Работа с текстом ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Принципы работы с текстом 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_ege.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом

Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему.Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Проблема - вопрос, над которым рассуждает автор

Проблематика текстов ЕГЭ

- Человек и природа

- Человек и общество

- Человек и культура

- Человек и война

- Человек и человек

Способы формулирования проблемы

Вопросительное предложение

Конструкция «Проблема чего»

Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящён текст (ФИО автора).

(ФИО автора)в своём тексте поднимает проблему отцов и детей.

Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет….

В центре внимания (ФИО автора) проблема дружбы.

В чём заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает….

(ФИО автора) предлагает нам задуматься над проблемой проявления доброты.

Понятие

Вопрос – ответ

Отцы и дети… Вечная философская проблема. Сколько бы ни существовало человечество, она всегда будет актуальна. И именно об этом (о взаимоотношении поколений, об отношении к матери и т.д.) текст …. (Л.Н.Толстого).

Всегда ли мы относимся к людям по-доброму? Увы, нет. Часто бывает так, что поступаем жестоко, корыстно, думая только о себе и своих интересах. И именно о … (об этом) текст …

От позиции автора к проблеме

1. Выявите основную мысль текста.

2. Запишите её в виде законченного предложения.

3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.

4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.

ПРИМЕР

Позиция автора

• Человек должен с уважением относиться к родному языку.

Проблема

• Каким должно быть отношение человека к родному языку?

Выявление проблемы в художественном тексте

1.Проанализируйте поступки, отношения героев.

2. Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях.

3. Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (долг, честь, совесть, благородство - равнодушие, черствость, эгоизм).

4. Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.

Комментарий

Комментарий - оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом.

Логика комментирования

Проблема  Комментарий  Позиция автора

Что такое пример-иллюстрация?

Это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается        пояснениями, интерпретациями учащегося.

Типы информации в тексте

• Фактуальная информация— это сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте.

• Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями.

Подтекстовая информация не обозначена словами, а только подразумевается.

Способы отсылки к тексту

Ссылка на номера предложений

Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе.

Прямое цитирование

«Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», - пишет Ш.А. Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.

Косвенное цитирование

Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.

Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте

Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

Комментарий

Комментарий

Первый пример

Связь между примерами

Второй пример

Пояснение к примеру

Пояснение к примеру

Примеры-иллюстрации

Публицистический текст

Художественный текст

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

В центре внимания автора случай….

Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата».

Писатель изображает (кого, что)…

Автор разделяет мнение (кого)…

Герой говорит: «Цитата».

Публицист спорит (с кем)…

Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…

Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

Особого внимания заслуживает мнение автора о…

Симпатии автора на стороне героя, который…

Пояснение к примерам

Публицистический текст

Художественный текст

Писатель доказывает, что…

Автор не случайно обращает наше внимание на…

Этот пример показывает, что…

Поступок героя показывает, что...

Смысл этого высказывания в том, что…

Слова (мысли) героя позволяют понять….

Эти слова убедительно доказывают, что…

Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

Я думаю, этим примером авторпоказывает…

Эти события автор описывает, чтобы…

Приведённые слова содержат глубокий смысл…

        

Смысловая связь

Смысловые отношения

Типовые конструкции

Противопоставление

Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…

Сравнение, сопоставление

Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Причины

Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

Следствие, вывод

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Уступка

Несмотря на то что все убеждены в правильности…,герой (автор) думает иначе.

Где обозначать связь между примерами?

Указание на связь примеров как зачин в комментарии:

Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни. <…>

Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму:

<…> Для сравнения обратимся к другому примеру. <…>

Указание на связь примеров как итог комментирования:

Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…

Фрагмент сочинения

Проблема

Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов в своём тексте.

Первый пример (1)

Автор искренне убеждён в том, что книга — это «важное звено в духовной связи людей».

Пояснение к первому примеру (2)

Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, связывают единомышленников, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества.

Второй пример (3)

Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о том, что «каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел».

Пояснение ко второму примеру (4)  

Писатель доказывает, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю.

Связь между примерами (5)

Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать важность книги и чтения.

Позиция автора

Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу: книга учит мыслить, рассуждать, воспитывает человека, обогащает его внутренний мир.

Структура работы с текстом

Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую позицию.

Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарии, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией.

Шаг 3. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её.

Шаг 4. Напишите заключение.

Приемы перехода

!А, НО, ОДНАКО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЖЕ, И, А КОГДА, И КОГДА, ТАК КАК, ПОСЛЕ ТОГО КАК, ПОСКОЛЬКУ, ИБО, ПОТОМУ ЧТО, ПОЭТОМУ, И ХОТЯ, НЕСМОТРЯ НА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

1.РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ, ВЛИЯНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ, ОТНОШЕНИЕ, СМЫСЛ, УМЕНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,ВОЗДЕЙСТВИЕ, ВОСПРИЯТИЕ.

2.Какую роль..? Как следует относиться к ….? Почему важно (нужно) + глагол? Для чего нужно + гл.? Что такое + сущ.? Что важнее: …  или ….? Что значит …? Почему ….?

3.!!! Проблема отношения к книгам. – НЕЛЬЗЯ: проблема хорошего отношения к книгам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.

Программа элективного курса "Комплексная работа с текстом" с вариантами текстов для работы.Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом  даёт возможность каждому учен...

Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни через работу с текстом на уроках русского языка

Данная методическая разработка содержит материал, как средствами родного русского языка можно воспитывать у старшеклассников ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Кроме теори...

Технология работы с текстом на уроке русского языка.

Технология- это  совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. В этой методической разработке показана технология работы с текстом. Раскрываются понятия: основные пр...

Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка"( Из опыта работы)

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка" является обобщением опыта учителя по данной теме. Преподаватель называет основные тенденции изучения русского языка, объясняет, зачем текст на у...