Презентация по теме : " Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение". Методические материалы для 10 класса.
презентация к уроку по русскому языку (10 класс)
В данной презентации вы найдёте полный анализ сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Тесты и задания по русскому языку для 8, 10 - ых классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок по русскому языку в 7 классе. Тема: Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение. Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы : Васильева О. C .
Виды сложных предложений Союзные Сложно Бессоюзные Сложно- сочинённые Сложно- подчинённые
ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ , И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ, И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ. Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами и грамматически не зависимы друг от друга, то есть находятся в отношениях равноправия, равнозначности.
Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. с соединительными союзами с разделительными союзами с противительными союзами
НИ СОЛНЦА МНЕ НЕ ВИДЕН СВЕТ, НИ ДЛЯ КОРНЕЙ МОИХ ПРОСТОРУ НЕТ. Соединительные ( перечисляют явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим). И, да (=и), ни-ни, тоже, также
Разделительные союзы ( указывают на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких). Или (иль), либо, то-то, не то - не то, то ли – то ли. То светило солнце, то шёл дождь.
Противительные союзы ( одно явление противопоставляется другому). А, но, да(=но), однако, зато, же. Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.
Запятая ставится между частями сложного предложения, в которых есть союзы: И, да(=и), ни-ни, а, но, да(=но), однако, либо, или(иль), тоже, также и др. Сверкнула молния, и послышался удар грома.
Запятая не ставится: Если части сложного предложения имеют общий второстепенный член предложения : Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза.. 2. Если есть общее придаточное предложение : (Едва рассвело) , нас разбудили и мы отправились в путь..
Задание №1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и подчёркивая грамматические основы.Найдите среди предложений сложносочинённые (знаки препинания не расставлены). Ответ дайте в виде цифрового ряда. Он поглядел на неё и злоба выразившаяся на её лице испугала и удивила его. (Л. Толстой) 2. На всём пути от Алдана и до Лены встретилось не более десятка одиноких дорожных домиков да небольшой посёлок в верховьях Амги. (А. Шахов) 3. Лошадь почувствовав облегчение пойдёт быстрее и вам придётся не только идти но местами трусить…(В. Солоухин) 4. Было необыкновенно до жути тихо и лишь лягушки надрывались в плавнях на той стороне да изредка в небе гудели самолёты, наши шли на Берлин. (Б. Полевой) 5. Но кофий стыл нетронутым в чашках и не тронуты были наполненные ликером узкие рюмки. (Ю. Гаецкий) 6.Стараясь делать как можно меньше быстрых движений и прислушиваясь к пролетавшим всё чаще и чаще мимо пчёлам он дошёл по тропинке до избы. (Л. Толстой)
Проверка : ССП -1,4,5. Он поглядел на неё, и злоба, выразившаяся на её лице , испугала и удивила его. (Л. Толстой) ССП 2. На всём пути от Алдана и до Лены , встретилось не более десятка одиноких дорожных домиков да небольшой посёлок в верховьях Амги. (А. Шахов) ПРОСТОЕ. 3. Лошадь, почувствовав облегчение, пойдёт быстрее и вам придётся не только идти но местами трусить…(В. Солоухин) СПП. 4. Было необыкновенно до жути тихо, и лишь лягушки надрывались в плавнях на той стороне, да изредка в небе гудели самолёты, наши шли на Берлин. ССП (Б. Полевой) 5. Но кофий стыл нетронутым в чашках, и не тронуты были наполненные ликером узкие рюмки. (Ю. Гаецкий) ССП 6.Стараясь делать как можно меньше быстрых движений, и прислушиваясь к пролетавшим всё чаще и чаще мимо пчёлам , он дошёл по тропинке до избы. (Л. Толстой) Простое.
Задание № 1 продолжение. Тотчас за окном вскрикнул петух, рывшийся в грядке с огурцами, и не оглядываясь помчался на сухих жилистых ногах прочь в глубину двора. (К. Паустовский).Простое 8. Жизнь каждого принадлежит Отечеству, не удальство, а только истинная храбрость приносит пользу. (П. Нахимов)Сложное бессоюзное. 9. Газеты принесли вечером, и только на другой день их смогли прочитать. 10. Иногда наоборот в поле поднималась метель, и позёмка гнала снег по дороге. (Н. Петухов) Являются сложносочинёнными предложения:_____________________
Задание № 1 продолжение. Проверка:9,10. 7. Тотчас за окном вскрикнул петух, рывшийся в грядке с огурцами, и не оглядываясь помчался на сухих жилистых ногах прочь в глубину двора . (К. Паустовский). Простое 8. Жизнь каждого принадлежит Отечеству, не удальство, а только истинная храбрость приносит пользу. (П. Нахимов) Сложное бессоюзное . 9. Газеты принесли вечером, и только на другой день их смогли прочитать. СПП 10. Иногда наоборот в поле поднималась метель, и позёмка гнала снег по дороге. (Н. Петухов) ССП Являются сложносочинёнными предложения:_____________________
Задание №2. Назовите условие, согласно которому запятая на границе частей сложносочинённого предложения не ставится(знаки препинания расставлены). Скоро из земли по корням поступят первые капли сока, лопнут почки и деревья выбросят зелёную листву.(Г. Федосеев)_______________________ С четырёх часов Невский проспект пуст и вряд ли вы его встретите тна нём хотя бы одного чиновника. (Н. Гоголь)_______________________________ Только шуршали крахмальные юбки горничной да неслышно скользили из рук игроков атласные карты и жили своей таинственной молчаливой жизнью, особой от жизни игравших в них людей. (Л. Андреев)___________________________________________________ Как уже сообщалось, погода была чудесная и урожай был убран вовремя. ___________________________________________________________ Гладко прилизанная голова его была на этот раз всклокочена и редкие жёлтые волосики стояли, как у дикобраза. (Л. Андреев)______________________________________________________ 6. Где живёт правда и как её найти? __________________________________
Задание №3. Расставьте пропущенные знаки препинания в сложносочинённых предложениях, укажите в них количество частей. А туманы сами рвались в клочья и горели звёзды днём и ночью и звенела птица - троеглазка и на цыпочках ходила сказка. (А. Прокофьев)________ А ветер крепчал и над морем звучало и было тревожно смотреть в глубину. (А. Блок)________________ Уже рассвело и взошло солнце засверкал кругом снег а он всё стоял поодаль и лаял. (А. Чехов)___________ В конторе горела только одна лампа и счетовод сидел и уныло играл на счётах. (Ю. Домбровский)___________ 5. Было тихо темно и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях пауке. (А. Чехов)_____________ Лиловый подлесок пожелтел и под ним уже ковёр жёлтой листвы и в лесу пахнет пряниками. (М. Пришвин)_____________ 7. Улыбка была слабая чуть заметная и несмотря на улыбку строгое выражение глаз не изменилось._______________
Литература. С. Г. Бархударов. Русский язык. 9 класс. – М.: Просвещение, 2006. Е. В. Юминова. Пунктуация. Сложное предложение. – М.: Чистые пруды, 2008. А. Г. Нарушевич. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. – М.: Чистые пруды, 2008. С. К. Каменова. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах). – М.: Лист, 1997.
Мы говорили о подчинительных союзах. Но при образовании сложноподчиненных предложений мы не всегда пользуемся подчинительными союзами. Например, нам хочется сделать сложноподчиненное предложение из двух простых: Я не представляю и Куда пропал мой пенал . Нужен ли тут какой-то союз? Кажется, достаточно просто слить два предложения воедино: Я не представляю, куда пропал мой пенал. Наречие куда отлично справилось с функцией союза в сложноподчиненном предложении. Это наречие будет являться союзным словом .
Союзные слова принадлежат к самостоятельным частям речи, но в сложноподчиненных предложениях могут выступать в роли союзов. Чаще всего союзными словами бывают относительные местоимения – такие, как кто, что, каждый, какой, который, чей, сколько и т. д. А также наречия: где, куда, откуда, когда, зачем, как и т. д. Союзные слова являются членами предложения. Наконец мы увидели писателя, о котором столько слышали . Местоимение о котором замещает во второй части сложноподчиненного предложения слово о писателе . Значит, это дополнение. Он захотел рассмотреть вазу, что стояла в углу . Местоимение что замещает слово «ваза» и является подлежащим. Мы не знаем, откуда у нас взялось чувство юмора . Откуда – наречие, которое является обстоятельством.
Союзы и союзные слова могут быть омонимами. То есть, они одинаково пишутся и произносятся, но имеют разные свойства. Что , как и когда – три этих слова могут быть и союзами, и союзными словами. Как же различить союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении? Совет первый. Если вы хотите узнать – союз перед вами или союзное слово — расчлените!
Да, да. Разберите сложноподчиненное предложение буквально на части. То есть, по членам предложения, конечно. Союзное слово является членом предложения. А союз – не является. Я увидел, как мальчик разбил окно. Как в данном случае – союз, не член предложения. Я не знаю, как мне поступить. Поступить – как ? Как – союзное слово, в предложении является обстоятельством. Совет второй. Уберите!
Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя. Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя.
Я думаю, что маме нужно подарить книгу . Без что значение предложение не изменится. Я думаю, маме нужно подарить книгу. Значит, что – это союз, его можно удалить. Я решаю, что подарить маме. Мы не можем удалить из предложения что : смысл изменится. Значит, перед нами союзное слово, которое нельзя удалить. Совет третий. Ударьте слово, которое вызывает сомнения!
Используйте логическое ударение . Логическое ударение может падать только на союзное слово. А на союз – не может.
Я услышал, как ты зовешь меня. Как – это союз, логическое ударение на него не падает. Ответь мне, КАК ты там очутился? Логическое ударение падает на союзное слово. Совет четвёртый. Попытайтесь заменить слово, которое вызывает трудности.
Союзное слово можно заменить другим союзным словом. Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда. Он увидел, что на столе стоят розы. Чем можно заменить что ? Ничем. Перед нами союз. Он увидел розы, что стояли на столе. Что можно заменить на которые . А ведь которые − это совершенно точно союзное слово. Значит, что – это тоже союзное слово. Совет пятый. Добавьте к слову, которое вызывает трудности, же или именно . И посмотрите, как себя поведет слово. А рядом с союзом эти слова будут выглядеть чужеродно.
Я радуюсь, когда у моих друзей все в порядке. Когда же у моих друзей все в порядке? Не звучит. Перед нами союз. Я спросил, когда ты закончишь задание. Я спросил – когда именно ты закончишь задание. Или – когда же ты закончишь задание. Перед нами союзное слово, поскольку можно подставить же и именно . Что же нам требуется запомнить? Части в сложноподчинённых предложениях могут соединяться при помощи союзов и союзных слов .
Предварительный просмотр:
Функциональная грамотность 10 класс. Блок заданий сотавила учитель рсского языка и литературы ГБОУ 530 (2) : Васильева О.С.
| |
Глобальные компетенции. | Глобальные компетенции. |
Задание 1. Казнь. | Задание 2. Большие надежды. |
Прочитайте текст « Фёдор Михайлович Достоевский» Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа. | Прочитайте текст «Фёдор Михайлович Достоевский» Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа. |
Какое из приведенных ниже суждений может лучше всего объяснить, почему Ф. М. Достоевский в роковой момент казни сказал: « Мы будем вместе со Христом!» | На что рассчитывал отец Ф. М. Достоевского, готовя детей к жизни трудной и трудовой. |
1) Ф. М. Достоевский сравнивал свой эшафот с Голгофой, на которой принял смертную муку Христос. | 1) На помощь бога т. к. в три года Федя прочёл при гостях молитву «Все упование мое на ТЯ возлагаю..» уже тогда он почувствовал, что слова его молитвы глубоко тронули людей. |
2) Ф. М. Достоевский не хотел умереть, «..как пшеничное зерно, брошенное в землю». | 2) Отец Ф. М. Достоевского возлагал на сына большие надежды, ожидая, что тот станет в будущем великим писателем и для этого устраивал по вечерам чтение «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина. |
3) Ф. М. Достоевский не понимал. За что его приговорили к смертной казни. | 3) Михаил Андреевич Достоевский прокладывал себе дорогу к дворянскому титулу собственными силами и усердной службой. Зная цену образованию, он стремился подготовить детей к поступлению в высшие учебные заведения. |
Функциональная грамотность 10 класс.
|
Естественно - научная грамотность |
Задание 1. Битва. |
Воспользуйтесь скриншотом карты. |
Запишите свой ответ на вопрос в виде чисел. |
Французские войска наступали по направлению. |
1) Таунас, Минск, Могилев. |
2) Кёнигсберг, Тильзит, Клайпеда. |
3) Бобруйск, Калуга, Тула. |
Функциональная грамотность 10 класс. | Функциональная грамотность 10 класс. |
Глобальные компетенции. | Естественно - научная грамотность |
Задание 1. Казнь. | Задание 1. Битва. |
Ответ | Ответ |
1 | 1, 2 |
Задание 2. Большие надежды. | |
Ответ | |
3 |
Предварительный просмотр:
Обособленные члены предложения. Контрольные задания. 8 класс.
Задание 1
Распространить предложения словосочетаниями в скобках; расставить знаки препинания.
1.Снег скрипуче пел под ногами (схваченный морозцем).
2.Выпавший снег блестел алмазной пылью (сухой и сыпучий).
3.(Проголодавшийся и усталый от работы) он все же тотчас вернулся назад.
4.Стрелы (пущенные в него) упали (жалкие) обратно.
5.(Привлеченные светом) бабочки прилетали и кружились около фонаря.
Задание 2
Составьте из двух предложений одно:
Небо усеяно звездами. Небо всегда уподоблю груди заслуженного генерала. (Козьма Прутков)
Гений подобен холму. Холм возвышается на равнине. (Козьма Прутков)
Выберите одно из данных изречений и в 2-3 предложениях напишите, как вы его понимаете.
Задание 3
Внимательно прочтите текст. Выберите предложения, в которых есть обособленные члены предложения, и запишите их номера в строку ответов.
1. Кемеровская область входит в состав Российской Федерации, в современных границах образована 26 января 1943 г. 2. Кузбасс, занимая географически срединное положение между Москвой и Владивостоком, расположен на стыке Западно-Сибирской равнины и гор Южной Сибири. 3. Протяженность области с севера на юг почти 500 км, с запада на восток - 300 км. 4. Большая часть, занятая Кузнецкой котловиной, содержит огромные угольные запасы.
5. Часто Кузбасс называют Кузнецкой землёй. 6. Истоки названия уходят к предкам современных шорцев, живших в верховьях Томи, Мрассу, Кондомы. 7. Коренных жителей, благодаря умению получать железо из руды, сибирские летописцы называли "кузнецами".
8. Кемеровская область представляет собой богатейший комплекс минеральных ресурсов, позволяющих эффективно развиваться горнодобывающей отрасли.
9. Разнообразие рельефа и климата создает пестроту почвенного, растительного покрова. 10. В Кузнецкой котловине преобладают черноземы, обладающие высоким плодородием.
Задание 4
Выписать предложения, которые иллюстрируют первый случай обособления определений: распространенное согласованное определение, стоящее после определяемого слова.
1. Я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом
(М.Ю. Лермонтов)
2. Листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на жёлтом песке аллей
(А.П. Чехов)
3. Рассвет сопровождается дождем; мелкий, холодный, он иголками колет лицо. (Е. Федоров)
Задание 5.
Спишите. Найдите одиночные согласованные определения.
1.Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю (А.П. Чехов)
2.Молодому человеку, влюблённому, невозможно не проболтаться. (А.П. Чехов)
3.Вам, молодым, учиться у нас надо, как жизнь проводить (М.А. Шолохов)
Задание 6.
Спишите. Найдите одиночные и распространённые согласованные определения, если они относятся к личному местоимению.
1.А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой. (М.Ю. Лермонтов)
2.Рослый широкоплечий парень, он лежал, вольно откинув голову. (М.А. Шолохов)
3.Ветер, сырой, холодный и пронизывающий, стучит в окно. (А.П. Чехов).
Задание 7.
Спишите. Найдите несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже или сочетанием существительного с прилагательным, или существительного с числительным, если они имеют характер дополнительных разъяснений.
1.Николай, с лицом спокойным и серьёзным, внимательно читал эту книгу.
2.Маша, в ярком, сверкающем костюме, выделялась в толпе гостей.
3.Всегда уверенная в себе, на этот раз она испугалась.
Задание 8.
Спишите. Расставьте знаки препинания, графически объясните их постановку.
Как весел грохот летних бурь,
Когда взметая прах летучий
Гроза нахлынувшая тучей
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист
И кой-где первый желтый лист
Крутясь слетает на дорогу... Ф.И. Тютчев
Задание 9.
Прочитайте предложения, запишите их. Найдите в предложениях обособленные члены предложения, определите, чем они выражены, выделите графически.
Продолжая двигаться огромная туча опускаясь всё ниже к земле смешалась с туманом. Она словно ра(с,з)талкивала другие голубоватые облачка пытавшиеся расположит(?)ся по ветру. Облачка походили на корабли выстроившиеся для морского сражения.
Задание 10.
Спишите. Найдите в предложениях обособленные члены предложения.
Было больно смотреть на снег, ослепительно сверкавший на солнце.
Малыши, розовощекие от мороза, легко скользили по льду.
Снег, медленно кружась в воздухе, покрывал землю белым одеялом.
Ответьте на вопросы:
- Чем осложнены эти предложения?
- Каким членом предложения они являются?
- Почему эти определения и обстоятельства мы называем обособленными? В чем же их особое значение?
- Замените в первом предложении причастие глаголом. В предложении совершается не одно действие, а два? Докажите это. Какое действие является основным, а какое – добавочным?
- В каком еще предложении мы можем видеть добавочное действие?
- Выражает ли обособленное определение во втором предложении добавочное действие? Почему? А что оно выражает или на что указывает?
- Замените в первом предложении причастие глаголом. В предложении совершается не одно действие, а два? Докажите это. Какое действие является основным, а какое – добавочным?
- В каком еще предложении мы можем видеть добавочное действие?
- Выражает ли обособленное определение во втором предложении добавочное действие? Почему? А что оно выражает или на что указывает?
Задание 11.
Запишите текст, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Графически выделите обособленные члены.
(Не)подвижно лежал передо мной (не)большой сад весь озаре…ый и как (бы) успокоенный серебристыми лучами луны. Разбитый (по)стри. . ому, он состоял из одной продолговатой поляны. Пр. . мые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу густо заросшую астрами. С одной стороны сада липы смутно зеленели облитые (не)подвижным (бледно)красным светом. Все дремало. Воздух, весь теплый, весь пахучий, даже не колыхался он только изредка дрожал как дрожит вода возмуще. . . ая падением ветки.
Предварительный просмотр:
Литературный анализ стихотворения. 1. Автор и название стихотворения. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Тема стихотворения: Сюжет: 4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: 5. Композиция лирического произведения. Композиция: размер, рифма, ритм. Рифма: 6. Поэтическая лексика. Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: 7. Стилистические фигуры: 8. Поэтическая фонетика: 9. Образ лирического героя, авторское "Я". 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д |
Предварительный просмотр:
Тест по русскому языку Текст: Смысловая и композиционная целостность текста 10 класс
1 вариант
Прочитайте текст и выполните задания
(1)… (2)Мир, который окружает человека, всегда включал природные явления, небо, звёзды. (3)Какое же место во всём этом занимает человек? (4)Ответы за всю историю существования наук менялись не раз. (5)Но какой бы новый ответ ни придумывали, он никогда не был окончательным. (6)… так и случилось, что подобные вопросы стали называть вечными.
А1. Какое из приведённых предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Необычные природные явления не перестают удивлять людей.
2) Взаимосвязь Земли и Солнца определяет все природные явления нашей планеты.
3) Одна из вечных проблем — место человека в мире.
4) Невооружённым глазом ночью на небе при хороших условиях можно видеть одновременно более двух тысяч звёзд.
А2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Видимо,
2) Кроме того,
3) Во-первых,
4) Итак,
А3. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или в одной из частей предложения) текста?
1) который окружает (предложение 2)
2) место занимает (предложение 3)
3) менялись (предложение 4)
4) он не был (предложение 5)
А4. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Человек пытался придумать ответ на вопрос о своём месте в мире.
2) Наука за долгую историю своего существования предлагала разные ответы на вопрос о месте человека в мире.
3) Человека окружает мир, в котором происходят разнообразные природные явления.
4) Философские вопросы о месте человека в мире относятся к разряду вечных.
А5. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
1) Человек должен бережно относиться к окружающему его миру.
2) Человек близок к разгадке своего места в мире.
3) Так и не найден окончательный ответ на вопрос о месте человека в мире.
4) В вечных вопросах нет смысла, так как никогда нельзя найти окончательного ответа.
В1. Укажите функционально-смысловой тип текста.
В2. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью определительного и указательного местоимений, частицы и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
С1. Напишите, о каких вечных вопросах задумывались вы. Что вы думаете о месте человека в мире?
\
Тест по русскому языку Текст: Смысловая и композиционная целостность текста 10 класс
2 вариант
Прочитайте текст и выполните задания
(1)… (2)У историков похожие затруднения: они изучают жизнь людей, которых давно уже нет. (3)Звёзды можно по крайней мере видеть собственными глазами. (4)А вот откуда учёные узнают, как жили люди в далёком прошлом? (5)Конечно, они могут исследовать образцы культуры — тексты, живопись, архитектуру — в общем, всё, что сохранилось. (6)… есть ещё народы, сохранившие древнее мировоззрение (в сказках и обрядах).
А1. Какое из приведённых предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Астрономия в некотором смысле родственна истории.
2) Астрономы, изучая Вселенную, почти никогда не могут поставить прямой эксперимент.
3) Астрономы занимаются изучением Вселенной много веков.
4) Жизнь людей — это часть жизни Вселенной.
А2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Видимо,
2) Кроме того,
3) Таким образом,
4) Однако
А3. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или в одной из частей предложения) текста?
1) которых нет (предложение 2)
2) звёзды можно видеть (предложение 3)
3) жили люди (предложение 4)
4) всё сохранилось (предложение 5)
А4. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Историки испытывают затруднения при изучении прошлого.
2) Многие звёзды можно видеть собственными глазами.
3) Некоторые народы до сих пор сохранили древнее мировоззрение.
4) В изучении небесных тел и жизни наших предков есть похожие проблемы.
А5. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
1) При изучении небесных тел используется специальная аппаратура.
2) Найденные в археологических раскопках предметы быта помогают узнать о жизни людей в далёком прошлом.
3) Обряды и сказки некоторых народов хранят древнее мировоззрение.
4) Далеко не все древние народы имели письменность.
В1. Укажите функционально-смысловой тип текста.
В2. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью вводного слова, личного местоимения, слов одной тематической группы. Напишите номер этого предложения.
С1. Напишите о значении изучения истории. В чём вы видите актуальность изучения прошлого?
Ответы на тест по русскому языку Текст: Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи
10класс
1вариант
А1-3
А2-1
А3-1
А4-4
А5-3
В1.Рассуждение
В2. 3
2вариант
А1-2
А2-2
А3-3
А4-4
А5-3
В1.Рассуждение
В2. 5
Предварительный просмотр:
Тест по русскому языку Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы 7 класс 1 вариант
А1. Найдите неправильное утверждение.
1) союз — это служебная часть речи
2) союзы не являются членами предложения
3) союзы не связывают между собой однородные члены предложения
4) союзы связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения
А2. Найдите предложение с составным союзом
1) Она подошла к окну, чтобы отодвинуть шторы.
2) Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли.
3) Он поспешил отправить письмо, в то время как сын ждал его на скамейке бульвара.
4) В сотый раз я пожалел, что не родился поэтом.
А3. Найдите предложение с простым союзом
1) Полководец был недоволен ходом операции, несмотря на то что дивизия одержала победу.
2) Сегодня дождливая и пасмурная погода, зато вчера было солнечно и сухо.
3) Солнце заливало улицу ярким светом, как будто хотело проникнуть во все самые дальние её уголки.
4) Он не только проектировал здания, но и занимался их интерьером.
А4. В каком предложении употреблен сочинительный союз?
1) Он не смог ответить, потому что очень растерялся.
2) Я не хочу, чтобы кто-то плохо подумал об этом человеке.
3) Студенты мечтали о том, когда же кончится сессия.
4) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет.
А5. Укажите ряд, в котором все союзы подчинительные
1) или, когда, то-то
2) что, потому что, но
3) чтобы, так как, что
4) а, да, и
Прочитайте предложение и выполните задания
B1, В2. И я по лестнице бегу, как будто выхожу впервые на эти улицы в снегу и вымершие мостовые. (Б. Пастернак)
В1. Выпишите подчинительный союз.
В2. Выпишите сочинительный союз.
C1. Напишите 4-5 предложений о том, для чего нужны союзы.
Тест по русскому языку Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы 7 класс 2 вариант
A1. Найдите неправильное утверждение.
1) союз — самостоятельная часть речи
2) союз — служебная часть речи
3) союзы могут соединять однородные члены предложения
4) союзы могут соединять простые предложения в составе сложного
А2. Найдите предложение с составным союзом.
1) Едва мы вышли из дома, начался ливень.
2) Прошел месяц, прежде чем я смог встретиться с другом.
3) Он просил, чтобы мы записались вместе с ним на экскурсию.
4) О нем говорили, что он занялся предпринимательством.
А3. Найдите предложение с простым союзом.
1) Мы оделись потеплее, так как мороз с каждым часом усиливался.
2) Я спрятал ветку под кустом, чтобы она не облетела раньше времени.
3) Он ушел, потому что ему надо было взять справку в поликлинике.
4) По мере того как неприятель отступал, наши отряды одерживали новые победы.
А4. В каком предложении употреблен подчинительный союз?
1) Солнце село, и мгновенно наступила непроглядная южная ночь.
2) Музыка гремит, но никто не спешит на танец.
3) Звезды изредка мелькали на черном небе, однако ничего не было видно.
4) Он весел и любезен только тогда, когда у него хорошее настроение.
А5. Укажите ряд в котором все союзы сочинительные
1) ни-ни, чтобы, да
2) и, но, с тем чтобы
3) но, или, а
4) затем чтобы, то-то, так как Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2. Другие по живому следу пройдут твой путь за пядью пядь, но пораженья от победы ты сам не должен отличать. (Б. Пастернак)
B1. Выпишите сочинительный союз.
В2. Что связывает в этом предложении сочинительный союз: части сложного предложения или однородные члены?
C1. Напишите 4-5 предложений о том, для чего нужны союзы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку (с презентацией) по теме "Сложносочинённые предложения с разделительными союзами" (9класс)
Урок с презентацией по теме «Сложносочинённые предложения с разделительными союзами» (9 класс) Тип урока: изучение нового материала Цели урока: - повторить теоретический материал...

Тренажёр. Подготовка к ГИА. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении.
Тренажёр с триггерами состоит из 15 заданий В 7....

Виды сложного союзного предложения. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
Урок, спроектированный в соответствии с ФГОС, позволяет на уроке «открытия новых знаний» ученикам самим через поисковые задания, работая в группе и парах, узнавать новый материал, ан...

Урок русского языка по теме "Понятие о сложноподчинённом предложении"
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Понятие о сложноподчинённом предложении"...

9 класс Презентация к уроку русского языка Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки, цели , следствия
Презентация к уроку русского языка в 9 классе...

Сложноподчинённые предложения Урок обобщения 9 класс
Предмет: русский языкТип урока: Урок систематизации, обобщения и актуализации знаний и уменийЦели урока:- Обучающая: научиться грамотно использовать сложноподчинённые предложения в письменной и устной...



