Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Расколдуем наклонение"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Осинова Анна Алексеевна

Технологическая карта урока русского языка по программе М.М.Разумовской. Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_osinovoy_a.a._-_kopiya.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Составила Осинова А.А., учитель ГБОУ Лицей № 281

Тема урока: Наклонение глагола.5 класс. «Расколдуем наклонение»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: формирование понятия о категории наклонения

Задачи: показать детям, какие наклонения имеет глагол в русском языке, дать представление о значениях наклонений глагола, научить определять наклонение, акцентировать внимание на роли глаголов того или иного наклонения в речи.

Технология(-и) урока: игра

Формы организации деятельности: индивидуальная, парная (ППС, ПСС), фронтальная

Опорные понятия: глагол, морфологические признаки глагола

Новые понятия: изъявительное. сослагательное (условное), повелительное наклонения

Межпредметные связи: литература

Образовательные ресурсы: Русский язык.5 кл. :учеб. для общеобразоват. учреждений.М.М.Разумовская, С.И.Львова.- М.: Дрофа,2017

    оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мобильный телефон, «таинственный» ящик с конвертами, раздаточный материал (карточки, таблицы, эталон, план разбора)

     наглядно- демонстрационный материал: презентация, выполненная учителем, свиток, звёзды из блестящей цветной фольги.

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Образовательные результаты

1.Организационный момент

Эмоционально готовит учащихся к усвоению изучаемого материала

Учитель: Здравствуйте, ребята. Откройте тетради, запишите дату, классную работу.(слово учителя, обращение учителя), вводит в игровую ситуацию «Поступление в школу Волшебников».

Учитель: А вы в волшебство верите? Что бы вы сделали, если бы были волшебником?

Учитель: Чтобы быть волшебником, надо учиться! Я предлагаю сегодня поступать в Школу Волшебников.

Слушают учителя, оформляют дату, классную работу.

Фронтальная.

Индивидуальная. Ответы детей

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений

Учитель: 1 вступительное испытание- записать под диктовку волшебное предложение

Диктует предложение: «Волшебник зажигает звёзды», проводит орфографическую работу со словами «волшебник», «зажигает».

Проверяет работу ученика, писавшего на закрытой доске, открывает запись для всех учащихся.

Учитель: 2 испытание- сделать морфологический разбор глагола из волшебного предложения по плану, предоставленному Школой Волшебников

(По предложенному школой волшебников плану на карточке предлагает сделать морфологический разбор глагола «зажигает» как 2-е вступительное испытание).

План морфологического разбора глагола

I. Общее грамматическое значение.

II.  Начальная форма ( инфинитив).

III. Морфологические признаки :

  • вид
  • спряжение
  • время
  • число
  • лицо ( у глаголов в настоящем и будущем времени)
  • род ( у глаголов в прошедшем времени )
  • наклонение.

IV .Каким членом предложения является?

 Учитель предлагает поменяться тетрадями(ПСС),озвучивать ответы разным ученикам, проверять чужую карточку, зачёркивая неверный ответ, но не исправляя. Контролирует правильность ответа, разрешает произвести подсчёт баллов, не учитывая  категорию наклонения.

Учитель: Я думаю, что мы поступили в Школу Волшебников. Сейчас посмотрю вступительный балл.

   

Дети записывают предложение в тетрадях, объясняют указанную орфограмму в предложенных учителем словах. Один ученик на закрытой доске записывает, обозначает орфограммы- безударные гласные в корне слова.

Остальные сами проверяют свою работу, глядя на доску

 

 

Дети раздают по рядам две карточки, всем одинаковые: с планом разбора и с точками для разбора

 Выполняют индивидуально разбор глагола

на карточке, вставляя вместо точек только ответы.

    При выполнении задания учащиеся сталкиваются с незнакомым словом «наклонение»,говорят ,что не изучали такого.

 Меняются тетрадями (ПСС),

Ученики по очереди озвучивают ответы с места, все зачёркивают неверные, подсчитывают баллы (за каждый правильный пункт, без наклонения 1 балл. Общий балл на поле.

     

Предметные: учу находить в словах орфограммы, объяснять их; проводить морфологический разбор глагола по плану

Личностные: самоопределение

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные:

логические: анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

3.Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Создаёт проблемную ситуацию: незаметно для детей включает голос злых волшебниц (звуковой файл), сообщающих о невозможности поступления в школу волшебников без знания категории наклонения глагола, которая для волшебников ВАЖНА.

 Голос

Ха-ха-ха! Это мы- Бастинда и Гингема, лорд Волан де Мот. Вы не поступите в Школу магов, потому что вы не знаете, как определять наклонение у глагола. Ваши баллы не засчитываются. Наклонение обозначает отношение действия к действительности. У волшебников это важно !Ха-ха-ха! Ждите таинственный ящик!

Мотивирует  деятельность учащихся

Учитель: Мы будем сражаться? Почему они решили, что мы не поступим? Какую цель ставим?

Учитель :Они наклонение заколдовали. Если вы подберёте антоним к слову «заколдовали».то сможете сказать, как будет звучать тема сегодняшнего урока.

Дети находят за дверью таинственный ящик, открывают его. Ученик зачитывает письмо, лежащее поверх секретных пакетов.

Письмо

   Дорогие ребятишечки! Вы освободите наклонение, если выполните наши каверзные задания. Вы всё должны делать сами! Секретные письма вскрывайте в строгой очерёдности.

                                          Злые колдуньи

Отвечают на вопросы. Ставят цели:

1)узнать, какие наклонения имеет глагол в русском языке,

2) уметь объяснить, почему глагол относится к данному наклонению,

3) узнать, в чём важность использования в речи глаголов в том или ином наклонении.

    Через подбор слова с антонимичной приставкой формулируют тему урока- «РАСКОЛДУЕМ наклонение». записывают тему в тетрадь.

Предметные: учу подбирать слово с антонимичной приставкой

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные:

  • общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • логические: формулирование проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Открытие нового знания

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации (игровая форма продолжается)

 

 Открытие нового знания проводит путём выполнения учащимися  заданий из пронумерованных конвертов таинственного ящика, который дети обнаружили за дверью класса.

  Предлагает ученику открыть конверт, раздать таблицу и лист с заданием.

 

          1ряд                               2ряд                         3ряд

Действия волшебницы, которые произошли (происходят, будут происходить) на самом деле

Действия волшебницы. которые возможны только при определённых условиях (мечтательные)

Нереальные (желаемые) действия, которые волшебница приказывает или просит совершить

   

Задание из конверта №1.

1.Заполните таблицу, выписывая глаголы из текстов в нужные колонки .

2.Когда все ученики выполнят задание, ответы появятся на электронной доске.

3.Перед заполнением таблицы тексты прочитайте внимательно.

1.- До того, как попасть в Волшебную страну, я жила в Большом мире. С помощью Летучих Обезьян я захватила власть над страной Мигунов. Я владею волшебным зонтиком. Ещё украду у Элли серебряные башмачки. (Монолог…Название произведения? Автор?)

2.-Присядь тут и подожди немного, я сварю тебе суп, которого ты не забудешь во всю жизнь,- прохрипела волшебница Якобу, дрожавшему от страха.

-Эй, морские свинки, принесите мне передник! (Название сказки? Автор?)

3.-Если бы я оказалась на пиру у царя Матвея, я не наколдовала бы беду от веретена(в мыслях у ведьмы).Если бы я не обиделась, я не навредила бы царевне. (Название сказки? Автор?)

 Заполненную таблицу - колонки № 1,2,3 по порядку высвечивает на электронной доске  (слайд презентации).  

  Учитель: Откроем конверт №2 и посмотрим, какое в нём приготовлено задание.

   

Раздаточный материал из конверта №2

Задание: Ученики 5 класса, рано вы обрадовались! Вот вам следующее испытание. Прочитайте три текста. В них наклонения рассказывают о себе сами, подпишите у каждой колонки заполненной нами ранее таблицы наклонение. Когда все выполнят задание, ответы найдёте в 3 конверте.

   

 У меня несколько имён .Самые известные мои имена- Условное и Сослагательное. Я нереальное. мечтательное, я могло бы произойти ,но только при определённых условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица бы. Я, правда, не допускаю её совсем близко. держу на расстоянии.

   Я- Изъявительное наклонение. Мне не очень повезло с именем. Что такое изъявить? Изъявительным я называюсь потому, что  моё действие происходит реально, наяву, действие -из яви. Я реально существую попеременно в каждом из времён: прошедшем.настоящем и будущем.

       

   Я –Повелительное наклонение .Я создано для того ,чтобы повелевать. Я не существую в реальности. Я желаемое. Я отвечаю за действия, которые кто-то просит или приказывает выполнить.

Слушает выразительное чтение детей в « роли наклонения», даёт маленькие комментарии.                      

  После того, как дети проверили по учебнику, показывает всю таблицу на электронной доске (слайд презентации).

   

Учитель спрашивает, есть ли еще задания в ящике.

   

 

Учитель подводит к плану по достижению цели

Учитель :Зачем мы выполняли каверзные  задания волшебниц?

Составляют план достижения цели: пройти испытания, выполняя задания из таинственного ящика, не пользуясь мобильным телефоном, интернетом и учебником, пока он не «расколдовался» (поставлено условие волшебницами), определить наклонение глагола «зажигает»(из вступительного испытания) и поступить в школу Волшебников.

     

Конверт №1:

Каждый ряд заполняет одну колонку таблицы (в распечатке) словами из предложенного текста. Это задание помогает разобраться в значениях наклонений.

     Один ученик с ряда озвучивает глаголы колонки, остальные слушают, исправляют ошибки других с места, затем сверяют с открывшейся записью в презентации, вписывают себе в таблицу по два глагола других колонок.

     

  Конверт №2:

Каждый ученик  индивидуально

 читает три маленьких текста, в которых в занимательной форме представлено название каждого наклонения, соотносит полученную (новую) информацию с той, которая уже была в таблице, подписывает колонки, советуясь с соседом по парте (ППС).

   

 Читают тексты выразительно вслух три ученика.

 

Один ученик вскрывает конверт №3 с известием о том, что «снято колдовство» с учебника, можно проверить выполнение задания(как подписали колонки с наклонениями), сверив с упр.625 на с.221.

 

Ученики обнаруживают свиток с изображением волшебниц и фразой «МЫ СДАЁМСЯ!».

   

Дети отвечают, что теперь могут закончить разбор глагола, знают про наклонение.

 Учащиеся определяют наклонение глагола «зажигает» из морфолог. разбора (условие для поступления).

Предметные: учу выбирать глаголы из текста в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Познавательные:

  • общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование;моделирование; смысловое чтение; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев  классификации объектов; решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Предметные:   учу соотносить информацию о наклонении, полученную из научно-популярного текста, с определением наклонения из таблицы

Предметные: учу выразительно читать научно-популярный текст, соблюдая языковые нормы устной речи; работать с учебной книгой

Предметные: учу определять наклонение глагола

5.Первичное закрепление

Настраивает детей на то, что нужно тренироваться дальше.

     Устанавливает осознанность восприятия.

   Обращает учащихся к Д.З., которое было предложено к уроку (написать миниатюру, выполняя определённую задачу), ведёт далее линию урока Волшебства, вызывает двух учащихся к доске по порядку для показа образца записи в тетради. Делает акцент

на ъ знаке.

 Учитель: Я не очень доверяю колдуньям в том. что они так просто сдались. Мне кажется: надо дальше тренироваться. чтобы можно было дать достойный ответ. Откройте свои домашние сочинения, найдите самое удачное предложение, чтобы в нём был обязательно глагол, прочитайте вслух, задайте вопрос о наклонении любому ученику. Надо давать ответ с небольшим доказательством по таблице.

    Два примера просит записать в тетрадь.

Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух)

   

Дети с места по одному читают фрагмент предложения, выделяют глагол, спрашивают любого учащегося с места, он определяет наклонение глагола, объясняет с использованием таблицы, почему так считает.

    Двое у доски по очереди показывают, как правильно сокращать: изъяв.накл., усл.накл, повел.накл.

Предметные: учу строить монологический ответ по доказательству наклонения глагола

Личностные:

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные:

  • общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

6.Самостоятельная работа(с самопроверкой по эталону)

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний в виде выполнения задания из учебника-упр.626(1,3,8) с дополнительным заданием- выбрать одно предложение и устно объяснить, как оно связано с сегодняшним уроком. (Важна воспитательная функция).

    Выдаёт эталон для проверки.

 

  Выслушивает детей, исправляет ошибки в речи.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

    Дети выборочно индивидуально выполняют упр.626(1,3,8), затем проводят самопроверку с эталоном на выданном листе, корректируют.

 

  По желанию выступают три человека, предлагают свои версии соотнесённости пословицы с сегодняшним уроком.

Предметные: определять наклонение глагола; анализировать предложение с точки зрения его основной мысли; создавать монологическое высказывание

Личностные: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

  • общеучебные:  выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; смысловое чтение

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, донесение своей позиции до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

7.Этап продуктивного использования полученных знаний

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях.

    Логически завершает игровую ситуацию : сообщает о полученном только что СМС на телефон учителя, читает его.

Учитель: Я только что получила на свой мобильный телефон сообщение с незнакомого номера. Я думаю, ребята, оно с вами связано.Содержание такое:

     «Анна Алексеевна, мы вашим ребятам написали прощальное письмо. Пакет сейчас доставят»

   Старшеклассник вносит с фразой: «Анна Алексеевна, просили передать 5 классу».

Учитель выдаёт каждому на парту письмо

Задание к редактированию письма

    Ребята, вы знаете теперь тему «Наклонение глагола». Подумайте, как надо изменить глаголы в нашем письме, исправьте. Кто не сможет догадаться, в конверте обнаружит ключ к выполнению.

Ключ

   1 абзац - поставить глаголы-инфинитивы в изъявительное наклонение, время глаголов по смыслу,

    2 абзац-в условное наклонение,

   

3 абзац- сочиняют обращение волшебниц с использованием глаголов в повелительном наклонении.

  Учитель обращает внимание на роль  в речи-интонации мечтательности, приказа или просьбы, которые задают глаголы в разном наклонении, на уместность этикетных слов: « пожалуйста», «будьте добры» и т.д.

Самостоятельная / групповая работа.

 

Дети получают последнее письмо «вставших на путь исправления» злых волшебниц, редактируют его: Дифференцированно выполняют задание :

  1. без ключа,
  2. с ключом

   

   

   3 человека в роли волшебниц озвучивают получившиеся варианты (элемент инсценирования)    

     С места выслушиваются интересные варианты-дополнения к 3 абзацу других ребят.

     Одноклассники рецензируют чтение (маленькие комментарии).

Предметные: учу редактировать текст с постановкой глаголов в определённое наклонение, читать  его «с вхождением в роль», уместно употребляя этикетные слова

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

Личностные: самоопределение

Познавательные:

  • общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение;
  • логические: подведение под понятие, выведение следствий, самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;  самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера,

Коммуникативные:  контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

8.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию с помощью вопросов детям:

-Чему научился? Достиг цели?

-Какие задания вызвали трудность?

-В чём помогли товарищи?

-Понравился ли тебе урок?

 Вручает детям сертификаты о поступлении в Школу волшебников.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Личностные: смыслообразования

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

9.Инструктаж по домашнему заданию. Выставление оценок.

Инструктирует учащихся по заданию:

  1) приклеить разбор в тетрадь, сделать работу над ошибками,

    2)приклеить таблицу с наклонениями,

    3)переписать в тетрадь письмо волшебниц.

   Дополнительное:  задать вопросы родителям на определение наклонения (если они затрудняются, объяснить, как действовать)

Анализируют и выявляют степень готовности

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка . Тема:"Наклонениеглагола. Изъявительное наклонение". 6 класс ФГОС

Технологическая карта урока русского языка.Тема: "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение."6 класс УМК Бабайцевой.  Конспект урока соответствует требованиям ФГОС. Тип урока:урок открытия нов...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по ФГОС по теме «Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.» (По учебнику Т.А. Ладыженской)

Проведённый мною урок осуществляет в первую очередь задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе обучающхся 6 классов. На уроке применила  компьютер, материалы детских ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Наклонение глагола"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Наклонение глагола"...