Презентация по теме : " Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение".
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Васильева Ольга Сергеевна

В данной  презентации вы найдёте полный анализ сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация по теме ССП и СПП557.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ И СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Слайд 2

Урок по русскому языку в 7 классе. Тема: Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение. Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы : Васильева О. C .

Слайд 3

Виды сложных предложений Союзные Сложно Бессоюзные Сложно- сочинённые Сложно- подчинённые

Слайд 4

ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ , И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ, И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ. Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами и грамматически не зависимы друг от друга, то есть находятся в отношениях равноправия, равнозначности.

Слайд 5

Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. с соединительными союзами с разделительными союзами с противительными союзами

Слайд 6

НИ СОЛНЦА МНЕ НЕ ВИДЕН СВЕТ, НИ ДЛЯ КОРНЕЙ МОИХ ПРОСТОРУ НЕТ. Соединительные ( перечисляют явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим). И, да (=и), ни-ни, тоже, также

Слайд 7

Разделительные союзы ( указывают на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких). Или (иль), либо, то-то, не то - не то, то ли – то ли. То светило солнце, то шёл дождь.

Слайд 8

Противительные союзы ( одно явление противопоставляется другому). А, но, да(=но), однако, зато, же. Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.

Слайд 9

Запятая ставится между частями сложного предложения, в которых есть союзы: И, да(=и), ни-ни, а, но, да(=но), однако, либо, или(иль), тоже, также и др. Сверкнула молния, и послышался удар грома.

Слайд 10

Запятая не ставится: Если части сложного предложения имеют общий второстепенный член предложения : Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза.. 2. Если есть общее придаточное предложение : (Едва рассвело) , нас разбудили и мы отправились в путь..

Слайд 11

Задание №1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и подчёркивая грамматические основы.Найдите среди предложений сложносочинённые (знаки препинания не расставлены). Ответ дайте в виде цифрового ряда. Он поглядел на неё и злоба выразившаяся на её лице испугала и удивила его. (Л. Толстой) 2. На всём пути от Алдана и до Лены встретилось не более десятка одиноких дорожных домиков да небольшой посёлок в верховьях Амги. (А. Шахов) 3. Лошадь почувствовав облегчение пойдёт быстрее и вам придётся не только идти но местами трусить…(В. Солоухин) 4. Было необыкновенно до жути тихо и лишь лягушки надрывались в плавнях на той стороне да изредка в небе гудели самолёты, наши шли на Берлин. (Б. Полевой) 5. Но кофий стыл нетронутым в чашках и не тронуты были наполненные ликером узкие рюмки. (Ю. Гаецкий) 6.Стараясь делать как можно меньше быстрых движений и прислушиваясь к пролетавшим всё чаще и чаще мимо пчёлам он дошёл по тропинке до избы. (Л. Толстой)

Слайд 12

Проверка : ССП -1,4,5. Он поглядел на неё, и злоба, выразившаяся на её лице , испугала и удивила его. (Л. Толстой) ССП 2. На всём пути от Алдана и до Лены , встретилось не более десятка одиноких дорожных домиков да небольшой посёлок в верховьях Амги. (А. Шахов) ПРОСТОЕ. 3. Лошадь, почувствовав облегчение, пойдёт быстрее и вам придётся не только идти но местами трусить…(В. Солоухин) СПП. 4. Было необыкновенно до жути тихо, и лишь лягушки надрывались в плавнях на той стороне, да изредка в небе гудели самолёты, наши шли на Берлин. ССП (Б. Полевой) 5. Но кофий стыл нетронутым в чашках, и не тронуты были наполненные ликером узкие рюмки. (Ю. Гаецкий) ССП 6.Стараясь делать как можно меньше быстрых движений, и прислушиваясь к пролетавшим всё чаще и чаще мимо пчёлам , он дошёл по тропинке до избы. (Л. Толстой) Простое.

Слайд 13

Задание № 1 продолжение. Тотчас за окном вскрикнул петух, рывшийся в грядке с огурцами, и не оглядываясь помчался на сухих жилистых ногах прочь в глубину двора. (К. Паустовский).Простое 8. Жизнь каждого принадлежит Отечеству, не удальство, а только истинная храбрость приносит пользу. (П. Нахимов)Сложное бессоюзное. 9. Газеты принесли вечером, и только на другой день их смогли прочитать. 10. Иногда наоборот в поле поднималась метель, и позёмка гнала снег по дороге. (Н. Петухов) Являются сложносочинёнными предложения:_____________________

Слайд 14

Задание № 1 продолжение. Проверка:9,10. 7. Тотчас за окном вскрикнул петух, рывшийся в грядке с огурцами, и не оглядываясь помчался на сухих жилистых ногах прочь в глубину двора . (К. Паустовский). Простое 8. Жизнь каждого принадлежит Отечеству, не удальство, а только истинная храбрость приносит пользу. (П. Нахимов) Сложное бессоюзное . 9. Газеты принесли вечером, и только на другой день их смогли прочитать. СПП 10. Иногда наоборот в поле поднималась метель, и позёмка гнала снег по дороге. (Н. Петухов) ССП Являются сложносочинёнными предложения:_____________________

Слайд 15

Задание №2. Назовите условие, согласно которому запятая на границе частей сложносочинённого предложения не ставится(знаки препинания расставлены). Скоро из земли по корням поступят первые капли сока, лопнут почки и деревья выбросят зелёную листву.(Г. Федосеев)_______________________ С четырёх часов Невский проспект пуст и вряд ли вы его встретите тна нём хотя бы одного чиновника. (Н. Гоголь)_______________________________ Только шуршали крахмальные юбки горничной да неслышно скользили из рук игроков атласные карты и жили своей таинственной молчаливой жизнью, особой от жизни игравших в них людей. (Л. Андреев)___________________________________________________ Как уже сообщалось, погода была чудесная и урожай был убран вовремя. ___________________________________________________________ Гладко прилизанная голова его была на этот раз всклокочена и редкие жёлтые волосики стояли, как у дикобраза. (Л. Андреев)______________________________________________________ 6. Где живёт правда и как её найти? __________________________________

Слайд 16

Задание №3. Расставьте пропущенные знаки препинания в сложносочинённых предложениях, укажите в них количество частей. А туманы сами рвались в клочья и горели звёзды днём и ночью и звенела птица - троеглазка и на цыпочках ходила сказка. (А. Прокофьев)________ А ветер крепчал и над морем звучало и было тревожно смотреть в глубину. (А. Блок)________________ Уже рассвело и взошло солнце засверкал кругом снег а он всё стоял поодаль и лаял. (А. Чехов)___________ В конторе горела только одна лампа и счетовод сидел и уныло играл на счётах. (Ю. Домбровский)___________ 5. Было тихо темно и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях пауке. (А. Чехов)_____________ Лиловый подлесок пожелтел и под ним уже ковёр жёлтой листвы и в лесу пахнет пряниками. (М. Пришвин)_____________ 7. Улыбка была слабая чуть заметная и несмотря на улыбку строгое выражение глаз не изменилось._______________

Слайд 17

Литература. С. Г. Бархударов. Русский язык. 9 класс. – М.: Просвещение, 2006. Е. В. Юминова. Пунктуация. Сложное предложение. – М.: Чистые пруды, 2008. А. Г. Нарушевич. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. – М.: Чистые пруды, 2008. С. К. Каменова. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах). – М.: Лист, 1997.

Слайд 19

Мы говорили о подчинительных союзах. Но при образовании сложноподчиненных предложений мы не всегда пользуемся подчинительными союзами. Например, нам хочется сделать сложноподчиненное предложение из двух простых: Я не представляю и Куда пропал мой пенал . Нужен ли тут какой-то союз? Кажется, достаточно просто слить два предложения воедино: Я не представляю, куда пропал мой пенал. Наречие куда отлично справилось с функцией союза в сложноподчиненном предложении. Это наречие будет являться союзным словом .

Слайд 20

Союзные слова принадлежат к самостоятельным частям речи, но в сложноподчиненных предложениях могут выступать в роли союзов. Чаще всего союзными словами бывают относительные местоимения – такие, как кто, что, каждый, какой, который, чей, сколько и т. д. А также наречия: где, куда, откуда, когда, зачем, как и т. д. Союзные слова являются членами предложения. Наконец мы увидели писателя, о котором столько слышали . Местоимение о котором замещает во второй части сложноподчиненного предложения слово о писателе . Значит, это дополнение. Он захотел рассмотреть вазу, что стояла в углу . Местоимение что замещает слово «ваза» и является подлежащим. Мы не знаем, откуда у нас взялось чувство юмора . Откуда – наречие, которое является обстоятельством.

Слайд 22

Союзы и союзные слова могут быть омонимами. То есть, они одинаково пишутся и произносятся, но имеют разные свойства. Что , как и когда – три этих слова могут быть и союзами, и союзными словами. Как же различить союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении? Совет первый. Если вы хотите узнать – союз перед вами или союзное слово — расчлените!

Слайд 24

Да, да. Разберите сложноподчиненное предложение буквально на части. То есть, по членам предложения, конечно. Союзное слово является членом предложения. А союз – не является. Я увидел, как мальчик разбил окно. Как в данном случае – союз, не член предложения. Я не знаю, как мне поступить. Поступить – как ? Как – союзное слово, в предложении является обстоятельством. Совет второй. Уберите!

Слайд 25

Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя. Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя.

Слайд 26

Я думаю, что маме нужно подарить книгу . Без что значение предложение не изменится. Я думаю, маме нужно подарить книгу. Значит, что – это союз, его можно удалить. Я решаю, что подарить маме. Мы не можем удалить из предложения что : смысл изменится. Значит, перед нами союзное слово, которое нельзя удалить. Совет третий. Ударьте слово, которое вызывает сомнения!

Слайд 27

Используйте логическое ударение . Логическое ударение может падать только на союзное слово. А на союз – не может.

Слайд 28

Я услышал, как ты зовешь меня. Как – это союз, логическое ударение на него не падает. Ответь мне, КАК ты там очутился? Логическое ударение падает на союзное слово. Совет четвёртый. Попытайтесь заменить слово, которое вызывает трудности.

Слайд 29

Союзное слово можно заменить другим союзным словом. Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда. Он увидел, что на столе стоят розы. Чем можно заменить что ? Ничем. Перед нами союз. Он увидел розы, что стояли на столе. Что можно заменить на которые . А ведь которые − это совершенно точно союзное слово. Значит, что – это тоже союзное слово. Совет пятый. Добавьте к слову, которое вызывает трудности, же или именно . И посмотрите, как себя поведет слово. А рядом с союзом эти слова будут выглядеть чужеродно.

Слайд 31

Я радуюсь, когда у моих друзей все в порядке. Когда же у моих друзей все в порядке? Не звучит. Перед нами союз. Я спросил, когда ты закончишь задание. Я спросил – когда именно ты закончишь задание. Или – когда же ты закончишь задание. Перед нами союзное слово, поскольку можно подставить же и именно . Что же нам требуется запомнить? Части в сложноподчинённых предложениях могут соединяться при помощи союзов и союзных слов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку (с презентацией) по теме "Сложносочинённые предложения с разделительными союзами" (9класс)

Урок с презентацией по теме «Сложносочинённые предложения с разделительными союзами» (9 класс)  Тип урока: изучение нового материала Цели урока: - повторить теоретический материал...

Презентация на тему "Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения"

Презентация на тему "Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения" подготовлена для учеников 5 класса...

Презентация на тему "Exclamatory sentences", Восклицательные предложения.

Создавалась под раздел "Be polite!" УМК М.З. Бибоетовой" Enjoy English, 6 класс, Unit 7...

Виды сложного союзного предложения. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Урок, спроектированный в соответствии с ФГОС,  позволяет на уроке «открытия новых знаний»  ученикам самим через поисковые задания,  работая в группе и парах, узнавать новый материал, ан...

Урок русского языка по теме "Понятие о сложноподчинённом предложении"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Понятие о сложноподчинённом предложении"...