Урок русского языка 6 класс "Возвратные глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ооржак Элина Дандар-ооловна

Урок предназначен для учащихся 6 класса с родным (нерусским) языком обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozvratnye_glagoly.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Возвратные глаголы

Цели:

  1. Дать понятие о возвратных глаголах. Познакомить со значением и с историей появления возвратных глаголов.
  2. Пополнить словарный запас учащихся пословицами и поговорками о книге  и о знаниях на русском и тувинском языках. Развитие устной и письменной связной речи;
  3. Воспитание бережного отношения к книгам.

Тип урока: урок изучения новой темы

Форма: традиционный,  с применением технологии РКМЧП

Методы: частично-поисковый, анализ, синтез

Оборудование: презентация

Вызов

- Отгадайте загадку «Не куст, а с листочками.

        Не  рубашка, а сшита.

        Не человек, а рассказывает»

На тувинском языке «Одээ ак, хою кара»

2.Осмысление.

- Правильно, книга. Теперь я предлагаю прочитать монолог непрочитанной книги.

-Ах, как мне скучно жить. Как вспомню, как мне жилось раньше, слезы не глазах выступают. Повстречалась я с хорошей девочкой Таней.  Как она обо мне заботилась! На руках меня носила, всегда была со мной, читала меня. Но … подарила меня своей однокласснице Даше. И с тех пор началась моя кошмарная жизнь. Валяюсь,  где попало, вся испачкалась, истрепалась. Никто мною не интересуется. А ведь сколько интересного я могла бы рассказать! А  Даша  даже  не вспоминает обо мне. Целыми часами засиживается перед телевизором или любуется перед зеркалом. Так и хочется ей крикнуть: «Опомнись, пока не поздно. Лучше подружись со мною. А то останешься на всю жизнь недоучкой!»

- Кем не прочитана книга?

- На что жалуется книга?

- Можно ли так обращаться с книгой?

- Кто из вас много читает?

- Прочитайте обращение книги к Даше. Выпишите глаголы и сделайте морфемный разбор.

Опомнись, подружись, останешься.

- Что общего у этих глаголов? (постфикс –ся; -сь)

- Как называются такие глаголы? Кто знает?  (Сообщение темы урока)

-Что бы вы хотели узнать  о возвратных глаголах?  (Прием «Цель и цели»)

2. Знакомство с историей появления постфикса –ся и –сь.

- В древнерусском языке краткие формы были не только у прилагательных, но и у некоторых местоимений. Так, местоимение себя имело краткую безударную форму –сь и –ся.

  В древних рукописных книгах слова в предложениях не разделяются пробелами. Предложение представляет собой одну непрерывную цепочку букв.

  В 14 веке переписчики книг стали использовать пробелы. Но еще долгое время  местоимение –ся; -сь, стоящее после глагола, писали с ним то раздельно, то слитно. Примерно с 17 века –ся пишется с глаголами только слитно.

  Так появилась особая морфема, как и большинство суффиксов, служит для образования слов, но присоединяется она не к основе, а ко всему слову, поэтому чаще всего стоит после  окончания. (по материалам «Энциклопедии юного филолога»)

- В каком веке появилась морфема –ся?

- Откуда она взялась? (Это краткая форма местоимения себя)

- Когда в возвратных глаголах пишется –ся, а когда- -сь?

3. Работа со значением возвратных глаголов:

Обуваться- возвратное

Мириться – взаимное действие

4.Упражнение 374 (устно)

5. физминутка: возвратный глагол-вствть, невозвратный-сесть.

3.Рефлексия.

1. тест.

1. По какой морфеме можно узнать возвратные глаголы?

А) по постфиксу –ся-сь          б) по частице бы

2.все возвратные глаголы являются:

А_ переходными     б) непереходными

3.Морфема –ся –сь появилась в:

А) 14в.      Б) 17 в.     В) 11в

4. Морфема – ся является краткой формой:

А) местоимения себя  б) глагола  в) прилагательного

5.Укажите значение возвратного глагола в предложении

Целыми часами … любуется у зеркала.

А) страдательное б) взаимное  в) возвратное

2. Заменить фразеологические обороты возвратными глаголами:

-совать нос- вмешиваться

-надуть губы- обидеться

-распустить руки- драться

- Что вы узнали на этом уроке?

4. Подведение итогов урока. Оценки.

5. Дома: написать монолог школьной парты, используя возвратные глаголы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Роль глагола в речи"

Урок русского языка в 5 классе "Роль глагола в речи" (рассказ И.С. Тургенева "Муму")...

Конспект урока русского языка "Время глагола"

Урок - проект по теме: "Время глагола"...

Презентация к уроку русского языка "Время глагола""

Презентация к уроку русского языка "Время глагола"...

Урок русского языка "Спряжение глагола"

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛАЦель: Познакомить учеников с двумя типами спряжения глаголов;Задачи:Образовательные: Формировать умение различать глаголы I и II спряжения по ударным окончаниям; расширить з...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Конспеккт урока русского языка : " Особенные глаголы"

Разработка урока  русского языка   из раздела "Глагол" на тему "Особенные глаголы"., 6 класс. Тип урока:  урок открытия новых знаний, основные цели урока: позна...