Урок русского языка в 6 классе по теме «Буквы и – ы после ц»
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Новосельцева Елена Александровна

В ходе  урока – игры  идёт объяснение нового материала и его первичное закрепление. Выбор основан на необходимости использования системно - деятельностного подхода в современном образовании.

Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.

Использован УМК:

             1. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/    Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.– М.: 

«Просвещение», 2009.

             2. Г.А.Богданова «Уроки русского  языка в 5  классе: к учебнику  Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др – М.:                    Издательский дом «Генжер»,2006.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_po_teme.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе  по теме «Буквы и ы после ц»

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма: урок - игра

Цели:

  • познакомить учащихся с правописанием букв “ы-и” после “ц”;
  • научить  применять правило на изученную орфограмму в различных частях слова;
  • расширить лексический запас учащихся;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, составлять схемы, алгоритмы;
  • развивать орфографическую зоркость и умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.
  • поддержать интерес к урокам русского языка;
  • воспитывать чувство коллективизма при групповой работе, парной работе.

Оборудование:

1. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/    Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.– М.:  

«Просвещение», 2009.

2. Карточки планирования учебной деятельности

3.Схема - алгоритм.

4.Тест Intewrite Response (интерактивное голосование).

5.Необходимое аппаратное и программное обеспечение (компьютер, проектор, магнитная доска, интерактивная доска, презентация для изложения нового материала).

Этап урока

Деятельность учителя

Формы, приемы, методы

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда!

Мы начнем урок, друзья!

Сегодня нам в класс принесли необычную посылку из Страны знаний. В этой посылке был сундук и записка, в которой говорилось, что мы сможем открыть сундук и узнать, что за секрет хранится в нем, только собрав 6  волшебных ключей. Работать вы будете в командах, но некоторые задания будете выполнять индивидуально.

За правильное  выполненное задание команда будет получать 1 волшебный ключ. По итогам игры команде, набравшей 6 ключей, предоставляется возможность открыть волшебный сундук.

-Готовы к игре? Тогда вперёд!

-Я желаю вам успехов! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха.

(Слайд 1)

По ходу выполнения заданий не забываем оценивать свою работу в листах самооценки.

Фронтальная работа.

Приветствие учителя.

II.Изучение нового материала. Актуализация знания. Постановка учебной цели.

- На доске записаны слова, прочитайте их. (Слайд 2)

ц[ы]рк

милиц[ы]я

ц[ы]ркуль

скворц[ы]

акац[ы]я

птенц[ы]

станц[ы]я

синиц[ы]

ц[ы]фра

- Что объединяет все эти слова?

- А у вас в данный момент запись этих слов вызывает затруднение? Почему?

- Почему эти слова записаны группами?

- А в каких частях слова неясное написание и после какого именно звука?

- Как, вы думаете,  будет называться тема нашего урока?

- Поделитесь мыслями, чему мы можем научиться на этом уроке?

- Давайте запишем тему урока в тетрадь.

- И вы получаете первый ключи от сундука.

Проблемная ситуация.

Побуждающий диалог.

Фронтальная работа.

Дети читают про себя.

- Мы не знаем, как правильно писать эти слова.

- В корне, в окончании, в словах на –ция после звука [ц].

- Обозначение звука [ы] после   [ц].

- Писать буквы и-ы в корне, в окончании, в словах на –ция после ц.

Называют тему урока, проговаривают цели и задачи занятия.

Планирование учебной деятельности.

- Давайте составим план изучения новой темы.

- Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки?

- Вы получаете еще волшебный ключ и становитесь все ближе к нашему сокровищу.

Фронтальная работа

Желающий пытается выставить план действий.

Работа с грамматическим материалом.

- Вернемся к нашим словам (Слайд 3):

цИрк

милицИя

цИркуль

скворцЫ

акацИя

птенцЫ

станцИя

синицЫ

цИфра

- Прочитайте слова первого столбика

- В какой части слова находится орфограмма?

Обозначьте.

- Что вы заметили?

Построение схемы.

- Прочитайте слова второго столбика.

-  В какой части слова находится орфограмма?

Обозначьте.

- Что вы заметили?

- Прочитайте слова третьего столбика. Что заметили? На что оканчиваются эти слова?

- А какой буквой обозначается  звук [ы]?

По итогам выполненной работы команды получают ключи.

Наблюдение.

Частично-поисковый метод.

Опорный сигнал.

.

Читают слова, работа маркером на интерактивной доске (выделяют части слова)

- В корне слова. (Один ученик работает у доски, остальные на своих карточках).

- В корне после ц пишется буква и (Составляют схему).

- В окончании слова. (Один ученик работает у доски, остальные на своих карточках).

- В окончании после ц пишется буква ы  (Составляют схему).

- Все слова оканчиваются на – ция.

- Буквой и.

Выведение правила.

- Посоветуйтесь с соседом по парте и попытайтесь сделать вывод, в каком случае пишется после ц – ы, а в каком  -и?

Вы становитесь еще ближе к сокровищу!

Работа в парах.

Пытаются сформулировать правило.

Отвечают.

Работа с правилом.

 - Давайте прочтем правило в учебнике на стр.182, правильно ли мы его сформулировали?

-Поможет вам запомнить правило небольшое стихотворение:

В существительных на -ция

Мы всегда напишем -ия.

И под корнем, посмотри,

Тоже пишем букву и.

А в концовке -цын, -цый, -цы

Пишем только букву ы.

- Обо всех ли пунктах правила говорится в этом стихотворении?

- Да, действительно, во многих правилах русского языка есть исключения.

- Давайте подумаем, как мы зарифмуем эти слова-исключения, чтобы они легче нам запомнились.  

- Вы, ребята,  молодцы, и за это вам ключи!

- Чтобы легче запомнить слова-исключения,  я тоже предлагаю вам такую чистоговорку:

 Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «Цыц!».

- Значение каких слов вам непонятно?

- Кто сможет объяснить, что значит слово «цыкнул»?

- А в каком словаре мы можем найти значение этого слова?

- Давайте проверим по толковому словарю С.Ожегова.

Цыкать (разг.) – прикрикивать на кого-л, что-л. (обычно при приказании прекратить что-либо или при выражении какой-либо угрозы).

Работа с учебником.

Частично-поисковый.

Наблюдение.

Фронтальная работа.

Работа с источником информации.

Чтение правила в учебнике, нахождение неохваченного материала.

Проговаривают вслух.

- Что значит цыц? Цыкнул?

Дополняют схему.

Составляют предложения, зачитывают классу.

Составление алгоритма.

Давайте составим алгоритм применения правила.

- Итак,  определим по шагам, какие операции мы проводим?

- Какая команда набрала наибольшее количество ключей?

- А теперь мы можем открыть сундук и узнать секрет (готовая схема-алгоритм)

Фронтальная работа.

1.Слышу [цы];

2.Разбираю слово по составу;

3.Если слог в корне и слово не исключение, пишу ЦИ, если исключение – пишу ЦЫ;

4. Если буква после ц – окончание –пишу Ы;

5. Если слово на –ЦИЯ – пишу И.

Физкультминутка.

Мы, ребята, молодцы!

Укрепляем мышцы,

Разминаем пальцы,

Упражнение «ножницы»,

Прыгаем на цыпочках,

Как цыплята пикаем!

Мы глазами поморгаем

И работать продолжаем!

Фронтальная работа.

Выполняют физкультминутку.

Контроль усвоения нового знания.

1)Работа по карточкам

Карточка 1

Комментированное письмо. Вставьте буквы, объяснить написание того или иного слова.

Станц-я, ц-почки, ц-трус, ц-ркач, сестриц-н, глупц-, дисц-плина, ц-ган, гусениц-, круглолиц-й, ц-нга, ц…новка, Грец-я.

Карточка 2.

С помощью суффикса -ын- образуйте от данных существительных прилагательные:

синица, волчица, кормилица, тигрица

Карточка 3.

Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и:

Укрепления построены бойцами. Синицами были съедены все хлебные крошки. Матч выигран нижегородцами

 Карточка 4.

Распределите слова по двум столбикам: с –и-ы

Ц…нк, ц…тата, ц…пленок, белолиц…й, ц…ркуль, овц…, милиц…я, пунктуац…

Карточка 5.

Найдите лишнее слово

Ц…стерна, ц….ган, ц…ркуль, ц…линдр.

Информац…я, полиц…я, ц….кады, эволюц…я. 

- В случае, если у вас возникают затруднения при выполнении задания, вы можете обратиться за помощью к членам своей команды или «инструктору», т.е. ко мне.

- Кто не допустил ошибок?

-Молодцы!

3) Интерактивный тест. Проверим свои знания при помощи пультов голосования.

- Кто не допустил ошибок?

- Молодцы!

- Конечно, каждый из вас уже задумывался над выбором будущей профессии. Кто хочет попробовать себя в роли учителя, выбирает для самостоятельной работы белый лист с заданием, в  роли писателя - желтый,  ученого- зеленый. Выбирайте и приступайте к выполнению. Каждый за работу получит оценку.

На белых листах:

Исправь ошибки!

Древняя цывилизация,

круглолиций мальчик,

дворцы Петербурга,

аккуратные немци,

циновка у двери,

душистая акацыя,

птенцы чайки,

учиться в Швецыи,

пушистый ципленок.

 На желтых листах:

Составь небольшой рассказ(3-4 предложения) на тему «У бабушки», используй словосочетания: желтенькие ц…плята, лисиц…на нора, цветущая акац…я, ловкая кошка- ц…ркачка.

 На зеленых листах:

Вставь в текст о насекомых цикадах подходящие по смыслу слова: ц…када, ц…ркулярная, китайц…, ц…трусовые, птиц…, традиц…я, информац…я.

 

В странах с тёплым климатом раздаётся звонкая песня насекомых __________________. Они жители тропических стран, поэтому нередко их можно увидеть на _______________________ деревьях. Многие _______________ любят полакомиться ими. Эти насекомые поют громко, их стрекот напоминает звук _____________________ пилы.

         В древности существовала такая ____________________: с собой в могилу богатые __________________ клали это насекомое как символ бессмертия.

         Может быть, полезной тебе будет ___________________, что амулет в виде _______________________ защитит тебя от предательства.

Фронтальная работа.

Практическая работа.

Взаимоконтроль.

Самоконтроль.

Индивидуальная работа.

Записывают слова, комментируют, проверяют.

Выполняют, проверяют в паре, оценивают друг друга.

Выполняют самостоятельно, проверяют по образцу, оценивают себя.

Итог урока.

- Вот и подошел к завершению наш урок.

-Всю ли мы работу выполнили?

- Достигли ли мы поставленной цели?

-Что нового узнали?

-Кому было легко?

-Кому было трудно? В чем заключались трудности?

- Где нам пригодятся знания?

Выставляются оценки за урок с учетом листов самооценки.

Фронтальная работа

Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности.

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Работа по карточке.
  2. Упр. 447
  3. Подобрать слова по изученной теме и выполнить карточку для одноклассника с заданием.

Записывают задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Урок русского языка в 5 классе "Буквы И-Ы после Ц"

Разработка урока изучения нового материала...

Урок русского языка в 5 классе "Буквы ы-и после ц"

Открытый урок русского языка в 5 классе...