Профстандарт учителя/ ИКТ – компетентность учителя русского языка и литературы
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Рыжкова Елена Константиновна

Выступление на августовской районной конференции раскрывает понятие профстандарта учителя,  ИКТ - компетентности учителя, ИКТ- технологии.  Доступные современному учителю русского языка и литературы ИКТ-технологии помогают сделать процесс обучения и воспитания детей более эффективным. Это технология телекоммуникаций,  компьютерной визуализации учебной информации об изучаемом объекте, интерактивного диалога, технология тестового педагогического контроля, работы с гипертекстом, КСО,  проектного обучения. 

Выступление сопровождено презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avgustovskaya_konferentsiya_2015.doc109.5 КБ
Office presentation icon avgustovskaya_konferentsiya_2015.ppt2.88 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Искитимская средняя общеобразовательная школа»

Юргинского района

Профстандарт учителя

 ИКТ – компетентность учителя русского языка и литературы

Выступление на августовской конференции

Исполнитель: Рыжкова Елена Константиновна, учитель русского языка и литературы

П. ст. Юрга 2-я

2015

Профессиональный стандарт учителя русского языка и литературы

   

   С 1 января 2015 года начал действовать, как нормативный документ, новый профессиональный стандарт для российский учителей.

   Он отвечает высоким требованиям, которые предъявляет общество к учителям, а профессиональное сообщество – к собственной  самооценке.

   Это документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, что позволяет мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации. По мнению разработчиков стандарта, он является также инструментом повышения качества образования.

   Профессиональный стандарт указывает на особое место таких предметов, как математика и русский язык (обязательный ЕГЭ для всех без исключения выпускников). Отдельно прописаны требования к педагогам по этим специальностям.

   Учителю-словеснику предъявляется следующее: "Соблюдать контекстную языковую норму. Не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок: "слов-паразитов", канцеляризмов, ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися. Осуществлять автокоррекцию. При сомнении, чьем-то замечании, столкновении с альтернативой обращаться к толковым и орфоэпическим источникам интернета. Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона. Проявлять позитивное отношение к родным языкам учащихся, представленных в классе. Владеть методами и приемами обучения русскому языку как не родному".

 

ИКТ – компетентность учителя

В последние годы понятие ИКТ-компетентности часто используется в научно-педагогической литературе и нормативно-управленческих документах в связи с повышением значимости ИКТ в функционировании системы образования и российского общества в целом. Широкое использование информационно-коммуникационных технологий являются условием выполнения государственного заказа развития образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения, президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды общеобразовательных учреждений, но и на эффективное использование её ресурсов.

Информационно-образовательная среда  школы-

  •  комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры и иное ИКТ оборудование;
  • коммуникационные каналы;
  • систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Отдельной строкой в содержании профстандарта прописано умение владеть ИКТ – компетенциями. Что же это такое?

Под ИКТ-компетентностью учителя-предметника подразумевается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. А также учитель - предметник должен обладать предметно - ориентированной  ИКТ - компетентностью, то есть уметь осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и также формировать готовность к их внедрению в образовательную деятельность. Повысить свою квалификацию можно на бесплатных дистанционных курсах (http://iteach.ru)    

На сегодняшний день во многих школах ИКТ осуществляются по следующим направлениям:

  • построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов;
  • осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки;
  • организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте;
  • виртуальные экскурсии;
  • обработка результатов эксперимента;
  • разработка методических программных средств;
  • использование ресурсов Интернет;
  • коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение.

Новые информационные технологии и программные средства способны помочь учителю более эффективно решать следующие задачи:

стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности;

организация индивидуального обучения школьников;

наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.

На своих занятиях я использую различные ИКТ-технологии. Это дополнительные возможности учения к имеющемуся учебнику. Применение ИКТ- технологий на уроке необходимо - это требование времени, которое разнообразит урок, позволяет увеличить его плотность, активизировать работу учащихся.


ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы приводит к качественным изменениям в методике преподавания русского языка и литературы.

Цель уроков русского языка – способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

И главная цель любого урока словесности состоит не столько в вооружении ученика знаниями «на потом», сколько в том, чтобы сейчас, «здесь и теперь» испытал то душевное потрясение, которое заставило бы его иначе, чем до урока, относиться к себе и к миру. 

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности.

Какие доступные современному учителю русского языка и литературы ИКТ-технологии помогают сделать процесс обучения и воспитания детей более эффективным?

Во-первых, это
технология телекоммуникаций – совокупность приемов, методов, способов обработки, информационного обмена, транспортировки, транслирования информации, представленной в любом виде (символьная, текстовая, графическая, аудио- видеоинформация) с использованием современных средств связи, обеспечивающих информационное взаимодействие пользователей.

Построение схем, таблиц, опорных конспектов в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным. [3. Стр.8]

Нестандартные способы организации уроков возбуждают интерес и живое участие школьников.

Методическим средством организации может стать использование мультимедийных презентаций, которые вызывают любопытство детей, побуждают к обмену впечатлениями – общению, т. к. это яркие, зримые образы, музыка, дикторские тексты, что существенно обновляет методику проведения уроков.

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Думаю, что все коллеги используют электронные презентации на своих уроках. Это либо приготовленные продукты самостоятельно, либо взятые из сети Интернет. Обучающиеся тоже создают презентации  и к урокам русского языка и литературы, и к выступлениям на конференциях. Активными участниками таких мероприятий  у меня стали ученики 7-а класса Белеванцева Айша, Коцебук Катя и Бикмухаметова Альбина. На муниципальном уровне Айша выступила с темой «Занимательная фразеология», подготовив презентации  о фразеологизмах на все буквы алфавита. Материалом для презентаций могут служить готовые ресурсы Интернет.

В настоящее время группа ключевых образовательных интернет-проектов федерального уровня объединена в Федеральную систему информационно-образовательных ресурсов (ФСИОР). ФСИОР включает образовательные ресурсы двух уровней (федерального и регионального) и обеспечивает общий портальный вход (Единое окно) для них. Федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru) и тематические порталы (по областям знаний и направлениям образовательной деятельности). Координатором работ выступал ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» (www.informika.ru).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Основными информационными разделами (www.edu.ru) являются:

  • каталог образовательных интернет-ресурсов; базы данных российских образовательных учреждений (школы, учреждения начального, среднего специального и высшего профессионального образования);
  • раздел Абитуриент, содержащий информацию о порядке приема в учреждения высшего и среднего профессионального образования, сведения о вузах и ссузах, онлайн-тесты по ЕГЭ и ГИА;
  • раздел Мероприятия с информацией о конференциях, семинарах, выставках и других событиях в жизни научно-образовательного сообщества;
  • раздел Конкурсы с информацией о российских и зарубежных конкурсах, грантах, олимпиадах в сфере образования.

ПОРТАЛ «ЕДИНОЕ ОКНО ДОСТУПА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ»

В 2005 году был запущен новый проект – (www.window.edu.ru).

На первом этапе основной задачей проекта была интеграция ресурсов федеральных образовательных порталов путем создания каталога ресурсов и собственной электронной библиотеки, объединяющей полнотекстовые учебные и учебно-методические издания, доступные на порталах.

 На втором этапе пополнение каталога интернет-ресурсов и электронной библиотеки проводилось путем сбора информации и материалов с региональных образовательных порталов, порталов вузов, сайтов различных образовательных и научно-исследовательских учреждений, сайтов научно-образовательных проектов и т. д. Таким образом, портал подтвердил свое название, став «окном доступа» к образовательным ресурсам всего Рунета, решающим задачи эффективной навигации и поиска учебно-методических и информационно-справочных ресурсов для всех уровней общего и профессионального образования, организации обмена мнениями о содержании ресурсов, оперативного освещения новостей и событий сферы образования.

Портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»  включает следующие компоненты:

  • каталог интернет-ресурсов;
  • электронную библиотеку;
  •  подсистему новостей;
  • подсистему обратной связи (форум, вопросы-ответы);
  • методический раздел;
  • подсистему поиска.

РОССИЙСКИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ  (www.school.edu.ru) был создан в 2002 году . Основными компонентами портала являются:

  • Каталог интернет-ресурсов, содержащий аннотированные описания образовательных интернет-ресурсов для дошкольного и общего (среднего) образования, дополнительного образования детей, повышения квалификации педагогов и методистов.
  • Новостной раздел
  •  Раздел Документы Министерства образования и науки РФ.
  • Раздел Образование в регионах
  • Форумы портала представляют собой виртуальные дискуссионные клубы, а также служат для размещения объявлений о предстоящих событиях. Консультации необходимы для получения дополнительной информации от экспертов в области образования.

Тематические коллекции являются собственными ресурсами портала. Коллекции включают полные тексты литературных произведений и исторических документов, иллюстративный материал по истории, живописи, архитектуре, аудио- и видеоматериалы, а также сборники диктантов по русскому языку, опытов по физике и химии, комментариев по законодательству в образовании.

В настоящее время на портале представлены следующие коллекции: Естественнонаучные эксперименты (http://experiment.edu.ru). Исторические документы (http://historydoc.edu.ru). Русская и зарубежная литература для школы (http://litera.edu.ru). Мировая художественная культура (http://artclassic.edu.ru). Музыкальная коллекция (http://music.edu.ru). Право в сфере образования (http://zakon.edu.ru). История образования (http://museum.edu.ru). Диктанты – русский язык (http://language.edu.ru).

ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

В 2006 году был запущен (www.school-collection.edu.ru), Цель создания портала – сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к широкому набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин. Хранилище предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к учебным материалам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

        Свои материалы мы можем хранить на серверах в Google.  Для этого надо создать аккаунт на почте gmail.com , т.е. зарегистрироваться.

Технология телекоммуникаций предполагает использование  электронной почты. Учащиеся по электронной почте присылают учителю файлы для проверки. Особенно это удобно, когда дети работают самостоятельно. Мне этой технологией коммуникаций приходится пользоваться, когда я нахожусь на курсах, а учебный материал выношу на самостоятельное изучение, так как возможность замены преподавателя отсутствует. Также электронную почту я использовала  на этапе подготовки проекта по литературе в 11 классе, когда приходилось редактировать ученические работы, давать рекомендации и т.д. Также возможно осуществлять связь с учениками-родителями через сервис Skype, но я такую возможность еще не использовала.

           К данной технологии примыкает технология дистанционного контроля. К примеру, ученики делают скриншоты выполненных дома онлайн-тестов и высылают их на почту учителю. Данный вид работы существенно увеличивает интерес к предмету, стимулирует учащихся, повышает их мотивацию.
         Во-вторых, это
технология компьютерной визуализации учебной информации об изучаемом объекте. Многие учителя не представляют себе  уроки литературы без визуального сопровождения. Современному школьнику, который так далек от русской классической литературы, просто необходимо просматривать отрывки талантливых экранизаций произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др. А также  писателей 20 века. Это позволяет почувствовать дух изучаемой эпохи, увидеть костюм, услышать живую речь, что способствует расширению представлений и воспитанию читательского таланта школьника. Не секрет, что современному ученику читать зачастую некогда или вовсе не хочется. И тут приходят на помощь современные технологии. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика". И технология визуализации здесь незаменима.
         Технологию компьютерной визуализации можно применить при использовании уроков виртуальной школы Кирилла и Мефодия по русскому языку и литературе, разработанных в соответствии с Государственным стандартом образования. Уроки  русского языка содержат теоретический, практический и тестовый материал по темам каждого курса. Каждый такой урок имеет красочные иллюстрации, таблицы, схемы. Теоретический материал в большинстве случаев подается блоками, что дает возможность овладевать образовательными компетенциями [5] и экономить время на практическую работу над орфограммами и пунктограммами. Первичное закрепление проходит с помощью интерактивного тренажера, сопровождающегося, по желанию аудитории, голосовыми комментариями или без них.

При необходимости на последующих уроках теоретический материал может быть использован для индивидуальной работы.

По литературе, кроме текстовой информации о писателях и поэтах, истории создания и анализа художественных произведений, иллюстраций, они содержат еще и фрагменты мульфильмов и кинофильмов, аудиозаписи. Это существенно решает проблему наглядности.
         В-третьих,
технология интерактивного диалога. Это взаимодействие пользователя с программной системой, характеризующееся (в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами, запросами и ответами, приглашениями) реализацией более развитых средств ведения диалога. При этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с программной системой характерен тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие от системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя. Осуществление этой технологии возможно в кабинете, где на компьютерах установлена программа-тренажер. Учащиеся индивидуально решают орфографические задачи на разные правила. Так, например, программы-тренажеры по русскому языку «Фраза» (Гуру  Софт, 2004), «1С - Репетитор», «Семейный наставник» (НП ООО «ИНИС-СОФТ, 2004»)  - незаменимые помощники учителя-словесника в отработке орфографических и пунктуационных навыков. Интерактивность, повышение интереса к орфографической работе, моментальная оценка всех или почти всех  учащихся, развитие предметной, ИКТ, коммуникативной компетенций, экономия времени – вот только некоторые преимущества использования данной технологии на уроке русского языка.
           Огромная помощь учителю и ученику -  
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которая размещена в Интернете по адресу www.school-collection.edu.ru  для  свободного пользования в целях образования.  Организация  образовательной деятельности обучаемых с использованием ЦОРов предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих развитие внутренних резервов каждого ученика. [2] Активное использование интерактивных наглядных пособий в виде таблиц, выполненных в программе Flash  разнообразит работу на уроке, решает проблему наглядности,  позволяет экономить время на написание.

Мультимедийность, интерактивность и моделирование - преимущество использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР), которые бывают информационными, практическими и контрольными. ЭОРы  предназначены для контроля знаний, самообразования обучающихся, иллюстративного сопровождения, увеличения доли практических занятий, обучения с помощью автоматизированной системы, формирования навыков постановки и решения задач.

   

         Незаменима на уроках закрепления и контроля технология тестового педагогического контроля. В сети появилось огромное количество электронных образовательных ресурсов, которые представляют собой разветвленную систему онлайн-тестирований по каждой изучаемой теме. Данная ИКТ-технология является отличным средством для реализации технологии разноуровневого обучения. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Слабым учащимся можно предложить традиционную контрольную работу. Материал в ней представлен менее объемный, структурированный, единообразный. Сильные ученики могут сориентироваться в разноуровневых тестах, выполнить за урок несколько видов работы, получить несколько отметок. Конечно, подобные уроки требуют дополнительного технического оснащения. Несомненными плюсами данной технологии является ситуация успеха, когда объем и уровень сложности материала соответствует индивидуальным особенностям каждого обучающегося, повышается накопляемость отметок, реализуется личностно ориентированный подход.

Разнообразить уроки объяснения нового материала или повторения позволяет
технология работы с гипертекстом. Это технология обработки информации, обладающая методом организации данных. Замечательный учебный материал представлен на портале «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», где по каждой теме имеются гипертекстовые определения, интерактивные таблицы и схемы. Данная технология позволяет в полной мере реализовать общедидактические принципы наглядности и последовательности, а также установить тесную связь с предыдущим учебным материалом и метапредметные связи.

Технология КСО (коллективного способа обучения)  включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную. Преимуществом КСО является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Данную технологию мне нравится использовать не только на уроках объяснения нового материала или закрепления, но и на уроках анализа контрольных работ, диктантов, сжатых и подробных изложений, сочинений, когда класс должен быстро и качественно выполнить работу над ошибками, оформить записи в тетради в соответствии с едиными требованиями. Учащиеся работают не только фронтально или индивидуально с учителем, но и в парах. Организовать успешную работу мне также помогают технические средства обучения. На доску с помощью проектора выводится образ одной-двух работ, сделанных с помощью сканера или фотоаппарата. Учитель прямо в работе демонстрирует образцы выделения орфограмм и пунктограмм. Преимуществами данной технологии являются визуализация, качество выполнения работы над ошибками, экономия времени. Обычно учащиеся с большим интересом работают редакторами своих контрольных работ и работ напарника, охотно подают именно свою тетрадь для общего просмотра и разбора.

Эта технология достаточно успешно срабатывает на этапе подготовки к ЕГЭ и ГИА (ОГЭ). Делаю ксерокопии сочинений на каждого ученика. Коллективно или в группе разбираем достоинства или недостатки каждой работы. Что-то берем себе на заметку,  что-то пытаемся исправить, выставить свои баллы, сравнить с теми, что поставил учитель. В результате учащиеся более критично относятся и к своей работе, и к работе одноклассников, запоминают критерии оценки, стараются в следующих сочинениях учесть все замечания, прогнозировать результат.

Никаких сомнений не вызывает, что
технология проектного обучения уже давно заняла свое место в системе преподавания многих учителей и не является новой. Тем не менее преимущества ее очевидны: работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, овладевать умениями 21 века . Я тоже использую проектные технологии с поддержкой ИКТ. Выходным продуктом любого такого проекта должен быть цифровой образовательный ресурс, который можно потом использовать любому участнику образовательного процесса не только в Юрге, но и по всей России. Поэтому результаты своей проектной деятельности мы опубликовали на страничке KuzWiki. Проект носит название «Время и судьбы», посвящен литературе 30-х годов.
Перед вами, конечно, далеко не весь перечень ИКТ-технологий, но и этого вполне достаточно, чтобы осознать, насколько велика их положительная роль в современном образовании.
Чем ИКТ-технологии так хороши для учителя?

 Они дают экономию времени на уроке, глубину погружения в материал, повышенную мотивацию обучения, интегративный подход в обучении, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока или проекта; привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Чем ИКТ-технологии так полезны для учащегося?

 Они приобретают навыки целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. ИКТ делает занятия интересными и развивает мотивацию; предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Современные технологии способствуют повышению познавательного интереса к предмету, содействуют росту успеваемости учащихся по предмету; позволяют учащимся проявить себя в новой роли; формируют навыки самостоятельной продуктивной деятельности; способствуют созданию ситуации успеха для каждого ученика.

ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что
ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.

Все это помогло вовлечь учащихся в работу по предмету, сделать обучение интересным, продуктивным. Конечно, подобная работа требует дополнительной подготовки и не заканчивается в школе. Современному учителю многое приходится готовить дома, самостоятельно осваивать то новое, что постоянно привносят в образование ИКТ, но потраченное время стоит того. Как приятно слышать от детей после звонка, что они не заметили, как пролетело время урока, а значит, им было интересно, значит, урок надолго запомнится, и все, что на нем происходило, прочно отложится в памяти. Главное - желание учителя, внутренняя потребность повышать свой профессиональный уровень.
Для меня современный профессиональный учитель – это человек, готовый к самостоятельному освоению различных программных средств и ресурсов; умеющий создавать свои образовательные ресурсы и проекты, охотно распространяющий свой педагогический опыт.

Кто имеет информацию, тот правит миром

Б. Брехт

В настоящее время владение необходимой информацией становится важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, одна из важных задач – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. [3, стр. 180]


Список литературы

  1. Анохин, С. М. // Школьные технологии [Текст] -2005.-№2.-208с.
  2. Башмаков, М.И. Процесс обучения в информационной среде [Текст] / М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник // Школьные технологии.-2000.-№6
  3. Веревкин, В. В. Компьютерная переподготовка учителей [Текст] / В. В. Веревкин // Школьные технологии.-2003.-№6.-180с.
  4. Волкова, И. В. Из опыта работы в условиях мультимедиа-кабинета русского языка и литературы [Текст] / И. В. Волкова // Информатика.-2002.-№23Сиденко, А. С. О повышении квалификации с помощью сети Интернет [Текст] / А. С. Сиденко,  А. В. Хуторской // Школьные технологии.-2000.-№6
  5.  Дворецкая, А. В. Основные типы компьютерных средств обучения [Текст]/ А. В. Дворецкая // Школьные технологии.-2003.-№6.-187с.
  6. Курбатова, И. Программное обеспечение на уроках русского языка [Текст]/ И.Курбатова. // Информатика и образование.-2002.-№3
  7. Резник,  Н. А. Технология визуального мышления [Текст]/ Н. А. Резник // Школьные технологии.-2000.-№4.-127с.
  8.   Селевко, Г. Учитель проектирует компьютерный урок [Текст]/ Г. Селевко //Народное образование.-2005.-№8.-136с.
  9. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: В 2 т. Т.2./ Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)
  10. Щеглова, С.Н. //Адаптация учителей к информации [Текст] / С.Н. Щеглова //Школьные технологии – 2005.-№1.-207с.
  11. Якушина, Е.Образовательные Интернет-ресурсы в учебном процессе [Текст] /  Е. Якушина // Народное образование.-2005.-№7.-133с

Что же подразумевают под собой ИКТ?

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных  программ.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:

Ø  способствуют формированию информационной компетентности учащихся, повышению познавательной активности и учебной мотивации;

Ø  способствуют развитию коммуникационных компетенций у всех школьников;

Ø  позволяют индивидуализировать процесс обучения;

Ø  развивают творческий потенциал учащихся;

Ø  осовременивают урок.

Использование ИКТ на уроке и во внеурочное время является наиболее сложным и ответственным делом.

Это связано с уже существующей технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, к здоровью ребенка, к надежности работы оборудования и программного обеспечения.

Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий.

Применение информационных технологий.

Использование ИКТ способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным, позволяет по – новому организовать самостоятельную учебную деятельность школьников. Мультимедиа технологии позволяют школьникам изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать темп усвоения материала. Все эти возможности способствуют развитию желания учиться, развивают интерес к предмету.

При использовании ИКТ резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений. Дети учатся слушать и быть услышанным – это первые шаги к формированию планетарного мышления. Самое главное, что учащиеся привыкают работать с информацией: искать, сравнивать, анализировать, трансформировать, создавать свои проекты.

Меняется роль учителя в образовательном процессе, он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником.

Список литературы

  1. А.С. Сиденко, А.В.Хуторской. О повышении квалификации с помощью сети Интернет// Школьные технологии.-2000.-№6
  2. М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. Процесс обучения в информационной среде// Школьные технологии.-2000.-№6
  3. «Информационные технологии в начальном образовании»// Школьные технологии.-2000.-№6
  4. Щеглова С.Н. //Адаптация учителей к информации. Школьные технологии – 2005.-№1.-207с.
  5. Анохин С.М. // Школьные технологии.-2005.-№2.-208с.
  6. Н.А. Резник. Технология визуального мышления.// Школьные технологии.-2000.-№4.-127с.
  7. Г. Селевко. Учитель проектирует компьютерный урок.// Народное образование.-2005.-№8.-136с.
  8. Е. Якушина. Образовательные Интернет-ресурсы в учебном процессе. // Народное образование.-2005.-№7.-133с
  9. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения.// Школьные технологии.-2003.-№6.-187с.
  10. Веревкин В.В. Компьютерная переподготовка учителей.// Школьные технологии.-2003.-№6.-180с.
  11. И.Курбатова. Программное обеспечение на уроках русского языка.// Информатика и образование.-2002.-№3
  12. А.А. Ильенко. Задания по изучению текстового редактора.// Информатика и образование.-2002.-№3
  13. И.В. Волкова. Из опыта работы в условиях мультимедиа-кабинета русского языка и литературы.// Информатика.-2002.-№23
  14. Новый век – новые возможности.// Управление школой.-2006.-№18


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.

Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...

Конспект инегрированного урока учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.

Конспект инегрированного урока учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.Данный урок направлен на развитие и коррекцию устной и письменной речи у учащихся 5-х классов. Уро...

"Требования к профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы"

материал содержит пункты, указывающие на требования к профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы...

Эссе на тему: «Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО»

В определенный момент  каждый человек задает самому себе ряд важнейших, основополагающих вопросов о смысле жизни, профессии, своем предназначении. Человеку, работающему с детьми, приходится задав...

Удостоверение о повышении квалификации "Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях цифровизации образования"

Удостоверение о повышении квалификации "Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях цифровизации образования"...

Пути повышения профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы

Пути повышения профессиональной компетентности учителярусского языка и литературы...