Компетентности учителя русского языка и литературы.
учебно-методический материал по русскому языку

Светлана Живенкова
В помощь учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnaya_kompetentnost.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

-1-

Предметные  компетенции  учителя русского языка и литературы

По мнению современных ученых в педагогической области (Ларионова О. Г., Вербицкий А. А.) — компетенции учителя — это его права, обязанности и ответственность в сфере педагогической деятельности.

 Одной из ключевых компетенций  является коммуникативная, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию личности в современных условиях жизни. Коммуникативная компетенция  означает готовность ставить и достигать цели в устном и письменном общении.

Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. Какова же роль предмета "Русский язык” в школе? Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников?

 Предметные  компетенции  учителя русского языка состоят из следующих направлений:

  1. Помогать  учащимся овладевать  учебными навыками и умениями;
  2. Воспитывать   эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждать  интерес к слову, стремиться  научить  правильно говорить и писать на родном языке.
  3. Формировать умение  работать в сотрудничестве, взаимодействовать  с окружающими людьми, получать необходимую информацию.
  4. Развивать  коммуникативную  компетентность учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

-2-

Успешное применение данного  подхода в обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире.

Современное состояние преподавания русского языка и литературы  показывает, что в лицее  на протяжении нескольких лет формируются у учащихся навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе  используются для формирования практической речевой деятельности.

В основу этой работы для учителей русского языка положен деятельностный  подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика.  Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических действий к действиям внутренним, теоретическим. То есть  обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную.

Чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся каждого возраста.

Так ,взяв учеников в 5 классе, учителя-предметники совместно с администрацией лицея  проводят диагностику учебной деятельности учащихся, в которой учтены учебная работоспособность и уровень сформированности интеллектуальных умений. Определив учебную работоспособность каждого, определяются и направления работы с классом в определенной последовательности: составление алгоритмов, система упражнений, развивающих механизмы речи и т.д

Важную роль  здесь играют уроки развития речи, так как на таких занятиях особое внимание уделяется коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом.

-3-

Работать над "развитием речи вообще” нельзя, важно в каждом классе поставить задачу, что должны знать и уметь дети в определенных разновидностях устной и письменной речи. Так, в 5 классе: это текст, тема текста, идея. В 6 классе: стили, виды стиля и особенности, особенности прямой и косвенной речи и т.д.

К 11 классу  в идеальном варианте мы должны подготовить социально активную личность,  ориентирующуюся в современном мире, с высоким  творческим потенциалом.

Следовательно,  формы, методы и приемы работы учителя русского языка  должны быть направлены на то, чтобы содержание учебного материала стало для учащихся источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Групповые формы и методы, коллективный способ обучения, работа в парах позволяет решить и воспитательные  задачи: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

 Методы, которые используют  учителя русского языка,  разнообразны:

1. Виды пересказа (сжатый, подробный)

2.  Формы учебного диалога .
3. Доклады и сообщения.
4.Выступления в качестве ведущих на мероприятиях.

5.Сочинения и изложения разных форм. 
6.Участие в конкурсах сочинений.

Учителя  русского языка стараются строить свою работу на уроках так, чтобы были задействованы различные умения и навыки учащихся, а именно:

-4-

1.Свободная работа с текстами разных  стилей, понимание их специфики; владение навыками редактирования текста, создания собственного сочинения.
2.Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста;
3.Владение монологической и диалогической речью;

4.Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
5.Составление плана текста , тезисов, конспекта;
6.Приведение примеров, подбор  аргументов, формулирование выводов;
7.Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);
выбор и использование выразительных средств языка;
8.Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

 Совершенствование профессиональных компетенций учителя

русского языка и литературы.

Профессиональная компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций, в которую входят:

- социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;

- коммуникативная и профессионально-коммуникативная компетенции;

- общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая);

- предметная компетенция в сфере учительской специальности;

- профессиональная самореализация.

Траектория развития профессиональной компетенции учителя включает в себя:

Профессиональное общение

Конструирование уроков в группах

Анализ посещённых открытых уроков

Участие в групповом анализе помещённых уроков

Активная позиция при проведении мероприятия

Обмен практическим опытом с коллегами

Консультирование коллег

Проведение мастер-классов

Организация и проведение курсовой подготовки для коллег

Самообразование

Изучение литературы

Подготовка сообщения, доклада, научной статьи

Знакомство с опытом коллег

Разработка дидактического, наглядного материала и раздаточного материала

Участие в олимпиадном движении

Профессиональный опыт педагога включает два вида знаний: теоретические и эмпирические, приобретённые на субъективном опыте. Они не существуют изолированно, но представляют собой систему, которая определяет готовность учителя к действиям. Образовательный процесс настолько динамичен, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического труда.

Сегодня в инновационной среде учитель проживает разные роли: консультанта, методиста, создателя сайтов, партнёра учащегося, эксперта. Компетентный учитель осознаёт, что основной деятельностью школьников не является знакомство с предлагаемыми знаниями и заучивание их. Задача учителя - окружить ребёнка специальной средой, которая будет эффективно способствовать его социализации и воспитанию. Перед современным, думающим, компетентным учителем стоит много вопросов. Один из важнейших: «Должно ли быть наше образование всё полностью ориентировано на формирование ключевых компетенций? А если должно, то могут ли в нём оставаться сегменты традиционного содержания, представляющего ту или иную область культуры и не имеющего явно выраженной прагматической окраски? Должно ли образование играть роль среды, в которой моделируется деятельность, сама имеющая надпредметный характер?»

         Воспитать компетентного гражданина общества может только компетентный учитель. Сейчас много говорится о компетентностном подходе. Хочется надеяться, что этот подход будет применён на практике, что преподаватели и методисты не уйдут в область академических абстракций, что компетентностный подход не превратится в очередную говорильню, выражаясь словами Виктора Пелевина «лексическую шизофрению», избегая всех действительно важных проблем, с которыми сталкивается учитель.

     В настоящее время перед учителями –словесниками поставлены 2 сложных задачи: научить выпускников  писать сочинения в соответствии с регламентом и подготовить к сдаче ЕГЭ. И без коммуникативной компетенции их решить нельзя.   Выполняя на ЕГЭ задание части С, выпускник применяет те виды компетенций,
которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста — это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком ,его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. Таким образом, сейчас повышаются этические и эстетические  требования к современному  учителю,  так  как  языковая  и коммуникативно
речевая  культура  –  важные  составляющие профессиональных умений  педагога.


http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2011/10/24/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentnosti-uchashchikhsya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Профстандарт учителя/ ИКТ – компетентность учителя русского языка и литературы

Выступление на августовской районной конференции раскрывает понятие профстандарта учителя,  ИКТ - компетентности учителя, ИКТ- технологии.  Доступные современному учителю русского языка и ли...

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

"Требования к профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы"

материал содержит пункты, указывающие на требования к профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы...

Эссе на тему: «Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО»

В определенный момент  каждый человек задает самому себе ряд важнейших, основополагающих вопросов о смысле жизни, профессии, своем предназначении. Человеку, работающему с детьми, приходится задав...

Удостоверение о повышении квалификации "Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях цифровизации образования"

Удостоверение о повышении квалификации "Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях цифровизации образования"...

Пути повышения профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы

Пути повышения профессиональной компетентности учителярусского языка и литературы...