Урок "Служебные части речи"
план-конспект урока по русскому языку

Аюшинова Надежда Александровна

Публикация на сайте "Инфоурок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sluzhebnye_chasti_rechi.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Служебные части речи»

Тип  урока:   урок    обобщения и систематизации      изученного.

Цели как деятельность учащихся:

М/п: ученик научится устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию (в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, обобщать.

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль, слушать и слышать друг друга, строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

ЛР: осознавать понятие часть речи в совокупности его отличительных признаков, различать самостоятельные и служебные части речи, опознавать части речи по их основным признакам, находить части речи в тексте и группировать их.

Оборудование: проектор, компьютер.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас сегодня на уроке
               Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и скажите добрые слова.                                      

                Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. 
               Ребята, вы готовы к уроку, хотите получать новые знания?

  1. Введение в тему урока. Постановка цели.

Перед вами текст, а вы мне скажете, чего в нем не хватает (учитель читает текст без служебных частей речи, после прочтения он появляется на экране, ребятам предлагается вставить недостающие слова и указать, какие это части речи).

    Есть … «связь» …языком, … котором говорит человек, … морщинами … его лице? Да, есть, …  самая прямая, утверждает известный перуанский косметолог Эусибио Салине. Он долгое время изучал мимику людей, говорящих … разных языках. Самым «жестким» … лица, … его мнению, является английский. Когда человек говорит по-английски, мускулы его лица резко сокращаются.

    … это приводит … преждевременному его старению, появлению морщин …  … складкам. Самыми «щадящими» … кожи являются такие певучие, мягкие в произношении языки, … испанский, итальянский … русский.

(В тексте нет предлогов, союзов, частиц)

- Каким одним словом называются эти части речи? (Служебные).

-А еще какие части речи мы знаем? (Самостоятельные)

Формулирование темы и цели урока.

  1.  Работа по теме урока с актуализацией изученного.
  1. Работа в группах.

Подготовьте и задайте вопросы (одна группа другой) по теме урока. Дополнительные вопросы (на слайде, чтобы ученики подготовили на них ответы в группах):

- Вспомните, на основании чего противопоставляются друг другу самостоятельные и служебные части речи. Для этого ответьте на ряд вопросов:

- Есть ли у самостоятельных и служебных частей речи лексическое значение? (У самостоятельных – есть, оно зафиксировано в словаре, а у служебных  - нет).

- Могут ли изменяться самостоятельные и служебные части речи грамматически? (Самостоятельные преимущественно изменяются, не изменяются: деепричастие, наречие, категория состояния. (наречие и слова категории состояния имеют степени сравнения). Служебные части речи не изменяются).

- Какие синтаксические функции выполняют самостоятельные и служебные части речи?  (Самостоятельные части речи выполняют функцию членов предложения, служебные части речи не могут быть членами предложения – они служат для их связи, для уточнения значений, а также для связи частей сложного предложения).

- Назовите особую часть речи, которая не входят ни в разряд самостоятельных, ни в разряд служебных частей речи?  (Междометие)

  1. Работа в парах.  Обсудите и представьте варианты схемы (кластера) «Части речи в русском языке», указав изменяемые и неизменяемые части речи.

- Проверьте свои ответы.

Части речи в русском языке

самостоятельные                             служебные                            междометия

изменяемые           неизменяемые

                                                                        предлог         союз          частица

существительное         наречие

прилагательное           деепричастие

глагол                           категория состояния

      причастие

      числительное                        

местоимение

  1. Практикум

Упр№1.  Редактирование текста.

- Прочитайте данный ряд слов.  Из какого стихотворения А.С.Пушкина они взяты?

Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит, прозрачный, лес, один, чернеет, ель, сквозь иней, зеленеет, речка, льдом, блестит.

- С помощью каких слов можно восстановить текст? Запишите в тетрадь правильный вариант

- Проверьте свои ответы (по слайду):

Под голубыми небесами 
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Упр №2. Выпишите сочетания “предлог + существительное”.

- Сформулируйте: Для чего служат в предложении предлоги?

Под небесами, на солнце, подо льдом.

Вывод: Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении.

Упр №3. Подчеркните грамматические основы предложений. Сформулируйте: Какую роль в предложении выполняют союзы?

Под голубыми небесами 
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, 
снег лежит;
Прозрачный 
лес один чернеет,
И 
ель сквозь иней зеленеет,
И 
речка подо льдом блестит.

Вывод: Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.

Упр4. Прочитайте предложение. Из какого произведения А.С.Пушкина оно взято?

“Никто не дерзал отказываться от приглашения Троекурова и в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”.

- Найдите частицы. Какую роль они играют в данном предложении?

Вывод: Частицы вносят различные оттенки значений в предложение.

Упр №5. Творческое задание.

Выводится на слайде или предлагается в виде раздаточного материала на группу.

  • Классифицируйте «выдуманные» слова по частям речи, объясните, по какому принципу вы действовали.

Отплякиваясь от сурых пляк, каждый хамсик шмыряет на глын по 5 гнусиков. Сколько гнусиков шмырнут на глын 12 хамсиков, отплякивающихся от сурых пляк?

(Г. Остер «Задачник по математике»)

  • Проверьте свои ответы:

Существительные: пляк, хамсик, на глын, гнусиков. Прилагательные: сурых.

Глаголы: шмыряет, шмырнут.  Причастие: отплякивающихся.  Деепричастие: отплякиваясь.

  • Какие признаки помогли вам в определении частей речи? (Окончания, а также суффиксы причастий и деепричастий -я, -ющ, возвратный суффикс (постфикс) -ся глагола, а также предлоги, т.к. они употребляются вместе с существительными.)
  • Обратите внимание на сочетаемость: с какими частями речи сочетаются существительные? (С прилагательными и глаголами.)
  • Какой тип связи между ними?

-  Какие части речи остались «невыдуманными»? Как вы думаете, почему? (Предлоги выражают связи между словами, а местоимения  имеют такие же морфологические показатели, как прилагательные.)

  1. Итоги урока. Рефлексия.
  • Сделайте вывод: что объединяет все служебные части речи, а что отличает от самостоятельных?
  • Как вы думаете, какие из служебных частей речи преобладают в нашей речи? Почему? (Предлоги, т.к. они связывают слова.)
  • Оцените свою работу в группе.

Домашнее задание:

- Предлагаю вам следующие домашние задания на выбор для того, чтобы вы закрепили полученные сегодня на уроке знания:

1. Те, кто научился различать самостоятельные и служебные части речи, но остались некоторые вопросы по теме урока, выполните упражнение №110 из параграфа 14.

2. Те, кто научился различать самостоятельные и служебные части речи и может объяснить тему товарищу, выпишите примеры самостоятельных и служебных частей речи по рассказу А.С. Пушкина «Метель».

- Спасибо большое за урок, ребята!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...