Карточки по теме "Придаточные предложения" 9 класс
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Русских Ирина Сергеевна

Карточки для индивидуальной работы по теме"Придаточные предложения" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pridatochnye_opredelitelnye_predlozheniya.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

                             ПРИДАТОЧНЫЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Придаточные определительные предложения

  1. Перепишите, расставляя знаки препинания.
  2.  Определяемое существительное в главном

предложении заключите в рамки, определительное придаточное подчеркните волнистой чертой

1) В ясный весе(н,нн)ий день ра(н,нн)им утром мы собирались на  охоту.2) Я надел кожа(н,нн)у куртку дли(н,нн)ые охотничьи сапоги и с гордостью поглядывал на приятеля который был в обыкнове(н,нн)ом костюме стареньком шерстя(н,нн)ом свитере полотня(н,нн)ой рубашке и резиновых сапогах.3) Мы вышли из дома и пошли вдоль песча(н,нн)ого берега реки деревя(н,нн)ого моста который соединял деревню с большим листве(н,нн)ым лесом. (По. Ю. Шевчуку.) 4) Быстрота резкость точность внезапность соколи(н,нн)ой охоты связаны с тобой основной пищей которой кречет питается на воле. 5) Собака попятилась и нехотя скрылась от оси(н,нн)ого роя в ельнике где время от времени слышалось её приглуше(н,нн)ое ворчание. 6)Гуси(н,нн)ый крик который всколыхнул тишину ра(н,нн)его утра разнесся над рекой лугом и улетел в поле и лес. 7)А вот низенький бабушки домик с гуля(н,нн)ой завалинкой с мальвами у крыльца. (В.Инбер.) 8) Пчели(н,нн)ая пасека находилась далеко за деревней.

  • Назовите правила правописания н и нн в  именах  прилагательных. Составьте таблицу на эти правила.
  • Найдите в тексте и подчеркните слова с суффиксом, указывающим на принадлежность животному. Какой из суффиксов имеет значение <<сделанный из чего-то>>

                                         

ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 Придаточные изъяснительные предложения.

  Перепишите предложения, расставляя запятые. Главные предложения заключите в квадратные скобки, придаточные – в круглые. Укажите, к каким словам или словосочетаниям относятся придаточные, какими союзами и союзными словами они прикрепляются.

  1. Мне к..залось что мы быстро пройдем степь и появимся у стен города. (А. Первенцев.) 2) Владимир Сергеевич не знал к какому дому направит(?)ся. (И. C. Тургенев.) 3) Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать (то) чего она так загрустила. (В. Г. Короленко.) 4) Вдруг испугавшись не заврался (ли) он Петя ост..новился  и покраснел. (Л. Н. Толстой.) 5) Неожиданно  где (то) впереди несколько раз щ..лкнул соловей  и замолчал ожидая не накажет ли кто его за дерзость. (В.  Пискунов.) 6) Доказывать что бл..городство человека определяется не «табелью о рангах» и не знатным происхождением, вряд(ли) стоит.(Ю. Ценин.) 7) Марийка не слыш..ла как позади скрипнула дверь. (Бубеннов.) 8) Тот (час) стало слышно как ветер шумит в кроне деревьев . (К. Г. Паустовский.) 9) Яков отрыл глаза вопр..шающим взглядом обвел всех кругом и увидел что победа была его. (И. С. Тургенев.) 10) Всех как будто ждали не будет (ли) он ещ.. петь.
  • Выпишите из 1-го предложения главные и сделайте морфологический разбор.
  • Найдите в тексте антонимы к выделенному слову.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ и

ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ

Придаточные предложения образа действия и степени.

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Главные предложения

  заключите в квадратные скобки, придаточные - в круглые.

  1. Обломки каминной породы лежат здесь так плотно как (будто) кто(то) нарочно пр..гонял их друг (к) другу. (В. Арсеньев.) 2) Пришвин был   писателем в такой степени что его (не)возможно было представить без пира в руке. (В. Лидин.) 3) я так пр..вязался к этим лошадям  столько им отдал души что и сей (час) спустя десят..летие помню каждую из них до мельчайших подробностей. (Н. Чуковский.)  4) Я по развалинам хожу и по осколкам как (будто) в лет..пись гляжу моей родной державы. (Н.Бунин.) 5) Палатку надо натягивать так что (бы) она гудела как барабан. (К. Г. Паустовский.) 6)Глаза ломило будто кто (то) наж..мал (на) них (по) верх век пальцами.  (Б. Поливой.) 7) Корни матерых елей расходясь в разные стор..ны слегка взбугрили землю так что угадывался  их путь под землей. (В. Солоухин.)
  • Найдите в тексте предложения, соответствующие этим схемам :
  1. [… указ. Слово так + нареч.],(союз как будто…).
  2. […глаг. + указ. Слово так],(союз чтобы…).

  • Разберите выделенное слово по составу по составу.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С ПРИДАТОЧНЫМИ МЕСТА

68. Придаточные предложения места.

Спишите, расставляя запятые. Главные предложения заключите в квадратные скобки, придаточные –в круглые. Подчеркните союзные слова и те слова в главном предложении, которым придаточные предложения. Составьте схемы 5-го и 6-го предложений.

1)Куда (н..) огл..нусь (по) всюду пожь густая. (А. Майков.) 2) И куда (н..) глянешь освеж..нным взором (ото) всюду веет тиш..ною да пр..стором. (А. Апухтин.) 3 ) Где быстрые воды (н..) давно свободно текли сего.. дня прошли пер..ходы обозы с товаром прошли. (Н. А. Некрасов.) (Н..) много лет тому назад там где сливаяся шумят обнявш..сь буд (то) две сестры струи Арагвы и Куры был монастырь. 5) (От) куда ветер (от) туда и счастье . (М. Ю. Лермонтов). 6) Куда (н..) обращаю взор кругом  синеет мрач(?)ный бор. (А. А. Фет.) 7) Где в округе  (н..) избушки (н..) огней (н..) пр..водов  пр..ютил Алтай теплушки из далеких городов. (В. Семернин.) 8) Где берёзы плывут в хор.. воде к реке под..йти (н..) боятся по  опушкам Аленушка бродит клич..т - ищ..т родимого братца. (В. Семернин.) 9) Там где на лугу лс..вались две (н..) большие речки устраивались с давних времён пикники с сам..варами и вкусными ватрушками . 10) Там где ветер продувал вольно между дворами снега было (н..) много . (А. Н. Толстой.)

  • Объясните правописание ни и ни в тексте
  • Как образовано выделенное слово? Найдите в тексте слова, образование так же.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

                          С ПРИДАТОЧНЫМИ ВРЕМЕНИ

    73. Придаточные предложения времени.

Разбирая примеры, установите:1)какими союзами присоединяются к главному предложению придаточные времени; 2)как придаточные располагаются по отношению к главному предложению;3)выделите предложения, в которых придаточные служат не для обозначения времени, а для уточнения члена предложения, обозначающего время в главном; 4)обратите внимание на постановку запятых при стечении двух союзов (двух подчинительных или сочинительного). Спишите расставляя запятые.

     1)А когда мы добрались  до деревеньки совсем  стемнело. 2)Ра(н,нн)им утром когда все спали я вышел на ц..почках из душной жаркой избы. 3) Едва начал бре..жить ра(с,сс) вет а мы уже проснулись и вышли на улицу. 4)Травы скаш..вают рано утром пока они еще не уронили росы и нежатся в ее прохладе. (В. Солохин.) 5)Прощаясь с учителями и друг (с) другом выпускники об..щали что когда они раз..едутся  в разные стороны то будут не только вспом..нать родную школу но и периодически встречаться в ее стенах.    

  • Сделайте фонетический разбор выделенного слова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальная карточка проверки 8-9 класс

Карточка позволяет проверить знания учащихся по основным разделам программы по химии 8-9класса. Вариантов заданий можно создать много....

Работа с карточками для 5-8 классов

этот материал можно использовать во время уроков русского языка...

Технология « Порог успешности». Разноуровневые карточки для учащихся 10 класса.

В этом учебном году краевой институт дополнительного  профессионального педагогического образования предложил нам, учителям математики Краснодарского края, использовать при подготовке к ЕГЭ...

визитная карточка для выступления кадетского класса

визитная карточка с которой мой класс выступал на фестивале кадетских классов...

Карточки по алгебре 9 класса.

Карточки по алгебре 9 класса по темам: "Линейные и квадратные неравенства.Рациональные неравенства."...

Карточки. Русский язык. 7 класс.

В этом разделе вы найдёте карточки разного уровня....

Карточки. Русский язык. 7 класс.

В этом разделе вы найдёте карточки разного уровня....