

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока: формировать представление о предложениях с прямой речью, их строении и пунктуационном оформлении; вырабатывать навыки правильного пунктуационного оформления предложений с прямой речью.

Задачи урока:

  • знать, что такое прямая речь;
  • учиться отличить слова автора от прямой речи;
  • уметь находить прямую речь в предложении и пунктуационно грамотно оформлять её на письме;
  • воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову.

Планируемые результаты

Личностные УУД

Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД

Владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; учиться работать в группе, представлять результат своей деятельности и деятельности группы.


Регулятивные УУД

Искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы

Предметные умения:

 развить умение формулировать определение понятий;

 ввести понятие предложения с прямой речью;

 формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;

 ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;

 развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

 обогащать словарный запас учащихся;

 совершенствовать орфографические умения

Основные понятия

Прямая речь, слова автора, кавычки

Формы обучения

Индивидуальная, парная, фронтальная, групповая

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемно - поисковый

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, парах, самостоятельная работа

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, учебник.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент 

Когда мы улыбаемся,

Мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

Подарками судьбы.

Пусть этими подарками для вас станут хорошие оценки на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А я надеюсь на вашу активную работу на уроке

Открыли тетради, записали число, классная работа

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.


Личностные: мобилизация внимания

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками

Регулятивные: саморегуляция

1)Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание  условий  для возникновения внутренней готовности  включения в деятельность.  

- Посмотрите фрагмент мультфильма (Слайд 2)

-Из какой сказки данный эпизод? Кто догадался?

-Подумайте, как бы вы оформили это предложение, и затем запишите его в тетрадь.

-Прочитайте, как вы оформили данное предложение на письме.

-Почему ваши мнения разошлись?

-А чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке?

-А знаете ли вы, как эти предложения называются?

-А хотели бы вы узнать?

-А схемы таких предложений вы умеете составлять?

-А хотели бы научиться?

- Давайте разбираться.


Отвечают на вопрос учителя

Записывают предложение в тетрадь

Отвечают на вопросы учителя.

- Не знаем, как правильно оформить данное предложение на письме

- Как правильно оформлять такие предложения на письме

- Нет

- Да

- Нет

-Да

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Цель этапа:выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Прочитайте данное предложение. ---Что в этом предложении интересного, необычного?

-Кто произносит первую часть предложения?

-Прочитайте вторую часть предложения

-Чьи это слова?

-А как вы догадались?

-А кто передаёт нам слова рыбки?

-А как говорящий произносит эти слова? Он их изменяет или передаёт дословно, прямо, точь-в-точь, без изменения?

-Так кто же догадался, как называются предложения, в которых речь передаётся прямо, дословно, без изменений?

- Какова же тема нашего урока? Сформулируйте её.

-Запишите тему урока в свою тетрадь

-Исходя из темы урока, сформулируйте его цель. Что нам нужно узнать? Чему мы должны будем научиться?

-Ребята, так что же такое прямая речь, как вы поняли?

- Давайте сверим своё открытие с учебником и посмотрим, какое определение прямой речи даёт нам учебник

-Правильно мы с вами сделали вывод о том, что такое прямая речь?

-В предложениях с прямой речью различают слова автора и собственно прямую речь. Давайте посмотрим, как же оформлено предложение с прямой речью у Пушкина. ( Слайд 3)

-Где стоят слова автора?

-А прямая речь?

-Как оформлена прямая речь?

-А как вы думаете, почему прямая речь заключена в кавычки?

-Пишется прямая речь с какой буквы?

-А после слов автора ставится

- Можем ли мы теперь исправить ошибки и правильно оформить знаками препинания наши предложения?

- Исправьте ошибки, которые вы допустили в оформлении предложения с прямой речью.

- А почему перед словом старче стоит запятая? Кто мне объяснит?

Читают предложение

-Предложение состоит из двух частей.

- Автор

Читают

- Рыбки

- Автор подсказывает нам, кому принадлежат эти слова

- Автор, говорящий

-Он их передаёт дословно, прямо, точь-в-точь, без изменения

- Это предложения с прямой речью

- Предложения с прямой речью

Записывают тему урока в тетрадь

-Выяснить, что такое прямая речь, научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, научиться составлять схемы предложений с прямой речью.

- Это дословная передача чужой речи от лица говорящего

Работа с учебником (читают теорию)

- Да

- В начале предложения

После слов автора

- Заключена в кавычки

- Обозначены границы прямой речи, и эти слова переданы как есть, без изменения

- С заглавной, большой

Двоеточие

- Можем

Работают с предложением

- Обращение, выделяется запятой на письме

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач

Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно

Коммуникативные: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи

Принятие и сохранение учебной задачи (Р1)

3) Этап первичного закрепления

Цель этапа:проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Физминутка

-Давайте обобщим, что же мы узнали с вами о предложениях с прямой речью.

- Теперь давайте составим схему к данному предложению. Слова автора в схеме обозначаются буквой А, а прямая речь - буквой П. Кто желает составить схему к данному предложению?

-Всё ли правильно мы сделали, давайте посмотрим.

(Слайд 3)

- Что вы заметили?

- А как ставятся знаки препинания в предложении, где прямая речь предшествует словам автора? (Слайд 4)

- Самостоятельно составьте схему к данному предложению. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд 4)

- Давайте рассмотрим схемы, которые принято использовать для записи предложений с прямой речью. Что вы заметили? ( Слайд 5)

- Мы с вами славно потрудились, а теперь отдохнём(Слайд 6)

- Отдохнули? Теперь потренируемся. Объяснительный диктант.

Записать предложения, объяснить постановку знаков препинания, составить схемы предложений.

Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет».

Воевода говорит: «Петушок опять кричит».

Князь им вымолвил тогда: « Добрый путь вам, господа».

Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом!»

-Обратите внимание, что в словах автора всегда есть слова-говорения. Назовите мне эти глаголы-говорения

-Бывает так, что некоторые люди используют в речи один глагол. Это обедняет речь. Чтобы у нас с вами этого не произошло, давайте продолжим этот ряд своими словами

Устно

Давайте поиграем в игру «Живые слова»

- Приготовьте карточки из конверта. Вы должны будете составить схему данного предложения, держа карточки в руках. Участвуют все члены команды.

1 команда

«Здравствуй барыня-сударыня!» - говорит старик своей старухе.

2 команда

И ей зеркальце в ответ: «Ты прекрасна, спору нет».

Пока команды готовятся, остальные работают со мной.

Устно. Игра «3 лишений» Укажите лишнее предложение в ряду , объясните свой выбор.

1.За невестою своей королевич Елисей между тем по свету скачет.

2.Учитель спросил: «Вы читали сказки Пушкина?»

3.А.С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки!»

- Прямая речь состоит из слов автора и прямой речи, всегда пишется с большой буквы, заключена в кавычки, после слов автора ставиться двоеточие

Один учащийся по желанию работает у доски, остальные на местах

- Правильно составили схему к предложению

- Вопросительный знак ставится внутри кавычек

-Если прямая речь стоит перед словами автора, то между прямой речью и словами автора ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы, а прямая речь заключается в кавычки

Составляют схему, делают вывод.

- Вопросительный и восклицательный знаки ставятся внутри кавычек, а точка после них.

Выполняют упражнения

Один учащийся работает у доски (класс работает в тетрадях). Работа на доске коллективно проверяется и оценивается.

-Говорит, вымолвил, отвечает

-Сказала, произнесла, поинтересовалась, крикнула, проворчала, пошептала, объявила и т д

Дети делятся на две команды.

Ребята находят лишнее предложение и объясняют свой выбор.

Проверяется правильность выполнения задания командами

(Слайды 7,8)

Познавательные: поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы; структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений

4) Этап самостоятельной работы

Цель этапа: поиск оптимального решения учебной задачи

- А теперь я вам предлагаю поработать самостоятельно. А работать вы будете в группах.

Самостоятельная работа в группах (по уровням сложности) ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1 группа: восстановите авторский текст, прочитайте предложения, объясните знаки препинания:

Пуще прежнего старуха бранится

Грусть-тоска меня съедает

Дурачина ты, простофиля! Воротись, поклонись рыбке.

Князь печально отвечает.


2 группа: отредактируйте предложения, объясните знаки препинания:

Балда мыслит Этого провести не шутка!

Молвил он Как бы здесь на двор окошко нам проделать?


3 группа: Из двух предложений составьте одно с прямой речью, объясните знаки препинания.

1.Народ- то над ним насмеялся. Поделом тебе, старый невежа!

2. Что за диво! Всё так чисто и красиво. Старший молвил.

(Тексты заданий напечатаны на карточках)

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности: формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование

Личностные: оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, самооценка

5) Этап включения в систему знаний и повторения

Цель этапа: закрепить полученные знания на практике; тренировать способность к самоконтролю и самооценке

- А теперь самостоятельная работа. Предлагаю поработать вам самостоятельно и проверить свои знания на практике.

Тест по теме «Предложения с прямой речью» (задания напечатаны на карточках). ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Поменяйтесь тетрадями, проверьте задания по ключу (Слайд 9)

Творческое задание

Составить связный текст на тему

« Скоро, скоро Новый год», используя предложения с прямой речью.

Давайте закончим предложения, данные на слайде (слайд 10)

Прямая речь - это слова….

В предложениях с прямой речью различают….

Прямая речь заключается ….. и всегда пишется …..

Выполняют тест

Работа в парах. Меняются тетрадями и проверяют работу друг друга, ставят оценку.

Работают самостоятельно

Учащиеся продолжают предложения

Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач

Коммуникативные: владение диалогической формой речи, формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Личностные: развитие «Я концепции»

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, самооценка

6)Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель этапа:зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

- Какие цели мы ставили на уроке?  Достигли их?

- В чём испытывали трудности?

 - Что помогло нам их преодолеть?

- Оцените свою деятельность на уроке. Кто уверен, что понял тему урока, поднимите зелёную карточку.

-Вы считаете, что поняли тему, но есть ещё вопросы – жёлтую.

-Красную, если не поняли тему, было трудно.

- Молодцы! Спасибо за работу!

Домашнее задание (слайд 11): (на выбор) Выучить параграф 30 на стр.143.

Выписать из русских сказок 5 предложений с прямой речью и составить схемы к этим предложениям.

Составить мини – сочинение «Однажды на прогулке», используя предложения с прямой речью.

Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирают карточки соответствующего цвета

На краю стола у каждого ученика лежат карточки трех цветов: желтые, зелёные, красные.

Записывают домашнее задание

Регулятивные: контроль, оценка своих достижений, осознание трудностей.

Личностные: учебно – познавательный мотив изучения русского языка. Ориентация на понимание причин успеха в учёбе, проявление интереса к новому учебному материалу, развитие способности к самооценке.



Используемая литература

  1. Васильевых И.П. Уроки русского языка. 5класс: пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык.5класс»/ И.П.Васильевых; под ред. С.И.Львовой. – М.: Мнемозина, 2009.
  2. Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч./ С.И.Львова, В.В.Львов. –9 – е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2012.
  3. Русский язык. 5класс: Поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой/ Авт. – сост. А.В.Соколова. – Волгоград: Учитель, 2004.















Приложение 1

Задания для групп

1 группа «Собери предложения»

Восстановите авторский текст, прочитайте предложения, объясните знаки препинания:

Пуще прежнего старуха бранится

Грусть-тоска меня съедает

Дурачина ты, простофиля! Воротись, поклонись рыбке.

Князь печально отвечает.


2 группа. Отредактируйте предложения, объясните знаки препинания:

Балда мыслит Этого провести не шутка!

Молвил он Как бы здесь на двор окошко нам проделать?


3группа.

Из двух предложений составьте одно с прямой речью, объясните знаки препинания.

  1. Народ- то над ним насмеялся. Поделом тебе, старый невежа!

2. Что за диво! Старший молвил


Приложение 2

Тест по теме «Предложения с прямой речью»

1) Найдите и укажите номер предложения с прямой речью ( знаки препинания не расставлены)

1.Под окном Гвидон сидит, молча на море глядит.

2. Молвит он Коль жив я буду, чудный остров навещу, у Гвидона погощу.

3. Жил старик со старухой у самого синего моря.

2) Составьте схему предложения

1. Отвечает ей она Там, в лесу, стоит одна.

3) Укажите номер предложения, где допущена пунктуационная ошибка.

1. « Кушай яблочко, мой свет, благодарствуй за обед»,- старушоночка сказала.

2. Отпустила и сказала: « Не кручинься, бог с тобой».

3. Вот из моря вылез старый Бес и спросил- Зачем ты, Балда, к нам залез?

4)Укажите номер схемы, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.

1. «П» ? – а.
2. А: «П!»

3. А: «П».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Параллельные прямые. Аксиома параллельных. Урок открытия новых знаний.

Структура и ход урока представлены в соответствии с ФГОС ООО. Имеется перечень используемых ЭОР к данному уроку....

Технологическая карта урока по математике. 6 класс Тип урока: открытие новых знаний Тема: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.

Технологическая карта урока по математике. 6 классТип урока: открытие новых знанийТема: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.Цели:I. Образовательно-развивающая:1. Выведение  и  усв...

Конспект урока открытия нового знания по теме: "Вертикальные углы. Перпендикулярные прямые"

Разработка урока открытия нового знания по теме: "Вертикальные углы. Перпендикулярные прямые", учебник Бунимович Е.А....

Презентация к уроку открытия нового знания по теме: "Вертикальные углы. Перпендикулярные прямые"

Разработка урока открытия нового знания по теме: "Вертикальные углы. Перпендикулярные прямые", учебник Бунимович Е.А....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...

Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Технологическая карта урока Предмет        Русский языкКласс             7Тема              Дееприч...