Открый урок Употребление глаголов, 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Трофимова Анна Владимировна

Конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx74.12 КБ
Файл pamyatka.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность учителя

- Здравствуйте, дорогие ребята. Садитесь. Каким вы хотите видеть наш урок?

- Начнём мы его с решения лингвистической задачи:

(на слайде) Спряжение, наклонение, вид, возвратность, переходность, склонение, число, время, лицо, род, падеж.

- Какой вопрос вы бы задали к данной записи? (что лишнее?)

- Что здесь является лишним? Почему? Что обозначает эта часть речи?

 -Мы уже достаточно много говорили об особенностях этой части речи. Сегодня на уроке мы продолжим говорить о глаголе. Глагол – особенная часть речи. По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных).  Можно привести великолепные образцы использования глаголов в художественной литературе. Посмотрите, как использует Ф.И.Тютчев слова эт ой в своём стихотворении, чтобы передать движение в природе. (Слушаем аудиозапись).

               Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной
шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят...
Они
гласят во все концы:
«Весна
идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас
выслала вперед!».
Весна
идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

- Но к сожалению, мы не всегда можем также грамотно и умело употреблять глаголы в речи.

...Одна милая, очень молоденькая медицинская сестра в накрахмаленной шапочке во время лечебной процедуры ежедневно находила для нас, больных, новую форму глагола «положить». «Ложьте руки сюда», — говорила она, улыбаясь; «залаживайте их так», — объясняла она на другой день. Её изобретательности не было предела: «закладайте», «ложите», «заложьте», «укладайте», «заложивайте» и так без конца... Когда мы поближе познакомились, я посоветовала ей остановиться на простейшей фразе: «Положите руки сюда». И ей, и мне сразу стало легче. (Р. Зелёная)

- Ошибки в употреблении какого глагола показывает данная ситуация? 

- Мы здесь наблюдаем неграмотное использование в речи глаголов, нарушение норм.

- Это очень важный вопрос, предлагаю поработать над этим на уроке. Сформулируем тему урока. (Тема урока – употребление глаголов в речи). СЛАЙД

- Речь - показатель культуры и образования человека. Как только человек заговорит, его речь раскрывает сразу все секреты: грамотен ли он, насколько культурен и воспитан, как хорошо образован, умён или глуп. Сегодня мы поговорим о некоторых особенностях употребления глагола в речи.

- Какие цели мы сегодня поставим перед собой? СЛАЙД

Составление предложений:

Я хочу.. (дописать)

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу.. 

( Учащиеся отмечают, что будут учиться употреблять глаголы, совершенствовать культуру речи, умения строить высказывание в соответствии с нормами русского языка).

-Предлагаю поучаствовать эксперимент и выступить в роли исследователей. Мы проведём урок-проект. К нему готовились, собирали материал. Вы будете работать не в тетрадях, а в рабочих листах. Результатом нашего урока должна стать памятка «Употребление глаголов в речи».

 Вернёмся к тексту. (На слайде текст, неправильные формы глаголов выделены).

- Глагол представляет собой довольно сложную с точки зрения формоупотребления часть речи.

- Ошибки в образовании какой формы глагола здесь допущены? (в форме повелительного наклонения).

- Что вы узнали при самостоятельной подготовки к уроку об образовании формы повелительного наклонения глаголов?

Справка №1.  Каймаков Влад

Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения высунь, выставь, выправь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь, взгляни, выйди, не кради, положи, а не высуни, выстави, выправи, высыпи, почисти, не порти, не корчи, не морщи, уведоми, лакомися, закупори, откупори, взглянь, глянь, выдь, не крадь, положь.

Существуют также определенные трудности при образовании форм повелительного наклонения от следующих глаголов:
глядеть
 – гляди, глядите, но не глянь, гляньте;
ехать – поезжай, поезжайте, езжай и езжайте, но не ехай, ехайте,едь,едьте;

ездить - езди, ездите, но ездь, ездий, ездийте, ездьте;
лечь – ляг, лягте, но не ляжь,ляжьте;
трогать – трогай, трогайте, но не трожь, трожьте.

бежать - беги, а не бежи; бегите, а не бежите;

лазать - лазай, а не лазь; лазайте, а не лазьте;

положить – положи, а не положь; положите, а не положьте;

класть – клади, а не ложи; кладите, а не ложьте.

Задание 1 «Перевод с русского на русский». Запишите правильный вариант глаголов.

Ляж в постель. Бежи скорее к врачу. Вылазь из воды скорее. Ставайте за мной, я последний. Не ложи локти на стол. Едь летом на юг. Ездь в школу не на троллейбусе, а на автобусе. Барсик, не мурлычь.

Ребята, может быть сейчас я открою вам секрет. Но и вторая форма данных глаголов, которую мы посчитали неправильной, всё же используется. Но только в просторечье, т.е в очень простой, грубой речи. Но мы должны помнить, что речь образованного человека должна быть грамотной, нормированной. 

 Давайте продолжим. Вы готовили материал для нашего проекта. Какие же ещё наиболее частотные ошибки в употреблении глагола существуют?

Справка №2. Орфоэпические ошибки. (Гульзаваров Ибрахим).  СЛАЙД

Среди русских слов «рекордсменами» по части ошибок в произношении являются глаголы ЗВОНИТЬ и ВКЛЮЧИТЬ. В этих глаголах при спряжении ударение всегда падает на личное окончание.

      Ударение нередко «передвигается» с глагола на частицу НЕ в формах прошедшего времени (за исключением формы женского рода):

быть – нЕ был, нЕ было, нЕ были; но: не былА;

дать – нЕ дал, нЕ дало, нЕ дали; но: не далА;

жить – нЕ жил, нЕ жило, нЕ жили; но: не жилА;

пить – нЕ пил, нЕ пило, нЕ пили; но: не пилА. 

Задание 2. Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам. Расставьте ударение:

  звонить, включить, вручить.

Задание выполняем у доски три ученика. Произносим вслух.

Ед.ч

1 л звонЮ           включУ          вручУ

2 л. звонИшь     включИшь      вручИшь

3 л. звонИт        включИт       вручИт

Мн.ч.    

1 л звонИм         включИм       вручИм    

2 л. звонИте      включИте     вручИте

3 л. звонЯт        включАт       вручАт

- Какую особенность изменения данных глаголов вы отметили?  ЧИТАЕМ ВСЛУХ

- Глаголы звонить, включить, вручить во всех формах имеют ударение на последнем слоге.

- Какие ещё глаголы спрягаются по данному принципу?

- При изменении имеют ударное окончание.

- Измените глаголы по лицам и числам в прошедшем времени (за партой, по рядам):   брать – брал, бралА,  брАло, брАли        Лгать –      Слыть –

- Не забываем указывать ударение и правильно произносим.      

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА      СЛАЙД                                                                                                                              Задание 3. Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего  времени от следующих глаголов: устно.

Затмить –

 Очутиться -

 Победить -

 Убедить -

 Чудить -

Задание проецируется на экран.

- Как называются глаголы, от которых мы не смогли образовать нужную форму? Что вы о них узнали, готовясь к уроку?

СПРАВКА 3. «Недостаточные глаголы».

 Раскройте скобки, заменив предложенные в них глаголы подходящими по смыслу описательными оборотами. Запишите в рабочие листы.

Я (убедить) вас в необходимости дополнительных занятий. 2. Если я не сдам экзамен, то (очутиться) в неприятном положении. 3. Без специального компьютерного стола я скорее всего (ощутить) неудобство. 4. Я уверен, что в соревнованиях по плаванию брассом я (победить). 

Проверка на слайде: Я постараюсь убедить вас...

Я должен убедить вас... Я хочу убедить вас... Я окажусь ... Я попаду в неприятное положение... Я буду ощущать ... Я одержу победу... Я буду победителем...

Какое правило иллюстрирует данный рисунок. i?id=8535cbc37701bdb5bd3c386d4755009c-sr&n=13

Перед вами справка из словаря.

Ваша задача: прочитайте данный материал и сделайте вывод – когда употребляется глагол надеть, а когда одеть.

  Глагол «одеть» используется по отношению к существу одушевленному: человек, мужчина или женщина, мальчик или девочка, и т.д. Он также употребляется в сочетании со словами, обозначающими неодушевленные подобия человека, например, кукла, игрушка;

  Данный глагол отвечает на вопрос: кого? Например: «Бабушка одела внука на прогулку», «Работники магазина одели манекен и выставили его на витрину»;

  Слово «надеть» применяется по отношению к неодушевленному предмету и отвечает на вопрос: «что?». Например: «Надеть пальто (шубу, куртку)».

Задание 4. Я диктую существительные. Вы их распределяете по столбикам «одеть – надеть»: куклу, больного, костюм, ребёнка , пальто, туфли, джинсы, сына, ветровку, юбку, его, маску.

- Мы знаем, что глаголы – удивительная часть речи, и это во многом благодаря тому, что глаголы имеют много синонимов. Например, И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети» использовал более 100 глаголов речи.

Например, такие глаголы: сказал, рассказал, поведал, проговорил, поделился, возразил, согласился, промямлил, произнес, пообещал, задался вопросом, заключил. завершил, изложил, объяснил, пояснил, изъяснил, подытожил, растолковал, обратил внимание, оповестил, осветил, предостерег, уклонился, отговорился.

Ребята, так зачем нам необходимо употреблять в  речи синонимы? (чтобы сделать нашу речь точной, богатой...)

- Согласна с вами. Говорить грамотно, точно – это большой труд. Но не всегда получается грамотно употреблять синонимы в речи.

- Дома вы должны были найти предложения с глаголами кушать. Определите лицо глаголов.

- (Зачитывается несколько предложений, определяется лицо глаголов).

- Так в какой же форме употребление глагола кушать будет считаться правильным?

Вывод: в 1 лице глагол кушать не употребляется.

СПРАВКА № 4 

Глаголы есть и кушать — синонимы. Как синонимы они выступают с значением «принимать пищу, употреблять в пищу».

Глагол есть употребляется в литературной речи (в том числе и в современной) несравненно шире своего синонима. Есть — основное, общеупотребительное слово.

Глагол же кушать ограничен в своем употреблении прежде всего как слово, относящееся к речевому этикету; вежливое приглашение гостя, гостей к столу:  «кушать подано, прошу к столу» или в повелительном наклонении — «кушайте, пожалуйста!».

Глагол кушать в 1-м лице (кушаю) употреблять не следует.Такая форма допустима только в речи детей и женщин.

- Продолжаем говорить о тех трудностях, которые встречаем в употреблении глаголов. Каждый глагол требует от зависимого существительного  или местоимения определённого падежа. Кроме того, для связи глагола с зависимым словом мы можем использовать предлог ( предложное или беспредложное управление).

Задание 4
Даны глаголы, близкие по значению, но требующие разного управления. Выберите для каждого глагола соответствующий ему вопрос.
тревожиться     беспокоиться
(о ком? о чём?) (за кого? за что?)
предать    изменить
(кого? что?) (кому? чему?)
негодовать  возмущаться
(против кого? чего?) (чем?)
содействовать  сотрудничать
(кому? чему?) (с кем? с чем?)
препятствовать  тормозить
(что?) (кому? чему?)
отчитаться  сделать отчёт
(в чём?) (о чём?)

Оплатить – заплатить

(что?) (за что?)

Мини-группам даются глаголы:

Скучать – указать (мы)

Оплатить  – заплатить (проезд)

Признать – примириться  (поражение)

Описывать – думать (природа)

Играть – заниматься (баскетбол).

Исправьте ошибки. 

Ляжьте, выздоровлю, жгёт, углубить, погибнул, обращать внимание мелочам, ехай, удивляться мужеством, захочут, восхищаться подвигу, пекёт.

Сегодня мы рассмотрели глаголы, в употреблении которых мы часто допускаем ошибки. Список таких слов не полон. В результате у нас получилась памятка, которую вы в будущем можете дополнять. В этом нам помогут словари и справочники по культуре речи. Давайте подведём итоги урока.

Фразы из рефлексивного этапа на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…

Домашнее задание: составить текст на свободную тему, используя изученные глаголы. Гостям мы также дарим наши памятки.

С. Шевцова и  найдите значения слова ГЛАГОЛ.

                        Поэт, в плену возвышенных идей,

                       Не игнорируй прозу средней школы;

                      Чтобы «глаголом жечь сердца людей».

         Необходимо твёрдо знать глаголы.

Памятка «Употребление глаголов в речи»

Нормы употребления

ехать –

ездить -
лечь –
трогать –

бежать -

лазать -

положить –

класть –

Глаголы в форме повелительного наклонения

Ляж         в постель.   Бежи   скорее к врачу. Вылазь     из воды скорее. Ставайте     за мной, я последний. Не  ложи    локти на стол.   Едь летом на юг.    Ездь    в школу не на троллейбусе, а на автобусе.  Барсик, не    мурлычь. 

    Орфоэпические нормы

  Запомните: 

быть – нЕ был, нЕ было, нЕ были; но: не былА;

дать – нЕ дал, нЕ дало, нЕ дали; но: не далА;

жить – нЕ жил, нЕ жило, нЕ жили; но: не жилА;

пить – нЕ пил, нЕ пило, нЕ пили; но: не пилА.

Ед.ч

1 л  звонЮ           включУ          вручУ

2 л.  ---------          -----------         ---------    

3 л.  ---------          -----------         ---------

Мн.ч.    

1 л звонИм         включИм       вручИм    

2 л.  ----------         -------------       -----------    

3 л.   ---------         -------------        ----------    

«Недостаточные глаголы»,

не имеющие формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени:                                                                                                                                                                            

Победить, убедить, висеть, очутиться, ощутить, дудеть  и  др.

Я   (убедить)       вас в необходимости дополнительных занятий. 2. Если я не сдам экзамен, то    (очутиться)    в неприятном положении. 3. Без специального компьютерного стола я скорее всего   (ощутить)       неудобство.  4. Я уверен, что в соревнованиях по плаванию брассом я    (победить). 

Глаголы – паронимы

Одеть — кого, что. 1. Облечь кого-либо в какую-либо одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого; сравните, одеть куклу, манекена…

Надеть — что. 1. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки,  противогаз…

Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть — с неодушевлёнными.

Одеть                 надеть

Глагольное управление

                       Соедините стрелками

Выберите для каждого глагола соответствующий ему вопрос.
тревожиться беспокоиться
(о ком? о чём?) (за кого? за что?)
предать изменить
(кого? что?) (кому? чему?)
негодовать возмущаться
(против кого? чего?) (чем?)
содействовать сотрудничать
(кому? чему?) (с кем? с чем?)
препятствовать тормозить
(что?) (кому? чему?)
отчитаться сделать отчёт
(в чём?) (о чём?)

Скучать

указать

оплатить  

заплатить  

признать

примириться  

описывать

 думать

играть

заниматься

СПРАВКА № 4

  Глаголы есть и кушать — синонимы. Они выступают с значением «принимать пищу, употреблять в пищу».

Глагол есть употребляется в литературной речи (в том числе и в современной) несравненно шире своего синонима. Есть —общеупотребительное слово.

   Глагол же кушать ограничен в своем употреблении прежде всего как слово, относящееся к речевому этикету; вежливое приглашение гостя, гостей к столу:  «кушать подано, прошу к столу» или в повелительном наклонении — «кушайте, пожалуйста!».

   Глагол кушать в 1-м лице (кушаю) употреблять не следует.Такая форма допустима только в речи детей и женщин.

Справка №2. Орфоэпические ошибки. 

Среди русских слов «рекордсменами» по части ошибок в произношении являются глаголы ЗВОНИТЬ и ВКЛЮЧИТЬ. В этих глаголах при спряжении ударение всегда падает на личное окончание.

      Ударение нередко «передвигается» с глагола на частицу НЕ в формах прошедшего времени (за исключением формы женского рода):

быть – нЕ был, нЕ было, нЕ были; но: не былА;

дать – нЕ дал, нЕ дало, нЕ дали; но: не далА;

жить – нЕ жил, нЕ жило, нЕ жили; но: не жилА;

пить – нЕ пил, нЕ пило, нЕ пили; но: не пилА. 

Нас пригласили за стол, различие блюд удивляло и расстраивало, а ведь где-то люди голодают, а мы здесь кушать собрались. 

Врачи рекомендуют есть понемногу ,но часто .
"Откушайте новое блюдо"-,предложил шеф- повар.
"Ваня плохо кушает"-,жалуется маме воспитательница детского сада .

Не на чем было даже кушать и спать, поскольку мебель эти люди вывезли в первую очередь.
Без хлеба много не съешь, да и не всякий мог кушать масло просто так.
Нужно понудить себя, встать, подойти, взять ложку и тогда уже кушать.
Маша ему говорит: Антон, сейчас ещё рано, кушать будем позже.
Перебудив всех, он бешено несся по мраморной лестнице с воплем «Изадора, кушать, кушать!».
Место было болотное, кушать нечего, зелени нет.
Кушать мне как-то надо было, у меня есть профессия, вот я этой профессией и занималась, чтобы не умереть с голоду.
Много внимания в КАПУ уделяли нашему общему воспитанию: как кушать, говорить, шутить, соблюдать принятый в обществе (благородный) этикет.
Аппетит у Бибы был прекрасный, его не нужно было уговаривать кушать котлетки, пить молоко и т. д.
Все смотрю и думаю: когда же наша барышня кушать начнут?
И все равно после очень хотелось кушать.
Нагруженные пакетами мы пошли кушать в ресторан.
Под Гомелем мы попали в окружение, и 29 дней у нас не было еды, некоторые начали из огородов всякое гнилье кушать, опухли от этого и погибли.
И молодая дама начинает с аппетитом кушать, поправляя плохое настроение шедеврами дворцовой кухни.
Больше:
https://sinonim.org/p/%D0%BA%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C



Предварительный просмотр:

Литературные формы повелительного наклонения: высунь, выставь, выправь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь, взгляни, выйди, не кради, положи.
А также
глядеть – гляди, глядите;
ехать – поезжай, поезжайте, езжай и езжайте;

ездить - езди, ездите;
лечь – ляг, лягте;
трогать – трогай, трогайте;

бежать - беги, а не бежи; бегите;

лазать - лазай, а не лазь; лазайте;

положить – положи; положите;

класть – клади; кладите.

Орфоэпические нормы

ЗвонИть – звонЮ, звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт;

ВключИть – включУ, включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт.

занЯть – зАнял

начАть – нАчал

понЯть – пОнял

прибЫть – прИбыл

принЯть – прИнял

2. задАть – зАдал и доп. задАл

налИть – нАлил и доп. налИл

обнЯть – Обнял и доп. обнЯл

отдАть – Отдал и доп. отдАл

подАть – пОдал и доп. подАл

предАть – прЕдал и доп. предАл

продАть – прОдал и доп. продАл

прожИть – прОжил и доп. прожИл

создАть – сОздал и доп. создАл

быть – нЕ был, нЕ было, нЕ были; но: не былА;

дать – нЕ дал, нЕ дало, нЕ дали; но: не далА;

жить – нЕ жил,нЕ жило,нЕ жили; но: не жилА;

         

          «Недостаточные глаголы»

       (не имеют отдельных личных форм) 

бдеть, бороздить, бузить, внять, возродить, ворсить, галдеть, громоздить, дерзить, дудеть, ерундить, загалдеть, зарысить, затмить, затмиться, зашелестеть, кадить, косить, костить, кудесить, лисить, лихорадить, мерзить, минуть, мутить, набузить, надерзить, наерундить, накудесить, начудесить, начудить, нашкодить, обезлесить, обезлошадить, обрусить, обуржуазиться, объять, отчудить, очутиться, парусить, переубедить, переубедиться, перешерстить, победить, побудить, погалдеть, подудеть, почудить, пошелестеть, предубедить, причудиться, приять, продудеть, прорысить, прошелестеть, разубедить, разубедиться, рысить, тмить, тмиться, тузить, убедить, убедиться, угобзить, угораздить, умилосердить, чудесить, чудить, шелестеть, шерстить, шкодить.

          Глаголы – паронимы

  Глагол «одеть» используется по отношению к существу одушевленному: человек, мужчина или женщина, мальчик или девочка, и т.д., а также со словами, обозначающими неодушевленные подобия человека, например, кукла, игрушка;

  Данный глагол отвечает на вопрос: кого? 

  Слово «надеть» применяется по отношению к неодушевленному предмету и отвечает на вопрос: «что?». Например: «Надеть пальто (шубу, куртку)»;

КУШАТЬ – ЕСТЬ

Глагол есть употребляется в литературной речи несравненно шире своего синонима. Есть — основное, общеупотребительное слово.

Глагол же кушать ограничен в своем употреблении прежде всего как слово, относящееся к речевому этикету; вежливое приглашение гостя, гостей к столу:  «кушать подано, прошу к столу» или в повелительном наклонении — «кушайте, пожалуйста!».

Глагол кушать в 1-м лице (кушаю) употреблять не следует.Такая форма допустима только в речи детей и женщин.

Глагольное управление

Запомните !!!

Скучать по вас

грустить по нас

оплатить проезд

опираться на факты

ПАМЯТКА

«Употребление

глаголов в речи»

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!

                  И.С.Тургенев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока для 5 класса "Употребление глагола "to be".

Презентация и конспект к уроку"Употребление глагола "to be", личных и притяжательных местоимений" по УМК О.В.Афанасьевой для 5 класса...

Игровые технологии для отработки употребления глагола can на уроке английского языка во 2 классе.

Данные игровые технологии способствуют активной работе учащихся при отработке глагола can, тем самым обеспечивая прочное усвоение изучаемого грамматического материала....

Урок русского языка в 5 классе "Правильное употребление глаголов"

Урок русского языка в 5 классе Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормыЦели: совершенствовать умение определять и исправлять нарушения языковых норм употребления глагол...

Урок" Употребление глаголов в речи".

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний....

Конспект открытого урока "Употребление глагола в речи"

Конспект открытого урока "Употребление глагола в речи"...

Конспект урока немецкого языка во 2 классе. Тема урока: «Употребление глаголов в настоящем времени. Особенности спряжения сильных глаголов с корневой гласной «е»».

Цель урока: Создание условий для совершенствования навыков устной речи, чтения вслух, орфографических навыков, формирования и совершенствования грамматических навыков.Задачи урока:Образ...