«Оформление поздравительной открытки»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кужугет Жанна Октябрьевна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Оформление поздравительной открытки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx717.7 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тема:

Русский язык

Класс:

5

Тема:

«Оформление поздравительной открытки»

Цель:

Создание условий для получения знаний об оформлении поздравительной открытки

Задачи:

Образовательная:

  • Научить писать поздравительные открытки;
  • Показать, что письменное поздравление имеет четыре составные части: обращение, поздравление, пожелание и подпись;
  • Выработать умение составлять текст для конкретного адресата.

Развивающая:

  • развивать познавательный интерес к предмету «русский язык»;
  • развивать  навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной;
  • активизировать творческую деятельность учащихся;

Воспитательная:

  • создать условия для воспитания уважения к истокам русского и тувинского народов, интереса к русскому и тувинскому фольклору, родной речи и литературе, русскому языку и литературе,  повышать уровень культуры речи.

Тип урока:

Открытие новых знаний

Метапредметность на уроке:

  • Коммуникативные универсальные учебные действия: оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; работать в группе,
  • Личностные универсальные учебные действия: развитие любви и уважения к языку;  развитие эмоциональной сферы личности, осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
  • Регулятивные универсальные учебные действия: проговаривать последовательность действий на уроке; определять и формулировать цель на уроке; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
  • Познавательные универсальные учебные действия: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; представлять информацию в сжатом виде

Организация пространства: 

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа

Материально-техническое оснащение:

  1. Компьютер с колонками для учителя
  2. Проектор;
  3. Экран;
  4. Презентация для урока;
  5. Раздаточный материал ( клей, бумага А5-4 штуки, пословицы для Пазла)

Содержание  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Фронтальный опрос (ФО), групповая работа (ГР), работа в парах (РП)

I. Орг.

Момент

-Здравствуйте, ребята! Ребята, а какой у нас вами урок?

А для чего нам нужны уроки русского языка?

Ожидаемые ответы:

-Чтобы быть грамотными.

II. Мотивация к учебной деятельности.

 

- Ребята, чтобы приступить к работе, вам необходимо собрать пазл из отрывков, которые лежат перед вами. Когда соберете, сможете прочитать пословицу, значение которой вам необходимо будет объяснить.

- Что объединяет пословицы тувинского и русского народа??

- Для того чтобы наша работа в группах была плодотворной, давайте вспомним правила работы в группах.

Ученики собирают пазл и складывают в пословицы:

- "Век живи - век учись" (русская пословица)

- "Грамоте учиться всегда пригодится" (русская пословица)

-"У народа учись, из земли добывай" (тувинская пословица)

-"Старших – уважай, младших –воспитывай " (тувинская пословица)

Ожидаемый ответ:

- Человек должен учиться.

Ожидаемые ответы:

- Говори вежливо, называй собеседника по имени.

- Говори громко, внятно, понятно.

- Слушай и не перебивай товарища.

III. Формулирование темы, целей урока .

-Ребята, сегодня на урок я пригласила гостя. А кто он такой вы узнаете, когда отгадаете загадку.

По квартирам и домам

Много писем, телеграмм

Он приносит адресатам.

Как зовут его, ребята?

- Правильно, ребята. Сегодня у нас в гостях почтальон Печкин. И именно он сегодня будет помогать в нашей работе.

- А  как вы думаете, почему к нам в гости сегодня пришёл именно почтальон.

- Прежде чем мы узнаем тему сегодняшнего урока, предлагаю вам познакомиться со словом почтальон.

- Каждая группа получает задание, связанное с этим словом.

1 группа - работает с толковым словарём и узнают значение слова;

2 группа - работает с этимологическим словарём и определяют из какого языка к нам пришло это слово

3- группа - работает со словарём строения слов  подбирает однокоренные слова к слову почтальон;

4 группа - работает с текстом и узнаёт, когда впервые в Республике Тыва  появились почтальоны и чем они занимались.

- Молодцы. И вот первое задание от почтальона Печкина. Он принёс к нам на урок открытку моего сына.

- Когда мой сын, Доржу, учился  3 классе, он на День учителя решил своими руками сделать открытку Аиде Алдын-ооловне. Весь вечер он работал и принёс мне показать. Посмотрите, что у него получилось. Скажите, пожалуйста, классный руководитель обрадовался такой открытке?

- Почему?

- Почему у него получилась такая открытка?

- Догадались, какая  тема урока будет ?

- Цель урока?

Как вы думаете,  а нам пригодится это умение в жизни? Для чего?

Ожидаемый  ответ:

- Почтальон

Ожидаемый  ответ:

- Тема урока будет связанна с темой "Почта".

Учащиеся работают в группах и дают ответы.

Ожидаемый  ответ:

-Нет.

Ожидаемый ответ:

- Написано с ошибками, рисунок не подходит по теме.

Ожидаемый ответ:

- Не знает правил написания поздравительной открытки.

Ожидаемый ответ:

- Оформление поздравительной открытки

Ожидаемый ответ:

Научиться оформлять       поздравительную открытку

Ожидаемый ответ:

- Да.

- Для того, чтобы правильно оформлять поздравительные открытки.

-Чтобы кого-то поздравлять.

IV.Открытие нового знания 

 

-А что мы можем сделать, чтобы узнать эти правила?

- На какие вопросы мы будем с вами искать ответы?

-Чтобы ответить на эти вопросы мы  с почтальоном Печкиным приготовили для каждой группы задания. У вас  на столе лежат карточки, внимательно их изучите и постарайтесь дать полный ответ на поставленный вопрос.

(Приложение №1)

- А теперь мы вместе с почтальоном Печкиным послушаем ваши ответы.

По ходу ответов учитель выводит правила на экран проектора, затем раздаёт памятки каждому ученику. (Приложение № 4)

А сейчас мы немного отдохнём, почтальон Печкин приготовил для вас весёлую зарядку.

Ожидаемый ответ:

-Посмотреть в учебниках, в справочниках.

Ожидаемый ответ:

- Как начать поздравление?

- Что писать в поздравлении?

Учащиеся работают в группах , отвечают на поставленные вопросы.

Группы отвечают.

Учащиеся делают физминутку.

V. Применение нового знания 


- Скажите всем приятно получать поздравительные открытки?

А как вы думаете, приятно ли было бы сказочным героям получить поздравительную открытку?

- Посмотрите, пожалуйста,внимательно на экран, кого вы видите?

- Правильно, а давайте их назовём.

 

-Задание от почтальона Печкина - Соберите поздравительную открытку так,  чтобы она была без ошибок.

1 группа: Кощей Бессмертный поздравляет Чылбыга с 8 марта.

2 группа: Бармалей поздравляет Оскус-оола с Днём рождения.

3 группа: Лиса Алиса – Морозко с 23 Февраля.

4 группа: Кот Базилио -Красную шапочку с Новым годом.

(Приложение №2)

- Группы проверяют, если товарищи справились, то мы им аплодируем. Если нет, то поднимаем руку и говорим их ошибки.

Ожидаемый ответ:

- Да.

Ожидаемый ответ:

- Сказочных героев тувинских и русских сказок.

Ожидаемый ответ:

- Кощей-Бессмертный, Чылбыга, Бармалей, Оскус-оол, Красная шапочка, Морозко, Кот Базилио и Лиса Алиса.

Учащиеся выбирают заготовки и составляют поздравления.

(Работа выполняется на ватмане  А3, можно дать вырезки цветов и фломастеры)

VI. Этап проверки понимания изученного

- Молодцы. Вы справились с заданием. А сейчас Мы с почтальоном Печкиным хотим посмотреть, как запомнил каждый из вас сегодняшнюю тему. Мы предлагаем решить тест. Внимательно читаете и выбираете правильные ответы.

(Приложение 3)

- А теперь давайте проверим, как вы справились.

(учитель на экране выводит правильные ответы)

-Оценим  свою работу, похлопайте у кого все ответы были правильные.

-Потопайте, у кого была одна  ошибка.

-Что мы посоветуем тем ребятам, которые сделали больше ошибок?

Учащиеся индивидуально решают тест.

-Учащиеся самостоятельно проверяют.

-Учащиеся хлопают.

- Учащиеся топают.

Ожидаемый ответ:

-Не расстраиваться и в следующий раз быть внимательнее.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Подведём итоги урока. Выберите одну из фраз:

Сегодня на уроке  

Я узнал…..

Я вспомнил……

Я постарался………

Учащиеся по очереди отвечают на вопросы.

VII.Домашнее задание 

- Как вы думаете, что надо сделать дома, чтобы ещё раз закрепить сегодняшнее правило?

- Почтальон Печкин напоминает вам, что приближается замечательный праздник ваших учителей. И даёт такое задание, изготовить  открытку для одного учителя нашей школы  с красивым поздравлением.

Спасибо за урок. Почтальон Печкин с вами прощается до следующей встречи.

Ожидаемый ответ:

- Сочинить поздравление.


Приложение №1

1  группа

У Артыша  четыре открытки. Помогите ему выбрать две: одну, чтобы поздравить сестру Айлану, а вторую, чтобы поздравить учительницу Лилию Андреевну.                          

  1. Какую открытку лучше выбрать взрослому, а какую товарищу ?
  2. Выведите правило.
  3. Оформите ответ, опираясь на подсказки.

Мы считаем, что открытка с .................... подходит Айлане, а открытка с ..................  учительнице, потому что  …………….……………...............................................................................................................

Для взрослых лучше выбирать открытки, на которых нарисованы………………………………………

Для товарища можно выбрать открытки……..…………………………………………...............................

2  группа

Таня!
Желаю побольше хороших отметок и радостных дней!
Будь всегда красивой и счастливой!
Поздравляю с днем рождения.

                                Зина
.

Таня!
Поздравляю с днем рождения.
Желаю побольше хороших отметок и радостных дней!
Будь всегда красивой и счастливой!

Зина.

  1. Сравните две открытки? Какая, по-вашему, открытка оформлена неправильно?
  2. Выберите правильное построение открытки. (Используйте слова подсказки: обращение, поздравление, пожелание и подпись)
  3. Выведите правило.
  4. Оформите ответ, опираясь на подсказки

Мы считаем, что……………………….., потому что ……………………………………………..

Писать поздравление в открытке надо по плану…1.………………….....2......................................3......................................4............................

3 группа

Танька!
Желаю побольше хороших отметок и радостных дней!
Будь всегда красивой и счастливой!
Поздравляю с днем рождения.

                                Зина.

  1. Это поздравительная открытка подруге, посмотрите внимательно, как обращается к Тане подруга. Можно ли обращаться в открытках в такой форме?
  1. Что вы посоветуете ученице, которая написала  эту открытку?
  2. Выведите правило.
  3. Оформите ответ, опираясь на подсказки

Мы считаем, что……………………….., потому что ……………………………………………..

В открытках  обращаться надо ………………..…………………………………….......................

 В конце обращения  можно поставить…………........................................................................

4 группа

               

Уважаемый Андрей Ивановичь!

          Поздравляю вас с празником 23 февраля.

                                                               Дима.

  1. Это поздравительная открытка ученика учителю, всё ли слова в тексте поздравления написаны правильно ?
  2. Что вы посоветуете ученику, который написал эту открытку?
  3. Выведите правило.
  4. Оформите ответ, опираясь на подсказки

Мы считаем, что слова написаны ……………………….., потому что ………………………......

В открытках …………………………………….................................................................................

Прежде чем отправить открытку, надо   её ……...............................................................................

Приложение №2

1 группа         

Чылбыгашка,        

Чылбыга ,костяная нога.

Бабуся

Твой Кощей.

С 8 марта поздравляю

Желаю с метлы  свалиться.

Да лягушкой подавиться

Здоровья на сто лет желаю

Не ешь  всех без толку,

А лучше ешь морковку.

2 группа

Дорогой Оскус-оол!

Оскус-оолушка!

Твой друг, Бармалей.

Чтоб у тебя весь этот год

Забит был сладостями рот.

Желаю счастья и добра.

Поздравляю с Днём рождения!

С Днюхой тебя, Оскус-оолчик!

3 группа

Мороско!

Поздравляем с празником!

Поздравляем с 23 Февраля!

Желаем Золотого оленя отыскать,

Чтоб все желанья исполнять.

Желаем в лапы к нам попасть

Чтоб ключик драгоценный взять.

Кот Базилио и Лиса Алиса.

Твои загадочные друзья.

4 группа

Дорогая Красная шапочка!

Красная Шапка.

Желаю, чтоб бабушка была здорова,

Да счастья самого большого.

Желаю в лесу заблудиться

И к волку на ужин явиться!

С новым годом поздравляет

Кот Базилио.

Приложение №3

Тест                

  1. У Артыша 4 открытки. Помогите выбрать две: одну, чтобы поздравить сестру Айлану, а вторую, чтобы поздравить учительницу Лилю Андреевну.

1

3

2

4

  1. Лене подарили открытку.

Лена !

Будь красивой и счастливой.

Поздравляю с днём рождения!

Всё ли хорошо в тексте поздравления?

  1. Нет. Поздравление написано в неправильном порядке: сначала нужно поздравить, а потом желать.
  2. Нет. Написано с ошибками..
  3. В открытке всё хорошо. Зина придумала интересные пожелания.
  1. Папа получил в подарок от дочери открытку с поздравлением, но не одну, а сразу две. Как вы думаете, какую открытку выберет папа?

1. Дорогой папочка!

Поздравляю тебя с Днем защитника Отечества. Хочу пожелать тебе мирного неба, теплых лучей солнца и счастливых улыбок.

Твоя дочь Алена.

2. Папка!

С праздником тебя!

Желаю всего, чего пожелаешь сам себе! Не болей!

Твоя Алёна.

4. Бабушка получила на 8 марта поздравление!

Милая мая бабушка!

Поздравляю тебя с весенним женским празником. От всей души желаю тебе здоровья,  и бодрости духа.

Любящая внучька Марина.

Прочитайте ,найдите слова, в которых внучка сделала ошибки, запишите в исправленном виде.

5. Собери открытку в нужном порядке. Запишите только цифры.

1) Твой сын Женя.

2) От всего сердца поздравляю тебя с Международным женским днем!  

3)  Дорогая мамочка!

4)  Желаю счастья, здоровья.

        Приложение №4

Памятка

"Как оформлять открытку"

  1. Правильно выбери открытку для конкретного адресата
  2. Соблюдай правила построения поздравления:
  • Обращение
  • Поздравление
  • Пожелания
  • Подпись
  1. Обращайся к адресату вежливо.
  2. Проверь ошибки.


Почтовая связь в Туве имеет семисотлетнюю историю. В 9-12 веках Тува находилась в составе государства древних кыргызов, достигших высокого уровня хозяйственного и культурного развития.
В 13 веке Чингис-хан объединил разрозненные монгольские племена и создал сильное монгольское государство, которое делало грабительские набеги сначала на своих соседей, а затем на многие страны Азии и Европы. В 1207 году старший сын Чингис-Хаана Джучи вторгся на территорию нынешней Тувы, уничтожив существовавшую там федерацию древнехакасских государств.
Для поддержания связи на огромных пространствах завоеванных государств монголы организовали регулярную почтовую службу – почтовую гоньбу, которая служила, в основном, для передачи распоряжений и сообщений монгольских ханов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Поздравительная открытка"

Данное пособие разработано  для проведения  творческих мастерских по начальному техническому творчеству  «Подарок своими руками», которые регулярно...

Для создания поздравительной открытки

Для создания поздравительной открыткиПрезентация...

Праздничный выпуск программы «Поздравительная открытка», посвящённый международному женскому дню 8 марта

Конспект внеклассного мероприятия, посвящённого международному женскому дню 8 марта.  (для учащихся 5 класса)...

Поздравительная открытка в технике "Квиллинг"

Разработка занятия и презентация  "Поздравительная открытка в технике "Квиллинг"....

Поздравительная открытка в технике "Изонить".

Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству "Поздравительная открытка в технике "ИЗОНИТЬ"...