Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Ольга Викторовна Бакай

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_9_b_russkiy.docx62.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 376

Одобрена

на заседании МО учителей

русского языка и литературы

28 августа 2018 года,

протокол № 1

Утверждена

Приказом ГБОУ средняя школа №376 Московского района Санкт-Петербурга

от «28» августа 2018 г. № 47

Московского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

ДЛЯ 9 «Б»КЛАССА

НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель О.В.Бакай

                 

Принята на педсовете ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга

    28 августа 2018 года, протокол № 1

Пояснительная записка к рабочей программе

по русскому языку

Нормативные и правовые документы, на основе которых составлена программа:

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря   2010 г. № 1897;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2017 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (редакция от 26.01.2016);
  • Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.16 № 03-20-1587 / 16-06 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;
  • Распоряжение Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/2019 учебном году»;
  • Учебный план ГБОУ средняя школа №376 на 2018-2019 учебный год;
  • Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык», рекомендованные Министерством образования РФ, 5-е издание - М.: «Просвещение», 2010 г.

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Место учебного предмета «Русский язык» в   учебном   плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в 9 классе — 68 ч.

Количество учебных часов

В соответствии с Проектом Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2018 году», Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2017 г.  № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017 – 2018 учебном году», Приказом 260 от 21.05.2017 г. по ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга «О календарном графике и режиме работы ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга в 2017-2018 учебном году», годовым учебным планом ГБОУ № 376 настоящая рабочая программа  рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 рабочие недели).

Учебно-методический комплекс, электронные и информационные ресурсы

1. Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения) «Русский язык 5-9 классы», 2 издание, Москва: «Просвещение».

2. Рабочие программы 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова – М.: Просвещение, 2015.

3. Учебник «Русский язык 9 класс» под редакцией Л.М. Рыбченкова, М.: Просвещение, 2015г.

4. Русский язык. Рабочая тетрадь 9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Москва «Просвещение», 2016г.

5. Поурочные разработки 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина, М.: «Просвещение», 2016.

6. Русский язык 9 класс.Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, творческие работы, проекты. Ааторы: А.Г.Нарушевич, И.В.Голубева, М., «Просвещение», 2016

7.  Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы. М. Просвещение, 2010г.

8. ОГЭ. Типовые и тестовые задания 9 класс, Авторы: Г.Т.Егораева, М., «Экзамен», 2016

9. ОГЭ Практикум, Задания 2-5,6-14. Авторы: Т.Н.Назарова, Е.Н Скрипка, М., «Экзамен», 2016

10.. Таблицы по русскому языку по всем разделам.

11. Электронный учебный материал «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия»

12. Мультимедийный проектор, экран для презентаций.

Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа. -http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.0 , http://www.licey.net/russian/map

Планируемые результаты освоения учебного предмета, виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Предполагаемые личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Предполагаемые УУД:

Речь и речевое общение

1)        использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

2)        использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

3)         соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

4)         оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

5)         предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

6)         выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

7)         участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

8)        понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их

Речевая деятельность

Аудирование

1)         овладеть различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

2)        понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

3)         понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

1)         понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

2)         использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

3)         передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

4)         использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

5)         отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Говорение

1)        научиться создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

2)         обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

3)         извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

4)         соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Письмо

1)         создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

2)         излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

3)         соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Текст

1)         анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

2)         осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

3)         создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Функциональные разновидности языка:

1)         владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистособенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

2)         различать и анализировать тексты разных жанров,

3)         создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

4)         оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

5)        исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

6)         выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

7)         различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

8)        создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

9)         анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

10)         выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

1)         характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

2)         определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

3)         оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Синтаксис

1)         опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

2)         анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

3)         употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

4)         использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

5)         применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Правописание: орфография и пунктуация

1)         соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

2)         объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

3)         обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

4)         извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Предполагаемые предметные результаты:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности

аудирование и чтение:

•        адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

•        владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

•        владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

•        способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

•        адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств

говорение и письмо:

•        умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

•        способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

•        умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников

•        соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

•        способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

•        осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности старшеклассника:

  • анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
  • целеполагания и планирования деятельности;
  • самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта);
  • презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов;
  • готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  • поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);
  • применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
  • выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
  • проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:

1 этап - погружение в проблему;

2 этап - организация деятельности

3 этап -  осуществление деятельности

4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1- погружение в проблему

Формулирует:

  • проблему проекта
  • сюжетную ситуацию
  • цель и задачи

Осуществляют:

  • личностное присвоение проблемы
  • вживание в ситуацию
  • принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи

2 - организация деятельности

Предлагает:

  • спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»)
  • при организации групповой работы- распределить амплуа и обязанности в группах (например, аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.)
  • возможные формы представления результатов проекта

Осуществляют:

  • планирование работы
  • разбивку на группы и распределение ролей в группе
  • выбор формы и способа представления информации

3- осуществление деятельности

Не участвует, но:

  • консультирует по необходимости учащихся
  • ненавязчиво контролирует
  • ориентирует в поле необходимой информации
  • консультирует по презентации результатов

Работают активно и самостоятельно:

  • по поиску, сбору и структурированию необходимой информации
  • консультируются по необходимости
  • подготавливают презентацию результатов

4- презентация, самоанализ и самооценка результатов

Принимает итоговый отчет:

  • обобщает и резюмирует полученные результаты
  • подводит итоги обучения

Оценивает

  • глубина проникновения в проблему;
  • привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов

Демонстрируют:

  • понимание проблемы, цели и задачи
  • умение планировать и осуществлять работу
  • найденный способ решения проблемы

Осуществляют

  • рефлексию деятельности и результатов
  • взаимооценку деятельности и ее результативности

Перечень возможных «продуктов» проектной деятельности:

  • Видеофильм;  
  • Видеоклип;
  • Электронная газета;
  • Электронный журнал;
  • Коллекция;
  • Дизайн - макет;
  • Мультимедийный продукт;
  • Пакет рекомендаций;
  • Письмо в ... ;
  • Публикация;
  • Путеводитель;
  • Рекламный проспект;
  • Серия иллюстраций;
  • Сказка;
  • Справочник;
  • Словарь;
  • Сравнительно-сопоставительный анализ;
  • Статья;
  • Сценарий;
  • Виртуальная экскурсия;
  • Сборник сочинений;
  • Дневник путешествий;
  • Главы из несуществующего учебника

Используемые формы и виды контроля

Формы контроля:

  • вводный;
  • текущий;
  • индивидуальный;
  • тематический;
  • итоговый;
  • административный.

Виды контроля:

  • устный опрос;
  • фронтальный опрос;
  • беседа;
  • диктант: словарный, контрольный, выборочный, объяснительный, предупредительный, комментируемый;
  • проверочная, самостоятельная работа;
  • тестирование (в т. ч. компьютерное);
  • творческая работа (сочинение, отзыв, рецензия, аннотация);
  • нетрадиционные виды контроля (кроссворд, викторина и др.);
  • исследовательская, проектная работа;
  • презентация.

Содержание курса

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Русский язык как развивающееся явление. Культура речи

4

2

Текст.Стили.Жанры.

7

1

2

Чтение и его виды

6

1

2

Сложное предложение

5

1

Сложносочиненное предложение

10

1

Сложноподчиненное предложение

      21

1

Бессоюзное сложное предложение

8

Сложное предложение с разными видами связи

5

1

1

Повторение.

2

Вводный урок о русском языке. Русский язык  - развивающееся явление. (4 часа)

Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы. Роль языка в жизни человека и общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.

Основные функции языка в обществе, русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари.

    Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Национальный язык и единство его различных форм (разновидностей).                Понятие о литературном языке. Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы.         Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка.

Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию, составлять текст о роли языка в жизни человека и общества

Понимать, что ядром современного русского языка является литературный язык,

уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка.

Применять общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом, находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их.

Текст, стили, жанры (7часов)

Текст.  Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование.

Функциональные разновидности современного русского языка. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

 Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка

Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова, цитаты и способы цитирования.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления, правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, в предложениях с косвенной речью, основные способы цитирования.

Чтение и его виды. (6 часов)

Сложное предложение (5 часов)

Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.

Знать признаки сложных предложений.

Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них.

Сложносочиненное предложение (10 часов)

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.

Знать основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.

Сложноподчинённое предложение (21 час)

Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. ч. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского.

Сложное бессоюзное предложение (8 часов)

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

Сложные предложения (СП) с разными видами связи (5 часов)

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей, отличительные особенности стилей речи, их основные жанры.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи, создавать тексты .

Повторение(2 часа)

Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
    Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
    Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
    Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
    В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. 
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
     Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществ-лять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
    Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельностиучащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
   В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответ-ствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов,
выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.


Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Практика

Формы контроля

Раздел программы +количество часов

Ведение. 17 часов

1.

Русский язык как развивающееся явление Знакомство с учебником. Понятие о культуре речи.

Понятие о языке как развивающемся явлении 

Работа с текстом учебника, работа с крылатыми выражениями, пословицами афоризмами

Умение сформулировать учебную(-ые) задачу(-и) и обобщить информацию урока. Соотнесение схемы и таблицы  «Качества речевой культуры»  (самостоятельно, в парах, в группах или совместно с учителем) и рассказ по ней. Монологическая и диалогическая речь.  

2.

        Русский язык как развивающееся явление

Работа с текстом учебника,

Монологическая и диалогическая речь.  

3.

        РР Аудирование и чтение Структура текста сочинения-рассуждения. Проблема текста, тезис, аргументы, авторская и собственная позиция.

Способы сжатия текста

Составление плана (простого, сложного, тезисного

План

4.

        РР Аудирование и чтение

Составление плана (простого, сложного, тезисного

Орфографическая и пунктуационная грамотность

5.

Официально-деловой стиль Основные признаки текста. Тема, коммуникативная задача, основная мысль, ключевые слова, микротемы текста. Тип, стиль жанр текста. Нормы построения текста. Информационная переработка.

        Работа с текстом, составление устного рассказа по материалам таблицы

Официально-деловые тексты разных жанров

6.

        Русский язык-язык русской художественной литературы Орфографический тренинг, анализ языкового материала, поиск информации, чтение и осмысление текста, разноаспектный анализ

Работа с упр. учебника, работа с дидактическим материалом

Орфографическая и пунктуационная грамотность

7.

        Русский язык-язык русской художественной литературы

Работа с упр. учебника, работа с дидактическим материалом

Орфографическая и пунктуационная грамотность

8.

        Контрольная работа по стилистике Урок контроля знаний и умений

Индивидуальная самостоятельная работа над заданиями по теме

Сопоставительный анализ двух текстов

9.

        Контрольная работа по стилистике

Индивидуальная самостоятельная работа над заданиями по теме

Сопоставительный анализ двух текстов

10.

        РР Аудирование и чтение Работа над фрагментом текста Б. Васильева «Летят мои кони», аудирование, лексическая работа со словарями

Лексическая работа со словарями

Орфографическая и пунктуационная, речевая грамотность

11.

        РР Аудирование и чтение

Написание изложения по тексту

        Изложение

12.

        Чтение и его виды Анализ языкового материала, работа с текстом упр., разноаспектный анализ текста

Выводы на основе сделанных наблюдений, прогнозирование содержания темы по заголовку

Орфографическая и пунктуационная, речевая грамотность

13.

        Чтение и его виды

        Систематизация знаний о видах чтения

Орфографическая и пунктуационная, речевая грамотность

14.

        РР Сочинение-рассуждение

Определение проблемы текста, подбор примеров для аргументации собственного мнения. Создание текста с учётом коммуникативной задачи.

Орфографическая и пунктуационная, речевая грамотность созданного  текста

15.

        РР Сочинение-рассуждение

16.

        Контрольный диктант Урок контроля знаний и умений

        Индивидуальная самостоятельная работа по теме

Орфографическая и пунктуационная грамотность

17.

        Контрольный диктант. Работа над ошибками

Индивидуальная самостоятельная работа по теме

Орфографическая и пунктуационная грамотность

Сложное предложение  5 часов

18.

        Понятие о сложном предложении Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Определение коммуникативной функции предложений. Моделирование предложений в соответствии с коммуникативной задачей высказывания

Группировка сложных предложений по заданным признакам

Орфографическая и пунктуационная грамотность

19.

Классификация типов сложных предложений Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Определение коммуникативной функции предложений. Моделирование предложений в соответствии с коммуникативной задачей высказывания.

Группировка сложных предложений по заданным признакам

Орфографическая и пунктуационная грамотность

20.

        Понятие о сложносочиненном предложении Актуализация знаний о строении сложного предложения, разрядах, союзов. Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений.

Работа с предложениями, составление схем СП, работа с учебником

        

Памятка

        

21.

        Строение сложносочиненного предложения Развитие умений понимать смысловые отношения между частями СП

Работа с предложениями, составление схем СП, работа с учебнико

Орфографическая и пунктуационная грамотность

22.

РР Сжатое изложение

Определение проблемы текста, подбор примеров для аргументации собственного мнения. Создание текста с учётом коммуникативной задачи.

Орфографическая и пунктуационная, речевая грамотность созданного  текста

Сложносочиненное предложение.  10 часов

23.

        Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения Анализ языкового материала, составление схем и таблиц с использованием заданной информации.

Развитие умений понимать смысловые отношения между частями ССП

Работа  с учебником

Схемы

Орфографическая и пунктуационная грамотность

24.

Виды сложносочиненных предложений

Работа  с учебником

        Таблицы

Орфографическая и пунктуационная грамотность

25.

        Знаки препинания в сложносочиненном предложении Актуализация знаний о постановке запятой в простом и сложном предложении.

Анализ языкового материала.

Выводы на основе наблюдений.

Составление предложений заданной структуры с объяснением пунктуации. Определение темы по данным фрагментам

Работа  с учебником

Таблицы

Орфографическая и пунктуационная грамотность

26.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

27.

        Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Работа  с учебником

Таблицы

Орфографическая и пунктуационная грамотность

28.

        Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения Актуализация знаний о порядке синтаксического разбора. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора. Работа в парах по составлению пунктуационной задачи. Разноаспектный анализ текста.

Работа с учебником, анализ образца

Схемы

29.

        Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения

Работа в парах

Разборы предложений

        

30.

        Повтор темы "Сложносочиненное предложение Работа с материалом параграфа, сопоставление двух текстов, разноаспектный анализ текстов

Составление таблицы в процессе анализа текстов. Формулировка главной мысли каждого текста

Таблица.

Орфографическая и пунктуационная грамотность

31.

        Контрольная работа

Индивидуальная самостоятельная работа по теме        

Орфографическая и пунктуационная грамотность

32.

        Работа над ошибками

Индивидуальная самостоятельная работа по теме        

Умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру ССП

Сложноподчиненное предложение.  21 час

33.

        Понятие о сложноподчиненном предложении Развитие орфографической зоркости, анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений, работа с СПП, решение лингвистических задач.

Работа с учебником, составление схем  

Орфографическая и пунктуационная грамотность, словарный диктант

34.

        Союзы и союзные слова

        Работа с учебником,

Схема. Орфографическая и пунктуационная грамотность

35.

        Союзы и союзные слова Графический диктант, работа со средствами связи СПП, формирование умений разграничивать союзы и союзные слова, анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений, разноаспектный анализ текста.

составление схем  

Схема. Орфографическая и пунктуационная грамотность

36.

        Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Составление таблиц

Таблица. Орфографическая и пунктуационная грамотность

37.

        Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Составление таблиц

Таблица. Орфографическая и пунктуационная грамотность

38.

        Классификация сложноподчиненных предложений Формирование умения распознавать и разграничивать виды СПП с разными видами придаточной части. Моделирование СПП разных видов

Составление таблиц. Работ с учебником, работа с пословицами, текстом

Таблица. Орфографическая и пунктуационная грамотность

39.

        Классификация сложноподчиненных предложений

Составление таблиц. Работ с учебником, работа с пословицами, текстом

Таблица. Орфографическая и пунктуационная грамотность

40.

        Сложноподчиненные с придаточным определительным  Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений, распознавание СПП с придаточными определительными, классификация предложений, исправление нарушений построения предложения

Работа с учебником, текстами

Орфографическая и пунктуационная грамотность

41.

        Сложноподчиненные с придаточным определительным

Проверочная работа

Проверочная работа

42.

        Сложноподчиненные с придаточным изъяснительным Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений, распознавание СПП с придаточными изъяснительными, классификация предложений, исправление нарушений построения предложения 

Работа с учебником, текстами

Орфографическая и пунктуационная грамотность, схемы

43.

        Сложноподчиненные с изъяснительным

придаточным

Сочинение-миниатюра в жанре экскурсионного сообщения

Миниатюра

44.

        Группы сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными  Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений, распознавание СПП с придаточными обстоятельственными и придаточными времени, классификация предложений, исправление нарушений построения предложения.

Работа с учебником, текстами

Орфографическая и пунктуационная грамотность

45.

        Сложноподчиненные предложения с придаточными времени Анализ сложных случаев пунктуации при составных союзах

Подготовка к сочинению на заданную тему

План сочинения

46.

        Сложноподчиненные предложения с придаточными места Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений, распознавание СПП с придаточными места, классификация предложений,  графический диктант

Работа с учебником, текстами

Графический диктант.

Орфографическая и пунктуационная грамотность

47.

        Сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели и следствия Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений, распознавание СПП с придаточными цели, причины и следствия, классификация предложений.

Работа с учебником, текстами.

Работа со словарями. Проверочная работа

Проверочная работа

48.

        Сложноподчиненные предложения с придаточным условия, уступки  Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений, распознавание СПП с придаточными условия, уступки, классификация предложений.

Работа с учебником, текстами. Моделирование предложений, наблюдение за стилистической окраской союзов

Проверочная работа

49.

        Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени, сравнительные  Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений, распознавание СПП с придаточными образа действия, меры и степени, сравнительные классификация предложений.

Подготовка монологического высказывания

Работа с учебником, текстами. Моделирование предложений.

Работа с интернет-ресурсами

Графический диктант.

Орфографическая и пунктуационная грамотность

50.

        Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными   Словарный диктант. Углубление знаний о видах подчинительной связи в СПП с двумя или более придаточными, пунктуация на стыке союзов, разноаспектный анализ текста.

Работа с учебником, текстами. Моделирование предложений.

Словарный диктант

51.

        Синтаксический разбор сложного предложения  Актуализация знаний о порядке синтаксического разбора СПП. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора. Моделирование предложений по данному началу

Работа с учебником, текстами.

Схема, план разбора

Орфографическая и пунктуационная грамотность

52.

        Повторение темы "Сложноподчиненное предложение"

Работа с материалом параграфа, разноаспектный анализ текста

Различные приемы работы с информацией текста.

Орфографическая и пунктуационная грамотность. Схемы

53.

        Контрольный диктант

Индивидуальная самостоятельная работа по теме        

Орфографическая и пунктуационная грамотность

Бессоюзное сложное  предложение. 8 часов

54.

        Понятие о бессоюзном сложном предложении Развитие орфографической зоркости. Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений. Определение смысловых отношений между частями СБП. Моделирование и употребление в речи синтаксических синонимов. Речеведческий анализ текста.

Работа с учебником, работа с высказыванием В.Г.Белинского, подготовка к домашнему сочинению

Словарный диктант

55.

Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений. Углубление знаний о видах смысловых отношений между частями СБП и пунктуации в СБП

Работа с таблицей, схемой

Таблица

56.

        Виды бессоюзных сложных предложений

Проверочная работа

Проверочная работа

57.

        Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении  Определение смысловых отношений между частями СБП разных видов. Разноаспектный анализ текста.

Работа с схемами предложений, анализ текста

Орфографическая и пунктуационная грамотность

58.

        Бессоюзное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении  Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений.

Возможность замены СБП синтаксическим синонимом. Работа с информацией разных видов,

Систематизация знаний об употреблении двоеточия в предложениях разных видов

Работа с учебником, схемами

Орфографическая и пунктуационная грамотность

59.

        Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия  и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Работа с учебником. Подбор эпиграфа к заданному тексту.

План развернутого пересказа

Орфографическая и пунктуационная грамотность

60.

        Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Актуализация знаний о порядке синтаксического разбора БСП. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора. Моделирование предложений по данному началу.

Работа с учебником, текстами.

Схема, план разбора

Орфографическая и пунктуационная грамотность

61.

        Повторение темы "Бессоюзные сложные предложения"

        Работа с материалом параграфа, разноаспектный анализ текста

Различные приемы работы с информацией текста

Орфографическая и пунктуационная грамотность. Схемы.

Сложное предложение с разными видами связи   5 часов

62.

        Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи  Орфографическая зоркость.

Углубление знаний о строении сложных предложений с разными видами связи.

Словарный диктант.

Работа с учебником

Словарный диктант

63.

        РР Сочинение-рассуждение

Определение проблемы текста, подбор примеров для аргументации

Орфографическая и пунктуационная, речевая грамотность созданного  текста

64.

        Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи  Актуализация знаний о порядке синтаксического разбора сложного предложения. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора. Моделирование предложений по данному началу

Работа с учебником, текстами.

Схема, план разбора.

Составление анкеты

Орфографическая и пунктуационная грамотность

65.

Контрольная работа

Индивидуальная самостоятельная работа по теме

Орфографическая и пунктуационная грамотность

66.

        Работа над ошибками

Индивидуальная самостоятельная работа по теме

Орфографическая и пунктуационная грамотность

Повторение 2 часа

67.

        Повторение и систематизация изученного. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

        Работа с материалами www.fipi.ru

68.

        Повторение и систематизация изученного. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Работа с материалами www.fipi.ru

ИТОГО 68  часов


Поурочно-тематическое планирование

урока

Дата

Тема урока

План

Факт

1.

        Русский язык как развивающееся явление

2.

        Русский язык как развивающееся явление

3.

        РР Аудирование и чтение

4.

        РР Аудирование и чтение

5.

        Официально-деловой стиль

6.

        Русский язык-язык русской художественной литературы

7.

        Русский язык-язык русской художественной литературы

8.

        Контрольная работа по стилистике

9.

        Контрольная работа по стилистике

10.

        РР Аудирование и чтение

11.

        РР Аудирование и чтение

12.

        Чтение и его виды

13.

        Чтение и его виды

14.

        РР Сочинение-рассуждение

15.

        РР Сочинение-рассуждение

16.

        

Контрольный диктант

17.

        Контрольный диктант. Работа над ошибками

18.

        Понятие о сложном предложении

19.

        Классификация типов сложных предложений

20.

        Понятие о сложносочиненном предложении

21.

        Строение сложносочиненного предложения

22.

                      Сжатое изложение

23.

        Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения

24.

        Виды сложносочиненных предложений

25.

        Знаки препинания в сложносочиненном предложении

26.

        Знаки препинания в сложносочиненном предложении

27.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

28.

        Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения

29.

        Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения

30.

Повтор темы "Сложносочиненное предложение

31.

        Контрольная работа

32.

        Работа над ошибками

33.

        Понятие о сложноподчиненном предложении

34.

        Союзы и союзные слова

35.

Союзы и союзные слова

36.

        Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

37.

        Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

38.

        Классификация сложноподчиненных предложений

39.

Классификация сложноподчиненных предложений

40.

        Сложноподчиненные с придаточным определительным

41.

        Сложноподчиненные с придаточным определительным

42.

        Сложноподчиненные с придаточным изъяснительным

43.

        Сложноподчиненные с придаточным изъяснительным

44.

        Группы сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными

45.

        Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

46.

        Сложноподчиненные предложения с придаточными места

47.

        Сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели и следствия

48.

        Сложноподчиненные предложения с придаточным условия, уступки

49.

50.

        Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени, сравнительные

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

51.

        Синтаксический разбор сложного предложения

52.

        Повторение темы "Сложноподчиненное предложение"

53.

        Контрольный работа

54.

        Понятие о бессоюзном сложном предложении

55.

        Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения

56.

        Виды бессоюзных сложных предложений

57.

        Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

58.

        Бессоюзное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

59.

        Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия  и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении.

60.

        Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

61.

        Повторение темы "Бессоюзные сложные предложения"

62.

        Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

63.

        РР Сочинение-рассуждение

64.

        Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи

65.

        Контрольная работа

66.

        Работа над ошибками

67.

        Повторение и систематизация изученного

68.

Повторение и систематизация изученного. Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...