Методическая разработка открытого урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме: "Морфологический разбор имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Калинина Валентина Ивановна

Данная методическая разработка прошла апробацию на открытом уроке русского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.docx35.54 КБ
Office presentation icon morfologicheskiy_razbor_sushch.ppt1013 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка Калининой Валентины Ивановны в 5 классе по теме:

«Морфологический разбор имени существительного».

УМК: «Просвещение», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова и др. М.: Просвещение 2015 г.

Цель деятельности учителя: углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умение производить морфологический разбор существительных, систематизировать ранее изученное о существительном, определять синтаксическую роль данной части речи в предложении.

Тип урока: урок рефлексии.

Планируемые результаты:

 Предметные: знать порядок морфологического разбора имени существительного и уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой, умение работать в паре и группе, способность анализировать и сопоставлять.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление в самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: наблюдение над языковыми явлениями, индивидуальная, парная, фронтальная, групповая работа, эвристический метод.

Ход занятия:

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

Приветствие: Доброе утро, ребята! Сядьте прямо, улыбнитесь друг другу, сегодняшнему дню и настройтесь на результативную работу.

 Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

 Я хочу начать урок с того, что напомню вам об удивительной стране Лингвистике. Эту страну, как и  нашу,  населяют множество жителей разных национальностей, с разными характерами.   Жители этой страны имеют родных и близких, создают семьи, ходят друг к другу в гости, живут в разных населённых пунктах: городах и сёлах. Например, в городе Морфология живет много семей. Но об одной семье мы узнаем сегодня чуть больше. Какая же фамилия у  жителей этого города? ( Существительные). А чтобы узнать больше о нем, мы должны собрать все сведения об именах существительных.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать партнёра)

Листы обратной связи

Актуализация знаний об имени существительном

Построение кластера «Ромашки», используя  ранее изученные сведения об имени существительном.

Давайте попробуем собрать кластер-ромашку «Имя существительное» и попытаемся решить основные проблемы урока: какие существуют признаки имени существительного, как оно изменяется и какую синтаксическую роль играет в предложении. У ромашки 10 лепестков. Вспомним признаки имени существительного и напишем их на лепестках.

*обозначает предмет

*отвечает на вопросы: КТО? ЧТО?

*имеет начальную форму;

*бывает одушевленным/неодушевленным;

*собственным/нарицательным;

*имеет род: мужской, женский, средний;

*имеет 3 склонения;

*изменяется по падежам;

*изменяется по числам;

*в предложении может быть любым членом.

Вывод: Имя существительное имеет следующие категории: начальную форму, бывает одушевлённым и неодушевлённым, собственным или нарицательным, имеет род, склонение, падеж, изменяется по числам, обозначает предмет, отвечает на вопросы: что? кто?  В предложении может быть любым членом .

Вспоминают признаки имени существительного, его склонение, его синтаксическая  роль в предложении.

Коллективная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции обобщения и систематизации знаний ,  классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают,  отвечают на вопросы, обосновывая свою точку зрения.

Устные ответы, Взаимопроверка.

Целеполагание

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по материалам учебника, обсуждение результатов наблюдения.

Как будет называться тема нашего сегодняшнего урока? (Морфологический разбор имени существительного)

Откроем тетради, запишем дату, вид работы (классная) и тему: «Морфологический разбор имени существительного».

Какова же будет цель урока? Что мы должны узнать и чему научиться? Как мы будем это делать?

Ответы детей:

(Узнать порядок морфологического разбора имени существительного и научиться выполнять морфологический разбор имен существительных)

В каких источниках мы можем узнать о порядке морфологического разбора? (В учебнике)

Знакомство с порядком морфологического разбора (п.100, стр.79), составление рассказа об имени существительном по опорным словам на основе этого материала. Пользуясь своими знаниями и справочными материалами учебника, заполните пропуски в карточке Приложение 2).

Проверка на слайде.

Выполним следующее задание. (Приложение 3)

Перед вами текст. Прочитайте его.

Нёс медведь, шагая к рынку,

На продажу мёду крынку,

Вдруг на Мишку – вот напасть-

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной,

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть,

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

-Подумайте, какие слова одинаковы по звучанию, но разные по написанию? К каким частям речи относятся эти слова?

-Как может нам помочь в этой ситуации морфологический разбор? (если выполним морфологический разбор, то докажем, к какой части речи относится то или иное  слово, значит, мы правильно его напишем)

-Выпишите все имена существительные. Выполните морфологический разбор выделенных имен существительных. (Проверка на слайде).

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи м/у языковыми явлениями.

Индивидуальная, парная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Письменная работа, Взаимопроверка.

Физкультминутка

Выполняют упражнения вместе с мультипликационным героем

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля.

Работа с текстом (Приложение 4)

 -Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль.

 - Какие слова помогают понять, о чём идёт речь в тексте?

-Прочитайте текст ещё раз.

- Слова каких частей речи были пропущены? Как вы это поняли? По грамматическим признакам и по словам ближнего контекста.

 - Вставьте пропущенные слова и запишите их в карту текста.

 - Подумайте над тем, какие фрагменты текста (слова, словосочетания) помогли вам найти ключевые слова.

 - Озаглавьте текст.

 Обсуждение версий учащихся с фиксацией в карте текста версий одноклассников.

 - Сравним с авторским текстом.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Фронтальная, индивидуальная,

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника и рабочих листов.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Устные и письменные ответы.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах.

- Подумайте, зачем в плане морфологического разбора нужно имя существительное поставить в начальную форму? (для определения склонения и рода).

Продолжение работы с текстом «Веснушки».

 - Найдите все имена существительные 1 вариант – 1 склонение, 2 вариант – 2 склонение.

 

 1 вариант: веснушки (конопушки), щёчки

2 вариант: день, нос, лоб

- Выполните морфологический разбор существительного «на лбу» в выделенном предложении.

Через день    ________________________   украсили не только нос: они появились и на щечках, и на лбу.  

На лбу – это сущ.

Н.ф. – лоб

Пост призн.: нариц., неодуш., 2 скл., м.р.

Непост.: П.п., ед.ч

Синт. роль – обстоятельство.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, создают высказывания устные и письменные.

Индивидуальная, фронтальная, парная.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения и выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Устные ответы. Выполнение письменных заданий. Взаимопроверка

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение разноуровневых  обучающих упражнений на основе текстов учебника или художественных произведений.

Приложение № 5.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы.

Ос..нью лес молчит. Такая тиш..! За сто шагов слышно, как убегает мыш.. по сухим лист..ям. В предчу..ствии х..лодов ум..лкают птицы. Ни звука. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит к..стяной молоток.

Задание: найдите в тексте слова по их грамматическим признакам и выпишите их.

  1. Существительное,  одушевлённое, нарицательное, женского рода, 3 склонения, стоит в форме ед.ч., и.п.; (мышь) (Базовый уровень)

существительное неодушевлённое, нарицательное, ср.р., стоит в форме ед.ч., п.п. (в предчувствии) (Повышенный уровень)

Выполняют упражнения

Индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, работают по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Письменная работа.

Самопроверка и проверка учителем.

Включение в систему знаний и повторение

Тест № 1 и 2  по вариантам. Взаимопроверка по эталону.

Выполняют индивидуальные задания, слушают одноклассников, отвечают на вопросы

Индивидуальная.

Личностные: понимают, в чем значение знаний.

Познавательные: приобретают умения пользоваться полученными знаниями, использовать их в учебной деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения в диалоге с одноклассниками и учителем.

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа с последующей самопроверкой.

Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам

- А теперь вернёмся в начало нашего занятия. Вы видите корзину на доске. Наполним корзину  знаниями по теме урока. Пишут на листочках, чему научились и что узнали.

 - У вас есть лист обратной связи. Выставьте все отметки за упражнения, сделанные во время урока.

 -  Напишите, какие трудности возникли у вас при выполнении заданий.

 - Какое настроение у вас сейчас? Выберите смайлик и покажите.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Заполняют лист обратной связи.

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Познавательные: приобретают умение организовать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Листы обратной связи

Домашнее задание

На выбор.

  1.  Работа по карточке.

Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывают вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рванулись вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.

Задания:

1.        Определите стиль текста. Подчеркните олицетворения.

2.        Подобрать синоним  к слову жара.

3.        Выписать из текста существительные, состоящие из приставки, корня, суффикса и окончания.

4.        Сделать морфологический разбор любых двух имён существительных из текста.

  1. тест
  2. Придумать сказку или рассказ  о постоянных или непостоянных признаках  имени существительного.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морфологический разбор имени существительного Калинина В.И.

Слайд 2

1. Имя существительное обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?. Начальная форма имени существительного – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ падеж ЕДИНСТВЕННОГО числа. 2. Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: ОДУШЕВЛЕННЫЕ или НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ , СОБСТВЕННЫЕ или НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ , относятся к ЖЕНСКОМУ , или МУЖСКОМУ , или СРЕДНЕМУ роду, к ПЕРВОМУ , или ВТОРОМУ , или ТРЕТЬЕМУ склонению. 3. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки: Существительные изменяются по ПАДЕЖАМ и ЧИСЛАМ . 4. В предложении имя существительное может быть ПОДЛЕЖАЩИМ, СКАЗУЕМЫМ, ДОПОЛНЕНИЕМ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ, ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.

Слайд 3

План морфологического разбора имени существительного … - это имя существительное, обозначает предмет и отвечает на вопрос … Н.ф. – (именительный падеж, единственное число). 2. Постоянные признаки: одушевлённое/неодушевлённое, собственное/нарицательное, склонение, род. 3. Непостоянные признаки: падеж, число. 4. В предложении является …

Слайд 4

Нёс медведь, шагая к рынку, На продажу мёду крынку, Вдруг на Мишку – вот напасть- Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной , Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть , Жалили куда попало, Им за это и попало.

Слайд 5

1. (Дрался) осиной – имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что? 2. Н.ф. – осина. 3. Пост. призн.: неодушевлённое, нарицательное, ж.р., 1 склонение. 4. Непост. призн.: ед.ч., т.п. 5. В предложении является дополнением. Дрался (чем?) осиной.

Слайд 6

1. В пасть – имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что? 2. Н.Ф. – пасть. 3. Пост признаки: неодушевлённое, нарицательное, ж.р., 3 склонение. 4. Непост. призн.: ед.ч., в.п. 5. В предложении является обстоятельством. Лезли (куда?) в пасть. •

Слайд 7

Это было весной . Зима вроде бы кончилась. Но уже несколько дней подряд за окном выла метелица, и стекла окон были покрыты морозными узорами. Казалось, что весна ещё далеко-далеко. А между тем у Кати на носу появились веснушки . Как-то совсем незаметно : вчера ещё не было, а сегодня- пожалуйста, сразу три…нет, кажется, даже четыре! Через день веснушки украсили не только нос: они появились и на щечках, и на лбу. Катя огорчилась . - Ну что ты, дочка! - утешала её мама. - Не понимаешь ты своей удачи: ведь одно только означают твои веснушки - тебя солнышко больше всех любит, самой первой тебе весну посылает. Радоваться надо, а не огорчаться! -Правда?! - обрадовалась Катя и отправилась к зеркалу пересчитывать «вестниц весны ». (С. Золотцев) (115 слов)

Слайд 8

Это было … . Зима вроде бы кончилась. Но уже несколько дней подряд за окном выла метелица, и стекла окон были покрыты морозными узорами. Казалось, что … ещё далеко-далеко. А между тем у Кати на носу появились … . Как-то совсем незаметно :вчера ещё не было, а сегодня- пожалуйста, сразу три…нет, кажется, даже четыре! Через день … украсили не только нос: они появились и на щечках, и на лбу. Катя … . - Ну что ты, дочка! - утешала её мама. - Не понимаешь ты своей удачи: ведь одно только означают твои … - тебя солнышко больше всех … ,самой первой тебе весну посылает. … надо, а не огорчаться! -Правда?! - обрадовалась Катя и отправилась к зеркалу пересчитывать «вестниц … ». (С. Золотцев) (115 слов)

Слайд 9

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Ос..нью лес молчит. Такая тиш..! За сто шагов слышно, как убегает мыш.. по сухим лист..ям. В предчу..ствии х..лодов ум..лкают птицы. Ни звука. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит к..стяной молоток. Задание: найдите в тексте слова по их грамматическим признакам и выпишите их. 1) Существительное, одушевлённое, нарицательное, женского рода, 3 склонения, стоит в форме ед.ч., и.п. 2) Существительное неодушевлённое, нарицательное, ср.р., стоит в форме ед.ч., п.п.

Слайд 10

Проверка Мышь В предчувствии

Слайд 11

Найди имя существительное, имеющее форму только множественного числа.

Слайд 12

Домашнее задание выбери сам. 1. Выполнить задание на карточке (тест). 2. Придумать сказку о постоянных и непостоянных признаках имени существительного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в классе СКК по теме" Три склонения имени существительного"

Урок закрепления знаний по теме "Склонение имен существительных"  в 7 классе КРО....

план урока русского языка в казахской школе на тему "Морфологический разбор имени существительного"

План урока русского языка  на тему "Морфологический разбор имени существительного" составлен для 5 класса. Ознакомление с новым материалом, закрепление темы , задания разработаны для ра...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС

технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Методическая разработка открытого урока русского языка в 5 классе

Внедрение информационных технологий является неотъемлемой частью современного общего образования. В рамках введения ФГОС в нашу школу было поставлено учебно-лабораторное оборудование. В своей деятельн...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС по теме Корни с чередованием КАС, КОС

Тема урокаБуквы о и а в корне –кос---кас- Тип урокаИзучение нового материала...

Методическая разработка конспекта урока русского языка в 7 классе "Пунктуация. Пунктуационный разбор"

Цели: а) повторить знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, обобщающих словах;             б) закрепить знания, полученные на предыдущем ...