Технологическая карта урока "Притяжательные местоимения" по ФГОС 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Технологическая карта урока "Притяжательные местоимения" по ФГОС 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл притяжательные местоимения32.29 КБ
Файл samoanaliz.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

урок-приключение

Тема: «Притяжательные местоимения»

Учитель: Чакалова Оксана Ивановна

Класс: 6 «а»

Цели:

  • Дать понятие «притяжательное местоимение».
  • Выработать навыки согласования притяжательных местоимений с существительными в роде, числе, падеже, употребления их в речи.
  • Развивать умение планировать свою деятельность.
  • Формировать активность, любознательность, сотрудничество.

Задачи: 
Образовательные:

- с формировать представление о морфологических признаках притяжательных местоимений.

Развивающие:

-обеспечить развитие у обучающихся умения делать обобщающие вывод;

- содействовать развитию орфографической зоркости, умению творчески подходить к решению учебных задач;

- развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия.

Воспитательные:

- воспитывать чувство любви к природе, умение работать в коллективе, уважения к богатству родного русского языка.

Планируемые результаты 

Личностные: 
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей;

- воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважения друг к другу.

Предметные: будут уметь находить притяжательные местоимения в тексте, научатся правильно употреблять притяжательные местоимения.

Метапредметные:
Познавательные: научатся извлекать нужную информацию, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Регулятивные: смогут принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами.

Что должен знать ученик к концу изучения темы:

-        понятие и термин  «притяжательные местоимения»

Что должен уметь ученик к концу изучения темы:

-        находить притяжательные местоимения и обосновывать свой выбор;

-        определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала

Основные методы обучения:

-        наглядный;

-         частично – поисковый;

-        исследовательский

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

-        групповая (фронтальная), индивидуальная.

Наглядность:

1) тексты;

2) презентация;

3) словари.

Элементы технологий: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной  деятельности обучающихся.  

Ход урока:

Элементы

урока / Методы и приемы работы на уроке

                              Учитель

              Учащиеся

I. Орг.момент.

Создание

психологического настроя на работу; организация обучения в группах.

II. Исследовательская деятельность.

III.Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке. Давайте закроем глаза и вспомним что-то приятное, что нам очень нравится, а теперь  улыбнёмся друг другу, чтобы хорошее настроение сопровождало нас весь урок.

- Открываем тетради, оформляем работу: дата, классная работа.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. И ваш класс не случайно разделен на три группы. Мы с вами отправимся в путешествие на пиратском корабле, а сами будем пиратами. Но сначала давайте вспомним, кто такие пираты? Теперь по  словарям выясним значение слов ПИРАТ, РАЗБОЙНИК, КОРСАР (по группам), Попробуем подобрать к этим словам родственные, однокоренные слова.

Ребята, а разбойники и пираты всегда плохие? Есть ли у этих людей положительные качества?

Мы сегодня будем с вами благородными пиратами, будем работать в команде, выручать друг друга и поддерживать.

(слайд1)Мы отправляемся в путешествие на пиратском корабле. И как у любых пиратов, на нашем судне есть загадочный пиратский сундук, который нам надо открыть. (слайд 2) Чтоб заглянуть внутрь сундука, вам надо ответить на мои вопросы. Ответите правильно – ключ к замку ваш.

Что такое местоимение?

Какие разряды местоимений вы знаете?

А сегодня мы познакомимся  еще с одним разрядом.

Наш сундук открылся, а в нем словосочетания: (слайд 3)

Волчий вой                     Отцова куртка

Наша дружба                   Моя команда

(слайд 4) Выпишем эти словосочетания. Определим главное слово. Поставим вопрос к зависимому. Определим, какой частью речи выражено главное слово (сущ,) Определим, какой частью речи выражено зависимое слово (2 слова – притяж. прил.) «Наша» и «моя» - не обозначают признак, но указывают на него. А если они не обозначают признак,  но указывают на него, то что же это за часть речи? Это местоимения. (слайд 5)

На что указывают такие местоимения? На какой вопрос отвечают?

Как будет называться этот разряд местоимений?

Так как мы с вами пираты, то наши тетради сегодня не просто тетради, это наши бортовые журналы. Записываем тему урока после записи сегодняшнего числа и слов «Классная работа». «ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»
- Так почему местоимения  называются притяжательными?

Сравним свои предположения с правилами в учебнике.

Приветствие

 Оформление работы

Работа со словарями

(они умеют постоять друг за друга, умеют работать в команде, помогают друг другу…)

Отвечают на вопросы

(Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки ,количества, но не называет их.)
Личные, отрицательные, вопросительные, возвратные, неопределенные

Письменная работа в тетрадях

Местоимения

(на принадлежность, отвечают на вопрос ЧЬЯ?)

(притяжательные)

- Они указывают на принадлежность предмета

Работа с учебником

IV. Целеполага-ние.

А вот и еще одна знакомая нам команда искателей приключений! Герои какого мультфильма изображены? (слайд 6)

Прочитайте слова на доске:

Наш ковер – цветочная поляна,
Наши стены – сосны-великаны,
Наша крыша – небо голубое,
Наше счастье – жить такой судьбою.

- К какой части речи принадлежат выделенные слова?

- На что указывают эти местоимения?

- Как называется разряд местоимений?

- Как изменяются данные слова?

- Давайте подумаем, какие  же задачи мы будем решать на  сегодняшнем уроке?

«Бременские музыканты»

- местоимения

- На принадлежность к чему-либо или к кому-либо.

- Притяжательные и личные
-(по числам, по родам, по падежам).

- Определять  характеристики притяжательных местоимений:

- основное значение;

- морфологические признаки;
- синтаксическую роль.

V. Проблемно-практическая часть

Путешествия не бывают лишены трудностей. Новое испытание. Морфологические особенности

Притяжательные местоимения изменяются по родампадежам и числам.

Просклоняйте притяжательные местоимения: мой, твой, свой.

  • К какому выводу мы пришли? Окончания одинаковы
  • по группам
  • И. п. свой; твой
  • Р. п. своего; твоего
  • Д. п. своему; твоему
  • В. п. своего; твоего
  • Т. п. своим; твоим
  • П. п. (освоём;(отвоём

VI. Физминутка.

Мы с вами пираты культурные и благородные. Все мы знаем много пословиц и поговорок. А вы зачали как много в них местоимений? Сейчас я буду читать вам пословицы и поговорки, а вы – внимательно слушать. Если услышите притяжательное местоимение – вытяните руки вверх. Если местоимения других разрядов  - присядьте.

СВОЯ рубашка ближе к телу.

Я к нему с калачом, а ОН ко мне с кирпичом.

МОЙ дом - МОЯ крепость.

ТВОИМИ бы устами да мёд пить.

Я ему про Фому, ОН мне про Ерёму.

Скажи мне КТО твой друг, я скажу КТО ты.

НАШ пострел везде поспел.

Выполняют упражнения

VII.Лингвистическая задача.

А перед нами – новая задача. – Замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными. (слайд 7) Какие формы местоимений нужно употребить?

Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:
«Так съедите вы у пса весь обед
евонный
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки!»
Детям надо наполнять
ихние желудки.»
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал
ейные упреки.
Детям всё прощают тут,
дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит
кажный день.»

И у нас во дворе слышал я однажды
Как ребята говорят
: ихний, ейный, кажный,
Чтобы вы никогда не попали в лужу,
Их, его и ее говорить вам нужно.
Говорим про поросят,
Намекаем на ребят.
То, что можно поросятам,
Непростительно ребятам.                    
(А. Хайт)

Тексты на столе у каждой группы

Его

Их

Её

Каждый

Работа устно

(резерв)

 Определите у притяжательных местоимений род, число, падеж.

-Устраните недочёты. В каких предложениях местоимения употреблены неправильно? В каком правильно?

его

1)Алёша любил книги, они стали своими лучшими друзьями.

своими

2)Крылов упорно работал над его баснями.

3)Каштанка услыхала своё имя и побежала за хозяином.

свою

4)Девочка отдала другу ее книгу.

VIII.Развитие речи

Этикет

Интерактивная доска

(индивид. задание)

Мы причалили к берегу, где нас ждут новые испытания. Ребята, притяжательные местоимения нужны нам и для внешнего проявления внутренней культуры, умения вежливо общаться

-Какие личные местоимения помогают нам в общении?

-А как вы думаете, почему на одном уроке встретились притяжательные местоимения, личные местоимения, этикет? (Объяснить значение слова «этикет»).

-Когда же мы используем притяжательные местоимения? (Заполните таблицу в тетради)

Ты, твой                                                   Вы, Ваш

уместно сказать                              уместно сказать

1) знакомому,                               1) мало знакомому,

2) одинаковому по  возрасту,          2) незнакомому,

3) другу ,                               3) вежливое  обращение к старшему,

4) младшему по возрасту,                        4) вежливая  форма к любому возрасту.

Предложения на доске, раскройте скобки.

(Н…) спеши хватать руками (н…) чего, что лежит в тарелке.

(Н…) толкай (н…) кого, кто сидит с тобой рядом, под локоть.

(Н…) с кем громко (н…) разговаривай, (н..) старайся (н…) кого перекричать.

Письменная работа в тетрадях

Индивидуальная работа  у интерактивной доски на оценку

IX. Технология RAFT

Каждая группа создает свой текст

1- пират, приглашающий посетителей на свой корабль (приглашение);

2- турист,  побывавший на пиратском корабле
(   рассказ   );

3-исследователь о пиратах (научная статья)

В тексте необходимо использовать притяжательные местоимения.

Работа в группах

Чтение вслух готовых текстов

Х. Закрепление новых знаний.

Задание №3. Притча.

Жил-был пират с ужасным характером. Спасаясь от преследования, попал он в маленький городок. И захотелось ему встать на путь истинный. Пришел морской разбойник к местному священнику и попросил его о помощи.

Пастырь посмотрел на заблудшего сына Божьего и дал ему мешочек с (не)сколькими гвоздями, велев забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда пират будет терять терпение и с кем (нибудь) ссориться.

В первый день корсар забил 37 гвоздей, но потом эта цифра стала уменьшаться день ото дня.

Наконец наступил день, в который пират не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к священнику и сказал об этом. Пастырь велел ему теперь вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения и (н.)кого не обидит.

Морской разбойник выполнил и это задание. А пастырь показал ему на ограду и сказал:

- Сын мой, в последнее время ты никому не делаешь больно, но посмотри на эти дыры, сделанные тв.ей рукой. Ограда больше не будет такой, как прежде.

Когда ты с кем (то) ссоришься и делаешь кому (то) больно, то наносишь человеку подобные раны. Неважно, сколько раз ты потом будешь каяться, след уже не исчезнет. Наша жизнь – это редкая драгоценность. Старайся не ранить людей и не осложнять им жизнь…

Читаю притчу. У учащихся на парте распечатанный текст.

Определите стиль и тип речи.

Какова тема и идея текста?

Определите разряд выделенных местоимений (он-л., ему – л., его – л., ему – л., несколькими – неопред., с кем-нибудь-неопр., который – относит., он – личн., ему – л., который – относ., он – л., никого – отриц., ему – л., мой – прит., ты – л., твоей – прит., с кем-то-неопр., кому-то – неопр., ты – л., наша – прит., им – л.)

Выпишите слова с пропусками и скобками, графически обозначьте орфограмму. (объяснение)

Выпишите притяжательные местоимения вместе с определяемыми существительными, определите морфологические признаки и синтаксическую роль.

Работа с текстом.

(художественный, повествование)

(сын мой – И.п., м.р., ед.ч., определение; твоей рукой – Тв.п., ж.р., ед.ч., определение; наша жизнь – И.п., ж.р., ед.ч., определение).

XI. Рефлексия.

Этап комментированного домашнего задания

Оценка деятельности на уроке

Интервью. Вместе с нами в плавании участвовал и специальный корреспондент, который сейчас поделится впечатлениями. (ученик с микрофоном в роли корреспондента  задает вопросы ребятам)

- О чем узнали на уроке?

- Что было интересного?

- Чему научились?

Д/з: Напишите миниатюру по личным впечатлениям «Легко ли быть другом?».

А сейчас нам необходимо поднять флаги на корабле. У корабля три мачты – у нас три команды. У каждой команды по три флажка. Если урок вам показался интересным, ваша команда работала активно, а настроение в вашей группе было хорошее – поднимите зеленый флажок. а если урок вам показался скучным, ваша команда не была сплоченной и настроение испортилось – поднимите черный флажок.

Обозначают принадлежность.

Изменяются по родам, числам, падежам.

В предложении являются определением.

Записывают домашнее задание

Прикрепляют флажки на мачты



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка

Тема: «Притяжательные местоимения»

Класс: 6 «а»

ФИО учителя: Чакалова Оксана Ивановна

Количество учащихся по списку:19

Присутствовало: 1

Место проведения: МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова»

           Проведенный мною урок русского языка в 6 классе посвящён теме «Притяжательные местоимения».

 Урок проводился по плану в соответствии с тематическим планированием. В календарно-тематическом планировании это   -й урок по теме «Местоимение» и первый урок по теме «Притяжательные местоимения». На проведение урока по данной теме отведен 1 час. Урок проводился в 6 «а» классе, учащиеся этого класса имеют высокий уровень способностей по предмету. Слабоуспевающих нет.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели его:

1)Дать понятие «притяжательное местоимение».

          2)Выработать навыки согласования притяжательных местоимений с существительными в роде, числе, падеже, употребления их в речи.

          3)Развивать умение планировать свою деятельность.

4)Создать на уроке атмосферу доброты, сотрудничества.

5)Развивать навыки коммуникативного общения.

6)Развивать творческое воображение учащихся.

Данный урок соответствует требованиям ФГОС, т.к.

- ориентирован на новые образовательные результаты,

- нацелен на формирование УУД.

Планируемые результаты:         

 личностные:

- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей;

- воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой работе, уважения друг к другу.

метапредметные:

Познавательные: научатся извлекать нужную информацию, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Регулятивные: смогут принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами.

  предметные:

- будут уметь находить притяжательные местоимения в тексте;

- научатся правильно употреблять притяжательные местоимения.

-конструировать предложения с притяжательными местоимениями.

На уроке проводилась работа по формированию универсальных учебных действий:

Личностных:

Таких как:

-развитие эмоциональной сферы личности;

-желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-осваивать новые виды деятельности;

-участвовать в творческом, созидательном процессе;

Регулятивных:

Таких как целеполагание - ученики совершенствуют навык самостоятельно формулировать  цель деятельности на уроке;

  -учатся работать по предложенному учителем плану;

Познавательных:

 Таких как: 

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- построение логической цепи рассуждений;

-осмысление услышанной информации.

Коммуникативных:

Таких как:

-умение оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

-умение работать в группах, исполнять роль лидера.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

-организационный момент с психологическим настроем на урок,

-актуализацию знаний,

-целеполагание, мотивацию учебной деятельности,

-работа по новой теме урока,

-первичное усвоение новых знаний,

-первичная проверка понимания

-первичное закрепление,

-подведение итогов,

-рефлексия,

-выставление оценок,

-постановка домашнего задания.

Основным этапом был этап изучения новой темы, задачей которого являлось объяснение материала в форме приключения. Подача учебного материала осуществлялась  путем предоставления детям заданий разной формы и уровня сложности. Этапы урока логически связаны между собой, шли последовательно, хорошо продумана их продолжительность. Использовалась компьютерная презентация. Выполнялось задание на интерактивной доске.

При проведении урока я ориентировалась в основном на такой принцип обучения как  принцип доступности, который требует  учета особенностей развития учащихся, анализа их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок, т.е. мы переходили от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

На уроке были использованы разные формы организации работы: фронтальная (при повторении изученного материала, групповая (ребята работали по группам); самостоятельная работа (при выполнении заданий разного уровня сложности), рефлексия.

Методы: наглядный, исследовательский, метод  проблемного изложения, репродуктивный (составление алгоритма и работа по нему), беседа, методы устного контроля. Все эти методы отвечают содержанию учебного материала, целям урока.

Применялись разные виды речевой деятельности: письмо, слушание, говорение, чтение. Первичное закрепление материала происходило также с проговариванием во внешней речи.

Содержание материала урока личностно-ориентировано, доступно.

Осуществлялись межпредметные связи (физическая культура, литература).

Чередование словесных методов и форм организации познавательной деятельности способствовали предупреждению перегрузки учащихся в процессе урока.

В ходе просмотренной презентации положительным моментом являются:

- подбор иллюстративного материала;

- элемент новизны подачи  материала.

Проведение данного урока с использованием ИКТ считаю целесообразным, так как это позволяет в более простой, интересной, доступной для детей форме преподнести учебный материал.

Рефлексия учебной деятельности  показала, что материал детьми усвоен, основные понятия закреплены, дети довольны своими успехами и участием в работе.

Результативность урока хорошая, я стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности.

Для домашнего задания было предложено задание, которое требует творческого подхода.

Отклонений от плана урока не было. Цель урока достигнута. Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ФГОС по математике 5 класс

Технологическая карта урока выполнена по новым стандартам. Урок в 5 классе по математике "Проценты". Урок обобщения и систематизации....

Технологическая карта урока по ФГОС по математике 6 класс

Технологическая карта урока по ФГОС по математике 6 класс. Тема урока "Решение уравнений", урок изучения нового материала....

Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС

Технологическая  карта  содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....

Народный праздничный костюм технологическая карта урока ИЗО 5 класс ФГОС

Технологическая карта урока изобразительного искусства 5 класс по программе Б.М.Неменского ФГОС...

Технологическая карта урока по ФГОС для 2 класса по теме "Тим и Том" по УМК М.З.Биболетовой (новая редакция)

Разработанная мною технологическая карта урока полностью соответствует ФГОС для 2 класса по УМК М.З.Биболетовой. Формируются учебные действия младших школьников, коммуникативная компетенция....

Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)

Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...