Методическая разработка открытого урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме: "Морфологический разбор имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Данная методическая разработка прошла апробацию на открытом уроке русского языка в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse.docx | 35.54 КБ |
morfologicheskiy_razbor_sushch.ppt | 1013 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка Калининой Валентины Ивановны в 5 классе по теме:
«Морфологический разбор имени существительного».
УМК: «Просвещение», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова и др. М.: Просвещение 2015 г.
Цель деятельности учителя: углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умение производить морфологический разбор существительных, систематизировать ранее изученное о существительном, определять синтаксическую роль данной части речи в предложении.
Тип урока: урок рефлексии.
Планируемые результаты:
Предметные: знать порядок морфологического разбора имени существительного и уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой, умение работать в паре и группе, способность анализировать и сопоставлять.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление в самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение над языковыми явлениями, индивидуальная, парная, фронтальная, групповая работа, эвристический метод.
Ход занятия:
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
Приветствие: Доброе утро, ребята! Сядьте прямо, улыбнитесь друг другу, сегодняшнему дню и настройтесь на результативную работу. | ||||||
Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Я хочу начать урок с того, что напомню вам об удивительной стране Лингвистике. Эту страну, как и нашу, населяют множество жителей разных национальностей, с разными характерами. Жители этой страны имеют родных и близких, создают семьи, ходят друг к другу в гости, живут в разных населённых пунктах: городах и сёлах. Например, в городе Морфология живет много семей. Но об одной семье мы узнаем сегодня чуть больше. Какая же фамилия у жителей этого города? ( Существительные). А чтобы узнать больше о нем, мы должны собрать все сведения об именах существительных. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать партнёра) | Листы обратной связи |
Актуализация знаний об имени существительном | Построение кластера «Ромашки», используя ранее изученные сведения об имени существительном. | Давайте попробуем собрать кластер-ромашку «Имя существительное» и попытаемся решить основные проблемы урока: какие существуют признаки имени существительного, как оно изменяется и какую синтаксическую роль играет в предложении. У ромашки 10 лепестков. Вспомним признаки имени существительного и напишем их на лепестках. *обозначает предмет *отвечает на вопросы: КТО? ЧТО? *имеет начальную форму; *бывает одушевленным/неодушевленным; *собственным/нарицательным; *имеет род: мужской, женский, средний; *имеет 3 склонения; *изменяется по падежам; *изменяется по числам; *в предложении может быть любым членом. Вывод: Имя существительное имеет следующие категории: начальную форму, бывает одушевлённым и неодушевлённым, собственным или нарицательным, имеет род, склонение, падеж, изменяется по числам, обозначает предмет, отвечает на вопросы: что? кто? В предложении может быть любым членом . | Вспоминают признаки имени существительного, его склонение, его синтаксическая роль в предложении. | Коллективная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции обобщения и систематизации знаний , классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, обосновывая свою точку зрения. | Устные ответы, Взаимопроверка. |
Целеполагание | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по материалам учебника, обсуждение результатов наблюдения. | Как будет называться тема нашего сегодняшнего урока? (Морфологический разбор имени существительного) Откроем тетради, запишем дату, вид работы (классная) и тему: «Морфологический разбор имени существительного». Какова же будет цель урока? Что мы должны узнать и чему научиться? Как мы будем это делать? Ответы детей: (Узнать порядок морфологического разбора имени существительного и научиться выполнять морфологический разбор имен существительных) В каких источниках мы можем узнать о порядке морфологического разбора? (В учебнике) Знакомство с порядком морфологического разбора (п.100, стр.79), составление рассказа об имени существительном по опорным словам на основе этого материала. Пользуясь своими знаниями и справочными материалами учебника, заполните пропуски в карточке Приложение 2). Проверка на слайде. Выполним следующее задание. (Приложение 3) Перед вами текст. Прочитайте его. Нёс медведь, шагая к рынку, На продажу мёду крынку, Вдруг на Мишку – вот напасть- Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной, Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть, Жалили куда попало, Им за это и попало. -Подумайте, какие слова одинаковы по звучанию, но разные по написанию? К каким частям речи относятся эти слова? -Как может нам помочь в этой ситуации морфологический разбор? (если выполним морфологический разбор, то докажем, к какой части речи относится то или иное слово, значит, мы правильно его напишем) -Выпишите все имена существительные. Выполните морфологический разбор выделенных имен существительных. (Проверка на слайде). | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи м/у языковыми явлениями. | Индивидуальная, парная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. | Письменная работа, Взаимопроверка. |
Физкультминутка | Выполняют упражнения вместе с мультипликационным героем | |||||
Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля. | Работа с текстом (Приложение 4) -Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. - Какие слова помогают понять, о чём идёт речь в тексте? -Прочитайте текст ещё раз. - Слова каких частей речи были пропущены? Как вы это поняли? По грамматическим признакам и по словам ближнего контекста. - Вставьте пропущенные слова и запишите их в карту текста. - Подумайте над тем, какие фрагменты текста (слова, словосочетания) помогли вам найти ключевые слова. - Озаглавьте текст. Обсуждение версий учащихся с фиксацией в карте текста версий одноклассников. - Сравним с авторским текстом. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Фронтальная, индивидуальная, | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника и рабочих листов. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Устные и письменные ответы. |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. | - Подумайте, зачем в плане морфологического разбора нужно имя существительное поставить в начальную форму? (для определения склонения и рода). Продолжение работы с текстом «Веснушки». - Найдите все имена существительные 1 вариант – 1 склонение, 2 вариант – 2 склонение.
1 вариант: веснушки (конопушки), щёчки 2 вариант: день, нос, лоб - Выполните морфологический разбор существительного «на лбу» в выделенном предложении. Через день ________________________ украсили не только нос: они появились и на щечках, и на лбу. На лбу – это сущ. Н.ф. – лоб Пост призн.: нариц., неодуш., 2 скл., м.р. Непост.: П.п., ед.ч Синт. роль – обстоятельство. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, создают высказывания устные и письменные. | Индивидуальная, фронтальная, парная. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения и выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. | Устные ответы. Выполнение письменных заданий. Взаимопроверка |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или художественных произведений. | Приложение № 5. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Ос..нью лес молчит. Такая тиш..! За сто шагов слышно, как убегает мыш.. по сухим лист..ям. В предчу..ствии х..лодов ум..лкают птицы. Ни звука. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит к..стяной молоток. Задание: найдите в тексте слова по их грамматическим признакам и выпишите их.
существительное неодушевлённое, нарицательное, ср.р., стоит в форме ед.ч., п.п. (в предчувствии) (Повышенный уровень) | Выполняют упражнения | Индивидуальная | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, работают по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Письменная работа. Самопроверка и проверка учителем. |
Включение в систему знаний и повторение | Тест № 1 и 2 по вариантам. Взаимопроверка по эталону. | Выполняют индивидуальные задания, слушают одноклассников, отвечают на вопросы | Индивидуальная. | Личностные: понимают, в чем значение знаний. Познавательные: приобретают умения пользоваться полученными знаниями, использовать их в учебной деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения в диалоге с одноклассниками и учителем. | Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа с последующей самопроверкой. | |
Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам | - А теперь вернёмся в начало нашего занятия. Вы видите корзину на доске. Наполним корзину знаниями по теме урока. Пишут на листочках, чему научились и что узнали. - У вас есть лист обратной связи. Выставьте все отметки за упражнения, сделанные во время урока. - Напишите, какие трудности возникли у вас при выполнении заданий. - Какое настроение у вас сейчас? Выберите смайлик и покажите. | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Заполняют лист обратной связи. | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Познавательные: приобретают умение организовать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. | Листы обратной связи |
Домашнее задание | На выбор.
Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывают вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рванулись вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень. Задания: 1. Определите стиль текста. Подчеркните олицетворения. 2. Подобрать синоним к слову жара. 3. Выписать из текста существительные, состоящие из приставки, корня, суффикса и окончания. 4. Сделать морфологический разбор любых двух имён существительных из текста.
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Имя существительное обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?. Начальная форма имени существительного – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ падеж ЕДИНСТВЕННОГО числа. 2. Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: ОДУШЕВЛЕННЫЕ или НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ , СОБСТВЕННЫЕ или НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ , относятся к ЖЕНСКОМУ , или МУЖСКОМУ , или СРЕДНЕМУ роду, к ПЕРВОМУ , или ВТОРОМУ , или ТРЕТЬЕМУ склонению. 3. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки: Существительные изменяются по ПАДЕЖАМ и ЧИСЛАМ . 4. В предложении имя существительное может быть ПОДЛЕЖАЩИМ, СКАЗУЕМЫМ, ДОПОЛНЕНИЕМ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ, ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.
План морфологического разбора имени существительного … - это имя существительное, обозначает предмет и отвечает на вопрос … Н.ф. – (именительный падеж, единственное число). 2. Постоянные признаки: одушевлённое/неодушевлённое, собственное/нарицательное, склонение, род. 3. Непостоянные признаки: падеж, число. 4. В предложении является …
Нёс медведь, шагая к рынку, На продажу мёду крынку, Вдруг на Мишку – вот напасть- Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной , Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть , Жалили куда попало, Им за это и попало.
1. (Дрался) осиной – имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что? 2. Н.ф. – осина. 3. Пост. призн.: неодушевлённое, нарицательное, ж.р., 1 склонение. 4. Непост. призн.: ед.ч., т.п. 5. В предложении является дополнением. Дрался (чем?) осиной.
1. В пасть – имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что? 2. Н.Ф. – пасть. 3. Пост признаки: неодушевлённое, нарицательное, ж.р., 3 склонение. 4. Непост. призн.: ед.ч., в.п. 5. В предложении является обстоятельством. Лезли (куда?) в пасть. •
Это было весной . Зима вроде бы кончилась. Но уже несколько дней подряд за окном выла метелица, и стекла окон были покрыты морозными узорами. Казалось, что весна ещё далеко-далеко. А между тем у Кати на носу появились веснушки . Как-то совсем незаметно : вчера ещё не было, а сегодня- пожалуйста, сразу три…нет, кажется, даже четыре! Через день веснушки украсили не только нос: они появились и на щечках, и на лбу. Катя огорчилась . - Ну что ты, дочка! - утешала её мама. - Не понимаешь ты своей удачи: ведь одно только означают твои веснушки - тебя солнышко больше всех любит, самой первой тебе весну посылает. Радоваться надо, а не огорчаться! -Правда?! - обрадовалась Катя и отправилась к зеркалу пересчитывать «вестниц весны ». (С. Золотцев) (115 слов)
Это было … . Зима вроде бы кончилась. Но уже несколько дней подряд за окном выла метелица, и стекла окон были покрыты морозными узорами. Казалось, что … ещё далеко-далеко. А между тем у Кати на носу появились … . Как-то совсем незаметно :вчера ещё не было, а сегодня- пожалуйста, сразу три…нет, кажется, даже четыре! Через день … украсили не только нос: они появились и на щечках, и на лбу. Катя … . - Ну что ты, дочка! - утешала её мама. - Не понимаешь ты своей удачи: ведь одно только означают твои … - тебя солнышко больше всех … ,самой первой тебе весну посылает. … надо, а не огорчаться! -Правда?! - обрадовалась Катя и отправилась к зеркалу пересчитывать «вестниц … ». (С. Золотцев) (115 слов)
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Ос..нью лес молчит. Такая тиш..! За сто шагов слышно, как убегает мыш.. по сухим лист..ям. В предчу..ствии х..лодов ум..лкают птицы. Ни звука. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит к..стяной молоток. Задание: найдите в тексте слова по их грамматическим признакам и выпишите их. 1) Существительное, одушевлённое, нарицательное, женского рода, 3 склонения, стоит в форме ед.ч., и.п. 2) Существительное неодушевлённое, нарицательное, ср.р., стоит в форме ед.ч., п.п.
Проверка Мышь В предчувствии
Найди имя существительное, имеющее форму только множественного числа.
Домашнее задание выбери сам. 1. Выполнить задание на карточке (тест). 2. Придумать сказку о постоянных и непостоянных признаках имени существительного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в классе СКК по теме" Три склонения имени существительного"
Урок закрепления знаний по теме "Склонение имен существительных" в 7 классе КРО....
план урока русского языка в казахской школе на тему "Морфологический разбор имени существительного"
План урока русского языка на тему "Морфологический разбор имени существительного" составлен для 5 класса. Ознакомление с новым материалом, закрепление темы , задания разработаны для ра...
открытый урок русский язык 6 класс ФГОС
технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...
Методическая разработка открытого урока русского языка в 5 классе
Внедрение информационных технологий является неотъемлемой частью современного общего образования. В рамках введения ФГОС в нашу школу было поставлено учебно-лабораторное оборудование. В своей деятельн...
Методическая разработка открытого урока русского языка в 6 классе "Имена существительные общего рода"
Данный урок соотвествует ФГОС...
открытый урок русский язык 6 класс ФГОС по теме Корни с чередованием КАС, КОС
Тема урокаБуквы о и а в корне –кос---кас- Тип урокаИзучение нового материала...
Методическая разработка конспекта урока русского языка в 7 классе "Пунктуация. Пунктуационный разбор"
Цели: а) повторить знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, обобщающих словах; б) закрепить знания, полученные на предыдущем ...