Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Ольга Викторовна Бакай

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_r.yaz_._5b_2018-2019.doc514.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 376

Одобрена

на заседании МО учителей

русского языка и литературы

28 августа 2018 года,

протокол № 1

Утверждена

приказом ГБОУ средняя школа №376 Московского района Санкт-Петербурга

от «   28  » августа 2018 г. № 47

Московского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

ДЛЯ 5 «Б»КЛАССА

НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель Верескун И.Г.

                 

Принята на педсовете ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга

  28 августа 2018 года, протокол № 1

Пояснительная записка к рабочей программе

по русскому языку

Нормативные и правовые документы, на основе которых составлена программа:

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря   2010 г. № 1897;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2017 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (редакция от 26.01.2016);
  • Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.16 № 03-20-1587 / 16-06 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;
  • Распоряжение Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/2019 учебном году»;
  • Учебный план ГБОУ средняя школа №376 на 2018-2019 учебный год;
  • Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык», рекомендованные Министерством образования РФ, 5-е издание - М.: «Просвещение», 2010 г.

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Место учебного предмета «Русский язык» в   учебном   плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в 5 классе — 204 ч.

Количество учебных часов

В соответствии с Проектом Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2018 году», Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2017 г.  № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018 – 2019 учебном году», Приказом 260 от 21.05.2017 г. по ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга «О календарном графике и режиме работы ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга в 2017-2018 учебном году», годовым учебным планом ГБОУ № 376 настоящая рабочая программа  рассчитана на 204часа (6 часов в неделю, 34 рабочие недели).

Общая характеристика УМК

УМК по русскому языку для 5 класса включает

  • Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицына. М.: Просвещение, 2012;
  • Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. М.: Просвещение, 2012;
  • Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. / Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик. М.: Просвещение, 2011;
  • Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. М.:Просвещение, 2011;
  • Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина. М.: Просвещение, 2011.

Информационно-методическое обеспечение

Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС общего образования

  1. Результаты освоения рабочей программы

Достижение поставленных целей предполагает включение учащихся в литературно-художественную и творческую деятельность, которая подразумевает приобретение ими новых предметных качеств:

  • представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;
  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
  • владение всеми видами речевой деятельности;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке;
  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  • осознание эстетической функции родного языка.

Достижение поставленных целей также нацелено на достижение следующих личностных результатов:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные результаты обучения состоят в умении:

  • искать и выделять необходимую информацию из учебника,
    выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,
    ставить вопросы и обращаться к учебной литературе;
  • составлять план, развивать логику, вычленять причинно-следственные связи;
  • собирать и систематизировать материал, делать выводы;
  • обоснованно отвечать на вопросы, формулировать и отстаивать свою точку зрения, строить монологические высказывания;
  • работать в группе, участвовать в полемике, осваивать основы диалогового общения, слушать, возражать, осуществлять рефлексию;
  • работать в рамках исследовательского проекта;

  1. Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результатов

Виды деятельности учащихся включают в себя:

  • овладение основными лингвистическими понятиями;
  • смысловой анализ текстов;
  • выполнение текстовых заданий, а также других практических заданий по изученной теме;
  • анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков частей речи, их синтаксической роли;
  • анализ орфографического материала, сопоставление написания слов с изучаемыми орфограммами;
  • изучение правил расстановки пунктуационных знаков;
  • написание сочинений и изложений по заданной теме;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

  1. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности старшеклассника:

  • анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
  • целеполагания и планирования деятельности;
  • самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта );
  • презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов;
  • готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  • поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);
  • применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
  • выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
  • проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:

1 этап – погружение в проблему;

2 этап – организация деятельности

3 этап – осуществление деятельности

4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1- погружение в проблему

Формулирует:

  • проблему проекта
  • сюжетную ситуацию
  • цель и задачи

Осуществляют:

  • личностное присвоение проблемы
  • вживание в ситуацию
  • принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи

2 - организация деятельности

Предлагает:

  • спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»)
  • при организации групповой работы- распределить амплуа и обязанности в группах (например, аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.)
  • возможные формы представления результатов проекта

Осуществляют:

  • планирование работы
  • разбивку на группы и распределение ролей в группе
  • выбор формы и способа представления информации

3- осуществление деятельности

Не участвует, но:

  • консультирует по необходимости учащихся
  • ненавязчиво контролирует
  • ориентирует в поле необходимой информации
  • консультирует по презентации результатов

Работают активно и самостоятельно:

  • по поиску, сбору и структурированию  необходимой информации
  • консультируются по необходимости
  • подготавливают презентацию результатов

4- презентация, самоанализ и самооценка результатов

Принимает итоговый отчет:

  • обобщает и резюмирует полученные результаты
  • подводит итоги обучения

Оценивает

  • глубина проникновения в проблему;
  • привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов

Демонстрируют:

  • понимание проблемы, цели и задачи
  • умение планировать и осуществлять работу
  • найденный способ решения проблемы

Осуществляют

  • рефлексию деятельности и результатов
  • взаимооценку деятельности и ее результативности

Перечень возможных «продуктов» проектной деятельности:

  • Видеофильм;  
  • Видеоклип;
  • Электронная газета;
  • Электронный журнал;
  • Коллекция;
  • Дизайн - макет;
  • Мультимедийный продукт;
  • Пакет рекомендаций;
  • Письмо;
  • Публикация;
  • Путеводитель;
  • Рекламный проспект;
  • Серия иллюстраций;
  • Сказка;
  • Справочник;
  • Словарь;
  • Сравнительно-сопоставительный анализ;
  • Статья;
  • Сценарий;
  • Виртуальная экскурсия;
  • Сборник сочинений;
  • Дневник путешествий;
  • Главы из несуществующего учебника

Ученик научится:

-  обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, самостоятельно выбирать тему

проекта;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по составленному плану, использовать дополнительные источники информации;  

- находить и использовать наиболее рациональные приемы работы;

- анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты и явления, делать выводы.

- использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта;

- учиться подтверждать аргументы фактами;

- представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации;

- в ходе представления проекта и результатов исследования учиться давать оценку его результатам.

Ученик получит возможность научиться:

- анализировать и давать оценку проектам одноклассников.

 

   

Формы обучения:

  • фронтальная (коллективная);
  • групповая (в том числе и работа в парах);
  • индивидуальная;
  • дифференцированная.

Методы и приёмы обучения:

Традиционные

  • методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение, лекция, беседа);
  • метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала (работа с обобщающими схемами и таблицами, портретами и др.);
  • метод теоретического анализа (анализ и синтез, обобщения, сопоставление, теоретическое моделирование, сравнительно-исторический анализ и т.д.);
  • методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, пересказ, выразительное чтение, чтение наизусть);
  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, с разнообразными  словарями, дополнительной литературой);
  • методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (практикумы, самостоятельные работы);
  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверочные проверка домашних работ, программированный контроль).

Инновационные

  • ИКТ – технологии;
  • дифференцированное обучение;
  • игровые технологии;
  • технология «Творческих мастерских».

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения  для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер, Интернет – ресурсы, ЭОР(CD, DVD – диски).

Используемые формы и виды контроля

Формы контроля:

  • вводный;
  • текущий;
  • индивидуальный;
  • тематический;
  • итоговый;
  • административный.

Виды контроля:

  • устный опрос;
  • фронтальный опрос;
  • беседа;
  • диктант: словарный, контрольный, выборочный, объяснительный, предупредительный, комментируемый;
  • проверочная, самостоятельная работа;
  • тестирование (в т. ч. компьютерное);
  • творческая работа (сочинение, отзыв, рецензия, аннотация);
  • нетрадиционные виды контроля (кроссворд, викторина и др.);
  • исследовательская, проектная работа;
  • презентация.

Содержание учебного предмета

Краткая характеристика содержания предмета

№ п./п.

Тема

Кол-во часов

Введение

4

1.

Фонетика, графика, орфография

17

2.

Морфемика. Словообразование. Орфография

15

3.

Лексикология

48

4.

Морфология

61

5.

Синтаксис и пунктуация

47

6.

Обобщающее повторение

12

Итого:

204

Содержание курса

Содержание программы выделяет три основных линии: формирование коммуникативной компетенции, формирование языковой и лингвистической компетенций, формирование культуроведческой компетенции. Указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в тематическом планировании, где представлено распределение тем, количества часов, содержания, основных видов деятельности, планируемого результата и видов контроля в ходе каждого учебного занятия.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции включает в себя следующие разделы: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции включает в себя следующие разделы: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции включает в себя раздел: «Язык и культура».

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Раздел 3. Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

 Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции

Раздел 5. Общие сведения о языке

1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.

Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

 Орфоэпический словарь.

2. Совершенствование навыков различения ударных и безугарных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.

 Раздел 7. Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. 11онятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Словообразовательный и морфемный словари.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

Морфология как раздел грамматики.

 Раздел 10. Морфология

1. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Словари грамматических трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Раздел 11. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.

Виды односоставных предложений.

Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

 Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Раздел 13. Язык и культура

  • Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
  • Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета

Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве.

Образование призвано не просто научить ребёнка правильно писать гласные и согласные в корне слова, верно ставить знаки препинания в сложных предложениях, но и привить ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности.

Современный урок должен способствовать личностному росту ученика, помогать ощутить себя субъектом деятельности, способным к самореорганизации и саморазвитию. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала.

Для реализации воспитательного аспекта урока необходимо:

  • при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом; 
  • продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями; 
  • осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока; 
  • использовать на этапе актуализации инновационные технологии; 
  • использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие; 
  • применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка; 
  • проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволяет корректировать воспитательные задачи урока.           

Межпредметные связи учебного предмета

Использование межпредметных связей в учебном процессе школы выдвигает проблему не только конструирования разнопредметного содержания учебного материала, но и формирования специального представления у учащихся о самом принципе, механизме межпредметного переноса знаний и умений, чтобы учащиеся могли усвоить не только результаты интеграции знаний, но и деятельность по установлению межпредметных связей.

Использование межпредметных связей облегчает весь ход обучения, вызывает интерес детей, они быстро идут вперед, усваивают много различных сведений, которые они никогда не запомнили бы, если бы изучали их без взаимосвязей.

В связи с этим межпредметные связи как дидактический принцип должны войти в технологию и методику развивающего обучения, усиливая управляющий эффект этой педагогической системы. Применение межпредметных связей связно с:

  • увеличением информационной емкости формируемого понятия;
  • совершенствованием последовательности развития понятия;
  • формированием концептуального мышления;
  • осознанием учебного предмета в общей системе других наук;
  • осознание системности знаний;
  • постановкой и разрешение проблемы определения природы изучаемых связей;
  • развитием познавательной деятельности учащихся и углублением осознанности усваиваемых знаний;
  • формированием умений и навыков систематического применения получаемых знаний.

На уроках русского языка межпредметные связи используются при написании сочинений по картине, когда учащийся перекодирует текст визуальный в текст словесный, при прохождении темы «Имя числительное», когда он записывает цифры словами, или при работе со словарем, когда искомое слово может обозначать понятие из любых других дисциплин.


Тематическое планирование

№ урока в году

Тема урока

Формы контроля

Введение (4 часа)

1.

Общие сведения о языке.  Язык и языкознание

Составление  схемы и рассказ по ней,  выполнение упражнений, постановка учебной задачи и выводы

2.

Язык и общение

Составление  схемы и рассказ по ней,  выполнение упражнений, постановка учебной задачи и выводы

3.

Язык и общение

Составление  схемы и рассказ по ней,  выполнение упражнений, постановка учебной задачи и выводы

4.

Введение. Текст

Сообщения по теме, выполнение упражнений, постановка учебной задачи и выводы

Фонетика, графика, орфография (17 часов)

5.

Буква и звук. Алфавит

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений

6.

Буква и звук. Алфавит

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений

7.

Буква и звук. Алфавит

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений

8.

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные

Работа с учебником. Работа со схемами

9.

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные

Работа с учебником. Работа со схемами

10.

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные

Работа с учебником. Работа со схемами

11.

Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений. Работа со схемой

12.

Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений. Работа со схемой

13.

Гласные звуки и обозначающие их буквы

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений. Работа со схемой

14.

Гласные звуки и обозначающие их буквы

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений. Работа со схемой

15.

Слог и ударение

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений. Работа со схемой

16.

Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица»

Индивидуальная работа

17.

Правописание безударных гласных в корне слова

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений. Тексты-инструкции

18.

Правописание безударных гласных в корне слова

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений. Тексты-инструкции

19.

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография»

Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий

20.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Графика. Орфография»

Самостоятельная работа

21.

Работа над ошибками

Самостоятельная работа

Морфемика. Словообразование. Орфография (15 часов)

22.

Корень слова. Родственные слова

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений

23.

Окончание и основа слова

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений

24.

Окончание и основа слова

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений

25.

Сочинение-рассуждение по данному началу

Постановка учебной задачи. Устное монологическое высказывание, выступления учащихся. Письменные тексты

26.

Сочинение-рассуждение по данному началу

Постановка учебной задачи. Устное монологическое высказывание, выступления учащихся. Письменные тексты

27.

Приставки

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений

28.

Приставки

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений

29.

Суффиксы

Зрительный диктант.  Решение лингвистических задач. Постановка учебной задачи и выводы

30.

Суффиксы

Зрительный диктант.  Решение лингвистических задач. Постановка учебной задачи и выводы

31.

Заголовок текста. Опорные тематические слова текста

Сочинение-повествование. План сочинения

32.

Сложные слова

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений

33.

Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография»

Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий

34.

Контрольный диктант

Контрольный диктант

35.

Работа над ошибками

Классифицировать ошибки в содержании и речевом оформлении работы, знать их условные графические обозначения

36.

Изложение с продолжением

Написание изложения с продолжением

Лексикология (48 часов)

37.

Лексическое значение слова

Работа с текстом

38.

Лексическое значение слова

Работа с текстом

39.

Устная и письменная речь

Чтение и анализ текста

40.

Разговорная, книжная и нейтральная лексика

Работа с текстом

41.

Разговорная, книжная и нейтральная лексика

Работа с текстом

42.

Толковые словари

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений

43.

Толковые словари

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений

44.

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений

45.

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений

46.

Однозначные и многозначные слова

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений. Устный монологический ответ

47.

Однозначные и многозначные слова

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений. Устный монологический ответ

48.

Понятие о лексической сочетаемости

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений

49.

Тематическая группа

Постановка учебной задачи и выводы. Монологическая речь. Навыки анализа текста

50.

Тематическая группа

Постановка учебной задачи и выводы. Монологическая речь. Навыки анализа текста

51.

Синонимы

Постановка учебной задачи и выводы. Монологическая речь. Навыки анализа текста. План ответа по теме

52.

Синонимы

Постановка учебной задачи и выводы. Монологическая речь. Навыки анализа текста. План ответа по теме

53.

Антонимы

Словарный диктант. Анализ текста. Работа со схемой. Озаглавливание текста. Проверочная работа

54.

Антонимы

Анализ текста. Работа со схемой. Озаглавливание текста. Проверочная работа

55.

Омонимы

Постановка учебной задачи и выводы. Монологическая речь. Навыки анализа текста

56.

Паронимы

Постановка учебной задачи и выводы. Монологическая речь. Навыки анализа текста

57.

Паронимы

Постановка учебной задачи и выводы. Монологическая речь. Навыки анализа текста

58.

Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи

Постановка учебной задачи. Устное монологическое высказывание, выступления учащихся. Письменные тексты

59.

Понятие о чередовании

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений

60.

Чередование букв Е и И в корнях слов

Самостоятельная работа

61.

Чередование букв Е и И в корнях слов

Самостоятельная работа

62.

Чередование букв Е и И в корнях слов

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений

63.

Чередование букв А и О в корнях слов

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений

64.

Чередование букв А и О в корнях слов

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений

65.

Чередование букв А и О в корнях слов

Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы. Правописание букв А//О в корнях с чередованием

66.

Изложение с продолжением

Подготовка к изложению, план, рабочие материалы

67.

Изложение с продолжением

Написание изложения

68.

Суффиксы -чик-//-щик-

Самостоятельная работа

69.

Суффиксы -чик-//-щик-

Самостоятельная работа

70.

Суффиксы -чик-//-щик-

Правописание букв Ч//Щ в суффиксах

71.

Буквы И//Ы после приставок на согласные

Правописание букв Ч//Щ в суффиксах

72.

Обучающее сочинение «Как я первый раз...»

Сбор рабочих материалов, составление плана

73.

Обучающее сочинение «Как я первый раз...»

Написание сочинения

74.

Особенности написания приставок на З//С

Самостоятельная работа, работа в парах

75.

Особенности написания приставок на З//С

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

76.

Особенности написания приставок на З//С

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

77.

Фразеологизмы

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

78.

Фразеологизмы

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

79.

Крылатые слова

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

80.

Изложение

Изложение текста

81.

Повторение по теме «Лексикология»

Самостоятельная работа

82.

Контрольная работа по теме «Лексикология»

Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий

83.

Работа над ошибками

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

Морфология (61 час)

84.

Части речи

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

85.

Части речи

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

86.

Имя существительное как часть речи

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

87.

Имя существительное как часть речи

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

88.

Род имён существительных

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

89.

Род имён существительных

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

90.

Выборочное изложение

Выборочное изложение текста

91.

Склонение имён существительных. Падеж. Число

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

92.

Склонение имён существительных. Падеж. Число

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

93.

Склонение имён существительных. Падеж. Число

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

94.

Контрольный диктант

Диктант

95.

Работа над ошибками

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

96.

Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

97.

Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

98.

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

99.

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

100.

НЕ с именами существительными

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

101.

НЕ с именами существительными

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

102.

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

Контрольная работа

103.

Работа над ошибками

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

104.

Имя прилагательное как часть речи

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

105.

Имя прилагательное как часть речи

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

106.

Повествование с элементами описания

Чтение и анализ текста

107

Повествование с элементами описания

Чтение и анализ текста

108.

Правописание окончаний имён прилагательных

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

109.

Правописание окончаний имён прилагательных

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

110.

Изложение прочитанного текста

Самостоятельная работа

111.

Изложение прочитанного текста

Самостоятельная работа

112.

Краткие прилагательные

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

113.

НЕ с именами прилагательными

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Анализ текста

114.

НЕ с именами прилагательными

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Анализ текста

115.

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

Контрольная работа

116.

Работа над ошибками

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

117.

Имя числительное как часть речи

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

118.

Имя числительное как часть речи

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

119.

Местоимение как часть речи

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

120.

Местоимение как часть речи

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

121.

Контрольная работа по теме «Части речи. Местоимение»

Контрольная работа

122.

Работа над ошибками

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

123.

Глагол

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

124.

Инфинитив

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

125.

Инфинитив

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

126.

Средства связи предложений в тексте

Создание текста. Выполнение заданий к нему

127.

Средства связи предложений в тексте

Создание текста. Выполнение заданий к нему

128.

Время глагола

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

129.

Тип текста. Способы выражения картины времени в предложении и тексте

Анализ текста

130.

Сочинение-описание

Создание текста-описания

131.

Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Монологическая речь. Ответы на вопросы

132.

Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Монологическая речь. Ответы на вопросы

133.

Правописание окончаний глаголов

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Монологическая речь. Ответы на вопросы

134.

Правописание окончаний глаголов

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Монологическая речь. Ответы на вопросы

135.

Правописание окончаний глаголов

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Монологическая речь. Ответы на вопросы

136.

Наречие

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

137.

Наречие

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

138.

Наречие

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

139.

Служебные части речи

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

140.

Служебные части речи

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

141.

Сочинение по картине

Сочинение по картине

142.

Повторение  по разделу «Морфология»

Повторение теоретического материала. Орфографическая работа

143.

Контрольный диктант

Контрольный диктант

144.

Работа над ошибками

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

Синтаксис и пунктуация (47 часов)

145.

Что изучает синтаксис?

Изучение теоретического материала. Работа со схемой. Развитие устной речи

146.

Словосочетание

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

147.

Словосочетание

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

148.

Словосочетание

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

149.

Предложение – основная единица речевого общения

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

150.

Предложение – основная единица речевого общения

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

151.

Главные и второстепенные члены предложения

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

152.

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении?

Работа с текстом

153.

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении?

Работа с текстом.

154.

Проверочная работа по теме «Словосочетание. Предложение»

Проверочная работа.

155.

Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений.

156.

Наши эмоции и их отражение в предложении

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений.

157.

Наши эмоции и их отражение в предложении

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений.

158.

Подготовка к контрольной работе

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений.

159.

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»

Контрольная  работа.

160.

Работа над ошибками

Работа над ошибками,допущенными в контрольной работе.

161.

Как писать отзыв

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

162.

Грамматическая основа предложения

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

163.

Грамматическая основа предложения

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

164.

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

165.

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

166.

Второстепенные члены предложения, их роль в предложении

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

167.

Второстепенные члены предложения, их роль в предложении

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

168.

Определение

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

169.

Дополнение

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

170.

Обстоятельство

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

171.

Изложение

Подготовка к изложению, ответы на вопросы, составление плана

172.

Изложение

Изложение прочитанного текста

173.

Однородные члены предложения

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

174.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

175.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

176.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

177.

Обращение

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

178.

Обращение

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

179

Обращение

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

180.

План текста. Изложение с элементами сочинения

Составление плана, анализ содержания текста

181

Изложение с элементами сочинения

Изложение с элементами сочинения

182.

Прямая речь

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

183.

Прямая речь

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

184.

Прямая речь

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

185.

Сложное предложение

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

186.

Сложное предложение

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

187.

Сложное предложение

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

188.

Сложное предложение

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

189.

Повторение пройденного в разделе «Синтаксис и пунктуация»

Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий

190.

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»

Контрольная работа

191.

Работа над ошибками

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

Обобщающее повторение (12 часов)

192.

Повторение пройденного в 5 классе

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

193.

Итоговая контрольная работа

Контрольная работа

194.

Обобщающее повторение по теме «Фонетика.Графика и орфография»

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

195.

Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словобразование»

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

196.

Обобщающее повторение  «Лексикология»

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

197.

Обобщающее повторение «Морфология»

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

198.

Обобщающее повторение «Морфология»

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

199.

Обобщающее повторение «Морфология»

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

200.

Обобщающее повторение «Морфология»

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

201.

Обобщающее повторение  «Синтаксис и пунтуация»

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

202.

Обобщающее повторение «Синтаксис и пунтуация»

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

203.

Обобщающее повторение «Синтаксис и пунтуация»

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений

204.

Итоговый урок. Повторение пройденного за год.


Поурочно-тематическое планирование

№ урока

                 Дата

Тема урока

План

Факт

1.

3.09

3.09

Общие сведения о языке.  Язык и языкознание

2.

4.09

4.09

Язык и общение

3.

5.09

5.09

Язык и общение

4.

5.09

5.09

Введение. Текст

5.

6.09

6.09

Буква и звук. Алфавит

6.

7.09

7.09

Буква и звук. Алфавит

7.

10.09

10.09

Буква и звук. Алфавит

8.

11.09

11.09

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные

9.

12.09

12.09

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные

10.

12.09

12.09

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные

11.

13.09

13.09

Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные

12.

14.09

14.09

Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные

13.

17.09

17.09

Гласные звуки и обозначающие их буквы

14.

18.09

18.09

Гласные звуки и обозначающие их буквы

15.

19.09

19.09

Слог и ударение

16.

19.09

19.09

Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица»

17.

20.09

20.09

Правописание безударных гласных в корне слова

18.

21.09

21.09

Правописание безударных гласных в корне слова

19.

24.09

24.09

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография»

20.

25.09

25.09

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Графика. Орфография»

21.

26.09

26.09

Работа над ошибками

22.

26.09

26.09

Корень слова. Родственные слова

23.

27.09

27.09

Окончание и основа слова

24.

28.09

28.09

Окончание и основа слова

25.

1.10

1.10

Сочинение-рассуждение по данному началу

26.

2.10

2.10

Сочинение-рассуждение по данному началу

27.

3.10

3.10

Приставки

28.

3.10

3.10

Приставки

29.

4.10

4.10

Суффиксы

30.

5.10

5.10

Суффиксы

31.

8.10

8.10

Заголовок текста. Опорные тематические слова текста

32.

9.10

9.10

Сложные слова

33.

10.10

10.10

Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография»

34.

10.10

10.10

Контрольный диктант

35.

11.10

11.10

Работа над ошибками

36.

12.10

12.10

Изложение с продолжением

37.

15.10

15.10

Лексическое значение слова

38.

16.10

16.10

Лексическое значение слова

39.

17.10

17.10

Устная и письменная речь

40.

17.10

17.10

Разговорная, книжная и нейтральная лексика

41.

18.10

18.10

Разговорная, книжная и нейтральная лексика

42.

19.10

19.10

Толковые словари

43.

22.10

22.10

Толковые словари

44.

23.10

23.10

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова

45.

24.10

24.10

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова

46.

24.10

24.10

Однозначные и многозначные слова

47.

25.10

25.10

Однозначные и многозначные слова

48.

26.10

26.10

Понятие о лексической сочетаемости

49.

6.11

6.11

Тематическая группа

50.

7.11

7.11

Тематическая группа

51.

7.11

7.11

Синонимы

52.

8.11

8.11

Синонимы

53.

9.11

9.11

Антонимы

54.

12.11

12.11

Антонимы

55.

13.11

13.11

Омонимы

56.

14.11

14.11

Паронимы

57.

14.11

14.11

Паронимы

58.

15.11

15.11

Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи

59.

16.11

16.11

Понятие о чередовании

60.

19.11

19.11

Чередование букв Е и И в корнях слов

61.

20.11

20.11

Чередование букв Е и И в корнях слов

62.

21.11

21.11

Чередование букв Е и И в корнях слов

63.

21.11

21.11

Чередование букв А и О в корнях слов

64.

22.11

22.11

Чередование букв А и О в корнях слов

65.

23.11

23.11

Чередование букв А и О в корнях слов

66.

26.11

26.11

Изложение с продолжением

67.

27.11

27.11

Изложение с продолжением

68.

28.11

28.11

Суффиксы -чик-//-щик-

69.

28.11

28.11

Суффиксы -чик-//-щик-

70.

29.11

29.11

Суффиксы -чик-//-щик-

71.

30.11

30.11

Буквы И//Ы после приставок на согласные

72.

3.12

3.12

Обучающее сочинение «Как я первый раз...»

73.

4.12

4.12

Обучающее сочинение «Как я первый раз...»

74.

5.12

5.12

Особенности написания приставок на З//С

75.

5.12

5.12

Особенности написания приставок на З//С

76.

6.12

6.12

Особенности написания приставок на З//С

77.

7.12

7.12

Фразеологизмы

78.

10.12

10.12

Фразеологизмы

79.

11.12

11.12

Крылатые слова

80.

12.12

12.12

Изложение

81.

12.12

12.12

Повторение по теме «Лексикология»

82.

13.12

13.12

Контрольная работа по теме «Лексикология»

83.

14.12

14.12

Работа над ошибками

84.

17.12

17.12

Части речи

85.

18.12

18.12

Части речи

86.

19.12

19.12

Имя существительное как часть речи

87.

19.12

19.12

Имя существительное как часть речи

88.

2012

20.12

Род имён существительных

89.

21.12

21.12

Род имён существительных

90.

24.12

24.12

Выборочное изложение

91.

25.12

25.12

Склонение имён существительных. Падеж. Число

92.

26.12

26.12

Склонение имён существительных. Падеж. Число

93.

27.12

27.12

Склонение имён существительных. Падеж. Число

94.

27.12

27.12

Контрольный диктант

95.

28.12

28.12

Работа над ошибками

96.

14.01

14.01

Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных

97.

15.01

15.01

Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных

98.

16.01

16.01

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных

99.

16.01

16.01

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных

100.

17.01

17.01

НЕ с именами существительными

101.

18.01

18.01

НЕ с именами существительными

102.

21.01

21.01

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

103.

22.01

22.01

Работа над ошибками

104.

23.01

23.01

Имя прилагательное как часть речи

105.

23.01

23.01

Имя прилагательное как часть речи

106.

24.01

24.01

Повествование с элементами описания

107

25.01

25.01

Повествование с элементами описания

108.

28.01

28.01

Правописание окончаний имён прилагательных

109.

29.01

29.01

Правописание окончаний имён прилагательных

110.

30.01

30.01

Изложение прочитанного текста

111.

30.01

30.01

Изложение прочитанного текста

112.

31.01

31.01

Краткие прилагательные

113.

1.02

1.02

НЕ с именами прилагательными

114.

4.02

4.02

НЕ с именами прилагательными

115.

5.02

5.02

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

116.

6.02

6.02

Работа над ошибками

117.

6.02

6.02

Имя числительное как часть речи

118.

7.02

7.02

Имя числительное как часть речи

119.

8.02

8.02

Местоимение как часть речи

120.

11.02

11.02

Местоимение как часть речи

121.

12.02

12.02

Контрольная работа по теме «Части речи. Местоимение»

122.

13.02

13.02

Работа над ошибками

123.

13.02

13.02

Глагол

124.

14.02

14.02

Инфинитив

125.

15.02

15.02

Инфинитив

126.

18.02

18.02

Средства связи предложений в тексте

127.

19.02

19.02

Средства связи предложений в тексте

128.

20.02

20.02

Время глагола

129.

20.02

20.02

Тип текста. Способы выражения картины времени в предложении и тексте

130.

21.02

21.02

Сочинение-описание

131.

22.02

22.02

Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение

132.

25.02

25.02

Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение

133.

26.02

26.02

Правописание окончаний глаголов

134.

27.02

27.02

Правописание окончаний глаголов

135.

27.02

27.02

Правописание окончаний глаголов

136.

28.02

28.02

Наречие

137.

1.03

1.03

Наречие

138.

4.03

4.03

Наречие

139.

5.03

5.03

Служебные части речи

140.

6.03

6.03

Служебные части речи

141.

6.03

6.03

Сочинение по картине

142.

7.03

7.03

Повторение  по разделу «Морфология»

143.

11.03

11.03

Контрольный диктант

144.

12.03

12.03

Работа над ошибками

145.

13.03

13.03

Что изучает синтаксис?

146.

13.03

13.03

Словосочетание

147.

14.03

14.03

Словосочетание

148.

15.03

15.03

Словосочетание

149.

18.03

18.03

Предложение – основная единица речевого общения

150.

19.03

19.03

Предложение – основная единица речевого общения

151.

20.03

20.03

Главные и второстепенные члены предложения

152.

20.03

20.03

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении?

153.

21.03

21.03

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении?

154.

22.03

22.03

Проверочная работа по теме «Словосочетание. Предложение»

155.

Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи

156.

Наши эмоции и их отражение в предложении

157.

Наши эмоции и их отражение в предложении

158.

Подготовка к контрольной работе

159.

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»

160.

Работа над ошибками

161.

Как писать отзыв

162.

Грамматическая основа предложения

163.

Грамматическая основа предложения

164.

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения

165.

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения

166.

Второстепенные члены предложения, их роль в предложении

167.

Второстепенные члены предложения, их роль в предложении

168.

Определение

169.

Дополнение

170.

Обстоятельство

171.

Изложение

172.

Изложение

173.

Однородные члены предложения

174.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

175.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

176.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

177.

Обращение

178.

Обращение

179

Обращение

180.

План текста. Изложение с элементами сочинения

181

Изложение с элементами сочинения

182.

Прямая речь

183.

Прямая речь

184.

Прямая речь

185.

Сложное предложение

186.

Сложное предложение

187.

Сложное предложение

188.

Сложное предложение

189.

Повторение пройденного в разделе «Синтаксис и пунктуация»

190.

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»

191.

Работа над ошибками

192.

Повторение пройденного в 5 классе

193.

Итоговая контрольная работа

194.

Обобщающее повторение по теме «Фонетика.Графика и орфография»

195.

Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование»

196.

Обобщающее повторение  «Лексикология»

197.

Обобщающее повторение «Морфология»

198.

Обобщающее повторение «Морфология»

199.

Обобщающее повторение «Морфология»

200.

Обобщающее повторение «Морфология»

201.

Обобщающее повторение  «Синтаксис и пунктуация»

202.

Обобщающее повторение «Синтаксис и пунктуация»

203.

Обобщающее повторение «Синтаксис и пунктуация»

204.

Итоговый урок. Повторение пройденного за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...